Реализация требований ФГОС тема "Квадратичная функция"
проект по алгебре (9 класс) на тему

Реализация требований ФГОС при обучении учащихся 9 класса темы "Квадратичная функция" Самостоятельная работа №2

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samostoyatelnaya_rabota_no2.docx43.36 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального

образования МО «Академия социального управления»

Дополнительное профессиональное образование

Кафедра математических дисциплин

ПРОЕКТ

Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 9  класса

темы: «Квадратичная  функция»

Самостоятельная работа №2

                                                                                                                                                                                                           Выполнил

                                                                                                                                                                                                                          слушатель учебного курса      

 

       «Актуальные проблемы развития                            

профессиональной компетентности

                                                                                                                                                                                                                           учителя ( в условиях ФГОС)»      учитель

                                                                                                                                                                                                                           математики      Поршакова Лариса                                                                                                                                                                                                                          

                                                                                 Валентиновна

                                                                           Руководитель курса: к.п.н. Ерина                   

                                                                      Татьяна Михайловна

                                                                 

                                                                    2012-2013 уч.год

Диагностируемые цели обучения теме «Квадратичная функция»:

Цели обучения делим на 3 уровня, т. к. идет дифференциация изучения темы. Дифференциация - это ориентация образовательных учреждений на развитие интересов, склонностей, способностей и педагогических возможностей обучающихся, т. е. процесс обучения, учитывающий особенности разных групп учащихся, рассчитанный на посильность обучения в каждой группе. Т. е., дифференциация – средство реализации индивидуализации.

Классификация уровней обучения (по В.П. Беспалько) - оптимально 3 - 4 уровня:

  • Уровень идентификации (распознавание объектов изучения в ряду подобных);
  • Уровень репродукции (память и понимание особенностей предмета);
  • Уровень умения применять усвоенную информацию в практическом плане для некоторого класса задач и получения новой информации на основе использования усвоенного образца деятельности;
  • Уровень трансформации (ориентирование в новых ситуациях и выработка новой программы действий).

Уровни делятся на три группы:

  •  Репродуктивный – знание отдельных фактов, неосознанное использование простейших умственных действий.
  • Реконструктивный – воспроизведение фактов, использование способов умственных действий в знакомых ситуациях.
  • Вариативный – перенос  знаний и способов умственных действий в незнакомые ситуации.

Использование данной системы целей позволяет:

1) концентрировать усилия учителя и учеников на главном, определять первоочередные задачи, порядок и перспективы дальнейшей работы

2) обеспечить ясность и гласность процесса обучения (разъяснить учащимся ориентиры в их общей учебной работе, обсудить их, довести до понимания любых заинтересованных лиц);

3) создать эталоны оценки результатов обучения;

4) обеспечить ученикам возможность достижения целей на выбранном уровне усвоения алгебры.

Мы будем рассматривать цели обучения математике на уровне учебной темы в соответствии с ФГОСОО. Первая цель - приобретение и преобразование УИ и формирование ПУД (Ц 1). Вторая цель - контроль усвоения теории (Ц 2). Третья цель - применение знаний и умений (Ц 3). Первые три цели соответствуют познавательным УУД. Четвёртая цель - формирование коммуникативных умений (Ц 4) соответствует коммуникативным УУД. Пятая цель - формирование организационных умений (Ц 5) соответствует регулятивным и личностным УУД [6].  Эти цели конкретизируются в учебных задачах по теме «Квадратичная функция» (таблица 1).

