Программа элективного курса "Квадратный трехчлен в задачах", 9 класс.
элективный курс по математике (9 класс)

Федорова Елена Анатольевна

Элективный курс по теме  "Квадратный трехчлен в задачах."

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа элективного

курса по алгебре

«Квадратный трехчлен в задачах»

Учитель: Фёдорова Е А


Пояснительная записка

Квадратный трехчлен и его свойства систематически изучаются в школьном курсе алгебры на протяжении нескольких лет. Задачи по этой теме – непременный атрибут экзамена по алгебре в школе и вступительного экзамена в вуз. Между тем, опыт показывает, что многие школьники усваивают этот материал формально и неглубоко, в результате чего возникают проблемы при решении задач такого типа. В процессе изучения данного элективного курса старшеклассник познакомится с различными методами решения задач данной темы. Элективный курс предусматривает не только овладение различными умениями, навыками, приемами для решения задач, но и создает условия для формирования мировоззрения ученика, логической и эвристической составляющих мышления. Задачи по данной теме, как правило, относятся к наиболее трудным задачам, носят исследовательский характер. Во-первых, следует помнить, что не всякое уравнение с параметром, внешне похожее на квадратное, является таковым при всех значениях этого параметра. Следует внимательно отслеживать те значения параметра, при которых обращается в нуль первый коэффициент уравнения: в этом случае уравнение вырождается в линейное, а известная формула для вычисления корней квадратного уравнения становится неприменимой. Знак первого коэффициента квадратного трехчлена существенно влияет на его свойства. В этой связи часто бывает полезно рассмотреть по отдельности те множества значений параметра, на которых первый коэффициент трехчлена принимает определенный знак. Необходимым и достаточным условием того, что квадратное уравнение имеет действительные корни, является неотрицательность дискриминанта. Вместе с тем, можно придумать много других достаточных (но не необходимых!) условий существования действительных корней квадратного трехчлена. Составить квадратное уравнение по двум известным его корням – задача несложная. Оказывается, чтобы составить квадратное уравнение с рациональными коэффициентами, иногда (но не всегда) достаточно знать только один его корень. В школьных учебниках по математике таких задач недостаточно. Учащиеся, изучившие данный материал, смогут реализовать полученные знания в профильных классах, а также на итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Освоив методы и приемы решения задач по этой теме, школьники успешно справятся с олимпиадными задачами. Для реализации целей и задач данного элективного курса предполагается использовать следующие формы занятий: лекции, практикумы по решению задач, семинары, уроки исследования. Доминантной же формой учения должна стать исследовательская деятельность ученика, которая может быть реализована как на занятиях в классе, так и в ходе самостоятельной работы учащихся. Такая организация занятий способствует реализации развивающих целей курса. Критерием успешного прохождения курса может служить умение анализировать проблемы, умение применять знания в конкретной ситуации, разрешать проблемные вопросы. Форма контроля может быть различной: фронтальный опрос, индивидуальный опрос, тестирование.

Цель курса:

 показать некоторый общий подход, с помощью которого учащийся, владеющий «Азбукой» квадратного трехчлена, сам может при необходимости получить и доказать соответствующее утверждение

Задачи курса:

- систематизация и углубление знания учащихся о квадратном трехчлене;

-усвоение учащимися общих алгоритмов решения задач по темам: «Приведенный квадратный трехчлен и его корни», «Квадратный трехчлен и параметры», «Решение квадратного неравенства».

- овладение методами решения задач повышенной сложности;

- овладение умением геометрически интерпретировать задачи, связанные с квадратным трехчленом;

- развивать умение исследовать квадратный трехчлен не только на всей числовой прямой, но и на конкретном числовом промежутке


№ п /п

Дата

Тема

Примечание

1. Азбука квадратного трехчлена.(4 часа)

1

5-10.09.2011

Корни квадратного трехчлена. Решение квадратных уравнений.

2

12-17.09.2011

Теорема Виета и следствие о знаках корня.

3

19-24.09.2011

Разложение квадратного трехчлена на множители. Приведенный квадратный трехчлен и его корни

4

26-30.09.2011

Знаки значений квадратного трехчлена. Решение квадратных неравенств.

