Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики для детей с ОВЗ.
статья по алгебре (5 класс) по теме

Использование информационно-коммуникационных технологий

на уроках математики для детей с ОВЗ.

Возможности компьютера могут  быть использованы в предметном обучении в следующих вариантах:

  • ·        полная или  замена деятельности учителя;
  • ·        фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала
  • ·        использование диагностических и контролирующих материалов;
  • ·        выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
  • ·        использование компьютера для вычислений, построения графиков;        
  • ·        использование игровых и занимательных программ.

Примеры использования презентаций на уроках математики:

  •  Объяснение новой темы, сопровождаемое презентацией.
  •  Работа с устными упражнениями.
  •  Использование презентации при повторении пройденного материала.
  •  Демонстрация условия и решения задачи.
  •  Демонстрация геометрических чертежей.
  •  Взаимопроверка самостоятельных работ с помощью ответов на слайде.
  •  Проведение тестов.
  •  Проведение физкультминуток.
  •  Проведение рефлексии.
  •  Демонстрация портретов математиков и рассказ об их  открытиях.
  •  Иллюстрация практического применения теорем в жизни.
  •  Создание учащимися компьютерных презентаций к урокам обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.
  • Внеклассная работа: математические игры и вечера.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование информационно-коммуникационных технологий

на уроках математики для детей с ОВЗ.

Информационные коммуникационные технологи прочно вошли во все сферы нашей жизни, современный человек не может себе представить жизнь без интеллектуального помощника- персонального компьютера, без офисных и прикладных программ, Интернета. ИКТ является неотъемлемой частью образования. Это даёт  возможность оптимизировать процесс обучения, увеличить насыщенность образовательного процесса. Новые технологии можно использовать в любом предмете, на любом этапе урока.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся с ОВЗ, их активность на протяжении всего урока. Использование ИКТ является эффективным методом обучения, который активизирует мысль школьников, стимулирует  их к самостоятельному приобретению знаний.

Возможности компьютера могут  быть использованы в предметном обучении в следующих вариантах:

  • полная или  замена деятельности учителя;
  • фрагментарное, выборочное использование дополнительного

материала

  • использование диагностических и контролирующих материалов;
  • выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
  • использование компьютера для вычислений, построения графиков;        
  • использование игровых и занимательных программ.

Внедрение ИКТ в преподавание математики для детей с ОВЗ  можно начать с готовых обучающих программ. Использую диски «Уроки математика 5-6 классы. Мультимедийное приложение», «Математика 5класс. Призентации к урокам», «Математика 5 класс. Математика 6 класс. Преподавание по новым стандартам. Теория. Методика. Практика. »

Я провела несколько уроков с применением ИКТ и увидела интерес у учащихся интерес к решению различных математических задач. Обычно урок математики часто сводится лишь к «прохождению» программы, преимущественно с использованием объяснительно-иллюстративного метода. И ученики являются пассивными слушателями. С помощью компьютерных программ можно осуществлять построение математических моделей многих задач.

Круг методических и педагогических задач, которые можно решить с помощью компьютера, разнообразен. Компьютер – универсальное средство, его можно применить в качестве калькулятора, тренажёра, средства контроля и оценки знаний и средств моделирования. И ещё-это идеальная электронная доска. Важной методической задачей, в плане применения компьютера, является обучение решению задач, а так же некоторым основным способам математических действий, алгоритмам.

Есть возможность использовать мультибиблиотеки и всемирную сеть Интернет, которые становятся доступны учащимся. Изменение технологии получения знаний на основе дидактических свойств компьютера, такие как индивидуализация и дифференциация учебного процесса при сохранении его целостности; ведёт к коренному изменению роли педагога. Педагог становится помощником, консультантом.

Компьютер практически решает проблему индивидуализации обучения. Обычно дети с ОВЗ, медленнее своих товарищей усваивают объяснения учителя, стесняются поднимать руку, задавать вопросы. Имея, в качестве партнёра компьютер, они могут повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его усвоения. Компьютер значительно расширяет возможности представления информации. Компьютер позволяет усилить мотивацию учения. Усвоение знаний, связанных с большим объёмом цифровой и иной конкретной информации, путём активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем заучивание скучных страниц учебника. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, и видеть причины и следствия, понимать их смысл.

