Рабочая программа проектно - иследовательской деятельности по математике в 5 классе (на основе ФГОС).
рабочая программа (5 класс) по теме

Соболева Инна Ивановна

Представлена программа работы над интегрированным проектом «Арифметические действия над обыкновенными дробями. Красная книга РФ» с определением основных видов учебной деятельности. Данная работа имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления, стимулирует самостоятельность и способность к самореализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab._prog._pid_v_5_kl._po_matem._fgos.doc130 КБ

Предварительный просмотр:

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

"Хохольский лицей"

Хохольского муниципального района Воронежской области

«Расмотрено на заседании МО»

Руководитель МО

________________
________________

Протокол № ______

от

«___»________2014г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР _________

______________________________________

Протокол № ______

от

«____»_________2014г.

«Утверждаю»

Директор МКОУ «Хохольский лицей» ___________________

____________________

Приказ №________от «___»___________2014г.

Р А Б О Ч А Я   П Р О Г Р А М М А

проектно - исследовательской деятельности

по математике в 5 классе.

Разработала:

Соболева И.И.,

учитель математики

МКОУ "Хохольский лицей"

2014-2015учебный год

1. Пояснительная записка к рабочей программе  курса

  Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

 Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, работать в группе, создавать проекты, использовать ИКТ технологии, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

 Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Предлагаемые занятия предполагают развитие пространственного воображения и математической интуиции обучающихся, проявляющих интерес и склонность к изучению математики, в процессе решения задач практического содержания. Основное содержание курса математики начальной школы в большей степени ориентировано на абстрактный материал. Поэтому задачам практического содержания, способствующим развитию пространственного воображения обучающихся, их математической интуиции, логического мышления, должно уделяться особое внимание.

Рассматриваемые на занятиях занимательные геометрические и практические задания имеют прикладную направленность. Тематика занятий с системой соответствующих заданий позволяет учителю дифференцировать процесс обучения, осуществлять личностно-ориентированное, развивающее, гуманистически направленное обучение.

Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления, стимулирует обучающихся к самостоятельному применению и пополнению своих знаний через содержание курса, стимулирует самостоятельность и способность к самореализации. В результате у учеников формируется устойчивый интерес к решению задач повышенной трудности, значительно улучшается качество знаний, совершенствуются умения применять полученные знания не только в учебных ситуациях, но и в повседневной деятельности, за пределами школы. А это на сегодняшний день очень актуально в связи с осуществлением компетентностно-ориентированного подхода.

 Наряду с традиционными формами организации занятий будут применяться такие организационные формы как дискуссия, проекты, диспут, выступление с докладами, презентациями. Для развития познавательной активности обучающихся будут применяться видеофильмы и мультимедиа технологии, интернет-технологии, которые дают возможность повысить степень активности школьников и привлечь внимание обучающихся.

Цель программы:

в направлении  личностного развития:

  • формирование представлений о математике, как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
  • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
  • формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
  • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
  • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
  • развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

в метапредметном направлении:

  • развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
  • формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и  являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

в предметном направлении:

•        овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;

• создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Задачи программы:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
  • расширять математические знания в области математики;
  • развитие мотивации к собственной учебной деятельности;
  • учить применять математическую терминологию;
  • учить проектной деятельности;
  • развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
  • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Принципы программы:

  • Актуальность 

 Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.

  • Научность

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

  • Системность 

Курс строится от частных задач к общим (решение математических задач) и в конце курса презентация проекта.

  • Практическая направленность 

Содержание занятий направлено на освоение проектной деятельности, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

  • Обеспечение мотивации 

Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике, овладение методом проектов.

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение математических задач; 
  • оформление математических газет; 
  • участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»; 
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой; 
  • выполнение проекта, творческих работ; 
  • самостоятельная работа; работа в парах, в группах. 

2. Общая характеристика учебного спецкурса

Математика возникла на основе практической деятельности людей и в начале своего развития служила преимущественно практическим целям. Оторванность математических знаний школьного курса от практики приводит к непониманию цели изучения сложных формул, многочисленных теорем, правил; вызывает снижение интереса к математическим знаниям. Данная программа своим содержанием может привлечь внимание обучающихся 5 класса, так как в ней прослеживается неразрывная связь теории с практикой. Математическое образование не будет абстрактным, и у обучающихся все реже будет возникать вопрос: “А зачем нам нужно изучать математику?”. В данной программе подобраны задания с практическим содержанием, побуждающие познавательный интерес к математике, связанные с ситуациями в повседневной жизни. Опыт показывает, что включение в учебный процесс математических задач практического содержания необходимо и чрезвычайно важно. Эти задачи важны в психологическом отношении, так как формируют интересы обучающихся, развивают их логическое мышление. В методологическом отношении эти задачи интересны тем, что позволяют показать тесную взаимосвязь теории и практики. Методическая ценность этих задач состоит в том, что они обеспечивают возможность для применения разнообразных форм и методов обучения.

