Научно-практическая конференция школьников «Первые шаги в науку»
статья по алгебре по теме

Сысоева Галина Михайловна

 

        Математика

 

«Решение  квадратных уравнений  различными способами»

 

Решение  квадратных уравнений  различными способами

Целью  работы было формирование умения решать квадратные уравнения. Исходя из этой цели, были проведена следующая работа: изучена история возникновения  и решения квадратных уравнений, проанализированы школьные учебники, рассмотрены формулы для решения квадратных уравнений. В работе так же представлена практическая часть. В результате данной работы сформировано умение решать квадратные уравнения.

Квадратные уравнения находят широкое применение при решении тригонометрических, показательных, логарифмических, иррациональных и трансцендентных уравнений и неравенств.

Однако, значение квадратных уравнений заключается не только в изяществе и краткости решения задач, хотя и это весьма существенно. Не менее важно и то, что в результате применения квадратных уравнений при решении задач не редко обнаруживаются новые детали, удается сделать интересные обобщения и внести уточнения, которые подсказываются анализом полученных формул и соотношений

1. Различные способы решения квадратных уравнений. (изучаемые в школьным курсе алгебры)

1)Разложение левой части уравнения на множители

2) Метод выделения полного квадрата

3)Решение квадратных уравнений по формуле

4)Решение уравнений с использованием теоремы Виета

5) Графическое решение квадратного уравнения

 2. Различные способы решения квадратных уравнений. ( не изучаемые в школьным курсе алгебры)

 6)Решение уравнений способом «переброски»

Рассмотрим квадратное уравнение

ах2 + bх +  с = 0, а ≠ 0.

Умножая обе его части на  а, получаем уравнение

а2 х2 + а bх +  ас = 0.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Научно-практическая конференция школьников

«Первые шаги в науку»

 

           

        Математика

«Решение  квадратных уравнений  различными способами»


Решение  квадратных уравнений  различными способами

Целью  работы было формирование умения решать квадратные уравнения. Исходя из этой цели, были проведена следующая работа: изучена история возникновения  и решения квадратных уравнений, проанализированы школьные учебники, рассмотрены формулы для решения квадратных уравнений. В работе так же представлена практическая часть. В результате данной работы сформировано умение решать квадратные уравнения.

Квадратные уравнения находят широкое применение при решении тригонометрических, показательных, логарифмических, иррациональных и трансцендентных уравнений и неравенств.

Однако, значение квадратных уравнений заключается не только в изяществе и краткости решения задач, хотя и это весьма существенно. Не менее важно и то, что в результате применения квадратных уравнений при решении задач не редко обнаруживаются новые детали, удается сделать интересные обобщения и внести уточнения, которые подсказываются анализом полученных формул и соотношений

1. Различные способы решения квадратных уравнений. (изучаемые в школьным курсе алгебры)

1)Разложение левой части уравнения на множители

2) Метод выделения полного квадрата

3)Решение квадратных уравнений по формуле

4)Решение уравнений с использованием теоремы Виета

5) Графическое решение квадратного уравнения

 2. Различные способы решения квадратных уравнений. ( не изучаемые в школьным курсе алгебры)

 6)Решение уравнений способом «переброски»

Рассмотрим квадратное уравнение

ах2 + bх +  с = 0, а ≠ 0.

Умножая обе его части на  а, получаем уравнение

а2 х2 + а bх +  ас = 0.

Пусть  ах = у, откуда  х = ; тогда приходим к уравнению

у2 + by + ас = 0,

равносильного данному. Его корни у1 и у2   найдем с помощью теоремы Виета. Окончательно получаем х1 =   и  х1 =  . При этом способе коэффициент  а  умножается на свободный член, как бы «перебрасывается» к нему, поэтому его и называют  способом «переброски». Этот способ применяют, когда можно легко найти корни уравнения, используя теорему Виета и, что самое важное, когда дискриминант есть точный квадрат.

Решим уравнение  2х2 – 11х  + 15 = 0.

Решение. «Перебросим» коэффициент  2  к свободному члену, в результате получим уравнение

у2 – 11y +30 = 0. Согласно теореме Виета     

Ответ: 2,5;3.

7) Свойства коэффициентов квадратного уравнения.

Пусть дано квадратное уравнение  ах2 + bх +  с = 0, а ≠ 0.

1.Если а + b + с = 0 (т.е. сумма коэффициентов уравнения равна нулю), то    х1 = 1, х2  = .

Доказательство. Разделим обе части уравнения на а ≠ 0, получим приведенное квадратное уравнение х2  +  х +   = 0. Согласно теореме Виета

По условию а + b + с = 0, откуда  b =  – а – с. Значит,

Получаем х1 = 1, х2  = , что и требовалось доказать.

2. Если а - b + с = 0, или b = а + с, то х1 = – 1, х2  = –  .