Примеры использования презентаций на уроках математики:

  •  Объяснение новой темы, сопровождаемое презентацией.
  •  Работа с устными упражнениями.
  •  Использование презентации при повторении пройденного материала.
  •  Демонстрация условия и решения задачи.
  •  Демонстрация геометрических чертежей.
  •  Взаимопроверка самостоятельных работ с помощью ответов на слайде.
  •  Проведение тестов.
  •  Проведение физкультминуток.
  •  Проведение рефлексии.
  •  Демонстрация портретов математиков и рассказ об их  открытиях.
  •  Иллюстрация практического применения теорем в жизни.
  •  Создание учащимися компьютерных презентаций к урокам обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.
  • Внеклассная работа: математические игры и вечера.

Использование анимации, цвета, звука удерживает внимание учащихся. На таких уроках у детей интерес к предмету повышен. Применять компьютерные программы можно на любом этапе урока: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении. Конечно, для того, чтобы использовать ИКТ и учитель и ученик должны быть знакомы с технологией работы на компьютере. Развитию творческих способностей учащихся, умению самостоятельно добывать знания, применять их в незнакомых или нестандартных ситуациях подчинена и внеклассная работа по предмету. С этой целью проводятся математические вечера, викторины, различные дидактические игры: "Что? Где? Когда?", "Счастливый случай", КВН и другие. Большой популярностью у наших детей пользуются инсценированные сказки. В подготовке такого мероприятия принимают участие как «сильные», так и слабоуспевающие ученики. У них проявляется их артистические, художественные, музыкальные способности, развивается смекалка, логическое мышление.

Таким образом, включение в урок информационно-компьютерных технологий делает процесс обучения математике интересным и занимательным, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.



Предварительный просмотр:

Методика проведения коррекционных занятий в общеобразовательном учреждении интернатского типа для детей с задержкой психического развития.

Коррекционные занятия являются приоритетными в современной образовательной практике, которые представляют собой систему мер дифференцированного обучения, позволяют решать  задачи современной помощи детям; эти дети испытывают трудности в овладении основ курса математики.  Я в своей работе столкнулась с ограниченностью методической и учебной литературы в области обучения отстающих детей с диагнозом ЗПР, а также часто болеющих и пропускающих учебные занятия (т.е. с  педагогической запущенностью).

В своей практике использую методы коррекционно-развивающего обучения детей: объяснительно-иллюстрационый  метод, с помощью которого учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти; репродуктивный метод, где происходит воспроизведение и применение информации; метод проблемного изложения, с помощью этого метода ставится проблема и идёт показ решения проблемы; частично-поисковый метод, где учащиеся стараются сами найти путь к решению проблемы; исследовательский метод, при котором учитель направляет, а ребята самостоятельно исследуют. Наиболее интересным и  продуктивным является создание проблемной ситуации, поиск правильного ответа и исследование. В своей работе применяю индивидуально-дифференцированный подход, создаю проблемные ситуации, даются практические работы. Всё это прививает и поддерживает интерес к предмету математика. Кроме этого использую занимательные задачи, загадки, ребусы, таблицы-подсказки. Также я иногда практикую игру в «учителя», (успевающий ученик работает с менее успевающим). В ходе этого осуществляется взаимный контроль, взаимопомощь. Очень серьёзно я отношусь к подбору примеров для устного счёта, которые совместно были разработаны с учителями математики нашей школы. Также на коррекционном занятии использую карточки-подсказки или опорные схемы. Приложение 1.

Для развития произвольного внимания – это одно из направлений коррекционной работы, нужно ставить перед ребёнком задачу6 «Мы начинаем работать, внимание!». До начала работы нужно чётко и доступно давать пояснения, следить за позой ученика, чтобы он не отвлекался на посторонние вещи. Для развития произвольного внимания нужно научить ребёнка рассматривать объект с разных точек, сравнивать объекты между собой, выделять главное в объекте и находить причины изучаемых явлений.

Второе направление - развития мышления:  нужно научить ученика описывать признаки изучаемого объекта, выделять главные признаки, находить сходство и различие объектов, учить объединять объекты на основе общих признаков в группу или класс. И ещё одно из направлений коррекционной работы – развитие памяти. Для ученика надо создать заинтересованность в запоминании информации, формировать установку на долговременное запоминание (У тебя всё получится), облегчить процесс запоминания дозировкой информации и опираться на зрительную память, установить связь между новой информацией и той, которую ученик уже знает. И обязательно повторять.

