Технологическая карта урока алгебры 9 класс тема "Арифметическая и геометрическая прогрессии"
методическая разработка по алгебре (9 класс) по теме

Каряева Елена Николаевна

Урок алгебры в 9 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Технологическая карта урока содержит основные этапы урока обобщения, задания для фронтальной, индивидуальной и самостоятельной групповой работы учащихся. К уроку прилагается презентация. Материал урока можно использовать для подготовки к ГИА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arifmeticheskaya_i_geometricheskaya_progressii.rar199.07 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учебный предмет: алгебра

Класс: 9

Школа: МКОУ Добрятинская СОШ

Учитель: Каряева Елена Николаевна

УМК: Алгебра 9 класс Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк

Тема урока

Арифметическая и геометрическая прогрессии

Цель урока

Образовательная: повторение и обобщение  знаний по теме, проверка умения и навыков учащихся.

Развивающая: развитие умения видеть и применять изученные закономерности в  нестандартных ситуациях; формирование интереса к изучению математики.

Воспитательная: развитие навыков самостоятельной учебной деятельности, умения общаться, умения оценивать свои достижения.

Задачи

  • повторить теоретический материал по теме, закрепить  умение их применять;
  • учить учащихся планировать свою работу и работу в группе;
  • совершенствовать навыки работы учащихся с формулами;
  • вовлечь учащихся в конструктивную учебную деятельность;
  • развить навыки продуктивного общения со сверстниками.

Планируемые результаты обучения

Предметные:

  • Знать определения  арифметической и геометрической прогрессий, характеристические  свойства арифметической и геометрической прогрессий, формулы п-го члена арифметической и геометрической прогрессий, формулы для нахождения суммы п первых членов арифметической и геометрической прогрессий,
  • Уметь применять теоретические знания для решения основных типов заданий по теме.

Личностные: стремление к саморазвитию, формирование самооценки 

Метапредметные:  освоение обучающимися компонентов учебной деятельности, умение учиться в общении со сверстниками.

УУД

Личностные УУД:  развитие познавательных интересов, учебных мотивов, оценка и самооценка;

 Регулятивные УУД:   целеполагание - как способность соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно; планирование - как определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; оценка - как выделение и осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению; осознание качества и уровня усвоения;

 Коммуникативные УУД: включаемость в коллективное обсуждение вопросов, постановка вопросов, умение слушать и вступать в диалог, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение аргументировать свою точку зрения

Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, выбор способа действия, умение осознанно применять полученные знания на практике, умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Основные понятия

Арифметическая и геометрическая прогрессии, разность арифметической прогрессии, знаменатель геометрической прогрессии, сумма n-членов прогрессии.

Ресурсы

  1. Учебник  Алгебра 9 класс Ю.Н Макарычев, Н.Г.Миндюк
  2. Компьютер, проектор
  3. Презентация к уроку «Арифметическая и геометрическая прогрессии».
  4. Карточки для групповой работы.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Включаются в деловой ритм урока.

2.Мотивация учащихся  

Предлагает выполнить устно задания презентации слайд №2.Эти темы  учащимися уже изучены, поэтому сформулировать тему и цели урока учащиеся смогут самостоятельно.

Определяют вид последовательности, обосновывают свой ответ.

Формулируют тему урока и цели.

Включаемость в коллективное обсуждение вопросов.

Выделение и формулирование познавательной цели.

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

3.Актуализация знаний

Выполнение заданий презентации

Слайд № 3.

Определяют вид прогрессий и составляют формулы.

Поиск и выделение необходимой информации, выбор способа действия.

Выполнение заданий из открытого банка заданий по математике слайд №6,7,8. (или приложение №1)

Обсуждают алгоритмы выполнения заданий и выполняют их .

Умение осознанно применять полученные знания на практике.

4.Творческое применение полученных знаний

Предлагает выполнить задания презентации слайды № 4, 5.

Обсуждают возможные варианты решений, предлагают свои способы решений.

Включаемость в коллективное обсуждение вопросов, умение аргументировать свою точку зрения.

5.Самостоятельная работа учащихся в группах

Предлагает разделиться на 4 группы для выполнения заданий самостоятельной работы на 2 варианта(презентация слайды №9,10 или приложение №2)

Обсуждают в группах способы решения заданий, по возможности – решают их.

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Предлагает выполнить взаимопроверку результатов  по вариантам и самопроверку по слайду № 11. Помогает выполнить разбор заданий, вызвавший затруднения.

