Рабочая программа учебного курса математики в 5 классе
рабочая программа по алгебре (5 класс) на тему

Фролова Нина Васильевна

Рабочая программа учебного курса математики в 5 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПРИМОКШАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Рассмотрена и одобрена на              Согласовано                                   Утверждаю

заседании МО естественно-             Заместитель директора школы    Директор МБОУ

математического цикла.                   по УВР                                           «Примокшанская СОШ»

Руководитель МО                              _________/Т. Д. Гусарова/           _________ /Л.П.Марина/

_________  / Л.П.Коверова/             «____»________2013 г.                  Приказ № ______ от

Протокол № ______от                                                                               «____»__________2013 г.                                                                            «____»____________2013 г.                                                                  

 

                                                                                         

 

Рабочая программа

учебного курса математики в 5 классе

на 2013-2014 учебный год


 
 

      Составитель: учитель математики Фролова Нина Васильевна

2013 г

Пояснительная записка

Математика 5 класс

(170 часов, 5 ч в неделю)

 Цели изучения математики

   Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.

Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей вводятся в 4-ой четверти. Примеры решения простейших  комбинаторных задач: перебор вариантов, правило умножения. Представление данных в виде таблиц, диаграмм. Понятие и примеры случайных событий.

Основная цель обучения математики в 5 классе:

  • выявить и развить математические и творческие способности учащихся;
  • обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений;
  • обеспечить базу математических знаний, достаточную для изучения смежных дисциплин и продолжения образования;
  • сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету.

Повторение на уроках проводится в следующих видах и формах:

  • повторение и контроль теоретического материала;
  • разбор и  анализ домашнего задания;
  • устный счет;
  • математический диктант;
  • самостоятельная работа;
  • контрольные срезы.

Особое внимание уделяется повторению при проведении самостоятельных и контрольных работ.

Основные развивающие и воспитательные цели

Развитие:

  • Ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • Математической речи;
  • Сенсорной сферы; двигательной моторики;
  • Внимания; памяти;
  • Навыков само и взаимопроверки.
  • Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.

Воспитание:

  • Культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
  • Волевых качеств;
  • Коммуникабельности;
  • Ответственности.

Целью изучения курса математики в 5 классе является систематическое развитие понятие числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.

Общая характеристика учебного предмета по математике

        Примерная программа основного общего образования задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе. В примерной программе по математике сохранена традиционная для российской школы ориентация на фундаментальный характер образования, на освоение школьниками основополагающих понятий и идей, таких, как число, буквенное исчисление, функция, геометрическая фигура, вероятность, дедукция, математическое моделирование. Настоящая программа включает материал, создающий основу математической грамотности, необходимой как тем, кто станет учеными, инженерами, изобретателями, экономистами и будет решать принципиальные задачи, связанные с математикой, так и тем, для кого математика не станет сферой непосредственной профессиональной  деятельности.
    Система математического образования в основной школе должна стать более динамичной за счет вариативной составляющей на всем протяжении второй ступени общего образования. В примерной программе по математике предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в математическую деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков, умений проводить рассуждения, доказательства. Наряду с этим в ней уделяется внимание использованию компьютеров и информационных технологий для у
 Фундаментом математических умений школьников являются навыки вычислений на разных числовых множествах. А основой для них, в свою очередь, — навыки устных вычислений, которые входят неотъемлемой частью в любые письменные расчеты, служат основой для прикидки результата и т.д. Кроме того, устные вычисления — эффективный способ развития у детей устойчивого внимания, оперативной памяти и других важных для обучения качеств. На формирование навыков устных вычислений нацелены специальные пособия — математические тренажеры, которые необходимо использовать на каждом уроке на этапе устной работы.

В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играют задачи. В обучении математике они являются и целью, и средством обучения и математического развития школьников. Следует иметь в виду, что теоретический материал осознается и усваивается преимущественно в процессе решения задач.

Необходимо всемерно способствовать удовлетворению потребностей и запросов школьников, проявляющих интерес, склонности и способности к математике. Такие школьники должны получать индивидуальные задания (и в первую очередь нестандартные математические задачи), их следует привлекать к оказанию помощи одноклассникам, к участию в математических кружках, олимпиадах, факультативных занятиях; желательно рекомендовать им дополнительную литературу. Развитие интереса к математике у школьников является важнейшей задачей учителя.

Важным условием правильной организации учебно-воспитательного процесса является выбор учителем рациональной системы методов и приемов обучения, ее оптимизация с учетом возраста учащихся, уровня их математической подготовки, развития общеучебных умений, специфики решаемых образовательных  и  воспитательных задач. В зависимости от указанных факторов учителю необходимо реализовать сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения, оптимизировать применение объяснительно-иллюстративных и эвристических методов, использование современных технических средств.

Учебный процесс необходимо ориентировать на рациональное сочетание устных и письменных видов работы как при изучении теории, так и при решении задач. Внимание учителя  должно быть направлено на развитие речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда — планирование своей работы, поиск рациональных путей ее выполнения, критическую оценку результатов. В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.