 На занятия приглашаю не весь класс, а делю его на подгруппы по 3-5 человек,  занятие проводится  20 минут. Коррекционные занятия помогают ликвидировать индивидуальные пробелы в знаниях, развивают мотивацию учебной деятельности, повышают работоспособность и самостоятельность, развивают память и внимание, навыки контроля, формируют и развивают логическое мышление. Если ученик усваивает материал на отметку «три», то к коррекционным занятиям может не привлекаться в данный момент.

Мои индивидуальные коррекционные занятия состоят из трёх частей: организационная часть (3 мин), основная часть (15 мин) и заключительная часть (2 мин). В организационной части концентрирую и сосредотачиваю внимание ребёнка, формирую произвольные психические моменты (мимикой показываем своё настроение, дарим друг другу улыбки, настраиваю ребят на успех). Целью организационной части является снятие плохого самочувствия, поднятие интереса к занятию и настрой на активную работу. Основная часть зависит от индивидуальных упражнений для учащихся, упражнения включают в себя коррекцию и развитие функций на учебный материал. Стараюсь подобрать 1-3 задание. Приложение 2. Заключительная часть предназначена для подведения итогов  занятия,  проводится рефлексия и даётся оценка деятельности каждого ученика. Здесь используются как серьёзные, так и шуточные виды оценок (смалики, рисунки, аппликации) с надписями: «Самому активному», «Тихоня», «за Отзывчивость и помощь» и другие. Кроме этого ребята сами могут оценить своё состояние, нарисовав на полях тетради «рожицу».

Приложение 1.

Карточка для устного счёта в 6 классе по теме: «Простые и составные числа. Таблица простых чисел».

  1. Назовите чётные значения x,удовлетворяющие условию 18<x<27
  2. Выберите из чисел 2475, 3728, 5532, 6786 те, которые делятся на 3; делятся на 9.
  3. Два лыжника двигаются навстречу друг другу: один со скоростью

15 км\ч, а другой со скоростью 17 км\ч. Сейчас расстояние между ними 64 км. Через сколько времени произойдёт встреча?

Карточка-подсказка в 9 классе по теме: «Квадратный трёхчлен».

Разложение на множители:

 корни трёхчлена.

Способы нахождения корней трёхчлена:

  1. по формулам:  
  2. по теореме Виета:  

        

Приложение 2.

Записать в 3 столбика: лучи, отрезки, прямые. Объяснить:

а) признаки сходства отрезка и луч; луча и прямой;                                                        

б) признаки различия отрезка и прямой; луча и отрезка

                В                                             E        N                      S

А         C                 С                                                                                               A  

                                    X                        Y         L                  F

                 P       K          S        T        М

 O                                 D             K                R                                                   P

 При изучении в 5 классе темы «Умножение десятичных дробей», на первом этапе, когда определяется место запятой можно предложить работу с верными числами , но запятая поставлена не верно:

1,8∙6,5=117,0    3,6∙0,71=25,56   0,64∙4,75=30.4    8,76∙3,2=2,8032

0,098∙2,=0,245

При изучении  в 8 классе темы «Квадратные уравнения» предлагаю учащимся следующие задания:

1.Выбери из представленных в задании уравнений те, которые являются квадратными и подчеркни их:

2.Определите коэффициенты квадратного уравнения (рядом с каждым   уравнением  укажи  ):


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Города-герои Ленинград (Санкт-Петербург) - 1945 год Сталинград (Волгоград) – 1945 год Севастополь -1945 год Одесса – 1945 год Киев -1965 год Москва -1965 год Брест (крепость-герой) -1965 год Керчь – 1973 год Новороссийск -1973 год Минск -1974 год Тула -1976 год Мурманск -1985 год Смоленск -1985 год