Таблица 1

Таблица целей обучения теме «Квадратичная функция и её график» по учебнику Ю.Н. Макарычева 9 класс

Формулировки обобщённых целей

Формулировки учебных задач, с помощью которых достигается обобщённая цель

Средства помощи

Цель считается достигнутой, если Вы на уровнях:

первом

втором

третьем

Ц1: приобретение и преобразование  УИ и  формирование логических ПУД

а) распознаете квадратичную функцию, заданную различными формулами: y=ax2, y=ax2+b, y=a(x-m)2, y=a(x-m)2+n, y=ax2+bx+c, можете привести примеры ;

б)можете строить графики функций  y=ax2   (а    а ),заданных в виде готовых таблиц ;

в)можете строить графики квадратичных функций y=ax2   (а   

а ) по  готовым шаблонам;

г)можете строить по алгоритму графики функций y=ax2        а

д) определяете расположение ветвей  параболы  по формуле, задающей функцию;  

в)описываете свойства функций y=ax2        а по готовым чертежам;

а) выполняете построение  графиков квадратичных функций , заданных различными формулами, путем параллельного переноса графика функции y=ax2 ,  с использованием шаблонов;

б) составляете алгоритм построения графиков квадратичных функций, заданных  формулами различного вида;    

в) обобщаете приёмы построения графиков в различных ситуациях;

г) описываете свойства графиков квадратичных  функций,  заданных различными формулами, по построенным чертежам;

д)находите по заданному изменению значения х соответствующие изменения значений у и  обратно.

а)даёте определение квадратичной функции, дополняете классификацию видов функций;

б)доказываете  принадлежность заданной функции к классу квадратичной, путем алгебраических преобразований выражения  заданной функции;  

в)выявляете преобразования, нужные для построения графиков квадратичных функций, заданных различными формулами;

г) составляете приёмы построения графиков квадратичных функций, заданных различными формулами

( например, выделением из квадратного трехчлена полного квадрата и т.д.)

д)строите графики квадратичной функции, содержащей знак модуля

а)таблицы графиков функций y=ax20);

б)таблица формул частного и общего вида квадратичных функций; в)шаблоны   графиков квадратичных функций;

г)презентации

по теме

д)тренажеры

первом

втором

третьем

Ц2: контроль усвоения теории;

  Знаете:

1) определение  квадратичной функции, можете привести примеры;

Можете:

1)распознавать элементарные квадратичные функции, заданные различными формулами;

2) строить графики функций

y=ax2   (а    а );

3) описывать  свойства графиков функций y=ax2   (а   

а ):

-расположение ветвей параболы;

-нахождение вершины параболы, оси симметрии, нулей функции ;

-находить по графику промежутки возрастания и убывания функции;

-находить  промежутки, в которых функция сохраняет знак.

Знаете:

1)определения квадратичной функции и её свойства, приводите примеры;

2) алгоритмы построения графиков квадратичных функций, заданных формулами различного вида;

3) способы построения графиков квадратичной функции с помощью параллельного переноса с использованием готовых  шаблонов;

4)построения графика квадратичной   по характерным точкам с помощью параллельного переноса;

Можете:

1)описывать свойства графиков  различных функций:

-направление ветвей;

-координаты вершины, расположение  оси симметрии;

-нули функции;

-промежутки знакопостоянства;

-промежутки возрастания и убывания;

-наибольшее и наименьшее значение функции;

2) обобщать приёмы построения графиков в различных ситуациях

Знаете:

1) формулы всех частных видов квадратичных функций и формулу общего вида;

2)способы построения графиков квадратичной функции, методом выделения полного квадрата из квадратного трехчлена;

3)приемы построения графиков квадратичной функции, содержащей

знак  модуля:   4)правильное употребление функциональной терминологии:

аргумент, функция, значение функции,  график функции, область определения, область значений, промежутки монотонности, наименьшее и наибольшее значение функции и другие;

4)Способы исследования квадратичной

функции

5)понимаете что функция -  это

модель, позволяющая описывать

и изучать разнообразные зависимости меж

-ду физическими величинами.

1)алгоритм построения графиков квадратичной функции методом исследования; 2)шаблоны графиков функций y=ax2   3) таблицы при- меров схем исследования графиков квадратичных функций вида y=ax2        4)подсказки.

5)презентации

по теме

первом

втором

третьем

Ц3: примение знаний и умений

Умеете

а)строить графики функций y=ax2   (а    а ) по готовым шаблонам;

б)строить графики функций y=ax2   (а    а ) по алгоритму;

б)читать графики функций y=ax2   (а    а ) по готовым чертежам.

