Урок математики в 5 классе "Площадь. Формула площади прямоугольника"
методическая разработка по алгебре (5 класс) на тему

Корыбко Ольга Геннадьевна

Данный урок предназначен для учащихся пятых классов. Это урок изучения нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta.docx33.88 КБ
Файл konspekt.docx46.23 КБ
Файл loto.docx16.23 КБ
Файл samostoyatelnaya_rabota.docx48.3 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Площадь. Формула площади прямоугольника»

Класс 5

Дата 16.12.2014

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: формировать представление о площади, познакомить учащихся со свойствами площадей, использовать формулы площади при решении задач.

Планируемые результаты:

Учащиеся научатся находить площадь по формулам: S = a ∙ b, S = , рассуждать и делать выводы, слушать собеседника и вести диалог, работать в паре, излагать и аргументировать свою точку зрения, оценивать себя и товарищей.

Познавательные УУД:

Научиться использовать понятия «площадь прямоугольника» и «площадь квадрата», вычислять площадь фигуры по количеству квадратных сантиметров, уложенных в ней, вычислять площади квадратов и прямоугольников по формулам, решать задачи, используя свойства равновеликих фигур.  

Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие в работе в парах.

Личностные:

Совершенствовать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Грамотно излагать свои мысли, анализировать, сравнивать. Развивать познавательный интерес через игровые моменты. Уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять  им. Развивать активность при решении задач, умение общаться в коллективе.

Регулятивные УУД:

Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся. Проводить рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Основные понятия, изучаемые на уроке: длина, ширина, площадь, формула площади прямоугольника, единицы измерения площади, равные фигуры, свойства площадей.

Ресу Ресурсы: учебник Виленкин Н.Я. «Математика 5», компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки для Мат «Математического лото», геометрические фигуры.

Технологическая карта урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Формирование УУД

  1.    Самоопределение к деятельности. Организационный момент

Приветствие, проверка подготовленности обучающихся к учебному занятию, организация внимания детей.

«Математику нельзя изучать, наблюдая как это делает сосед» - А. Нивен.

Приветствуют учителя, подготовка к уроку, рапорт дежурного, фиксация отсутствующих.

Личностные: саморегуляция, умение слушать, понимать.

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Учитель предлагает обучающимся перейти к устной работе, игре «Математическое лото» (парная работа) и определить ключевое слово темы урока.

Учитель предлагает разгадать кроссворд и узнать второе слово темы урока.

Ученикам на парту выдается карточка с «Математическим лото» и полоски бумаги размером в одну ячейку лото.

Учащиеся закрывают в карточках ответы на вопросы. Из оставшихся открытыми букв учащиеся должны составить слово «формула».

Учащиеся отгадывают слово «площадь».

Личностные: умение выражать свои мысли

Регулятивные: структурирование знаний

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

  1. Постановка учебной задачи

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию, чтобы

повторить, обобщить, углубить понятие площади и вывести свойства площадей.

Учитель предлагает задачу:

представьте, что нам предстоит ремонт в комнате. Что для этого надо знать? Учитель задает наводящий вопрос: форму какой геометрической фигуры имеет потолок, стены, пол?

Учитель предлагает сформулировать тему урока и записать ее в тетради.

Какая цель нашего урока?

Учащиеся называют фигуру «прямоугольник» и доказывают свой выбор: прямые углы, противоположные стороны равны.

Надо знать площадь потолка, стен и пола.

Тема урока «Площадь. Формула площади прямоугольника».

Формулируют цель урока: мы будем находить площадь прямоугольника по формуле площади  и пользоваться свойствами площадей при решении задач.

Регулятивные: целеполагание,  планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы.

  1.  Построение проекта выхода из затруднений

Вводит понятие «Квадратного сантиметра».

Задача на нахождение площади фигуры, разбитой на квадраты со стороной 1кв.см.

Следуют указаниям учителя, чтобы определить понятие равных фигур.

Проблема: как найти площадь не расчерчивая каждый раз см2?

Что заметили?

Как вы думаете, площадь можно находить только в см2?

Повторим, как найти площадь прямоугольника?

Решение задачи на нахождение площади прямоугольника.

Подсчитывают квадратные сантиметры. Формулируют определение равных фигур.

Опытным путем определяют свойства площадей:

  1. Площади равных фигур равны.
  2. Площадь всей фигуры равна сумме площадей ее частей.
  3. Площадь квадрата равна квадрату его стороны:

 S = .

  1. Площадь прямоугольника равна произведению его сторон: S = ab

Делают вывод:

S=a∙b

Находят площадь по формуле.

Можно использовать разные единицы измерения.

Чтобы узнать площадь, надо знать длину и ширину.

S= длину ∙ ширину

Решают устно задачу.