Статус документа            

Данная рабочая программа составлена на основании:

  • на   основе  примерной программы по предмету «Математика», рекомендованной  Минобрнауки  РФ с учетом программы Н. Я. Виленкина..
  • рекомендаций Министерства образования РМ по разработке и утверждению рабочих программ в общеобразовательных учреждениях от 12.04.2010г. с учётом приказа  №904 от 16.08.2011г. Минобрнауки  РМ.

         В целях повышения качества образования продолжается переход на

федеральные государственные стандарты основного общего образования.

Поэтому преподавание математики в 2013/2014 учебном году будет

осуществляться в соответствии с:

1. Федеральным компонентом государственного образовательного

стандарта 2004 года (ФК ГОС);

2. Федеральным государственным образовательным стандартом

основного общего образования 2010 года (ФГОС ОО).

Преподавание предмета «Математика» в соответствии с ФК ГОС и ФГОС

должно осуществляться с учетом следующего нормативно-правового

обеспечения:

1. Закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;

2. Закон об образовании в Республике Мордовия;

3. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего

образования (приказ Минобразования России от 05.03 2004 г. № 1089 «Об утверждении

федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного

общего и среднего (полного) общего образования»);

примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования

по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании

Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2005 г. № 03-1263,

http :// www . mon . gov . ru / edu - politic / standart .);

приказ Министерства образования и науки России от 19 декабря 2012 г. № 1067 «Об

утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к

использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих

образовательные программы общего образования и имеющих государственную

аккредитацию, на 2013/2014 учебный год».

       Программа составлены на основе обязательного минимума содержательной области образования «Математика», а также на основе федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по математике. Система уроков условна, но все же выделяются следующие виды:

Урок изучения нового материала. Предполагаются  совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты.

Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.

Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке. Любой учащийся может использовать компьютерную информационную базу по методам решения различных задач, по свойствам элементарных функций и т.д.

Урок - самостоятельная работа.  Предлагаются разные виды самостоятельных работ.

Урок - контрольная работа. Контроль знаний по пройденной теме

Место учебного предмета в Базисном учебном (образовательном) плане

    Базисный учебный (образовательный) план и Учебный план МБОУ «Примокшанская средняя общеобразовательная школа» на изучение математики в 5 классе отводят 5 учебных часов в неделю, всего 170 часов.
      Предмет «Математика» в 5 классе включает в себя арифметический материал, элементы алгебры и геометрии, а также элементы вероятностно-статистической линии.

Результаты освоения курса

     Изучение математики в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:

в личностном направлении:
1) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать

смысл поставленной
задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
2) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
3) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
4) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
5) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
6) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

 в метапредметном направлении:
1) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
2) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
3) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и пред-ставлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
4) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
5) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
6) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
7) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
8) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
9) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

в предметном направлении:
1) овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение, функция, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
2) умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками  устных, письменных, инструментальных вычислений;
4) овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований рациональных выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умение использовать идею координат на плоскости для интерпретации уравнений, неравенств, систем; умение применять алгебраические преобразования, аппарат уравнений и неравенств для решения задач из различных разделов курса;
5) овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой; умение использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
6) овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;
7) овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
8) усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
9) умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
10) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.




№ п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение, ч.

Контрольная работа, ч.

Самостоятельная работа, ч.

I.

Повторение

4

3

1

II.

Натуральные числа и шкалы

12

10

1

1

III.

Сложение и вычитание натуральных чисел

23

19

2

2

IV

Умножение и деление натуральных чисел

27

22

2

3

V

Площади и объемы

12

10

1

1

VI

Обыкновенные дроби

26

22

2

2

VII

Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей

15

13

1

1

VIII

Умножение и деление десятичных дробей

24

20

2

2

IX

Инструменты для вычислений и измерений

18

15

2

1

X

Повторение. Решение задач

9

7

1

1

 

Итого

170

141

15

14

Тематическое планирование по дисциплине «Математика 5 класс»

Содержание учебного предмета математики в 5 классе

1. Повторение – 4 часа

Натуральные числа. Решение уравнений. Решение задач с натуральными числами

Вводная контрольная работа

2.   Натуральные числа и шкалы – 12 ч

Обозначение натуральных чисел

Отрезок, Длина отрезка. Треугольник.

Плоскость, прямая, луч.

Шкалы и координаты.

Меньше или больше

Контрольная работа №1 по теме «Натуральные числа и шкалы»

Цель – систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков.

Задачи – восстановить у учащихся навыки чтения и записи многозначных чисел, сравнения натуральных чисел, а также навыки измерения и построения отрезков. Ввести понятие координатного луча, единичного отрезка и координаты точки. Понятия шкалы и делений, координатного луча

Знать и понимать:

Понятия натурального числа, цифры, десятичной записи числа, классов и разрядов.

Таблицу классов и разрядов. Обозначение разрядов.

Общепринятые сокращения в записи больших чисел, четные и нечетные числа, свойства натурального ряда чисел, однозначные, двузначные и многозначные числа.

Понятия отрезка и его концов, равных отрезков, середины отрезка, длины отрезка, значение отрезков.

Единицы измерения длины (массы) и соотношения между ними. Общепринятые сокращения в записи единиц длины (массы).

Измерительные инструменты.

Понятия треугольника, многоугольника, их вершин и сторон, их обозначение.

