Программа математического кружка "Занимательная математика»
методическая разработка по теме

Салаватуллина Фарида Фидаиловна

Программа математического кружка "Занимательная математика»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_matematicheskogo_kruzhka.docx30.24 КБ

Предварительный просмотр:

Программа математического кружка "Занимательная математика»

 1  Пояснительная записка

   Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление.

    Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, внеклассная работа по математике имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу.

    Математический кружок – это самодеятельное объединение учащихся под руководством учителя, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время.

  Программа рассчитана на один год обучения. Образование осуществляется в виде теоретических и практических занятий для учащихся  – 2 часа в неделю.

   Оптимальная численность группы – 12 человек.

   В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Для обучения по программе принимаются все желающие учащиеся 7-9 классов.

   Основная цель программы – развитие творческих способностей, логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке, и расширение общего кругозора ребенка в процессе живого и забавного рассмотрения различных практических задач и вопросов, решаемых с помощью одной арифметики или первоначальных понятий об элементарной геометрии, изучения интересных фактов из истории математики.

  Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:

  • привитие интереса учащимся к математике;
  • углубление и расширение знаний учащихся по математике;
  • развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся;
  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры;
  • воспитание трудолюбия, терпения, настойчивости, инициативы.

  Частично данные задачи реализуются и на уроке, но окончательная и полная реализация их переносится на внеклассные занятия.

  Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • доброжелательный психологический климат на занятиях;
  • личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
  • подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;
  • оптимальное сочетание форм деятельности;
  • преемственность, каждая новая тема логически связана с предыдущей;
  • доступность.

  Программа может содержать разные уровни сложности изучаемого материала и позволяет найти оптимальный вариант работы с той или иной группой обучающихся. Данная программа является программой открытого типа, т.е. открыта для расширения, определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, запросов детей.

Ожидаемые результаты

 По окончании обучения учащиеся должны знать:

  • нестандартные методы решения различных математических задач;
  • логические приемы, применяемые при решении задач;
  • историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков.

 По окончании обучения учащиеся должны уметь:

  • рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
  • систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;
  • применять нестандартные методы при решении программных задач

II- Учебно-тематический план  занятий      (2 часа в неделю, всего 72 часа)

 №

Тема занятия

Общее кол-во часов

1

Вводное занятие. Как возникло слово “математика”

2

2

 Рассказы о числах-великанах и числах-карликах.

2

3

Запись цифр и чисел у других народов

2

4

Задачи, решаемые с конца

2

5

Математические ребусы

2

6

Инварианты

4

7

Принцип Дирихле.

4

8

В стране рыцарей и лжецов

4

9

Графы и их применение в решении задач

4

10

Логические задачи, решаемые с использованием таблиц

4

11

Приемы устного счета

4

12

Скорость, расстояние, время и таинственные соотношения между ними

4

13

Задачи с дробями и процентами

2

14

Задачи на движение с дробями и процентами

4

15

Пропорции. Пропорциональное деление чисел и величин

2

16

Задачи на совместную работу

4

17

Число . Длина окружности, площадь круга

4

18

Возникновение отрицательных чисел

2

19

Решение линейных уравнений, содержащих модули

4

20

Решение задач с помощью уравнений

4

21

Задачи на сложные проценты

4

22

Графики и диаграммы

2

23

Итоговое занятие

2

Итого:

72

III- Содержание  занятий

  1. Вводное занятие. Как возникло слово “математика”. Беседа о происхождении арифметики. Счет и десятичная система счисления. Счет у первобытных людей. История возникновения термина “математика”. Математическая игра “Не собьюсь”.
  2. Рассказы о числах-великанах и числах- карликах. Систематизация сведений о натуральных числах, чтение и запись многозначных чисел. Чтение и обсуждение рассказов о числах-великанах и числах карликах: “Легенда о шахматной доске”, “Награда”, “Выгодная сделка”.
  3. Запись цифр и чисел у других народов. Беседа о происхождении и развитии письменной нумерации. Цифры у разных народов. Конкурс “Кто больше знает пословиц, поговорок, загадок, в которых встречаются числа?”
  4. Задачи, решаемые с конца. Введение понятия текстовой задачи, сюжетной задачи. Самостоятельное решение задач, обсуждение решений. Разбор различных способов решения: по действиям, с помощью таблицы.
  5. Математические ребусы. Математическими ребусами называют задания на восстановление записей вычислений. Записи восстанавливают на основании логических рассуждений. При этом нельзя ограничиваться отысканием только одного решения. Разбор основных приемов решения математических ребусов. Самостоятельное решение задач, обсуждение решений.
  6. Инварианты. Понятие инварианта некоторого преобразования. В качестве инварианта рассматриваются четность (нечетность) и остаток от деления. Определение четного и нечетного числа. Применение четности при решении задач. Другие стандартные инварианты: перестановки, раскраски.
  7. Принцип Дирихле. Разбор формулировки принципа Дирихле, доказательство принципа методом от противного. Примеры различных задач, решаемых с помощью принципа Дирихле. Самостоятельное решение задач, обсуждение решений.
  8. В стране рыцарей и лжецов. В этой удивительной стране живут рыцари, все высказывания которых – правдивы и лжецы – каждое высказывание которых – ложь. И еще в этой стране бывают гости, в большинстве своем – нормальные люди, с которыми особенно трудно – они могут говорить правду, но могут и солгать. Внимательный путешественник, однако, всегда может разобраться кто перед ним… Решение задач.
  9. Графы и их применение в решении задач. Понятие графа, определения четной вершины, нечетной вершины. Свойства графа. Решение задач с использованием графов. Знакомство с биографией Леонарда Эйлера.
  10. Логические задачи, решаемые с использованием таблиц. Понятие высказывания как предложения, о котором можно сказать – истинно оно или ложно. Построение отрицательных высказываний, особенно со словами “каждый”, “любой”, “хотя бы один” и т. д. Методы решения логических задач с помощью применения таблиц и с помощью рассуждения. Объяснение данных методов на примере решения задач. Приемы устного счета. Умножение двухзначных чисел на 11. Возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5. Возведение в квадрат трехзначных чисел, оканчивающихся на 25. Умножение на 155 и 175. Деление на 5 и 25. Умножение на 9, 99, 999. Умножение на 111.
  11. Скорость, расстояние, время и таинственные соотношения между ними. Различные способы решения задач на движение.
  12. Задачи с дробями и процентами. Задачи на действия с дробями и процентами. Три основные задачи на дроби и проценты. Задачи на нахождение чисел по их сумме и разности, сумме и отношению с использованием дробей и процентов.
  13. Задачи на движение с дробями и процентами. Движение тел по течению и против течения реки. Одновременное и разновременное начало противоположно направленных движений и движений в одном направлении.
  14. Пропорции. Прямо пропорциональная зависимость величин. Решение задач на проценты с помощью пропорции. Разные задачи на пропорции. Обратная пропорциональная зависимость величин.
  15. Пропорциональное деление чисел и величин. Решение задач на пропорциональное деление. Деление числа на части, обратно пропорциональные данному ряду чисел. Задачи на пропорциональное деление из “Арифметики” Л.Ф. Магницкого.
  16. Задачи на совместную работу. Решение задач на совместную работу. Разные задачи.
  17. Число π. Длина окружности, площадь круга. История открытия числа π. Приближенное вычисление числа π. Задачи на нахождение длины окружности и площади круга. Измерение земного меридиана Эратосфеном.
  18. Возникновение отрицательных чисел. История возникновения отрицательных чисел. От Диафанта до Бхаскары. Путь к признанию отрицательных чисел.
  19. Решение линейных уравнений, содержащих модули. Определение модуля числа. Различные способы решения линейных уравнений, содержащих переменную под знаком модуля.
  20. Решение задач с помощью уравнений. Задачи на движение. Задачи на движение по воде. Задачи на совместную работу. Облегченный способ решения некоторых задач повышенной сложности.
  21. Проценты. Проценты в прошлом и в настоящее время. Арифметические знаки и обозначения. Знак процента. Решение задач. Задачи на смеси и сплавы. Задачи на сложные проценты.
  22. Графики и диаграммы. Графики. Чтение графиков. Диаграммы. Столбчатые и круговые диаграммы.
  23. Итоговое занятие. Подведение итогов. Поощрение успешно занимавшихся учащихся. Математический КВН.

IV. Методическое обеспечение

Основной формой проведения кружковых занятий является комбинированное тематическое занятие. Примерная структура данного занятия:

  1. Объяснение учителя или доклад учащегося по теме занятия.
  2. Самостоятельное решение задач по теме занятия, причем в числе этих задач должны быть задачи и повышенной трудности. После решения первой задачи всеми или большинством учащихся один из учащихся производит ее разбор. Учитель по ходу решения задач формулирует выводы, делает обобщения.
  3. Решение задач занимательного характера, задач на смекалку, проведение математических игр и развлечений.
  4. Подведение итогов занятия, ответы на вопросы учащихся, домашнее задание.

В процессе подготовки и проведения занятий у учащихся развиваются и улучшаются навыки самостоятельной работы с литературой, формируется речевая грамотность, четкость, достоверность и грамотность изложения материала, собранность и инициативность. Домашние задания заключаются не только в повторении темы занятия, а также в самостоятельном изучении литературы, рекомендованной педагогом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа математического кружка 8 класс "За страницами учебника математики"

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления. Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Математические кружки явля...

Рабочая программа математического кружка "Математика абитуриенту" в 11-ых классах .

Рабочая программа математического кружка" Математика абитуриенту "в 11-ых классах...

Программа математического кружка "Занимательная математика"

Программа математического кружка составлена для занятий с учащимися 5-9х классов, проявляющих повышенный интерес к математике. Программа  рассчитана на  1 учебный год (1 час в неделю, ...

"Математический аукцион" на уроке в 9 классе по программе углубленного изучения математики автора Виленкин Н. Я.

Математический аукцион – это урок – соревнование, который заслуженно можно назвать азартной игрой. Его можно проводить как в форме личного состязания, так и в форме командного. На данном уроке у...

Программа математического кружка «За страницами учебника «Математика»

Данная программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего  образования по математике.  Новизна  программы кружка состоит в том, что она с...

Рабочая программа математического объединения «МАТЕМАТИКА И ЛОГИКА» для 5-6 классов

Данная программа, способствует развитию творческих мыслительных способностей и преодолению стереотипов и шаблонов мышления. Оптимальным условием выступает планомерное, целенаправленное предъявление их...

Программа математического кружка по математике "Занимательная математика"

Наряду с решением основной задачи занятия в  математическом  кружке предусматривают формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способност...