Умеете: 

а)строить графики квадратичной функции 2-го уровня сложности аналитическим способом или  путем преобразований симметрии (Ох) и сдвига относительно осей координат,

б) описывать свойства графиков квадратичной функции по готовым чертежам;

Умеете 

а)строить графики квадратичной функции 3-го уровня сложности аналитическим способом или путем параллельного переноса вдоль осей координат;

б)строить графики квадратичной  функций, содержащей знак модуля или путем выделения полного квадрата из квадратного трехчлена;

в)выполнять различные задания, используя графики квадратичной функции

 

 

1)алгоритм построения графиков квадратичной функции методом исследования; 2)шаблоны графиков функций y=ax2   3) таблицы при- меров схем исследования графиков квадратичных функций вида y=ax2        4)подсказки.

5)презентации

по теме.

Ц4: формирование коммуникативных умений

На своем уровне усвоения темы: а) работаете в группе, оказываете помощь, рецензируете ответы товарищей,  организуете взаимоконтроль, взаимопроверку  на всех этапах учебно-познавательной деятельности (УПД) по выполненным заданиям предыдущих уровней с обоснованием;

б) оказываете помощь товарищам, работающим на предыдущих уровнях;

в) составляете проверочную работу  в соответствии со своим уровнем усвоения темы, предлагая ее для решения товарищу и проверяя ее решение;

г) осуществляете поиск информации для подготовки письменного сообщения и устного выступления в соответствии с изучаемой темой.

приёмы контроля, оценки; таблица коммуникатив-ной компетентности

Ц5: формирование организационных умений

В соответствии со своим уровнем усвоения темы:

а) выбираете уровень освоения темы;

б) выбираете темы для дополнительного изучения;

в)формируете цели своей учебной деятельности;

г) осуществляете самопроверку с использованием образцов, алгоритмов, приёмов;

д) оцениваете свою УПД по данным объективным критериям, по собственным критериям, сравнивая их с объективными критериями ;

 е) делаете выводы  по предыдущей УПД, о  дальнейших действиях, направленных на коррекцию, планируете коррекцию учебно-познавательной деятельности (УПД).

приёмы  постановки целей и саморегуляции УПД

УИ - учебная информация;

ПУД – познавательные учебные действия;

КУД – коммуникативные учебные действия;

     РУД – регулятивные учебные действия. 

Средства обучения, как важный компонент процесса обучения.

     Характеристика  материальных и идеальных  средств  обучения.

       Средство обучения - это идеальный или материальный объект, который используется для освоения знаний, формирования опыта, познавательной и практической деятельности.

       Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний.

Материальные средства обучения – это физические объекты, которые используют учитель и ученик для детализированного обучения.

Классифицирует объекты, выполняющие функцию средств обучения, по различным основаниям: по их свойствам, субъектам деятельности, влиянию на качество  знаний и на развитие различных способностей, их  эффективности в учебном процессе (в плане уменьшения  количество ошибок при решении задач).

      По субъекту деятельности средства обучения можно условно разделить на средства  преподавания и средства учения. Средствами преподавания пользуется в основном учитель для объяснения и закрепления учебного материала, а  средствами учения - учащиеся для его усвоения. В то же время часть средств обучения может быть и тем и другим, в зависимости от этапа обучения, средства преподавания имеют существенное значение для реализации информационной и управляющей функций учителя. Они помогают возбудить и поддерживать  познавательные интересы учащихся, улучшают наглядность учебного материала, делают его наиболее доступным, обеспечивают более точную информацию об изучаемом явлении, интенсифицируют самостоятельную работу и позволяют вести её  в индивидуальном темпе. Их можно разделить на средства объяснения нового материала, средства закрепления и средства контроля.

Интенсивность умственного развития зависит от того, даются ли средства обучения в готовом виде или конструируются учащимися на уроке совместно с учителем. Изготовление средств даёт большой развивающий эффект     и более высокое качество знаний учащихся, нежели их ординарное  использование по образцу, данному преподавателем. Это объясняется тем, что разработка новых средств обучения, как и усовершенствование основных, предполагает изменение познавательных знаний  и инструкций, использование новых видов тренировочных упражнений. Не абсолютное количество задач, а их разнообразие составляют одну из дидактических основ повышения качества знаний учащихся , расширения их кругозора и способностей.