Слайд 3

Среди 13 городов-героев Советского Союза, город-герой Москва занимает особое место. Именно в битве под советской столицей мир весь мир увидел первое в истории поражение безупречно-отлаженной военной машины III Рейха. Именно здесь состоялась битва колоссального масштаба, равной которой всемирная история не знала ни до, ни после, и именно здесь советский народ продемонстрировал высшую степень мужества и героизма, которая потрясла мир. 8 мая 1965 года Президиумом Верховного Совета СССР было учреждено Почётное звание "Город-герой", и в этот же день Москва удостоилась чести быть награждённой новым высоким званием. Советское руководство высоко оценило вклад защитников города в дело разгрома фашистского монстра: медалью "За оборону Москвы", учреждённой 1 мая 1944 года, было награждено более 1 млн. бойцов, рабочих и служащих, принимавших участие в этом историческом событии грандиозного масштаба. В память о тех наполненных беспримерным героизмом событиях в 1977 году был торжественно открыт памятный обелиск "Москва - город-герой"; память павших героев увековечена в названиях проспектов и улиц, в памятниках и мемориальных досках, во славу погибших пылает никогда незатухающий Вечный огонь... За свой беспримерный подвиг город награждён высшей наградой Советского Союза — орденом Ленина и медалью "Золотая Звезда". "Эту битву проиграть невозможно!" МОСКВА

Слайд 4

Ленинград единственный город, переживший почти 3-х летнюю блокаду (872 дня), но так и не сдавшийся врагам. Жители города и защитники заплатили страшную цену за удержание города: по разным оценкам, число погибших оценивается от 300 тысяч до 1,5 миллиона человек. На пике голода, пришедшегося на ноябрь 1941-го года, норма выдачи хлеба составляла 125 грамм на человека в сутки. Несмотря на колоссальную смертность, суровые морозы, крайнюю истощённость войск и населения - город всё-таки выстоял. Ленинграду было дано право на проведение салюта в честь полного снятия блокады, приказ о котором подписал маршал Говоров, которому это право доверил лично Сталин. Такой чести не был удостоен ни один из командующих фронтами за всё время Великой Отечественной войны. Ленинград был назван городом-героем в Приказе Верховного Главнокомандующего, датированном 1 мая 1945 года. В числе первых удостоился Ленинград и почётного звания "Город-Герой", учреждённого 8 мая 1965 года Указом Президиума Верховного Совета СССР, в соответствии с которым город был награждён высшими наградами Советского Союза — орденом Ленина и медалью "Золотая Звезда", изображения которых гордо красуются на городском знамени. «Ледовая дорога «Жизни» Ленинград

Слайд 5

«Умрем, но не сдадимся» Крепость-герой Брест (Брестская крепость), первой принявшая на себя удар массированной армады немецко-фашистских войск, является одним из самых ярких символов Великой Отечественной войны. О ярости проходивших здесь боёв свидетельствует один красноречивый факт: потери немецкой армии на подступах к крепости за первую неделю боёв составили 5% (от общего количества потерь на всём восточном фронте. И хотя организованное сопротивление было подавлено к исходу 26 июня 1941года, отдельные очаги сопротивления продолжались вплоть до начала августа. Даже Гитлер, поражённый невиданным героизмом защитников Брестской крепости, взял оттуда камень и хранил его до самой смерти Обычными военными средствами взять крепость немцам не удалось: для уничтожения защитников гитлеровцам пришлось использовать особые виды вооружения - 1800-кг авиабомбу и 600-мм орудия " Karl-Gerät " стрелявшие бетонобойными (свыше 2 тонн) и фугасными (1250 кг) снарядами. За проявленное защитниками мужество и героизм, крепость была удостоена почётного звания "Крепость-герой" в день обнародования Указа Президиума Верховного Совета СССР об учреждении звания "Город-герой". Произошло это торжественное событие 8 мая 1965 года. С целью увековечивания беспримерного мужества и стойкости защитников, в 1971 году Брестской крепости присвоен статус мемориального комплекса. Брестская крепость