  

3. Место учебного спецкурса в учебном плане

Данная программа занятий предназначена, для обучающихся 5 класса, проявляющих интерес и склонность к изучению математики. Она составлена с учетом содержания программы по математике для учреждений, обеспечивающих получение среднего образования. В соответствии с учебным планом образовательного учреждения программа рассчитана спецкурс рассчитан на 9 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю во II полугодии учебного года (февраль – апрель) параллельно с изучением темы «Обыкновенные дроби».

4. Личностные, метапредметные, предметные результаты
освоения спецкурса

Изучение математики позволяет достичь следующих результатов

в личностном направлении:

1) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;

2) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность;

3) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

4) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

5) развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

в метапредметном направлении:

1) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

2) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

 3) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

4) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

 

Результаты

 

Формируемые умения

регулятивные

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; 
  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане 
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату 
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; 
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную; 
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве 

познавательные

  • умения учиться: навыкам решения творческих задач и навыкам поиска, анализа и интерпретации информации; 
  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу; 
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; 
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; 
  • расширить поиск информации за счёт библиотек и Интернета

коммуникативные

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). 
  • умение координировать свои усилия с усилиями других. 
  • формулировать собственное мнение и позицию; 
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том 
  • числе в ситуации столкновения интересов; 
  • задавать вопросы; 
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; 
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; 
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

в предметном направлении:

1) умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;

2) овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях ( натуральное число, дробь, геометрическая фигура, уравнение…) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;

3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений.

5. Формы и методы   организации учебного процесса.

Программа предусматривает работу детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.

Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение,  самостоятельная работа.

Методы контроля:   презентация,  тестирование.

Технологии, методики:

  1. уровневая дифференциация; 
  2. проектная деятельность; 
  3. проблемное обучение; 
  4. моделирующая деятельность; 
  5. поисковая деятельность; 
  6. информационно-коммуникационные технологии; 
  7. здоровьесберегающие технологии; 

Предлагаемый порядок действий:

  • Знакомство класса с темой. 
  • Выбор подтем (областей знания). 
  • Сбор информации. 
  • Выбор проектов. 
  • Работа над проектами. 
  • Презентация проектов. 

Творческими работами могут быть рисунок, открытка, викторина, газета, модель, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация и т.д.

Дети сами выбирают тему, которая им интересна по данной тематике, или предлагают свою тему.

 

6. Содержание курса «Математика вокруг нас»

Тема: «Обыкновенные дроби»

История дробей. Понятие дроби, равенство дробей (основное свойство дроби). Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение, сложение и вычитание любых дробей. Законы сложения. Умножение дробей, законы умножения. Деление дробей. Смешанные дроби и действия с ними. Решение текстовых задач.

7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

№ п/п

Тема занятия

Тип занятия

Планируемые результаты

1

История возникновения дробей.

мета-предметное погружение 

Предметные: Знать историю и понимать значимость математики.

Регулятивные УУД: развивать готовность и способность к выполнению норм и требований изучения предмета

Познавательные УУД: проявлять интерес к основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения

Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве

Личностные: Сформировать уважительное отношение к истории предмета «математика», формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры

2

Сравнение дробей.

комбинированный урок

Предметные: Использовать умение приводить дроби к общему знаменателю при решении заданий опережающего характера

Регулятивные УУД: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы

Познавательные УУД: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Коммуникативные УУД: договариваются о совместной деятельности, приходят к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов

Личностные: Иметь критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта.

3

Действия с дробями.

урок обобщения и систематизации знаний

Предметные: решать задачи на действия с дробями, понимать переход от частной задачи к математической модели

Регулятивные УУД: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, значимой  для различных сфер человеческой деятельности

Познавательные УУД: исследовать несложные практические задачи 

Коммуникативные УУД: описывать результаты совместной практической работы

Личностные: Формировать качества мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.

4

Арифметические операции со смешанными дробями.

урок закрепления знаний и умений

Предметные: Находить значения дробных числовых выражений, содержащих смешанные числа

Регулятивные УУД: различать способ и результат действия

Познавательные УУД: искать новые  способы решения задач, делать умозаключения (по аналогии) и выводы на основе аргументации

Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Личностные: Уметь выбирать желаемый уровень математических результатов

5

Арифметические операции со смешанными дробями.