Понятия плоскости, прямой, луча, дополнительного луча, их обозначение.

Понятия шкалы и делений, координатного луча, единичного отрезка, координаты точки.

Понятия большего и меньшего натурального числа. Неравенство, знаки неравенств, двойное неравенство.

Уметь:

Читать и записывать натуральные числа, в том числе и многозначные.

Составлять числа из различных единиц.

Строить, обозначать и называть геометрические фигуры: отрезки, плоскости, прямые, находить координаты точек и строить точки по координатам.

Выражать длину (массу) в различных единицах.

Показывать предметы, дающие представление о плоскости.

Определять цену деления, проводить измерения с помощью приборов, строить шкалы с помощью выбранных единичных отрезков.

Чертить координатный луч, находить координаты точек и строить точки по координатам.

Сравнивать натуральные числа, в том числе и с помощью координатного луча.

Читать и записывать неравенства, двойные неравенства.  

(Владеть способами познавательной деятельности).

3.Сложение и вычитание натуральных чисел – 23 ч

 Сложение и вычитание натуральных чисел и его свойства

Вычитание.

Контрольная работа №2 по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел»

Числовые и буквенные выражения

Буквенная запись свойств сложения и вычитания

Уравнение.

Контрольная работа №3 по теме «Числовые и буквенные выражения. Уравнение»

Цель – закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел.

Задачи – уделить внимание закреплению алгоритмов арифметических действий над многозначными числами, т.к. они не только имеют самостоятельное значение, но и являются базой для формирования умений проводить вычисления с десятичными дробями. Составлять буквенные выражения по условию задач, решать уравнения на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание).

Знать:

Понятия действий сложения и

вычитания.

Компоненты сложения и вычитания.

Свойства сложения и вычитания натуральных чисел.

Понятие периметра многоугольника.

Алгоритм арифметических действий над  многозначными числами.

Уметь:

Складывать и вычитать многозначные числа столбиком и при помощи координатного луча.

Находить неизвестные компоненты сложения и вычитания.

Использовать свойства сложения и вычитания для упрощения вычислений.

Решать текстовые задачи, используя действия сложения и вычитания.

Раскладывать число по разрядам и наоборот

  1. Умножение и деление натуральных чисел – 27 ч

Умножение натуральных чисел и его свойства

Деление

Деление с остатком

Контрольная работа №4 по теме «Умножение и деление натуральных чисел»

Упрощение выражений

Порядок выполнения действий

Квадрат и куб числа

Контрольная работа №5 по теме по теме «Умножение и деление натуральных чисел»

Цель – закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами.

Задачи – целенаправленное развитие и закрепление навыков умножения и деления многозначных чисел. Вводится понятие квадрата и куба числа. Продолжается работа по формированию навыков решения уравнений на основе зависимости между компонентами действий.

Знать и понимать:

Порядок выполнения действий (в том числе, когда в выражении есть квадраты и кубы чисел).

Понятия программы вычислений и команды.

Таблицу умножения.

Понятия действий умножения и деления.

Компоненты умножения и деления.

Свойства умножения и деления натуральных чисел.

Порядок выполнения действий (в том числе, когда в выражении есть квадраты и кубы чисел).

Разложение числа на множители, приведение подобных слагаемых.

Деление с остатком, неполное частное, остаток.

Понятия квадрата и куба числа.

Таблицу квадратов и кубов первых десяти натуральных чисел

Уметь:

Заменять действие умножения сложением и     наоборот.

Находить неизвестные компоненты умножения и деления.

Умножать и делить многозначные числа столбиком.

Выполнять деление с остатком.

Упрощать выражения с помощью вынесения общего множителя за скобки, приведения подобных членов выражения, используя свойства умножения.

Решать уравнения, которые сначала надо упростить.

Решать текстовые задачи арифметическим способом на отношения «больше (меньше) на … (в…); на известные зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и др.).

Решать текстовые задачи с помощью составления уравнения (в том числе задачи на части).

Изменять порядок действий для упрощения вычислений, осуществляя равносильные преобразования.

Составлять программу и схему программы вычислений на основании ее команд, находить значение выражений, используя программу вычислений.

Вычислять квадраты и кубы чисел.

Решать уравнения на основе зависимости между компонентами действий (умножение и деление).

  1. Площади и объёмы – 12 ч

Формулы

Площадь. Формула площади прямоугольника, квадрата.

Единицы измерения площадей

Прямоугольный параллелепипед

Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда.

Контрольная работа №6 по теме «Площади и объемы»

Цель – расширить представление учащихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов, систематизировать известные им сведения об единице измерения.

 Задачи – отработать навыки решения задач по формулам. Уделить внимание формированию знаний основных единиц измерения и умению перейти от одних единиц к другим в соответствии с условием задачи.

Знать и понимать:

Понятие формулы.

Формулу пути (скорости, времени расстояния)

Понятия прямоугольника, квадрата, прямоугольного параллелепипеда, куба.

Измерения прямоугольного параллелепипеда.

Формулу площади прямоугольника, квадрата, треугольника.

Формулу объема прямоугольного параллелепипеда, куба.

Равные фигуры. Свойства

равных фигур.