Слайд 6

«Выше всех Эверестов – Мамаев курган!» Название города, именем которого названо самое эпохальное сражение XX века, известно далеко за пределами бывшего Советского Союза. События, происходившие здесь в период с 17 июля 1942 по 2 февраля 1943 года, изменили ход всемирной истории. Именно здесь, на берегах красавицы Волги, был сломлен хребет немецко-фашистской военной машины. По словам Геббельса, сказанными им в январе 1943 года, потери в танках и автомобилях были сопоставимы с шестимесячным, в артиллерии — с трёхмесячным, в стрелковом оружии и миномётах — с двухмесячным производством III Рейха. Людские потери были для Германии и её союзников были ещё более ужасающими: более 1,5 миллиона пленных и погибших солдат и офицеров, включая 24 генерала. Военно-политическое значение победы под Сталинградом было высоко оценено военно-политическим руководством Советского Союза: 1 мая 1945 года город на Волге был назван в числе первых городов-героев в Приказе Верховного Главнокомандующего (наряду с Севастополем, Одессой и Ленинградом), а 20 лет спустя, 8 мая 1965 года, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР, Сталинграду было присвоено почётное звание "Город-герой". В тот же день этой чести удостоились Киев и Москва, а также Брестская крепость. Памятники, посвящённые событиям той героической эпохи, являются основными городскими достопримечательностями. Волгоград

Слайд 7

«Самопожертвование во имя Отчизны» Одним из немногих городов, по нескольку раз переходивших из рук в руки в годы Великой Отечественной войны, был город-герой Керчь, впервые захваченный фашистами 16 ноября 1941 года. Однако спустя полтора месяца город был освобожден советскими войсками (30 декабря) и пребывал под контролем Красной Армии почти 5 месяцев, вплоть до 19 мая 1942 года. В тот майский день гитлеровским войскам в результате ожесточённых боёв удалось восстановить контроль над городом. За время последующей оккупации Керчи, продлившейся почти 2 года, советские граждане столкнулись с настоящей лавиной террора: за это время от рук захватчиков погибли почти 14 тысяч горожан, ещё столько же было угнано на принудительные работы в Германию. Несмотря на постоянные репрессии, жители города нашли в себе силы сопротивляться захватчикам: многие горожане присоединились к остаткам советских войск, укрывшихся в Аджимушкайских каменоломнях. Сводный партизанский отряд из солдат Красной Армии и обитателей Керчи героически сражался с оккупантами с мая до октября 1942 года. При проведении Керченско - Эльтигенской десантной операции в 1943 году, советским войскам удалось захватить небольшой плацдарм на окраине Керчи, а 11 апреля 1944 года город был окончательно освобождён подразделениями Красной Армии. Об ужасающей ярости тех боёв красноречиво говорит следующий факт: за участие в освобождении города 146 человек получили высшую государственную награду - Звезду Героя Союза ССР. Другими высшими государственными наградами (орденом Ленина и медалью "Золотая Звезда") чуть позже был отмечен и сам город, а 14 сентября 1973 года на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР Керчи было присвоено почётное звание "Город-Герой". Керчь

Слайд 8

« Малая земля» Одной из самых выдающихся страниц Великой Отечественной войны была оборона Новороссийска, длившаяся 393 дня (дольше в той войне оборонялся только Ленинград). Врагу так и не удалось полностью взять город - крошечный участок Новороссийска в р-не цементных заводов перед стратегически важным Сухумийским шоссе оставался в руках советских солдат, хотя даже Совинформбюро 11 сентября 1942 года ошибочно сообщило об оставлении Новороссийска частями Красной Армии. Другой героической вехой в обороне Новороссийска была десантная операция по захвату стратегического плацдарма, получившая название "Малая земля". В то время как основные силы десантников оказались скованы немецкой обороной, группа моряков из 274 человек под командованием майора Ц.Л. Куникова в ночь с 3-го на 4-е февраля 1943 года смогла захватить плацдарм площадью 30 кв. км, на который в течение 5 дней были переброшены значительные силы советских войск в составе 17 тысяч десантников при 21 орудии, 74 минометах, 86 пулеметах и 440 тоннами продовольствия и боеприпасов. За неполный месяц (с 4-го по 30-е апреля) десантниками было уничтожено более 20 тыс. чел. живой силы противника и значительное количество военной техники. Плацдарм удерживался в течение 225 дней вплоть до полного освобождения города 16 сентября 1943 года. Первую свою награду - орден Отечественной войны 1-й степени, Новороссийск получил 7 мая 1966 года, а спустя 7 лет, 14 сентября 1973 года, Указом Президиума Верховного Совета СССР городу было почётное звание "Город-герой" с вручением медали "Золотая Звезда" и ордена Ленина. Новороссийск