Выполняют проверку, обсуждают возможные ошибочные решения, исправляют свои решения.

Умение аргументировать свою точку зрения.

6.Подведение итогов.

Предлагает ответить на вопросы:

  1. Какая из изученных пргрессий, на Ваш взгляд, более сложная?
  2. Почему?

Отвечают на поставленные вопросы.

Развитие оценки и самооценки.

Умение аргументировать свою точку зрения.

7.Домашнее задание

Прорешать из открытого банка заданий (из 26 прототипов) – 20 оставшихся прототипов и подготовить вопросы по заданиям, вызвавшим затруднения.

Записывают Д/з.

Приложение №1.

Прогрессии в ГИА

Арифметическая прогрессия

Геометрическая прогрессия

Выписано несколько последовательных членов арифметической прогрессии: …; 11; x; –13; –25; … . Найдите член прогрессии, обозначенный буквой x.

Выписано несколько последовательных членов геометрической прогрессии: ...; -5; x; -80; -320; \ldots. Найдите член прогрессии, обозначенный буквой x.

Дана арифметическая прогрессия 12, 9, 6, \dots. Какое число стоит в этой последовательности на 6-м месте?

Дана геометрическая прогрессия 17, 68, 272, ... Какое число стоит в этой последовательности на 4-м месте?

Арифметическая прогрессия задана условием a_n = 3,8 -5,7n. Найдите a_{6}.

Геометрическая прогрессия задана условием b_n = 64,5 \cdot \left( -2 \right)^n. Найдите b_{6}.

Приложение №2

Самостоятельная работа в группах.

1вариант

1. Найдите сумму ряда чисел 1 – 3 + 5 – 7 + 9 – 11 + … + 97 – 99.

1) –46;          2) –48;          3) –50;          4) –52;          5) –54.

2. Сумма четырех первых членов арифметической прогрессии равна 124, а сумма четырех последних ее членов равна 156. Сколько членов в этой прогрессии, если известно, что сумма их равна 350?

1) 8;          2) 9;          3) 11;          4) 10;          5) 7.

2 вариант

1. Сумма первых четырех членов возрастающей геометрической прогрессии равна 15, а сумма последующих четырех членов равна 240. Найдите сумму первых шести членов этой прогрессии.

1) 31;          2) 48;          3) 63;          4) 127;          5) 144.

2. Найдите сумму первых 20 натуральных чисел, которые при делении на 5 дают остаток 1.

1) 950;          2) 1070;          3) 1090;          4) 1030;          5) 1100.

ответы

№ задания

1

2

1 вариант

1

4

2 вариант

3

2

Список литературы:

  1. Открытый банк заданий по математике ГИА 2014 http://mathgia.ru 
  2.  Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математике:Кн.для учителя.-М.: Просвещение, 1994.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока алгебры в 7 классе по теме "Раскрытие скобок", презентация к уроку алгебры в 7 классе по теме "Раскрытие скобок"

«Раскрытие скобок». Этот материал является подготовительным для решения уравнений новым способом, по программе на его усвоение отводится три часа. Данный урок первый. Нужно изучить и научиться примен...

Технологическая карта урока алгебры в 9 классе по теме: " Арифметическая прогрессия", авторы учебника Ю.Н.Макарычев,Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворов

Технологическая карта урока алгебры в 9 классе по теме: "Арифметическая прогрессия", авторы учебника Ю.Н.Макарычев и др.Урок освоения новых знаний, ориентированный на понимание сути определе...

Технологическая карта урока алгебры 9 класс "Прогрессии"

Повторение и обобщение  знаний по теме «Прогрессии», проверка умения и навыков учащихся, подготовка к ОГЭ, решение заданий повышенного уровня.Урок комбинированный, со сменой раб...

Технологическая карта урока. 5 класс.Тема:Практическая работа по изготовлению предметной аппликации, состоящей из геометрических фигур. Аппликация “Волшебный цветок”

Поделки из геометрических форм представляют собой доступный и интересный материал для развития вкуса, фантазии, творческого и логического мышления обучающихся. А декорирование предметов узорами и орна...

технологическая карта урока по теме " Пути достижения биологического прогресса"

Принципиальным отличием стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. Процесс учения понимается не п...

Разработки к урокам. Технологическая карта урок алгебры 7 класс "Сумма и разность кубов"

Технологическая карта к уроку алгебры 7 класс " Сумма и разность кубов"...

Технологическая карта урока алгебры в 9 классе по теме "Прогрессии"

Урок обобщения и систематизации знаний и умений...