Единицы измерения площадей и объемов.

Уметь:

Читать и записывать формулы.

Вычислять по формулам путь (скорость, время), периметр, площадь прямоугольника,

квадрата, треугольника, объем прямоугольного параллелепипеда, куба.

Вычислять площадь фигуры по количеству квадратных сантиметров, уложенных в ней.

Вычислять объем фигуры по количеству кубических сантиметров, уложенных в ней.

Решать задачи, используя свойства равных фигур.

Переходить от одних единиц площадей (объемов)к другим.

  1. Обыкновенные дроби - 26 ч

Окружность и круг

Доли. Обыкновенные дроби.

Сравнение дробей

Правильные и неправильные дроби

Контрольная работа №7 по теме «Обыкновенные, правильные и неправильные дроби».

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

Деление и дроби

Смешанные числа

Сложение и вычитание смешанных чисел

Контрольная работа №8 по теме «Смешанные числа. Сложение и вычитание смешанных чисел».

Цель – познакомить учащихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.

 Задачи – изучить сведения о дробных числах, необходимые для введения десятичных дробей. Уметь сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями, выделять целые части дроби.

Знать и понимать:

Понятия окружности, круга и их элементов.

Понятия доли, обыкновенной дроби, числителя и знаменателя дроби.

Основные виды задач на дроби. Правило сравнения дробей.

Уметь:

Понятия равных дробей, большей и меньшей дробей.

Понятия правильной и неправильной дроби.

Правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

Изображать окружность и круг с помощью циркуля, обозначать и называть их элементы.

Читать и записывать обыкновенные дроби.

Называть числитель и знаменатель дроби и объяснять, что ни показывают.

Изображать дроби, в том числе равные на координатном луче.

Распознавать и решать три основные задачи на дроби.

Сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями.

Сравнивать правильные и неправильные дроби с единицей и друг с другом.

Складывать и вычитать дроби с одинаковым знаменателем.

Записывать результат деления двух любых натуральных чисел с помощью обыкновенных

дробей.

Записывать любое натуральное число в виде обыкновенной дроби.

Выделять целую часть из неправильной дроби.

Представлять смешанное число в виде неправильной дроби.

Складывать и вычитать смешанные числа

  1. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей – 15 ч

Десятичная запись дробных чисел

Сравнение десятичных дробей

Сложение и вычитание десятичных дробей

Приближенные значения чисел

Округление чисел

Контрольная работа №9 по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей. Округление чисел»

Цель – выработать умение читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.

Задачи – четко представлять разряды рассматриваемого числа, уметь читать, записывать, сравнивать десятичные дроби.

Знать и понимать:

Понятие десятичной дроби, его целой и дробной части.

Правило сравнения десятичных дробей.

Правило сравнения десятичных дробей по разрядам.

Понятия равных, меньшей и большей десятичных дробей.

Правило сложения и вычитания десятичных дробей .

Свойства сложения и вычитания десятичных дробей.

Понятия приближенного значения числа, приближенного значения числа с недостатком

(с избытком).

Понятие округления числа.

Правило округления чисел,

десятичных дробей до заданных разрядов.

Уметь:

Иметь представление о десятичных разрядах.

Читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби.

Выражать данные значения длины, массы, площади, объема в виде десятичных дробей.

Изображать десятичные дроби

на координатном луче.

Складывать и вычитать десятичные дроби.

Раскладывать десятичные дроби по разрядам.

Решать текстовые задачи на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями.

Округлять десятичные дроби до заданного десятичного разряда.

  1. Умножение и деление десятичных дробей – 24ч

Умножение десятичных дробей на натуральное число

Деление десятичных дробей на натуральное число

Контрольная работа №10 теме «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа»

Умножение десятичных дробей

Деление на десятичную дробь

Среднее арифметическое

Контрольная работа №11 по теме «Умножение и деление десятичных дробей»

Цель – выработать умение умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.

Задачи – основное внимание привлекается к алгоритмической стороне рассматриваемых вопросов. На примерах отрабатывается правило постановки запятой в результате действия. Вводится понятие среднего арифметического нескольких чисел.

Знать и понимать:

Правило умножения двух десятичных дробей (правило постановки запятой в результате действия).

Правило деления числа на десятичную дробь (правило постановки запятой в результате действия).

Правило деления на 10, 100, 1000 и т.д.

Правило деления на 0,1; 0,01; 0,001;и т.д.

Свойства умножения и деления десятичных дробей.

Понятие среднего арифметического нескольких чисел.

Понятие средней скорости движения, средней урожайности, средней производительности.

Уметь:

Умножать и делить десятичную дробь на натуральное число, на десятичную дробь.

Выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.

Применять свойства умножения и деления десятичных дробей при упрощении числовых и буквенных выражений и нахождении их значений.

Вычислять квадрат и куб заданной десятичной дроби.

Решать текстовые задачи на умножение и деление, а также на все действия, данные в которых выражены десятичными дробями.

Находить среднее арифметическое нескольких чисел.

Находить среднюю скорость движения, среднюю урожайность, среднюю производительность и т.д.

  1. Инструменты для вычисления и измерения – 18 ч

Микрокалькулятор

Проценты

Контрольная работа №12 по теме «Проценты»

Угол. Прямой и развернутый углы. Чертежный треугольник.