Регулятивные: планирование, прогнозирование, осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению.

Познавательные: моделирование, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

  1. Первичное закрепление

Решите задачу №716 из учебника.

Что не известно по условию задачи? Как найти площадь? Решим задачу устно.

Решите задачу № 718 из учебника. Постановка проблемы. Что сказано про длину прямоугольника? Как ее найти? На какие фигуры отрезок КМ делит прямоугольник? Что вы можете сказать про эти треугольники? Докажите. Что нам известно про площади равных фигур? Как найти площадь треугольника?

Решите задачу № 722.

Прочитайте задачу. О чем говорится в задаче? О скольких прямоугольниках идет речь? Что сказано про первый прямоугольник? Что сказано про второй прямоугольник? Что надо найти в задаче?

Запишите условие.

Что нужно знать, чтобы найти ширину? Что сказано в задачи про площади? Можно ли найти площадь первого прямоугольника? Что для этого надо знать? Можно ли вычислить ширину первого прямоугольника? Составьте план решения задачи и решите задачу.

Нужно найти площадь по формуле площади прямоугольника. Учащиеся решают задачу устно.

Один из учащихся комментирует задание у доски, остальные работают на местах. Выполняют задания.

Записывают условие задачи, решают:

  1. 26+14=40(см) –длина
  2. 26∙40=1040(см2) – S прямоугольника
  3. 1040:2=520(см2)- S треугольника

Учащиеся записывают ответ.

Один из учащихся комментирует задание у доски, остальные работают на местах. Отвечают на вопросы.

Записывают условие задачи, решают:

  1. = 16 – 12 = 4(см)
  2.  =  = 16 ∙ 4 = 64 (
  3. == 64 (
  4.  = 64 : 32 = 2(см)

= 64

8 (см)

Записывают ответ.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательльные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка партнера  

  1. Физкультминутка

Учитель предлагает учащимся сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся: гимнастика для глаз.

Обучающиеся наблюдают за движением  предметов на экране.

  1. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Самостоятельная работа с заданиями разного уровня на выбор учащихся. Самопроверка.

Обучающиеся выбирают задание, решают в тетрадях, осуществляют самопроверку.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение

  1. Рефлексия деятельности (итог урока)

Обращается к учащимся в стихотворной форме:

«Завершается урок. Он пошёл ребятам впрок?

Ответы полные давали?

На уроке не зевали?»

-Ребята, продолжите фразу:

- Сегодня я узнал…

- Я понял, что…

- Теперь я могу…

- Было интересно…

- Было трудно…

- Было интересно…

- У меня получилось…

- Я попробую…

- Урок дал мне для жизни…

Проводят рефлексию.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование

  1. Информация о домашнем задании

Сообщает домашнее задание:  

  1. Стандартный минимум
  2. Практическая работа

Фиксируют домашнее задание в дневниках, осуществляют выбор уровня сложности домашнего задания.



Предварительный просмотр:

Площадь. Формула площади прямоугольника. 5-й класс

Цель урока: ввести понятие «площадь», «равные фигуры», формулу площади прямоугольника, применять формулу для решения задач.

Ресурсы: учебник Виленкин Н.Я. «Математика 5», компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки для “Математического лото”, геометрические фигуры.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности. Организационный момент. 

-Здравствуйте , садитесь. Сегодня у нас на уроке  присутствуют гости и, я надеюсь, что наша работа им понравится. Прошу вас сосредоточится и включится в работу. Дежурный, кто отсутствует?

-Урок я начну с фразы, с которой мы не раз начинали наши уроки: «Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед», - А. Нивен.

II. Актуализация ранее и фиксация затруднений.

296
Ф

25
З

1000
М

80
Н

2
П

630
У

45
О

180
Т

40
Л

280
Е

20
Ь

4
А

3
Р

90
И

38
Е

14
Р

Каждому ученику выдается карточка лото и полоски бумаги размером в одну ячейку лото.

Учащиеся закрывают в карточках ответы на вопросы. Из оставшихся открытыми букв учащиеся должны составить слово.

  1. Турист прошел 15 км со скоростью 5 км/ч. Сколько времени турист был в пути? (3)
  2. Скорость автомобиля 70 км/ч. Какое расстояние пройдет автомобиль за 4 часа? (280)
  3. Моторная лодка прошла расстояние 50 км за 2 часа. Найдите скорость моторной лодки. (25)
  4. Скорость автомобиля 60км/ч. Какое расстояние он проедет  за 3 часа?(180)
  5. Расстояние между городами 1400 км. Скорость самолета 700 км/ч. Сколько времени ему потребуется на перелет из одного города в другой? (2)
  6. Вычислите периметр треугольника, у которого все стороны равны 30 дм. (90)
  7. Вычислите периметр квадрата со стороной 20 м. (80)
  8. Вычислите периметр прямоугольника, если его стороны равны 6 см и 4 см. (20)
  9. Вычислите периметр прямоугольника, если его стороны равны 9 см и 10 см. (38)

Проверка  (Презентация - слайд 3).