Слайд 9

«Квадрат смерти» Одним из самых стойких городов времён Великой Отечественной войны по праву считается город-герой Севастополь, который выдерживал ожесточённые атаки и осаду врага на протяжении 250 дней. Благодаря мужеству и непоколебимой стойкости защитников, Севастополь стал поистине народным городом-героем - первые книги с употреблением таких характеристик появились уже в 1941-42 гг. На официальном уровне Севастополь был назван городом-героем 1 мая 1945 года в Приказе Верховного Главнокомандующего, а почётного звания "Город-герой" удостоился 8 мая 1965 года на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР. С 30 октября 1941 по 4 июля 1942 гг. защитники города держали героическую оборону. За это время были предприняты четыре массированные атаки с целью взятия Севастополя, но натолкнувшись на упорное сопротивление солдат, матросов и горожан, защищавших город, немецко-фашистское командование было вынуждено сменить тактику - началась долгая осада с периодически вспыхивающими жестокими боями. После оставления города советскими властями, фашисты жестоко отыгрались на мирных жителях, уничтожив около 30 тысяч горожан за время управления городом. Освобождение пришло 9 мая 1944 года, когда контроль над Севастополем был полностью восстановлен советскими войсками. За эти 250 дней потери гитлеровцев составили около 300 тыс. человек убитыми и ранеными Севастополь

Слайд 10

Тула - один из немногих городов-героев Великой Отечественной войны, который отбил все атаки противника и остался непокорённым. В течение 45 дней Тульской операции, длившейся с октября по декабрь 1941 года, находясь практически в полном окружении, защитники города не только выдержали массированные бомбардировки и яростные атаки противника, но и при практически полном отсутствии производственных мощностей (почти все основные предприятия были эвакуированы вглубь страны), умудрились отремонтировать 90 танков, более сотни артиллерийских орудий, а также наладить массовый выпуск минометов и стрелкового оружия (автоматов и винтовок). Последняя попытка захвата города была предпринята немецкими войсками начале декабря 1941 года. Несмотря на всю ярость немецкого наступления, город удалось отстоять. Полностью исчерпав свои наступательные возможности, вражеские войска покинули территорию на подступах к городу. За мужество и героизм, проявленные защитниками города, 7 декабря 1976 года Указом Президиума Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик Туле было присвоено почётное звание "Города-героя". В память о героических днях обороны, в городе установлен ряд монументов и памятных знаков, среди которых наиболее известными являются Монументальный комплекс "Передний край обороны города", памятники "Защитникам Тулы в Великой Отечественной войне", "Тульскому рабочему полку" и "Героям Советского Союза", а также памятники различным образцам военной техники - "полуторке", зенитному орудию, танкам ИС-3 и Т-34, "Катюше", пушке-гаубице и противотанковому орудию «Тульский бронепоезд» Тула

Слайд 11

«Секретное оружие «Катюша» Город-герой Смоленск оказался на острие атаки немецких войск, рвавшихся к Москве. Яростная битва за город, продолжавшаяся с 15 по 28 июля, оказалась одной из самых яростных на начальном этапе Великой Отечественной войны. Сражению за город предшествовали непрекращающиеся бомбардировки с воздуха, начавшиеся с первых дней войны. После отступления из города советских войск в ночь с 28-го на 29-е июля, Смоленская битва продолжалась вплоть до 10 сентября 1941 года. Именно в этой битве советским войскам удался первый крупный стратегический успех: 6 сентября 1941 года под Ельней советскими войсками было уничтожено 5 фашистских дивизий, и именно там 18 сентября впервые 4 дивизии Красной Армии получили почётное звание Гвардейских. Гитлеровцы жестоко отомстили жителям Смоленска за стойкость и мужество: за время оккупации в городе и окрестностях было расстреляно более 135 тысяч мирных жителей и военнопленных, ещё 80 тысяч граждан было насильно вывезено в Германию. В ответ массово создавались партизанские отряды, которых уже к концу июля 1941 года насчитывалось 54 единицы при общей численности в 1160 бойцов. Освобождение города советскими войсками состоялось 25 сентября 1943 года. В ознаменование массового героизма жителей города и солдат Красной Армии при проведении Смоленской операции и обороне города, 6 мая 1985 года Смоленск был представлен к почётному званию "Город-герой" в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР. Помимо этого, город был дважды награждён Орденом Ленина (в 1958 и 1983 гг.), и Орденом Отечественной войны I степени в 1966 году. Смоленск