Измерение углов. Транспортир

Круговые диаграммы

Контрольная работа №13 по теме «Инструменты для вычисления и измерения»

Итоговое повторение

Итоговая контрольная работа

Анализ итоговой контрольной работы

Цель – сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.

Задачи – понимать смысл термина «проценты». Учиться решать задачи на проценты; находить проценты от какой-либо величины; находить число, если известно несколько его процентов; находить, сколько процентов одно число составляет от другого. Формировать умения проводить измерения и строить углы. Учиться строить круговые диаграммы. Учить пользоваться калькулятором при вычислениях.

Знать и понимать:

Понятие процента. Знак, обозначающий «процент».

Правило перевода десятичной дроби в проценты и наоборот.

Основные виды задач на проценты.

Понятие угла и его элементов, обозначение углов, виды углов. Знак, обозначающий

«угол».

Свойство углов треугольника.

Измерительные инструменты.

Понятие биссектрисы угла.

Алгоритм построения круговых диаграмм.

Уметь:

Пользоваться калькуляторами при выполнении отдельных арифметических действий с

натуральными числами и десятичными дробями.

Обращать десятичную дробь в проценты и наоборот.

Вычислять проценты с помощью калькулятора.

Распознавать и решать три вида задач на проценты: находить несколько процентов, от какой либо величины.

9. Итоговое повторение – 9 ч

Календарно - тематический план по математике в 5 классе

Номер урока

№ п/п

Наименование разделов

 и тем

       

         Вид занятия

Всего часов

Из них

Дата проведения занятия

Контрольные работы, ч.

Самостоятельные работы, ч.

Планируемая

Фактическая

1

Натуральные числа и шкалы

15

2

2

1

1.1

Повторение   пройденного материала

Урок-повторение пройденного материала

2

1.2

Обозначение натуральных чисел.

Урок изучения нового материала

3

1.3

Натуральные числа. ИКТ.

Урок-презентация

4

1.4

Отрезок. Длина отрезка. Треугольник.

Урок изучения нового материала

5

1.5

Отрезок. Длина отрезка. Треугольник.

Комбинированный урок

6

1.6

Отрезок. Длина отрезка. Треугольник. Самостоятельная работа

Урок-самостоятельная работа  

СР

7

1.7

Плоскость. Прямая. Луч. ИКТ.

Урок изучения нового материала. Презентация

8

1.8

Плоскость. Прямая. Луч.

Урок-решение задач

9

1.9

Шкалы и координаты

Урок изучения нового материала

10

1.10

Шкалы и координаты

Комбинированный урок

11

1.11

Вводный контроль: срезовая контрольная работа

Урок - контрольная работа

СКР

12

1.12

Меньше или больше

Урок изучения нового материала

13

1.13

Больше или меньше

Самостоятельная работа

Урок-самостоятельная работа  

СР

14

1.14

Больше или меньше.

Урок-обобщение, систематизация знаний

15

1.15

Контрольная работа №1 по теме «Натуральные числа и шкалы»

Урок - контрольная работа

К-1

2

Сложение и вычитание натуральных чисел

20

2

5

16

2.1

Анализ контрольной работы. Сложение натуральных чисел.

Комбинированный урок

17

2.2

Сложение натуральных чисел

Комбинированный урок

18

2.3

Сложение натуральных чисел и его свойства

Урок-решение задач

19

2.4

Самостоятельная работа по теме «Сложение натуральных чисел и его свойства»

Урок-самостоятельная работа  

СР

20

2.5

Решение задач по теме: «Сложение натуральных чисел»

Урок-решение задач

21

2.6

Вычитание

Урок изучения нового материала

22

2.7

Вычитание.

Урок-решение задач

23

2.8

Самостоятельная работа по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел»

Урок-самостоятельная работа  

СР

24

2.9

Решение задач по теме «Вычитание

Урок-обобщение, систематизация знаний

25

2.10

Контрольная работа № 2 по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел»

Урок - контрольная работа

К-2

26

2.11

Числовые и буквенные выражения. ИКТ.

Комбинированный урок.

27

2.12

Числовые и буквенные выражения

Урок-решение задач

28

2.13

Самостоятельная работа по теме  «Числовые и буквенные выражения»

Урок-самостоятельная работа  

СР

29

2.14

Буквенная запись свойств сложения и вычитания

Урок изучения нового материала

30

2.15

Буквенная запись свойств сложения и вычитания

Урок-решение задач

31

2.16

Самостоятельная работа по теме  «Буквенная запись свойств сложения и вычитания»

Урок-самостоятельная работа  

СР

32

2.17

Уравнение. ИКТ.

Урок изучения нового материала. Презентация

33

2.18

Уравнение

Урок-решение задач

34

2.19

Самостоятельная работа по теме «Уравнение»

Урок-самостоятельная работа  

СР

35

2.20

Решение задач по теме «Уравнение»

Урок-обобщение, систематизация знаний

36

2.21

Контрольная работа № 3 по теме «Числовые и буквенные выражения. Уравнение»

Урок - контрольная работа

К-3

3

Умножение и деление натуральных чисел

27

2

5

37

3.1

Анализ контрольной работы.Умножение натуральных чисел и его свойства

Урок изучения нового материала.

