Игра-марафон "Пик знаний"
методическая разработка по алгебре (7 класс) на тему

Спирина Наталья Александровна
Очно-заочная игра для учащихся одного класса или всех учащихся (на усмотрение учителя). Игра рассчитана на долгое время, самое оптимальное на полугодие, включает в себя не менее 5-6 туров. Главная цель игры «ПИК ЗНАНИЙ» - приобщить к получению удовольствия от математики тех учащихся, которые от нее далеки. Еще одна цель- научиться записывать решения, т. е . связно и аргументировано излагать свои мысли, а также научиться анализировать то, как пришел к решению: что сделал сам, а в чем помогли. Игра- марафон «ПИК ЗНАНИЙ»- это соревнование со своими знаниями, а не со знаниями других учащихся, т.е. учащиеся соревнуются не друг с другом, а с задачами. Тема «кто лучше»,важная для детей , не исчезает, но перестает быть доминирующей. Это позволяет учителю поощрять и относительно слабых учеников, даже за самые незначительные успехи; способствует выстраиванию между участниками отношений доброго делового сотрудничества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРА-МАРАФОН « ПИК ЗНАНИЙ»

Очно-заочная игра для учащихся одного класса или всех учащихся (на усмотрение учителя). Игра рассчитана на долгое время, самое оптимальное на полугодие, включает в себя не менее 5-6 туров.

Главная цель игры «ПИК ЗНАНИЙ» - приобщить к получению удовольствия от математики тех учащихся, которые от нее далеки.

Еще одна цель- научиться записывать решения, т. е . связно и аргументировано излагать свои мысли, а также научиться анализировать то, как пришел к решению: что сделал сам, а в чем помогли.

Игра- марафон «ПИК ЗНАНИЙ»- это соревнование со своими знаниями, а не со знаниями других учащихся, т.е. учащиеся соревнуются не друг с другом, а с задачами. Тема «кто лучше»,важная для детей , не исчезает, но перестает быть доминирующей. Это позволяет учителю поощрять и относительно слабых учеников, даже за самые незначительные успехи; способствует выстраиванию между участниками отношений доброго делового сотрудничества.

При решении заданий разрешена любая помощь посторонних, при этом школьник  обязан написать в чем состояла эта помощь, а что он сделал сам. Например «Дедушка объяснял условие задачи, а решал я ее сам», «Решали вместе с мамой», «Я решил, брат проверил и нашел ошибку», «Сам решить не смог,предлагаю решение папы» .

Принятие помощи позволяет решить одну очень важную психологическую задачу: родители выступают не в роли контролеров, а в роли сотрудников со своим ребенком.

Можно предусмотреть и поощрение для родителей.

                                                ХОД ИГРЫ:

Туры проходят каждые две недели.

На первом занятии объясняются правила игры , решаются нестандартные и занимательные задачи, чтобы ученики имели представление о том, чем им предстоит заниматься  и объявляются задачи 1 тура.

На каждом следующем занятии разбираются задачи предыдущего тура и объявляются задачи следующего.Чаще всего учащиеся сдают решения непосредственно перед самим занятием, естественно учитель не успевает их проверить, поэтому разбор заданий рекомендуется проводить с использованием черновика.

Проверка-это довольно большая работа для учителя, при этом желательно выставлять не только баллы за задание , но записывать комментарии к решению. Таким образом на втором занятии выдаются результаты 1 тура, разбираются задания 2 тура и выдаются задания 3 тура. И так далее.

                                         КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:

5 баллов обычно дается за полное решение, в котором не только дано решение , но и доказано, что других решений нет. При этом у учителя обычно есть большой произвол в том, что считать полным решением, а что нет. Одним учащимся стоит завысить баллы, а к другим подойти строже. Аналогично обстоит дело и со штрафными очками за помощь: снимается от 0,5 до 1 балла в зависимости от того на каком этапе решения и какой вид помощи был оказан. Но иногда за особо оригинальную помощь баллы можно добавлять.

Можно начислять баллы и за решения, сданные после разбора- для некоторых детей запись понятного решения также является серьезной работой. Здесь стоит руководствоваться целью игры- научить ребенка решать задачи и получать от этого удовольствие. Главное условие- чтобы не нарушилось ощущение справедливости и чтобы оценка стимулировала ученика.

                                      УЧЕТ БАЛЛОВ И НАГРАЖДЕНИЕ:

Учитель ведет учет баллов. Вести учет только у себя или завести стенд-это выбор учителя.

Награждение нужно сделать максимально торжественным с вызовом ученика к доске и аплодисментами. Награждение проводится буквально со второго тура: если марафон состоит из 6 туров, в каждом из которых по 4 задачи, то максимальное количество баллов за игру-120, а за один тур-20. Награду получает ученик набравший 20, 40,60 и т.д.баллов , причем неважно за какое количество туров. Если за весь марафон учащемуся не удалось набрать 20 баллов, то он получает специальный приз за старание.

Призы должны быть необычными и уникальными. В начале марафона каждый участник получает именную линейку с надписью «ИГРА-МАРАФОН «ПИК ЗНАНИЙ»»,  на которую в дальнейшем приклеиваются полоски разных цветов: за 20 баллов –белая, за 40-желтая, за 60-зеленая и т.д. Призы- это плод фантазии учителя и учащихся.

                                            ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Игры и соревнования- естественное состояние ребенка, но использование соревнования в учебе –вещь опасная, чреватая психологическими травмами. В игре-марафоне «ПИК ЗНАНИЙ» риск травматизма сводится к минимуму, происходит воспитание у ребенка интеллектуальной честности и взаимоотношения ребенка и родителей в связи с обучением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе по теме: "Составляющие объективной оценки знаний учащихся по предмету в целом. Являются ли результаты ЕГЭ объективной оценкой уровня знаний ученика по математике?"

Составляющие объективной оценки знаний учащихся по предмету в целом.  Являются ли результаты ЕГЭ объективной оценкой уровня знаний ученика по математике?...

открытый урок 8 класс Закрепление и обобщение знаний уч-ся по темам: «Обращение», «Вводные слова и предложения», «Междометия», проверка знаний уч-ся.

Открытый урокПо русскому языкуУчитель :Леденёва Светлана МБОУСОШ №4 г. СветлоградТема:              Закрепление темы: «Предл...

"Знание научное и знание художественное" (электронное приложение к уроку искусства 8 класс)

«Искусство» 8 – 9 классы, авторы программы  Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова,    Е.Д.Критская. Тема урока: «Наука и искусство. Знание научное и знание художественное». Роль искусст...

Сценарий проведения торжественной линейки «В добрый путь, в прекрасную страну Знаний!», посвящённой Дню знаний.

Сценарий проведения общешкольнойторжественной линейки«В добрый путь, в прекрасную страну Знаний!»,посвящённой  Дню знаний....

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

1 сентября - «День знаний». Путешествие в страну знаний.

Игра -викторина, посвященная "Дню знаний"....