Доказательство. По теореме Виета

        По условию а – b + с = 0, откуда b = а + с. Таким образом,

   т.е. х1 = 1 и х2  =  , что и требовалось доказать.

1. Решим уравнение 345х2   137х – 208 = 0.

Решение. Так как  а + b + с = 0 (345 – 137 – 208 = 0), то х1  = 1,  х2  =  = .

Ответ: 1;  .

2. Решим уравнение 132х2 + 247х + 115 = 0

Решение. Т. к. а-b+с = 0 (132 – 247 +115=0), то

х1= - 1, х2= -     Ответ: - 1; -

8)Решение квадратных уравнений с помощью циркуля и линейки.

Графический способ решения квадратных уравнений с помощью  параболы неудобен. Если строить параболу по точкам, то потребуется много времени, и при этом степень точности получаемых результатов невелика.

Предлагаем следующий способ нахождения корней квадратного уравнения

ах2 + bх +  с = 0 с помощью циркуля и линейки.

Решим графически уравнение х2   2х – 3 = 0.

Решение. Определим координаты  точки центра окружности по формулам:

х = –  у =   =         

Проведем окружность радиуса  S A, где А (0;1).

              у        

              1   A

        -1                     3    x                                                                                    

                    S(1; - 1)                                                                                 

 Ответ: х1  = – 1  ,   х2 =  3 .

9) Решение квадратных уравнений с помощью номограммы.

Это старый и незаслуженно забытый способ решения квадратных уравнений, помещенный на с.83 (см. Брадис В.М.  Четырехзначные математические таблицы. – М., Просвещение, 1990).

Таблица XXII. Номограмма для решения уравнения z2 + pz + q = 0. Эта номограмма позволяет, не решая квадратного уравнения, по его коэффициентам определить корни уравнения.

1. Для уравнения                                                    

z2    9z + 8 = 0.

Номограмма дает корни

z1 = 8, 0 и z2 = 1, 0 (рис. 12).

2. Решим  с помощью номограммы уравнение  

2z2   9 z + 2 = 0.

Разделим коэффициенты этого

уравнения на 2,получим уравнение

z2  4, 5 + 1 =  0.

Номограмма дает корни z1 = 4 и z2 = 0,5.

10).Геометрический способ решения квадратных уравнений.

В древности, когда геометрия была более развита, чем алгебра, квадратные уравнения решали не алгебраически, а геометрически. Приведем ставший знаменитым пример из «Алгебры»  ал-Хорезми.

Решим уравнение х2 + 10х = 39.

В оригинале эта задача формулируется следующим образом: «Квадрат и десять корней равны 39».

Решение. Рассмотрим квадрат со стороной х, на его сторонах строятся прямоугольники так, что другая сторона каждого из них равна  2,

следовательно, площадь каждого равна 2 . Полученную фигуру дополняют затем до нового квадрата АВСD,  достраивая в углах четыре

равных квадрата,  сторона каждого из них 2,  а площадь   6

 D                     x                  C

6

2

6

2

x2

2

6

2

6

 A                    х                    B

Площадь S квадрата ABCD можно представить как сумму площадей: первоначального квадрата х2, четырех прямоугольников

(4 ∙ 2 = 10х ) и четырех пристроенных квадратов(6), т.е.

S = х2 + 10х + 25.   Заменяя  х2 + 10х  числом 39, получим что  S = 39+ 25 = 64, откуда следует, что сторона квадрата АВСD, т.е. отрезок АВ = 8. Для  искомой стороны  х  первоначального квадрата получим х = 8 – 2 – 2 = 3

Список литературы

  1. Математика. Алгебра. Функции. Анализ данных. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Г. В. Дорофеев и др. – М.: Дрофа, 2004
  2. Гусев В. А., Мордкович А. Г. Математика: Справочные материалы: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1988
  3. Глейзер Г. И. История математики в школе. – М.: просвещение, 1982
  4. Брадис В. М. Четырехзначные математические таблицы для средней школы. – м., просвещение, 1990
  5. Окунев А. К. Квадратичные функции, уравнения и неравенства. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1972
  6. Пресман А.А. Решение квадратного уравнения с помощью циркуля и линейки. М., Квант, №4/72. С.34.
  7. Дидактические материалы по алгебре.
  8. М., Математика (приложение к газете «Первое сентября»), №№ 21/96, 10/97, 24/97, 40/2000.

Приложение .

1.  Решите квадратное уравнение, разлагая его левую часть на множители:

а) х2 – х = 0;                                     е) х2 – 4х + 4 = 0;

б) х2  + 2х = 0;                                  ж) х2 + 6х + 9 = 0;

в) 3 х2 – 3х = 0;                                з) х2 + 4х +3 = 0;

г) х2 – 81 = 0;                                   и) х2  + 2х – 3 = 0.

д) 4 х2 –  = 0;

2. Решите уравнения по формуле:

а) 2х2 – 5х + 2= 0                        г) 4х2 – 12х +9 = 0

б) 6х2 + 5х + 1=0                        д) 10х2 – 6х + 0,9 = 0

в) 3х2 – 7х – 1 = 0                       е) 2х2 – 3х + 2 = 0

3. Не  решая квадратного уравнения, определите знаки его корня:

1) х2  –  2х –  15 = 0                        7) х2  –  2х + 1 = 0

2)  х2  + 2х – 8 = 0                          8) х2  + 4х  + 4  = 0

3) х2  + 10х  + 9  = 0                       9) х2  –  6х + 9  = 0

4) х2  –  12х +  35  = 0                    10) 4х2  + 7х – 2 = 0

5)3 х2  +1 4х  + 16  = 0                   11) 5х2  –  9х  –  2 = 0

6) х2  –  5х +  6  = 0                        12) х2  –  11х +  15  = 0

4. Решите уравнения, используя метод «переброски»:

  1. 2 – 9х +9 = 0                  5) 3х2 + х – 4 = 0
  2. 10х2 – 11х + 3 = 0              6) 5х2 – 11х + 6 = 0
  3. 2 +11х +6 = 0                  7) 2х2 + х – 10 = 0
  4. 2 +12х + 5 = 0                 8) 6х2 +5х – 6 = 0

5. Решите уравнения, используя свойства коэффициентов:

  1. 2 – 7х + 2 = 0                            5) 839х2 – 448х – 391 = 0
  2. 2 + 5х – 8 = 0                            6) 939х2 + 978х +39 = 0
  3. 11х2 + 25х – 36 = 0                      7) 313х2 + 326х + 13 = 0
  4. 11х2 + 27х +16 = 0                       8) 2006х2 – 2007х + 1 = 0

6. Решите уравнения по формуле четного коэффициента:

  1. 2 – 36х + 77 = 0                     3) 4х2 + 20х + 25 = 0
  2. 15х2 – 22х – 37 = 0                   4) 9х2 – 12х + 4 = 0

7. Решите приведенные квадратные уравнения по формуле:

  1. х2 – 8х – 9 = 0                                 3) х2 + 18х + 81 = 0
  2. х2 + 6х – 40 = 0                               4) х2  - 56х + 64 = 0

8.  Решите графически уравнения:

1) х2   х – 6 = 0;             4)  х2   2х – 3 = 0;

2) х2   4х + 4 = 0;          5) х2  + 2х – 3 = 0;

3) х2 + 4х +6 = 0;           6) 4х2   4х – 1 = 0.

9. Решите с помощью циркуля и линейки следующие уравнения:

1) х2   3х + 2 = 0;               4) 2х2   7х + 5 = 0;

2) х2   3х – 10 = 0;             5) х2   6х + 9 = 0;

              3)  х2  +4х + 3 = 0;               6) х2  +4х + 5 = 0.

10.   Решите с помощью номограммы уравнения:

1) z2 – 7z + 6 = 0;                   4) z2 – z – 6 = 0 ;

2)  z2 + 5z + 4 = 0;                  5) z2 – 11z + 18 = 0;

3)   z2 – 4z + 4 = 0;                  6)  z2 – 2z + 3 = 0.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-практическая конференция учащихся и педагогов «Первые шаги в науку»

Содержание Введение…………………………………………………………………………31. Какие ограничения накладывает химия на решение математическихзадач?.…………………………………………………………..………………...52. Математика в химии ….………………………………………………...

Международная научно – практическая конференция «Первые шаги в науку»

«Исторические экскурсы науроках математики»Направление: математика        Брянск  2014  I.     Введение…………………………………………………………...

презентация Научно- практическая конференция среди учащихся "Первые шаги в науку"

Ежегодгая НПК "Первые шаги в науку" проводится для учащихся 2 -11 классов ОУ и УДОД....

Научно-практическая конференция школьников "Первые шаги в науку"

Как организовать  и провести конференцию в школе в рамках реализации ФГОС....

ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЬНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ имени Н. И. Лобачевского «Первые шаги в науку»

Школьная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку» является формой образовательной деятельности, обеспечивающей коммуникацию учащихся и педагогов, направленной на развитие элем...

Сценарий муниципального этапа научно-практической конференция исследовательских и проектных работ школьников "Первые шаги в науку о Земле" (2019 год) Секция География

Цель: Развитие интеллектуального творчества обучающихся, привлечение их к исследовательской деятельности.Задачи:1.Поддержка одарённых и талантливых детей. 2.Формирование открытой развивающей...

Участие школьников в научно-практической конференции "Шаг в будущее" и "Первые шаги в науку"

Участие школьников в научно-практической конференции "Шаг в будущее" и "Первые шаги в науку"...