38

3.2

Умножение натуральных чисел и его свойства.

Урок-решение задач

39

3.3

Самостоятельная работа по теме «Умножение натуральных чисел»

Урок-самостоятельная работа  

СР

40

3.4

Решение задач по теме «Умножение натуральных чисел»

Урок-решение задач

41

3.5

Решение задач по теме «Умножение натуральных чисел» СР

Комбинированный урок

СР

42

3.6

Деление

Урок изучения нового материала.

43

3.7

Деление. СР

Комбинированный урок

СР

44

3.8

Решение текстовых задач по теме «Деление»

Урок-решение задач

45

3.9

Решение текстовых задач по теме «Деление» СР

Комбинированный урок

СР

46

3.10

Решение текстовых задач по теме «Деление»

Урок-решение задач

47

3.11

Деление. Графический диктант.

Урок-решение задач

48

3.12

Решение задач алгебраическим способом по теме «Деление»

Урок-решение задач

49

3.13

Деление с остатком

Урок изучения нового материала.

50

3.14

Деление с остатком Решение текстовых задач.

Урок-решение задач

51

3.15

Деление с остатком. Решение уравнений.

Урок-обобщение, систематизация знаний

52

3.16

Контрольная работа № 4 по теме «Умножение и деление натуральных чисел»

Урок - контрольная работа

К-4

53

3.17

Анализ контрольной работы. Упрощение выражений.

Комбинированный урок

54

3.18

Упрощение выражений

Урок-решение задач

55

3.19

Решение задач с помощью уравнений. СР

Урок-самостоятельная работа  

СР

56

3.20

Решение задач на части.

Урок-решение задач

57

3.21

Решение задач способом составления уравнения

Урок-решение задач

58

3.22

Порядок выполнения действий

Комбинированный урок

59

3.23

Порядок выполнения действий. Решение задач.

Урок-решение задач

60

3.24

Порядок выполнения действий.

Урок-решение задач

61

3.25

Степень числа. Квадрат и куб числа.

Урок изучения нового материала.

62

3.26

Степень числа. Квадрат и куб числа.

Урок-обобщение, систематизация знаний

63

3.27

Контрольная работа № 5 по теме «Умножение и деление натуральных чисел»

Урок - контрольная работа

К-5

4

Площади и объемы

12

64

4.1

Анализ контрольной работы. Формулы

Комбинированный урок

65

4.2

Формулы

Урок-решение задач

66

4.3

Площадь. Формула площади прямоугольника.

Урок изучения нового материала.

67

4.4

Площадь. Формула площади прямоугольника

Урок-решение задач

68

4.5

Единицы измерения площадей

Урок изучения нового материала.

69

4.6

Единицы измерения площадей.

Урок-решение задач

70

4.7

Единицы измерения площадей. Самостоятельная работа.

Комбинированный урок

СР

71

4.8

Прямоугольный параллелепипед.

Урок изучения нового материала.

72

4.9

Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда.

Комбинированный урок

73

4.10

Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда.

Урок-решение задач

74

4.11

Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда.

Урок-обобщение, систематизация знаний

75

4.12

Контрольная работа № 6 по теме «Площади и объемы»

Урок - контрольная работа

К-6

5

Обыкновенные дроби

25

76

5.1

Анализ контрольной работы. Окружность и круг

Комбинированный урок

77

5.2

Окружность и круг

Урок-решение задач

78

5.3

Доли. Обыкновенные дроби

Урок изучения нового материала.

79

5.4

Обыкновенные дроби. Самостоятельная работа

Комбинированный урок

СР

80

5.5

Обыкновенные дроби

Урок-решение задач

81

5.6

Нахождение дроби от числа и нахождение числа по дроби

Урок изучения нового материала.

82

5.7

Решение задач на нахождение дроби от числа и числа по дроби

Урок-решение задач

83

5.8

Сравнение дробей

Урок изучения нового материала.

84

5.9

Сравнение дробей.

Урок-решение задач

85

5.10

Решение задач на сравнение дробей.

Урок-решение задач

86

5.11

Правильные и неправильные дроби

Урок изучения нового материала.

87

5.12

Правильные и неправильные дроби.

Урок-решение задач

88

5.13

Решение задач по теме «Правильные и неправильные дроби»

Урок-обобщение, систематизация знаний

89

5.14

Контрольная работа № 7 по теме «Обыкновенные, правильные и неправильные дроби»

Урок - контрольная работа

К-7

90

5.15

Анализ контрольной работы. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

Комбинированный урок

91

5.16

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

Урок-решение задач

92

5.17

Решение задач и уравнений путем сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

Урок-решение задач

93

5.18

Деление и дроби.

Урок изучения нового материала.

94

5.19

Деление и дроби. ИКТ.

Комбинированный урок. Презентация.

95

5.20

Смешанные числа

Урок изучения нового материала.

96

5.21

Смешанные числа. Самостоятельная работа

Урок-самостоятельная работа  

97

5.22

Сложение и вычитание смешанных чисел.

Урок-решение задач

98

5.23

Сложение и вычитание смешанных чисел.

