РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности для учащихся 6 класса «Занимательная математика» (общеинтеллектуальное направление)
рабочая программа по алгебре (6 класс) на тему

Лопухова Наталья Николаевна

 Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Актуальность программы определена тем, что шестиклассники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progr._po_vneurochn.deyat_.6_kl.-2_chasa.docx41.57 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с. Утевка

муниципального района Нефтегорский Самарской области                                                   

Согласовано  

Руководитель МО  

 

______________ М.Ф. Иванова                                                                    

Утверждаю

Директор ГБОУ СОШ с. Утевка                                                    

________________ В.И. Кузнецов

Приказ №     от   .08.2014 г.

                 

                                                                               

                                                                                                         

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 

по внеурочной деятельности

для учащихся 6 класса

«Занимательная математика»

(общеинтеллектуальное направление)

Учитель: Лопухова Наталья Николаевна

  1. – 2015 учебный год

Пояснительная записка

 Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Актуальность программы определена тем, что шестиклассники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям шестиклассников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

Содержание занятий внеурочной деятельности представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  внеурочной деятельности должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы внеурочной, деятельности должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет  успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Все вопросы и задания рассчитаны на работу обучающихся на занятии. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Цель:

  • привитие интереса обучающимся к математике;
  • углубление и расширение знаний по математике;
  • развитие математического кругозора, мышления,   исследовательских умений          обучающихся;                                
  • воспитание настойчивости, инициативы.

Задачи:

  • воспитать творческую активность обучающихся в процессе изучения математики;
  • оказать конкретную помощь обучающимся  в решении  текстовых задач, олимпиадных  задач;
  • способствовать повышению интереса к математике, развитию логического мышления.

Для  успешного  освоения  программы  обучения  ребенку  необходимо  не  только  много  знать,  но  и  последовательно  мыслить,  догадываться,  проявлять  умственное  напряжение.  Интеллектуальная  деятельность,  основанная  на  активном  поиске  способов  действий,  при  соответствующих  условиях  может  стать  привычной  для  детей.

Так,  головоломки  целесообразны  при  закреплении  представлений  ребят  о  геометрических  фигурах.  Загадки,  задачи-шутки  уместны  в  ходе  обучения  решения  арифметических  задач,  действий  над  числами,  формирование  временных  представлений  и  т.д.  формы  организации  обучающихся разнообразны:  игры  проводятся  со  всеми,  с  подгруппами  и  индивидуально.  Педагогическое  руководство  состоит  в  создании  условий  проведения  занятий, в поощрении  самостоятельных  поисков  решений  задач,  стимулировании  творческой  инициативы.  В  данную программу внеурочной деятельности включены  игры,  смекалки,  головоломки,  которые  вызывают  у  ребят  большой  интерес.  Дети  могут,  не  отвлекаясь,  подолгу  упражняться  в  преобразовании  фигур,  перекладывании  палочек  или  других  предметов  по  заданному  образцу,  по  собственному  замыслу.  На  данных занятиях  формируются  важные  качества  личности  ребенка:  самостоятельность,  наблюдательность,  находчивость,  сообразительность,  вырабатывается  усидчивость,  развиваются  конструктивные  умения.

Любая  математическая  задача  на  смекалку,  для  какого  возраста  она  не  предназначалась,  несет  в  себе  умственную  нагрузку,  которая  чаще  всего  замаскирована  занимательным  сюжетом,  внешними  данными,  условием  задачи  и  т.д.

Умственная  задача:  составить  фигуру,  видоизменить,  найти  путь  решения,  отгадать  число  -  реализуется  средствами  игры,  в  игровых  действиях.  Развитие  смекалки,  находчивости,  инициативы  осуществляется  в  активной   умственной   деятельности,  основанной  на  непосредственном  интересе.

   

Принципы программы:

  1. Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
  2. Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

  1. Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

  1. Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

  1. Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

Предполагаемые результаты:

Занятия в кружке должны помочь учащимся:

  • усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия; 
  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
  • формировать творческое мышление;
  • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение занимательных задач;
  • оформление математических газет;
  • участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
  • проектная деятельность, творческие работы;
  • самостоятельная работа; работа в парах, в группах.



        Результаты освоения содержания программы:

У учащихся могут быть сформированы личностные результаты:

  • ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
  • умение контролировать процесс и результат математической  деятельности;
  • первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  • креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.

Метапредметные:

1) регулятивные

учащиеся получат возможность научиться:

  • составлять план и последовательность действий;
  • определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
  • предвидеть возможность получения конкретного результата при решении задач;
  • осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия;
  • концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
  • адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения.

2) познавательные

учащиеся получат возможность научиться:

  • устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
  • формировать учебную и общекультурную компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  • видеть математическую задачу в других дисциплинах, окружающей жизни;
  • выдвигать гипотезу при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
  • планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
  • выбирать наиболее эффективные и рациональные способы решения задач;
  • интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
  • оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности).

3) коммуникативные

учащиеся получат возможность научиться:

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
  • взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • прогнозировать возникновение конфликтов при наличии различных точек зрения;
  • разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Предметные

учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;
  • пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
  • уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
  • выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
  • применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных реальных ситуаций, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
  • самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задачи с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.

Содержание курса

I. Из истории математики - 8ч.

Первоначальное знакомство с историей математики. Возникновение цифр и знаков.

II. Занимательные  задачи - 18ч.

Решение задач в одно и два действия, задач шуток, задач со сказочным сюжетом с использование игрового материала. Сравнение предметов по размеру и форме. Пространственные представления, взаимное расположение предметов.

III. Математические ребусы, лабиринты - 20ч.

Математические квадраты, головоломки,  математическое лото, арифметические ребусы. Направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх. Сравнение групп предметов.

IV. Страна геометрических  фигур - 15ч.

Точка. Линии: кривая, прямая, отрезок, замкнутая, ломаная. Многоугольник. Длина отрезка,  сантиметр.

V. Проектная деятельность, математические праздники  - 7ч.

Календарно-тематическое планирование

«Занимательная математика»

6 класс

2014-2015 учебный год
(2 часа в неделю, всего 68 часов)


Тема занятия

Дата

1.

Математика царица наук.

2.

Значение математики в жизни человека.

3.

Удивительный мир чисел.

4.

Как люди научились считать.

5.

Страна цифр и знаков.

6.

Взаимное расположение предметов.

7.

Интересные приемы устного счета.

8.

Великие математики России. 

9.

Задачи со сказочным сюжетом.

10.

Решение задач со сказочным сюжетом.

11.

Занимательные задачи в стихах.

12.

Решение занимательных задач в стихах.

13.

Коллективный счет.

14.

Веселый счет.

15.

Здесь загадки и шарады.

16.

За загадку две награды.

17.

Волшебные клеточки.

18.

Решение  логических  цепочек.

19.

Знакомство с магическими квадратами.

20.

Магические квадраты.

21.

Игры с математическими заданиями.

22.

Подвижные игры с математическими заданиями.

23.

Знакомство с математическим лото.

24.

Математическое лото.

25.

Арифметические ребусы.

26.

Решение арифметических ребусов.

27.

Логические лабиринты.

28.

Решение логических лабиринтов.

29.

Решение ребусов и логических задач.

30.

Задачи – шутки.

31.

Решение задач – шуток.

32.

Загадки – смекалки.

33.

Решение задач – смекалок.

34.

Обратные задачи. 

35.

Решение обратных задач.

36.

Практикум «Подумай и реши».

37.

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

38.

Решение задач с неполными данными.

39.

Задачи с изменением вопроса.

40.

Нестандартные задачи.

41.

Решение нестандартных задач.

42.

Путешествие в страну геометрических фигур.

43.

Нестандартные задачи.

44.

Решение нестандартных задач.

45.

Путешествие в страну геометрических фигур.

46.

Решение геометрических задач.

47.

Волшебная точка.

48.

Волшебные линии.

49.

Четырех угольники и их виды.

50.

Четырех угольники и их виды.

51.

Свойства квадрата.

52.

Прямоугольник и его свойства.

53.

Диагонали прямоугольника.

54.

Решение задач международной игры «Кенгуру».

55.

Математические горки.

56.

Игра «У кого какая цифра».

57.

Знакомьтесь: Архимед.

58.

Задачи с многовариантными решениями.

59.

Решение задач с многовариантными решениями.

60.

Игра «Знай свой разряд».

61.

Знакомьтесь: Пифагор.

62.

Проектная деятельность «Газета  любознательных».

63.

Газета любознательных.

64.

Подготовка к олимпиаде.

65.

Математическая олимпиада.

66.

Математическая олимпиада.

67.

Математическая эстафета.

68.

Подведение итогов работы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Математика. 6 класс. Учебник в 2 ч.   Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г.     2-е изд., перераб. - М.: 2011.

2. Гончарова Л. В. Предметные недели в школе. Математика.

3. Глейзер Г.И.  История математики в школе. 4 – 6классы.

4. Коваленко В. Г. Дидактические игры на уроках математики.

5.Кочергина А. В., Гайдина Л. И. Учим математику с увлечением. М.: 5 за знание, 2007.

6. Минковский В.Л.  За страницами учебника   математики.

  1. Григорьева Г.И. Подготовка школьников к олимпиадам по математике:5-6 классы. М.: Глобус, 2009.

8. Спивак А.В. Тысяча и одна задача по математике 5-7 классы. М.: Просвещение 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности в 5 классе "Занимательная математика"

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике 5 класс "Занимательная математика"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности для 5 класса "Занимательная математика"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности для 5  класса (Кружок «Занимательная математика»)...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5б класса "Занимательная математика" Направление: общеинтеллектуальное

Актуальность разработанной программы состоит в том, что направлена на формирование универ­сальных (метапредметных) умений, навыков, способов дея­тельности, которыми должны овладеть ...

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности в 6 классе ( "Занимательная математика") " Магические квадраты".

Данное занятие преследует следующие цели: знакомство с историей возникновения "магических" , "волшебных" квадратов; научить составлять квадраты 3-го порядка; развитие наблюдательно...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Добро пожаловать в Великобританию» по общеинтеллектуальному направлению

Рабочая программа внеурочной деятельности «Добро пожаловать в Великобританию» по общеинтеллектуальному направлению...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 7 классе "Занимательная математика"

Рабочая программа "Занимательная математика"  составлена для учащихся 7 класса с углубленным изучением математики. Расчитана на 35 часов в год ( 1 час в неделю)...

Рабочая программа внеурочной деятельности «География в вопросах и ответах» общеинтеллектуального направления для 8 класса 2019-2020 г

Рабочая программа внеурочной деятельности «География в вопросах и ответах»  общеинтеллектуального направления для 8 класса...