Программа математического кружка "Занимательная математика»
методическая разработка по теме
Программа математического кружка "Занимательная математика»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_matematicheskogo_kruzhka.docx | 30.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа математического кружка "Занимательная математика»
1 Пояснительная записка
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление.
Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, внеклассная работа по математике имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу.
Математический кружок – это самодеятельное объединение учащихся под руководством учителя, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время.
Программа рассчитана на один год обучения. Образование осуществляется в виде теоретических и практических занятий для учащихся – 2 часа в неделю.
Оптимальная численность группы – 12 человек.
В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Для обучения по программе принимаются все желающие учащиеся 7-9 классов.
Основная цель программы – развитие творческих способностей, логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке, и расширение общего кругозора ребенка в процессе живого и забавного рассмотрения различных практических задач и вопросов, решаемых с помощью одной арифметики или первоначальных понятий об элементарной геометрии, изучения интересных фактов из истории математики.
Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:
- привитие интереса учащимся к математике;
- углубление и расширение знаний учащихся по математике;
- развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся;
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры;
- воспитание трудолюбия, терпения, настойчивости, инициативы.
Частично данные задачи реализуются и на уроке, но окончательная и полная реализация их переносится на внеклассные занятия.
Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:
- учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- доброжелательный психологический климат на занятиях;
- личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
- подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;
- оптимальное сочетание форм деятельности;
- преемственность, каждая новая тема логически связана с предыдущей;
- доступность.
Программа может содержать разные уровни сложности изучаемого материала и позволяет найти оптимальный вариант работы с той или иной группой обучающихся. Данная программа является программой открытого типа, т.е. открыта для расширения, определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, запросов детей.
Ожидаемые результаты
По окончании обучения учащиеся должны знать:
- нестандартные методы решения различных математических задач;
- логические приемы, применяемые при решении задач;
- историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков.
По окончании обучения учащиеся должны уметь:
- рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
- систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;
- применять нестандартные методы при решении программных задач
II- Учебно-тематический план занятий (2 часа в неделю, всего 72 часа)
№ | Тема занятия | Общее кол-во часов |
1 | Вводное занятие. Как возникло слово “математика” | 2 |
2 | Рассказы о числах-великанах и числах-карликах. | 2 |
3 | Запись цифр и чисел у других народов | 2 |
4 | Задачи, решаемые с конца | 2 |
5 | Математические ребусы | 2 |
6 | Инварианты | 4 |
7 | Принцип Дирихле. | 4 |
8 | В стране рыцарей и лжецов | 4 |
9 | Графы и их применение в решении задач | 4 |
10 | Логические задачи, решаемые с использованием таблиц | 4 |
11 | Приемы устного счета | 4 |
12 | Скорость, расстояние, время и таинственные соотношения между ними | 4 |
13 | Задачи с дробями и процентами | 2 |
14 | Задачи на движение с дробями и процентами | 4 |
15 | Пропорции. Пропорциональное деление чисел и величин | 2 |
16 | Задачи на совместную работу | 4 |
17 | Число . Длина окружности, площадь круга | 4 |
18 | Возникновение отрицательных чисел | 2 |
19 | Решение линейных уравнений, содержащих модули | 4 |
20 | Решение задач с помощью уравнений | 4 |
21 | Задачи на сложные проценты | 4 |
22 | Графики и диаграммы | 2 |
23 | Итоговое занятие | 2 |
Итого: | 72 |
III- Содержание занятий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа математического кружка 8 класс "За страницами учебника математики"
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления. Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Математические кружки явля...
Рабочая программа математического кружка "Математика абитуриенту" в 11-ых классах .
Рабочая программа математического кружка" Математика абитуриенту "в 11-ых классах...
Программа математического кружка "Занимательная математика"
Программа математического кружка составлена для занятий с учащимися 5-9х классов, проявляющих повышенный интерес к математике. Программа рассчитана на 1 учебный год (1 час в неделю, ...
"Математический аукцион" на уроке в 9 классе по программе углубленного изучения математики автора Виленкин Н. Я.
Математический аукцион – это урок – соревнование, который заслуженно можно назвать азартной игрой. Его можно проводить как в форме личного состязания, так и в форме командного. На данном уроке у...
Программа математического кружка «За страницами учебника «Математика»
Данная программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по математике. Новизна программы кружка состоит в том, что она с...
Рабочая программа математического объединения «МАТЕМАТИКА И ЛОГИКА» для 5-6 классов
Данная программа, способствует развитию творческих мыслительных способностей и преодолению стереотипов и шаблонов мышления. Оптимальным условием выступает планомерное, целенаправленное предъявление их...
Программа математического кружка по математике "Занимательная математика"
Наряду с решением основной задачи занятия в математическом кружке предусматривают формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способност...