Урок-решение задач

99

5.24

Сложение и вычитание смешанных чисел. Проверочная работа.

Урок-обобщение, систематизация знаний

СР

100

5.25

Контрольная работа № 8 по теме «Смешанные числа. Сложение и вычитание смешанных чисел».

Урок - контрольная работа

К-8

6

Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей

13

101

6.1

Анализ контрольной работы. Десятичная запись дробных чисел.

Комбинированный урок

102

6.2

Десятичная запись дробных чисел.

Урок-решение задач

103

6.3

Сравнение десятичных дробей

Урок изучения нового материала.

104

6.4

Сравнение десятичных дробей

Урок-решение задач

105

6.5

Сравнение десятичных дробей. Самостоятельная работа

Комбинированный урок

СР

106

6.6

Сложение и вычитание десятичных дробей

Урок изучения нового материала.

107

6.7

Сложение и вычитание десятичных дробей

Урок-решение задач

108

6.8

Сложение и вычитание десятичных дробей. Самостоятельная работа.

Урок-самостоятельная работа  

СР

109

6.9

Решение задач по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»

Урок-решение задач

110

6.10

Обобщающий урок по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»

Урок-обобщение, систематизация знаний

111

6.11

Приближенные значения чисел. Округление чисел.

Урок изучения нового материала.

112

6.12

Приближенные значения чисел. Округление чисел.

Урок-обобщение, систематизация знаний

113

6.13

Контрольная работа № 9 «Сложение и вычитание десятичных дробей. Округление чисел»

Урок - контрольная работа

К-9

7

Умножение и деление десятичных дробей

26

114

7.1

Анализ контрольной работы. Умножение десятичных дробей на натуральные числа

Комбинированный урок

115

7.2

Умножение десятичных дробей на 10, 100 и т.д.

Урок-решение задач

116

7.3

Умножение десятичных дробей на 10, 100 и т.д.  Самостоятельная работа

Комбинированный урок

СР

117

7.4

Деление десятичных дробей на натуральные числа

Урок изучения нового материала.

118

7.5

Деление десятичных дробей на натуральные числа

Урок-решение задач

119

7.6

Деление десятичных дробей на 10,100, 1000 и т.д.

Урок-решение задач

120

7.7

Обращение обыкновенной дроби в десятичную с помощью деления. Самостоятельная работа.

Урок-самостоятельная работа  

СР

121

7.8

Решение задач с помощью деления десятичных дробей на натуральные   числа.  

Урок-обобщение, систематизация знаний

122

7.9

Контрольная работа № 10 по теме «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа»

Урок - контрольная работа

К-10

123

7.10

Анализ контрольной работы. Умножение десятичных дробей.

Комбинированный урок

124

7.11

Умножение десятичных дробей на 0,1; 0,01; 0,001. ИКТ.

Урок-презентация

125

7.12

Умножение десятичных дробей на 0,1; 0,01; 0,001. Самостоятельная работа.

Урок-самостоятельная работа  

СР

126

7.13

Решение задач на умножение десятичных дробей.

Урок-решение задач

127

7.14

Решение задач на движение по теме «Умножение десятичных дробей»

Урок-решение задач

128

7.15

Деление на десятичную дробь

Урок изучения нового материала.

129

7.16

Деление на десятичную дробь

Урок-решение задач

130

7.17

Деление на 0,1; 0,01; 0,001. Самостоятельная работа.

Урок-самостоятельная работа  

СР

131

7.18

Решение задач по теме «Деление на десятичную дробь»

Урок-решение задач

132

7.19

Решение задач по теме «Деление на десятичную дробь»

Урок-решение задач

133

7.20

Решение задач по теме «Деление на десятичную дробь». Самостоятельная работа.

Комбинированный урок

СР

134

7.21

Обобщающий урок по теме «Деление на десятичную дробь»

Урок-обобщение, систематизация знаний

135

7.22

Среднее арифметическое

Урок изучения нового материала.

136

7.23

Среднее арифметическое

Комбинированный урок

137

7.24

Решение задач по теме «Среднее арифметическое»

Урок-решение задач

138

7.25

Решение задач по теме «Среднее арифметическое»

Урок-обобщение, систематизация знаний

139

7.26

Контрольная работа № 11 по теме «Умножение и деление десятичных дробей»

Урок - контрольная работа

К-11

8

Инструменты для вычислений и измерений

17

140

8.1

Микрокалькулятор

Комбинированный урок

141

8.2

Микрокалькулятор

Комбинированный урок

142

8.3

Проценты

Урок изучения нового материала.

143

8.4

Проценты

Урок-решение задач

144

8.5

Решение задач  на нахождение числа по процентам.

Урок-решение задач

145

8.6

Решение задач на тему «Проценты»

Урок-решение задач

146

8.7

Решение задач на процентное отношение чисел.

Урок-обобщение, систематизация знаний

147

8.8

Контрольная работа № 12  по теме «Проценты»

Урок - контрольная работа

К-12

148

8.9

Угол . Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник.

Комбинированный урок

149

8.10

Угол . Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник.

Комбинированный урок

150

8.11

Решение текстовых задач по теме «Вычисления и измерения»

Урок-решение задач

151

8.12

Измерение углов. Транспортир.