   Наглядные пособия обычно классифицируются на три группы:

Обьемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.)

Печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники и т. п.)

Проэкционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды  и т.п.)

Печатные издания широко используются в практике обучения.Они дешевле, проще в изготовлении, печатаются в типографии или выполняются учителем совместно с учащимися. Их целесообразно применять как дополнительное средство наряду с натуральными предметами и их моделями.

          Материальные средства, необходимые для усвоения  всей  учебной дисциплины, составляют систему, производную от системы учебного предмета.

Система средств обучения строится согласно следующим принципам:

.Оборудование должно полностью удовлетворять педагогическим требованиям,  предъявляемым  к другим элементам учебного процесса: наглядно воспроизводить существенное в явлении, быть легко воспринимаемым и обозримым, иметь эстетический вид и т.п.Количество и типы средств обучения должны полностью обеспечивать материальные потребности учебной программы в системе, но без излишеств.

Средства обучения должны соответствовать  реальными условиям работы и потребностям местного населения. Каждое действие совершается с помощью какого-нибудь средства. Умственные действия совершаются при помощи идеальных средств,  которые  входят в состав компонентом мышления наряду  с образом конечного продукта  (целью),  условием задачи (деятельности)  и технологией работы (операционным составом мышления). В процессе объяснения  нового материала учитель выражает эти средства наглядно  (графически, символически  и т.п.), либо вербализует их (словесно).

. Функции средств обучения.

       Методика преподавания любого предмета предполагает использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных средств обучения. Применение специфических видов средств обучения дает возможность познакомить детей с сущностью и методами изучаемой науки. Поскольку каждый из видов средств обучения имеет свои характерные особенности, дидактические функции, то одно пособие не всегда может дать полную информацию об изучаемом объекте, раскрыть все содержание изучаемого материла. Поэтому средства обучения на уроке используются комплексно.       Средства обучения являются одним из основных факторов, оказывающих влияние на процесс обучения и воспитания. Кроме наглядности содержания обучения внимание заслуживает их роль в развитии воображения учащихся, мышлении, в формировании умений, закреплении знаний и их практическом использовании. Наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям. Проводя самостоятельные опыты, ученики могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых им рассказывает учитель. А  уверенность в истинности полученных сведений, убежденность в знаниях делают их осознанными, точными. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс усвоения, поддерживают внимание ребенка. При выборе любого варианта комплексного применения средств наглядности звеном каждого комплекса будет материал учебника, в котором выражено основное содержание предмета по каждому учебному вопросу, его границы, направленность, дидактическая структура формирования знаний и умений, в которую надлежит «вписать» избранную систему средств наглядности. Учебник предназначен для учителя и ученика, однако функции учебника в том  и другом случае несколько различны. Для ученика учебник является источником информации, средством её усвоения и самоконтроля. Для учителя – это прежде всего ориентир в руководстве учебным познанием учащихся, в определении объема и сложности учебного материала, средство контроля и в определенной степени дифференциации обучения.

 Средства  обучения теме «Квадратичная функция».

