Главные вкладки

    БЛОЧНАЯ СИСТЕМА ПОДАЧИ МАТЕРИАЛА В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "АРИФМЕТИЧЕСКАЯ И ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИИ"
    план-конспект урока по алгебре (9 класс) на тему

    Лобышева Ирина Сергеевна

    Блочная система позволяет экономить учебное время.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл blochnaya_sistema_podachi_materiala.docx29.77 КБ

    Предварительный просмотр:

    Блочная система подачи материала

    В своей практике я использую блочную систему, так как это позволяет экономить учебное время. Каждый блок должен иметь логически завершённый характер.

    Блок – система взаимосвязанного учебного материала, содержания курса, раздела, темы, которая делится на логически связанный материал.

    В крупном блоке легче всего установить причинно-следственные связи, выделять основную мысль, идею.

    Образование блока:

    1. Группируется однородный материал одного курса;
    2. группируется однородный материал разных курсов (интегрирование);
    3. группируется материал в рамках одной школы.

    Используя различные варианты блоков, я провожу поэтапное формирование знаний и умений учащихся.

    Блочная технология позволяет регулярно вносить коррективы в изучаемый материал на основе постоянной обратной связи на промежуточных этапах изучения темы и позволяет оптимально организовать зачётные уроки большой темы.

    Основные этапы:

    1. ведущая роль теоретических знаний;
    2. обучение на высоком уровне (дифференциация);
    3. обучение быстрым темпом;
    4. осознанность процесса обучения и освоения способа действия;
    5. создание условий для дальнейшего развития;
    6. научить работать в группе, в парах (можно сменного состава).

    В начале даю школьникам опережающее задание: ознакомиться, просто прочитать ( до вводного урока ).

    Все обучаемые способны полностью усвоить необходимый учебный материал при рациональной организации учебного процесса.

    Категории целей познавательной деятельности:

    1. Знание: учащийся запоминает и воспроизводит конкретную учебную единицу (термин, факт, понятие, принцип, процедуру) – «запомнил, воспроизвёл, узнал».
    2. Понимание: учащийся преобразует учебный материал из одной формы выражения в другую (интегрирует, объясняет, кратко излагает, прогнозирует дальнейшее развитие явлений, событий) – «объяснил, проиллюстрировал, перевёл с одного языка на другой».
    3. Применение: по образцу в сходной или изменённой ситуации.
    4. Анализ: вычленяет части из целого, выявляет взаимосвязи между ними, осознаёт принципы построения целого.
    5. Синтез: умение комбинировать элементы для получения целого, обладающего новизной (план эксперимента, решения проблемы ) –«образовал новое целое».
    6. Оценка: определим ценность и значение объекта изучения.

    Способности ученика определяются при оптимально подобранных для данного ребёнка условиях.

    Продемонстрирую на примере темы:

    АРИФМЕТИЧЕСКАЯ И ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИЯ (9 КЛАСС):
    (
    учебник Ю.Н.Макарычев и др. под редакцией С.А.Теляковского)

    Форма: дискуссия.

    Знать: определение арифметической и геометрической прогрессий.

    Уметь: выводить формулы n-го члена прогрессии, применять эти формулы при решении задач.

    На доске записать:

    1. 3; 6; 9; …
    2. 33; 27; 21; …
    3. 1; 4; 16; 64; …
    4. -13; -11; -9; …

    Задание: дописать каждую из последовательностей (хотя бы по три члена).

    Из устных ответов учащихся выясняется, что первая последовательность получается, если +3; вторая, если -6; третья, если https://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image029.gif 4; четвёртая, если +2.

    Задание: назовите последовательность, которая отличается от всех остальных.

    Это №3. Почему? Все или «+» или «-», а №3 умножается. Мы выделили две категории последовательностей. Какую бы вы назвали арифметической?

    Ответ: там где «+»:

    №1 +3
    №2 +(-6)
    №4 +2.

    Какое бы определение вы дали арифметической прогрессии?

    Учащиеся дают формулировку; d- разность ар.пр.

    Учитель: Вы можете сами придумать ар.пр.?

    Учащиеся: например: 2,4,6,8,10, и т.д.

    Чем геометрическая отличается от арифметической?

    Ответ: там умножаем. Дают учащиеся определение.

    Ребята, ещё в древности придумали шахматную игру. На доске 64 клетки. Если на первую положить 2 зерна, на вторую 4, на третью 8 и т.д. , то сколько зёрен будет на последней клетке?

    Ответ: (лучше заготовить заранее) 18 446 744 073 709 551 615 зёрен. Это геометрическая прогрессия. (ученик)

    Вопрос: как находим n-ый член арифметической прогрессии?

    ahttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image004.gif=ahttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image006.gif+d

    Выпишите четыре первые члена ар.пр.(ahttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image004_0000.gif), если

    а) аhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image009.gif=9, d= 7

    Ученики: 9,16,23,30,37

    б) аhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image009_0000.gif=2,3 , d=-0,3

    Ученики: 2,3; 2; 1,7; 1,4; 1,1

    А если найти 1000-й член? аhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image009_0001.gif, аhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image013.gif, аhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image015.gif…(выводят ученики с помощью учителя)

    аhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image013_0000.gif= аhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image009_0002.gif+ d

    аhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image015_0000.gif= аhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image013_0001.gif+ d= аhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image009_0003.gif+ d+ d= аhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image009_0004.gif+2 d

    аhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image018.gif= аhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image015_0001.gif+ d= аhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image009_0005.gif+2 d+ d= аhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image009_0006.gif+3 d

    по аналогии аhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image020.gif= аhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image009_0007.gif+4 d и т.д.

    В общем виде: аhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image022.gif= аhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image009_0008.gif+ d(n-1)- любой член ар.пр.

    Задание: попробуйте выписать первые пять членов геом.прогрессии (bhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image004_0001.gif), если :

    А) bhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image009_0009.gif=5, q=2

    5; 10; 20; 40 ; 80

    B) bhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image009_0010.gif=-12; q = https://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image026.gif

    -12; -6; -3; -1.5; -0.75

    А теперь сами выведете формулу n-го члена геом.пр.

    Ответ:

    bhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image013_0002.gif= bhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image009_0011.gifhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image029.gif q

    bhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image015_0002.gif= bhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image013_0003.gifhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image029_0000.gif q= bhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image009_0012.gifhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image029_0001.gif qhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image029_0002.gif q= bhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image009_0013.gifhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image029_0003.gif qhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image036.gif

    bhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image018_0000.gif= bhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image015_0003.gifhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image029_0004.gif q= bhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image009_0014.gifhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image029_0005.gif qhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image036_0000.gifhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image029_0006.gif q= bhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image009_0015.gifhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image029_0007.gif qhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image039.gif

    bhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image004_0002.gif= bhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image009_0016.gifhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image041.gif qhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image043.gif

    Сравните формулы ар. и геом. прогрессий.

    Где сложение? Где умножение?

    Вопрос:

    Как найти аhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image045.gif? (аhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image045_0000.gif= аhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image009_0017.gif+ 11d)

    Как найти bhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image045_0001.gif? (bhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image045_0002.gif= bhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image009_0018.gifhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image029_0008.gif qhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image050.gif)

    А теперь самостоятельно в тетради №344 (ар.пр.) и № 388 (геом.пр.). Я в это время на обратной стороне доски пишу решения.

    Сравнили, объяснили, если есть вопросы.

    Далее №346(а), 390(а). Учащиеся решения комментируют с места.

    Итог урока: тест на два варианта – структура заданий ЕГЭ группы «А», «В».Работа в тетради под копирку.

    I вариант:

    1) указать предложение, которое следует считать верным определением арифметической прогрессии:

    а) последовательность, в которой каждый её член получается прибавлением к предыдущему члену определённого числа, называется ар.пр.
    б) последовательность, в которой каждый член, которой начиная со второго, равен предыдущему члену, сложенному с одним и тем же числом, называется ар.пр.

    2) указать последовательность, которая является ар.пр.:

    а) 3,6,9,12,…|
    б) 3,9,37,81,…
    в) 9,12,17,24,…

    3) укажите формулу n-го члена ар.пр.:

    а) аhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image022_0000.gif=а https://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image009_0019.gif+ d(n-1)
    б) а
    https://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image022_0001.gif= а https://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image009_0020.gifhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image052.gifdhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image054.gif
    в) а
    https://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image022_0002.gif=3n-nhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image036_0001.gif

    4) выпиши первые три члена ар.пр. (аhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image022_0003.gif), если аhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image009_0021.gif=-10, d=3

    5) чему равен пятнадцатый член ар.пр. (bhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image004_0003.gif), если bhttps://festival.1september.ru/articles/518585/full_clip_image009_0022.gif=6, d=1,5

    Для II варианта аналогично, но формулировки для геометрической прогрессии.

    Критерии оценки:

    1-е задание - 1 балл
    2-е задание - 1 балл
    3-е задание - 1 балл
    4-е задание - 2 балла
    5-е задание - 2 балла

    Вывод:

    «5» за 7 баллов
    «4» за 5-6 баллов
    «3» за 3-4 балла
    «2» за 0-2 балла.

    Домашнее задание: пункты 15-19 , № 346(б), 352,390(б),395


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок алгебры в 9 классе. Тема: Геометрическая прогрессия. Сумма n- первых членов геометрической прогрессии.

    Открытый урок алгебры в 9 классе.  Тема: Геометрическая прогрессия. Сумма n- первых членов геометрической прогрессии.Цели: 1.  Расширить и углубить знания о прогрессиях, продолжить форм...

    9 класс Урок "Арифметическая и геометрическая прогрессии"

    Урок  "Арифметическая и геометрическая прогрессии" - это конспект урока обобщения. На уроке  повторяются вопросы теоретического материала и формулы, сравнение арифметической и геометрич...

    Технологическая карта урока алгебры 9 класс тема "Арифметическая и геометрическая прогрессии"

    Урок алгебры в 9 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Технологическая карта урока содержит основные этапы урока обобщения, задания для фронтальной, индивидуальной и самостоятельной гр...

    1. Интегрированный урок математики и истории для 5 класса. 2. Арифметическая и геометрическая прогрессии 9 класс.

    1. Открытый интегрированный урок математики и истории "Как люди научились считать?" для 5 класса.Форма проведения: урок - соревнование двух команд. 2. Комбинированный урок обобщения, систематизац...

    УРОК – ИГРА «СОВЕТ МУДРЕЦОВ». 9 класс. Тема «Арифметическая и геометрическая прогрессии».

    УРОК – ИГРА «СОВЕТ МУДРЕЦОВ». 9 класс. Тема «Арифметическая и геометрическая прогрессии».  Цель: обобщить и систематизировать знания об арифметической и геометрической прогрессии; ознакомить учащ...