Слайд 12

«Город-солдат, город-труженик» Город-герой Мурманск в годы Великой Отечественной войны так и не был взят гитлеровским войсками, несмотря на усилия 150-тысячной немецкой армии и постоянные бомбардировки. Город выдержал всё: и два генеральных наступления (в июле и сентябре), и 792 авианалёта , во время которых на город было сброшено 185 тыс. бомб (в иные дни гитлеровцы совершали до 18 налётов). За время героической обороны в городе было разрушено до 80% зданий и строений, но город не сдался, и, наряду с обороной, продолжал приём конвоев от союзников, оставаясь при этом единственным портом Советского Союза, который был в состоянии их принимать. В результате массированной Петсамо-Киркенесской наступательной операции, начатой советским войсками 7 октября 1944 года, враг был отброшен от стен Мурманска и угроза захвата города была окончательно ликвидирована. Значительная по численности группировка противника прекратила своё существование менее чем за месяц после начала советского наступления. За стойкость, мужество и героизм, проявленный защитниками и жителями при обороне города, Мурманск 6 мая 1985 года был удостоен почётного звания "Город-герой" на основании Указа Президиума Верховного Совета Союза ССР. Мурманск

Слайд 13

«Белорусская битва» Город-герой Минск, находившийся в направлении главного удара гитлеровских войск, оказался в самом жернове ожесточённых боёв уже в первые дни войны. 25 июня 1941 года неудержимая лавина немецко-фашистских войск накатилась на город. Несмотря на ожесточённое сопротивление Красной Армии, город пришлось оставить к исходу дня 28 июня. Началась долгая оккупация, продлившаяся более трёх лет - до 3 июля 1944 года. Несмотря на ужасы гитлеровской администрации захватчикам не удалось сломить волю минчан, которыми было создано одно из самых крупных подпольных соединений времён ВОВ, объединявшее примерно 9 тысяч человек, к которому прислушивались даже в Наркомате обороны СССР при планировании стратегических задач. Свои действия подпольщики, корректировали с действовавшими в регионе 20 партизанскими отрядами, многие из которых впоследствии переросли в крупные бригады. За время оккупации город подвергся колоссальным разрушениям: на момент освобождения советскими войсками 3 июля 1944 года, в городе оставалось всего лишь 70 уцелевших зданий. В воскресенье, 16 июля 1944 года, в Минске состоялся Партизанский парад в честь освобождения столицы Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков. За заслуги столицы Белоруссии в борьбе против фашистских завоевателей, Минск был удостоен почётного звания "Город-герой" в соответствии с Постановлением Президиума ВС СССР от 26 июня 1974 года. Минск

Слайд 14

« Киевская наступательная операция» Одним из первых советских городов, значительно задержавшим продвижение врага на начальном этапе Великой Отечественной войны, была столица Украины город-герой Киев, получивший это звание в день его учреждения Президиумом Верховного Совета СССР 8 мая 1965 года. Уже спустя 2 недели (6 июля 1941 года) после вероломного нападения немецко-фашистских войск на Советский Союз, в Киеве был создан Штаб обороны города, а несколько дней спустя началась героическая оборона украинской столицы, продолжавшаяся 72 дня (до 19 сентября 1941 года), в результате которой оборонявшимися советскими войсками и жителями города были уничтожены свыше 100 тыс. солдат и офицеров Вермахта. После оставления Киева регулярными частями Красной Армии по приказу Ставки Верховного Главнокомандования, жителями города было организовано сопротивление захватчикам. За время оккупации подпольщиками были ликвидированы тысячи солдат германской регулярной армии, взорваны и выведены из строя более 500 автомобилей, пущено под откос 19 поездов, разгромлено 18 военных складов, пущено ко дну 15 катеров и паромов, спасено от угона в рабство более 8 тысяч киевлян. При проведении Киевской наступательной операции 6 ноября 1943 года город был окончательно очищен от оккупантов. Киев

Слайд 15

« Морской порт на берегу Черного моря» Одесса Одним из городов, впервые названными в статусе городов-героев была Одесса. Такой высокой чести город удостоился за героическую оборону в период с 5 августа по 16 октября 1941года. Эти 73 дня дорого обошлись немецким и румынским войскам, потери которых исчисляются 160 тысячами солдат и офицеров, более чем 200 самолётами, примерно сотней танков. Защитники города так и не были побеждены: в период с 1 по 16 октября кораблями и судами Черноморского флота в обстановке строжайшей секретности из города были вывезены все имеющиеся войска ( ок . 86 тыс. человек), часть гражданского населения (более 15 тыс. чел.), значительное количество вооружения и боевой техники. Около 40 тысяч жителей города ушли в катакомбы и продолжали сопротивление вплоть до полного освобождения города войсками III Украинского флота 10 апреля 1944 года. За это время враг недосчитался более 5 тысяч солдат и офицеров, 27 эшелонов с военными грузами, 248 автомашин; партизанами было спасено от угона в немецкое рабство более 20 тыс. горожан. Почётное звание "Город-герой" было официально вручено Одессе на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР в день выхода "Положения о высшей степени отличия — звании "город-герой" 8 мая 1965 года. В память о тех героических событиях вдоль линии главного оборонного рубежа Одессы был создан "Пояс Славы", в состав которого входит 11 монументов, расположенных в различных населённых пунктах на подступах к городу, в которых происходили наиболее ожесточённые бои.

Слайд 16

Город - Герой - высшая степень отличия, присваиваемая Президиумом Верховного Совета СССР городам за массовый героизм и мужество его защитников, проявленные в Великой Отечественной войне . За годы Великой Отечественной войны орденом Ленина был удостоен всего один город - Ленинград, ставший 26 янв. 1945 г. первым городом в стране, получившим "за мужество и героизм, дисциплину и стойкость`, проявленные его жителями в борьбе с фашистскими захватчиками в трудных условиях вражеской блокады" 12 городов были удостоены почетного звания "Город-герой" (Волгоград, Керчь, Киев, Ленинград, Минск, Москва, Мурманск, Новороссийск, Одесса, Севастополь, Смоленск, Тула). 20 городов украсили свои знамена двумя орденами СССР, четыре (Киев, Москва, Мурманск и Севастополь) - тремя, а Ленинград - четырьмя орденами. Один зарубежный город (болгарский город Плевен ) в связи со 100-летием освобождения Болгарии от османского ига был награжден советским орденом Дружбы народов (9 декабря 1977 г.). Три советских города награждены иностранными орденами: г. Бузулук (чехословацкий орден Красной Звезды), г. Волгоград (французский орден Почетного Легиона и суданский орден Двух Нилов) и г. Кяхта (монгольский орден Сухе-Батора ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий на уроках математики

Информационные технологии, вторгшиеся в современную жизнь, меняют наши представления  о мире, знании и о самих себе. Основная задача современного образования – не только давать знания,...

Использование современных информационных технологий на уроках математики

Одно из требований, предъявляемых к современному человеку - высокий уровень информационной культуры. Развитый интеллект, широкий кругозор, умение грамотно работать с любой информацией, использов...

Использование информационно-коммуникационных развивающих технологий в работе учителя-логопеда

Свою работу на логопункте я строю основываясь на  программы по  коррекции речевого развития разработанные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и  Н.В. Нищевой. Данные прог...

Обобщение педагогического опыта работы учителя математики Наниз Р.Е. «Использование современных инновационных технологий на уроках математики»

Современные образовательные технологии немыслимы без широкого применения информационно-коммуникационных технологий, которые всё плотнее входят в нашу жизнь. Обучение через применение информационно-ком...

Использование информационно–коммуникационных образовательных ресурсов на уроках родного языка и литературы в начальных классах

Использование информационно–коммуникационных образовательных ресурсов на уроках родного языка и литературыв начальных классахСегодня компьютерные технологии можно считать тем новаторским способо...

Доклад «Использование кейс-технологии на уроках математики для детей с ОВЗ»

Доклад «Использование кейс-технологии на уроках математики для детей с ОВЗ» ...

Использование практико – ориентированных технологий на уроках при обучении детей с ОВЗ

Использование практико – ориентированных технологий на уроках при обучении детей с ОВЗ...