урок - беседа

Предметные: Решать задачи прикладного характера

Регулятивные УУД: оценивать необходимость изучаемого материала

Познавательные УУД: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Коммуникативные УУД: аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом

Личностные: Формировать качества мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.

6

Задачи на дроби.

урок применения знаний и умений 

Предметные: Уметь решать задачи на нахождение части от целого и целого, если известна его часть.

Регулятивные УУД: адекватно самостоятельно оценивать правильность решений

Познавательные УУД: отображать в речи содержание совершаемых действий

Коммуникативные УУД: вести совместный поиск решений

Личностные: Уметь выбирать желаемый уровень математических результатов.

7

Задачи на дроби.

урок -  исследование

Предметные: Уметь решать задачи на нахождение части от целого и целого, если известна его часть.

Регулятивные УУД: осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату

Познавательные УУД: проводить самооценку своих достижений

Коммуникативные УУД: вести совместный поиск решений

 Личностные: Формирование общих способов интеллектуальной деятельности, , значимой  для различных сфер человеческой деятельности

8

Решение текстовых задач

урок -творческая лаборатория.

Предметные: Комбинировать известные алгоритмы решения задач

Регулятивные УУД: осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату

Познавательные УУД: строят речевое высказывание в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве

Личностные: Развивать интерес к математическому творчеству и математические способности.

9

Проект «Арифметические действия над обыкновенными дробями. Красная книга РФ»

учебная конференция

Предметные: представлять основные изучаемые понятия как важнейшие математические модели, позволяющие описывать и изучать реальные процессы и явления.

Регулятивные УУД: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы

Познавательные УУД: отображать в речи содержание совершаемых действий

Коммуникативные УУД:

вести совместный поиск решений

Личностные: Формирование общих способов интеллектуальной деятельности, , значимой  для различных сфер человеческой деятельности

8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения программы

1. Актуальные проблемы подготовки будущего учителя математики. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 3 / Под ред. Ю.А. Дробышева и И.В. Дробышевой. – Калуга: Изд-во КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2001. – 176с.

2. Глейзер Г.И. История математики в школе: IV-VI кл. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981. – 239с.

3. Глейзер Г.И. История математики в школе: VII-VIII кл. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982. – 240с.

4. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: Пособие лоя учащихся 5-6 классов средней школы – М.: Просвещение, 1989.

5. Фридман Л.М. Теоретические основы методики обучения математике. – М.: Флинта, 1998. – 224 с.

6. Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика / Глав. ред. М.Д.Аксенова; метод. и отв. ред. В.А.Володин. – М.: Аванта+, 2003. – 688с. 

 7. Электронные ресурсы на компакт – дисках:

Детская энциклопедия «Хочу все знать»

Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Большая советская энциклопедия.

9. Планируемые результаты реализации программы

Личностными результатами  является формирование следующих умений:

1.Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).

2.В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты: 

1.Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

2.Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

3.Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

4.Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий ).

5.Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

6.Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

7.Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

8.Создавать презентации.

Предметные результаты:

  1. Находить наиболее рациональные способы решения задач, используя при решении таблицы и «графы».
  2. Оценивать логическую правильность рассуждений.
  3. Применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений.
  4. Выполнять действия с натуральными числами и обыкновенными дробями, сочетая устные и письменные приёмы вычислений.
  5. Решать текстовые задачи арифметическим способом.

Межпредметные связи на занятиях по математике:

  • с уроками русского языка: грамотное оформление своего проекта.
  • с уроками экологии: развитие видение и понимание экологических проблем.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа проектно- исследовательской деятельности по математике в 5 классе по ФГОС. Проект «Математика вокруг нас».

Математика возникла на основе практической деятельности людей и в начале своего развития служила преимущественно практическим целям. Данная программа своим содержанием может привлечь внимание обучающи...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Живая математика» в условиях перехода на ФГОС ОО 5 класс

Внеурочная деятельность «Живая математика» предназначена  для внеурочной работы и рассчитана на учащихся 5-х классов, интересующихся математикой. Согласно ФГОС нового поколения, проведение такого...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика", 5 класс

Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»  (далее – Программа) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика", 6 класс

Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»  (далее – Программа) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Практическая математика", 9 класс

У обучающегося при освоении курса внеурочной деятельности будут сформированы внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам математики, понимание роли математических действий...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для учащихся 10 классов «Основы проектной деятельности»

Содержание программы учебной дисциплины «Основы проектной деятельности» направлено на достижение цели: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоен...