Разработка урока на тему Умножение десятичных дробей
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Печенкина Наталья Николаевна

Разработка предназначена для урока изучения нового материала в 5 классе, коррекционной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Печенкина Наталья Николаевна, МКОУ школа-интернат №1 г. Кирова, г. Киров

Предмет: математика

Математика. 5 класс. Г.К. Муравин, О.В. Муравина

5 класс

Тема:  Умножение десятичный дробей на натуральное число

Тип урока: урок получения новых знаний и умений.

Урок игра-путешествие.

Цель урока: изучить правило умножения десятичных дробей на натуральные числа, первичное закрепление правила.

Задачи урока:

Образовательные: повторение правил действий над десятичными дробями (сложение, вычитание), вывод правила умножения десятичных дробей на натуральное число, начать формировать умения и навык умножения десятичных дробей на натуральные числа.

Развивающие: коррекция логического и творческого мышления на основе развивающих упражнений; коррекция внимания и памяти в процессе выполнения коррекционных упражнений, продолжить развивать способности к самоконтролю учащихся, кругозор, коммуникативные способности.

Воспитательные: продолжить воспитание ответственного отношения к делу, организованности, аккуратности, интереса к предмету; воспитывать культуру математической речи и записей.

Использованные источники:

  1. Математика. 5 класс.  Г.К. Муравин, О.В. Муравина
  2. Математика 5, Н.Я. Виленкин, В.И Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд
  3. Математика. 5-11 классы. Электронное пособие.

Ход урока

  1. Организационный момент включает в себя приветствие учащихся класса, проверку отсутствующих.
  2. Актуализация знаний: работа в парах по карточкам с проверкой ответов по таблице соответствия.

Мы с вами пятый год плаваем по бескрайнему морю Математики в поисках истины и знаний. Сегодня мы отправимся в далекое путешествие за  сокровищами. Как вы думаете, какие сокровища вы можете найти на уроке математики?

- Правильно, самыми ценными сокровищами, добытыми на уроке являются знания. Если вы будете внимательны, то без труда овладеете кладом! А ещё сегодня  на уроке мы побываем на  охоте - «Охоте за пятерками». Но для этого нам необходимо взять с собой оружие - знания и умения, внимательность и смекалку.

Напоминаю вам, что вы уже знакомы с натуральными числами, то есть числами, которые используют для счета предметов и дробными числами, среди которых выделяют десятичные дроби. При этом вы умеете выполнять арифметические действия над теми и другими числами. Давайте вспомним, как удобно складывать и вычитать десятичные дроби?

- Правильно, столбиком. Не забывайте, что при сложении столбиком целую часть записывают под целой, а дробную под дробной, при этом запятая оказывается под запятой. Итак, начнем нашу охоту с небольшой самостоятельной работы (3 минуты):

1 вариант

2 вариант

Ответы:

1,5+2,7

2,3+1,9

4,2-Е

10,5-8,6

6-4,1

1,9- Н

3+5,8

9,8-1

8,8- П

22,45-13,05

4,7+4,7

9,4 - Е

27,4+27,4

100,67-45,87

54,8 - Р

Выпишите ответы в порядке возрастания, то есть от самого маленького числа к самому большому и составьте слово с помощью таблицы соответствия. Вы получили фамилию известного математика Джона Непера, который в 17 веке ввел в обозначение десятичных дробей запятую. До этого времени целую и дробную части разделяли более сложным знаком – (0). Например:  5(0)6 или 78(0)65

  1. Мотивация: Итак, складывать и вычитать десятичные дроби вы умеете хорошо, а какие действия вы ещё не умеете выполнять с десятичными дробями?

- Конечно же, умножать: умножать на натуральные числа и друг на друга, но обо всем по порядку! Сегодня я постараюсь показать вам как важно уметь умножать десятичные дроби на натуральные числа и делать это правильно. А вы постарайтесь понять, запомнить  и научиться применять правило умножения десятичных дробей.

- Итак, к какой цели мы помчимся с вами по волнам сегодняшнего урока?

(дети отвечают: наша цель научиться выполнять умножение десятичных дробей на натуральные числа)

Пусть это будет целью вашего сегодняшнего путешествия.

Поднять носы и паруса, наше путешествие считаю открытым!

  1. Новый материал:  итак, запишите в тетради число, «Классная работа» и тему нашего урока: «Умножение десятичных дробей на натуральные числа».

И вот мы уже подплыли к острову Блестящих  вычислений.

Пожалуйста, вычислите ответ к задачам:

Задача 1: Масса каждого из трех сундуков равна 23 кг. Сколько весят все три сундука?

23+23+23=23·3=69 (кг) – весят три сундука

Задача 2: Масса каждого из трех ларцов равна 2,3 кг. Сколько весят все три ларца?

2,3+2,3+2,3=6,9 (кг)

Давайте запишем в тетради:

Задача 1

Задача 2

23+23+23=23·3=69 (кг)

2,3+2,3+2,3=6,9 (кг)

-Заметим, что ответы к обеим решенным задачам очень похожи друг на друга, как и сами задачи.

Мы отплываем от острова Вычислений, так как справились с его заданиями на отлично!

И сразу же попадаем на остров Несложных вопросов, хотя будет ли сложен вопрос для такой дружной команды умных матросов с таким  отличным капитаном - помощником?

Как короче записать сумму 2,3+2,3+2,3?

Итак, вы опять на высоте! Абсолютно верно, эту сумму можно заменить произведением 3·2,3. Поэтому допишем во второй столбик

Задача 1

Задача 2

23+23+23=23·3=69 (кг)

2,3+2,3+2,3=6,9 (кг)

3·2,3 =6,9  (ответ мы уже знаем)

- Молодцы команда! Но этот остров коварен, он не отпускает нас просто так, нас закручивает Трудное течение!

Чем отличаются примеры? А чем отличаются ответы? Попробуйте сами рассказать, как можно было получить ответ к этой задаче и как можно было быстро вычислить его?

Прекрасно, умнички! А сейчас давайте всё же узнаем четкое правило умножения десятичных дробей на натуральные числа, ведь десятичные дроби бывают разными. Откройте, пожалуйста, учебник на странице 204.

Правило: чтобы умножить десятичную дробь на натуральное число надо

  1. умножить её на это число не обращая внимания на запятую,
  2. отделить в полученном произведении справа столько цифр, сколько их после запятой в исходной десятичной дроби.

- Обращаю ваше внимание на схему, которая появилась на доске. Этот пример- схема будет сопровождать нас всё путешествие. А особое внимание обратите на правый край этого примера – посмотрите, он выровнен, потому что мы умножаем десятичные дроби, не обращая внимания на запятую, как обычные натуральные числа.

Давайте выполним задания №1306 стр. 205, используя новое правило (решения на доске с проговариванием правила):

  1. 8,9·6=53,4
  2. 3,75·12=45
  3. 0,075·24=1,8
  4. 10,45·42=438,9

  1. Физкультминутка динамическая игра: Внимание, внимание, мы приближаемся к острову Неисправленных ошибок. SOS, SOS. Чтобы не сесть на мель нам надо потрудиться!!! Каждый должен приложить свои усилия, торопитесь исправить ошибки! (на пол хаотично выкладываются примеры с пропущенными знаками, дети подбегают, наклоняются, поднимают пример, исправляют в нем ошибку, с помощью маркеров, и крепят к доске с помощью магнитов. Проверку проводят гости-эксперты, которые, как и дети вспомнили правило умножения десятичных дробей).

  1. А мы плавно подплываем к острову Успеха. Здесь всё зависит от вас, от вашей внимательности, от вашей сосредоточенности, от вашего желания. Я отпускаю вас в свободное плавание и желаю вам счастливого пути, но буду все время рядом, чтобы помочь и ответить на все ваши вопросы. А также прошу вас не забывать о том, как важна точность в расчетах и со мной соглашаются даже писатели детских стихов (указать на стенд со стихом). Маршрут дальнейшего плавания указан на доске.

Дети приступают к самостоятельному решению в тетради:

№1306 д) –м)

№1309

№1307

8№1330

  1. Домашнее задание.

«Авось да как-нибудь до добра не доведут».

- А как вы думаете, что означают эти слова?

(Каждое действие должно быть обдуманным, просчитанным, тогда и результат будет успешным.)

Пусть эти слова будут девизом при выполнении домашних заданий

П. 34, стр. 204, прочитать и выучить правило умножения десятичных дробей на натуральные числа, №1330 (доделать), 1308.

Творческое задание: сочинить рассказ о приключениях на острове “Десятичных дробей” или сказку, персонажами которой были бы десятичные дроби и другие числа.

IV. Подведение итогов.

Настало время подвести итоги нашего урока:

Чему мы научились за время путешествия? Что нового мы узнали? (правило и ещё раз его проговариваем).

Удалось ли справиться с целью, поставленной в начале урока?

Отметьте свое настроение, полученное на уроке – путешествии на корабле с помощью одного из 3 смайликов. Вы можете подойти, приклеить смайлик и идти на следующий урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме:"Умножение десятичных дробей"

Урок в 5 классе  по теме: «Умножение десятичных дробей»  является вторым по данной теме. Контроль знаний в виде графического диктанта. Презентация к уроку....

Конспект урока по теме "Умножение десятичной дроби на натуральное число" 5класс

Конспект урока по теме "Умножение десятичной дроби на натуральное число" 5класс. Данный материал рекомендуется использовать при изучении данной темы.Такая форма проведения  урока способствует фор...

Открытый урок по теме "Умножение десятичных дробей" 5 класс

Урок- обобщене знаний обучающихся с применением здоровье- сберегающей технологии....

Урок по теме: «Умножение десятичных дробей»

Урок по теме: : «Умножение десятичных дробей» в 5 классе по учебнику Виленкина...

Урок по теме: "Умножение десятичных дробей"

Урок по теме: "Умножение десятичных дробей", 5 класс...

открытый урок по теме: "Умножение десятичных дробей", 5 класс,ФГОС

Урок отработки умений и рефлексии.технологическая карта урока + презентация...

Методическая разработка урока по математике 5 класс. Обобщающий урок по теме: "Умножение десятичных дробей"

В данной презентации представлен  обобщающий урок по математике 5 класс по теме "Умножение десятичных дробей". При построении урока опорой был УМК Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова и другие, ...