2. Квадратный трехчлен в неявном виде.(13 часов)

5

3-8.10.2011

Изображение на координатной плоскости множества точек, координаты которых удовлетворяют заданному уравнению, неравенству.

6

10-15.10.2011

Изображение на координатной плоскости множества точек, координаты которых удовлетворяют заданному уравнению, неравенству.

7

17-22.09.2011

Изображение на координатной плоскости множества точек, координаты которых удовлетворяют заданному уравнению, неравенству.

8

24-29.10.2011

Изображение на координатной плоскости множества точек, координаты которых удовлетворяют заданному уравнению, неравенству.

9

31.10-3.11.2011

Доказательство неравенств.

10

14-19.11.2011

Доказательство неравенств.

11

21-26.11.2011

Неравенство Коши- Буняковского.

12

28.11-3.12.2011

Решение уравнений с двумя переменными и их систем, содержащих квадратный трехчлен в неявном виде.

13

5-10.12.2011

Решение уравнений с двумя переменными и их систем, содержащих квадратный трехчлен в неявном виде.

14

12-17.12.2011

Решение уравнений с двумя переменными и их систем, содержащих квадратный трехчлен в неявном виде.

15

19-24.12.2011

Доказательство тождеств и разложение многочленов на множители.

3. Коэффициенты, корни и значения квадратного трехчлена

16

26-30.12.2011

Свойства квадратного трехчлена f (x)=ax+bx+c: f(0)=c, f(1)=a+b+c ,f(-1)=a-b+c

17

10-14.01.2012

Связь коэффициентов квадратного трехчлена с его корнями.

18

16-21.01.2012

Связь коэффициентов квадратного трехчлена с его корнями.

19

23-28.01.2012

Геометрическая интерпретация корней квадратного трехчлена со знаками его значений.

20

30.01-4.02.2012

Геометрическая интерпретация корней квадратного трехчлена со знаками его значений.

21

6-11.02.2012

Геометрическая интерпретация корней квадратного трехчлена со знаками его значений.

22

13-18.02.2012

Геометрическая интерпретация корней квадратного трехчлена со знаками его значений.

23

20-25.02.2012

Задачи ГИА повышенного уровня

24

27.02-3.03.2012

Задачи ГИА повышенного уровня

25

5-10.03.2012

Задачи вступительных экзаменов в ВУЗы и ЕГЭ.

26

12-17.03.2012

Задачи вступительных экзаменов в ВУЗы и ЕГЭ.

4. Исключение «лишних корней» квадратного трехчлена.

27

19-24.03.2012

Квадратные уравнения с параметрами.

28

2-7.04.2012

Квадратные уравнения с параметрами.

29

9-14.04.2012

Квадратные уравнения с параметрами.

30

16-21.04.2012

Дробно-линейные уравнения с параметрами.

31

23-28.04.2012

Дробно-линейные уравнения с параметрами.

32

1-5.05.2012

Дробно-линейные уравнения с параметрами.

33

7-12.05.2012

Квадратный трехчлен в решении задач по физике.

34

14-19.05.2012

Итоговое занятие. Смотр презентаций по теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс Квадратный трехчлен и его приложения

 Цели курса: - восполнить некоторые содержательные пробелы основного курса, придающие ему необходимую целостность;- показать некоторые нестандартные приемы решения задач на основе свойств квадратного ...

Программа элективного курса "Практикум решения текстовых задач" 8 класс.

Пояснительная записка          Предлагаемый курс предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 8-х классов. Программа рассчитана на 9 часов и п...

Программа элективного курса по математике "Текстовые задачи" 10 класс.

Данный элективный курс  предназначен для расширения и углубления знаний по математике, он поможет учащимся открыть новые методы решения задач....

Элективный курс Квадратный трехчлен и его приложения.9 класс

Элективный курс Квадратный трехчлен и его проложения.9 класс...

Программа элективного курса «Методы решения физических задач» 9 класс

      Мои выпускники выбирают физику для сдачи итоговой аттестации в форме ОГЭ, получая положительные результаты по итогам экзаменов.  Положительные результаты сдачи ЕГЭ дос...