        Наглядные пособия  с определением квадратичной функции,   с графиком  функций y=x2  , с описанием основных ее   свойств, с  примерами графиков функций, заданных формулами вида  y=ax2+bx+c, с формулами нахождения координат вершин и приемами нахождения точек пересечения с осями координат (нулей функции), шаблоны графиков функций y=x2 ,y=ax2   (а  а ),  наглядные пособия  с алгоритмом построения графика квадратичной функции методом исследования, с  алгоритмом построения графиков квадратичной функции с помощью параллельного переноса, индивидуальные карточки с описанием этапов построения графика функции  вида y=ax2+bx+c и проверочные карточки с уже  готовыми  графиками,  приемы построения графиков функций , содержащих знак модуля и  приемы построения графиков функций , с помощью выделения полного квадрата, подсказки пошагового  построения графиков, например расположение ветвей параболы в зависимости от коэффициента  а, формулы нахождения вершин параболы и т.д. ,заполнение  готовых таблиц с частично заданными значениями. Использование ИКТ с презентациями   и математическими тренажерами по всем выше перечисленным пунктам. Также используется  прикладное программное обеспечение операционной системы Линукс, где учащиеся самостоятельно строят графики функции. Презентации очень помогают учащимся наглядно воспринимать информацию. Анализируя результаты обучения с использованием презентаций, качество обучения намного выше, чем, обучая без использования ИКТ. Также использование презентаций экономит время, что способствует большей работе на развитие практических навыков. С математическими тренажерами учащимся очень нравится работать, они решают задачи на компьютере, не используя письменных принадлежностей. Все задания представлены в виде игры. Результат демонстрируется в анимированном виде, поэтому у учащихся развивается не только навык решения задач, но и они видят результат своей работы в моделированном виде и способствует повышению интереса к изучению предмета. Помимо изучения математического материала, у учащихся развивается навык работы с компьютером, таким образом осуществляются межпредметные связи (математика-информатика). Для осуществления контроля знаний учащихся  используются   интерактивные тесты. Результат выполнения теста выводится на экран сразу, после введения ответов на вопросы. Это очень удобно и экономично во времени. Применение ИКТ при обучении математике,  у учащихся повышается мотивация к обучению, результативность обучения растет, экономится времени на уроке, разнообразится  дидактический   и наглядный материал, осуществляется дифференцированный  и индивидуальный подход  в обучении и  контроле знаний учащихся.

При решении учебных задач «Установление характера изменения функции при заданных значениях аргумента», «Нахождение промежутков знакопостоянства» целесообразно использовать рабочие таблицы с подвижной координатной осью или также  компьютерную графику. Такие  приемы позволяют активизировать внимание учащихся, улучшить запоминание. Использование таких методов обучения  способствует интенсификации обучения, так как учитель не тратит время на вычерчивание графиков, а сразу приступает к работе с классом.

Смена средств обучения  на одном уроке способствует активизации деятельности учащихся, что в свою очередь позволяет улучшить усвоение материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация требований ФГОС основного общего образования с помощью УМК по биологии под редакцией Пономаревой И.Н.

В данной статье идет анализ УМК под редакцией Пономаревой И.Н. в связи с новыми требованиями в ФГОС. Показаны плюсы данного издания....

Проект реализации требований ФГОС по теме "Квадратичная функция"

Проект по теме: "Реализация требований ФГОС при обучении учащихся 9-ого класса темы "Квадратичная функция" Самостоятельная работа...

Проект реализации требований ФГОС по теме "Квадратичная функция"

Проект реализации требований ФГОС при обучении учащихся 9 класса темы "Квадратичная функция" Самостоятельная работа №3...

Проект реализация требований ФГОС по теме "Квадратичная функция"

Проект реализации требований ФГОС обучающихся 9 класса по теме "Квадратичная функция" Самостоятельная работа №2...

Домашние задания по литературе как средство реализации творческого потенциала учащихся в рамках реализации требований ФГОС

В данной презентации предлагается система сквозных заданий по литературе для развития творческого потенциала учащихся. Задания предлагаются к использованию на уроках литературы (по учебнику В.Я.Корови...

Республиканский методический конкурс для учителей географии по теме: «Реализация требований ФГОС в географическом образовании» Направление: Современный урок географии с в соответствии с требованиями ФГОС СОО Тема урока: Дальний Восток

Тема урока: Дальний ВостокТехнология:личностно ориентированная, проблемно исследовательская, информационнокоммуник ационная, групповая работа , кейс технологииЦели урока:• Активизировать познават...

«Реализация требований ФГОС НОО и ФГОС ООО в работе учителя» (удостоверение).

laquo;Реализация требований ФГОС НОО и ФГОС ООО в работе учителя» (удостоверение)....