Урок изучения нового материала.

152

8.13

Измерение углов. Транспортир. Самостоятельная работа.

Комбинированный урок

СР

153

8.14

Свойство углов треугольника.

Комбинированный урок

154

8.15

Круговые диаграммы. ИКТ.

Урок изучения нового материала. Презентация.

155

8.16

Круговые диаграммы.

Урок-обобщение, систематизация знаний

156

8.17

Контрольная работа № 13 по теме «Углы»

Урок - контрольная работа

К-13

9

Повторение. Решение задач

14

157

9.1

Анализ контрольной работы. Натуральные числа. Действия с натуральными числами.

Комбинированный урок

158

9.2

Натуральные числа. Действия с натуральными числами.

Урок-решение задач

159

9.3

Решение задач на встречное движение.

Урок-решение задач

160

9.4

Решение задач на движение.

Урок-решение задач

161

9.5

Решение задач на движение вдогонку.

Урок-решение задач

162

9.6

Обыкновенные дроби.

Комбинированный урок

163

9.7

Сложение и вычитание обыкновенных дробей.

Урок-решение задач

164

9.8

Десятичные дроби и действия с десятичными дробями.

Урок-решение задач

165

9.9

Десятичные дроби и действия с десятичными дробями.

Урок-решение задач

166

9.10

Десятичные дроби. Решение задач.

Урок-решение задач

167

9.11

Проценты. Задачи на проценты.

Урок-решение задач

168

9.12

Решение задач с геометрическим содержанием.

Урок-решение задач

169

9.13

Решение задач с геометрическим содержанием. Самостоятельная работа.

Комбинированный урок.  Урок-обобщение, систематизация знаний

СР

170

9.14

Итоговая контрольная работа

Урок - контрольная работа

К-14

Итого

170

14

Материально-техническое обеспечение учебного предмета

1. Перечень оборудования

1) Транспортир, циркуль, линейка, чертежный треугольник.  

2) Телевизор, компьютер.                        

2. Учебно – наглядные материалы:

1) Геометрические тела и фигуры: прямоугольный параллелепипед, куб

2) Таблицы.

3) Дидактический материал (карточки: контрольные работы, самостоятельные работы, тесты).

Учебно – методическое обеспечения предмета

Учебно – программные материалы:

1) Примерные программы основного общего образования по математике.        

Вестник образования. №2, 2006.

2) Сборник нормативных документов. Математика. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный план.Москва. Дрофа, 2006.

3) Программно- методические материалы. Математика 5 – 11 классы.

Москва. Дрофа, 2002.

Учебно – теоретические материалы:

Учебник: Математика 5.

Авторы: Н. Я. Виленкин и др.

Москва. Мнемозина, 2010.

Учебно – практические материалы:

1)Дидактические материалы по математике. 6 класс.

Авторы: А.С. Чесноков, К. И. Нешков.

Москва. Просвещение, 2001.

2) Тесты. Математика 5- 6 классы.

Авторы: Е.В.Юрченко, Ел.В. Юрченко.

Москва. Дрофа, 2000.

3)  Попова Л.П. Поурочные разработки по математике: 5 класс.-М.:ВАКО, 2008.-  496с.(В помощь школьному учителю)

4) Жохов В.И. Преподавание математики в 5 и 6 классах: по учебникам: Математика/ Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд.М.: Мнемозима, 2007

5) Поурочные разработки по математике 5-6 классы  «Теория вероятностей.И.Н. Данкова, С.Ф.Кузьминых, М.В. Юрченко, Н.В. Черных. Теория вероятностей. Поурочные разработки по математике 5-6 классы. Воронеж, ВОИПК и ПРО, 2009

Учебно – справочные материалы:

1) Математический энциклопедический словарь.

Москва. Советская энциклопедия, 1995.

Интернет-сайты:

http://standart.edu.ru/

ЦОРы сети Интернет: http://metod-kopilka.ruhttp://school-collection.edu.ru/catalog/, http://uchitel.moy.su/, http://www.openclass.ru/, http://it-n.ru/, http://pedsovet.su/, http://www.uchportal.ru/, http://zavuch.info/, http://window.edu.ru/, http://festival.1september.ru/, http://klyaksa.net и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса "Математика" 5 класс (УМК И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович)

Программа рассчитана на 210 часов в год, 6 часов в неделю. Программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование уроков....

Рабочая программа учебного курса «Математика» 5 класса К учебнику Н.Я. Виленкин

Рабочая программа курса математика 5 класс, 5 часов в неделю,к  учебнику Н.Я. Виленкин....

Рабочая программа учебного курса «Математика» 5 класс

Рабочая программа учебного курса «Математика» для 5 класса ; 175 часов  Учебник : Математика: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чеснок...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса "математика" 6 класс

   Рабочая программа по математике для 6 класса составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:1.Закон Российской Федерации «Об образовании» (п.2. ст. 32).2.Фе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса « Математика» 6 класс ФГОС к учебнику Виленкина Н.Я.

Класс: 6 класс. Уровень изучения учебного материала: базовыйРабочая программа разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образова...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Математика» 5 класс

Пояснительная записка. Календарно-тематическое планирование. Ресурсный материал...