Получается слово “Формула”.

2. Кроссворд.

Мы определили ключевое слово темы урока. Узнать второе слово нам поможет кроссворд. (Презентация – слайд 4)

http://festival.1september.ru/articles/610922/img1.jpg

III. Постановка учебной задачи . Рассмотрим задачу (слайд 4).

Представьте, что нам предстоит в комнате сделать ремонт: покрасить потолок, стены, пол. Что нам для этого надо знать? Форму какой геометрической фигуры имеет потолок, пол, стены? Какой формулой можем воспользоваться?

- Формула площади прямоугольника!

Запишите тему урока: «Площадь.  Формула площади прямоугольника».

IV. Построение проекта выхода из затруднений.

- У каждого на парте приготовлены квадраты со стороной 1 см.

- Площадь каждого такого квадрата какая? 1 х1 = 1 (кв.см)

Площадь одного такого квадрата называют квадратным сантиметром и пишут 1 .

Выполним практическое задание.

Выложите на столе из квадратов фигуру такую же, как фигура красного цвета как на слайде 9. Какова её площадь? Выложите фигуру синего цвета. Какая у нее площадь?

Как вы посчитали площади этих фигур? (посчитали количество квадратов).

S = 5.

Можем ли мы сказать, что эти фигуры равны? Переставьте один из квадратов красной фигуры так, чтобы мы могли назвать фигуры равными.

(слайд 10)

Предлагаю вам определить, какие фигуры называются равными? (для этого я предложу вам небольшую подсказку – слайд 10 –клик).

Две фигуры называются равными, если одну из них так можно наложить на другую, что эти фигуры совпадут.

Что можно сказать о площадях этих  фигур? Что можно сказать об  их периметрах?

Решите задачи и объясните свой ответ: слайд 12 и 13.

Продолжим практическое занятие. Составьте прямоугольник такой же, как на экране (слайд 14). Какова его площадь. А если мы составим еще один прямоугольник – слайд 14 –клик. Как мы можем найти площадь нового  прямоугольника? Можем ли мы составить формулу?

Чтобы найти площадь прямоугольника, надо его длину умножить его длину на ширину. Запишем это правило в виде формулы. Площадь обозначим буквой  S, длину – буквой а,  ширину – буквой  b.

S = ab

А как записать формулу площади квадрата? S =

Запишем вывод: (слайд 15)

  1. Площади равных фигур равны.
  2. Площадь всей фигуры равна сумме площадей ее частей.
  3. Площадь квадрата равна квадрату его стороны: S =
  4. Площадь прямоугольника равна произведению его сторон: S = ab

V. Первичное закрепление.

Задача № 716 (устно).

Что не известно по условию задачи? Как найти площадь?

а – 5 см

b – 2 см

S  ?

Решение:

S = ab

5 х 2 = 10 (

Ответ: площадь прямоугольника 10.

Задача № 718. Один ученик комментирует решение задачи у доски.

Постановка проблемы. Что сказано про длину прямоугольника? Как ее найти? На какие фигуры отрезок КМ делит прямоугольник? Что вы можете сказать про эти треугольники? Докажите. Что нам известно про площади равных фигур? Как найти площадь треугольника? Решите задачу.

а – 26 см

b  ?, на 14 > а

S  ?

?

Решение:

  1. 26+14=40(см) –длина
  2. 26∙40=1040(см2) – S прямоугольника
  3. 1040:2=520(см2)- S треугольника

Ответ: площадь прямоугольника KNMT равна 1040 , площадь треугольников 520.

Задача № 722. 

Прочитайте задачу. О чем говорится в задаче? О скольких прямоугольниках идет речь? Что сказано про первый прямоугольник? Что сказано про второй прямоугольник? Что надо найти в задаче?

Запишите условие.

Что нужно знать, чтобы найти ширину? Что сказано в задачи про площади? Можно ли найти площадь первого прямоугольника? Что для этого надо знать? Можно ли вычислить ширину первого прямоугольника? Составьте план решения задачи и решите задачу.

 =

 – 16 см

 –  ?, на 12 см >

 – 32 см

 –  ?

Решение:

  1. = 16 – 12 = 4(см)
  2.  =  = 16 ∙ 4 = 64 (
  3. == 64 (
  4.  = 64 : 32 = 2(см)

 ширина второго прямоугольника 2 см.

VI. Физкультминутка.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Давайте проверим, как вы усвоили материал урока. У вас на парте задания самостоятельной работы. Проверьте себя и поставьте оценку.

VIII. Итог урока. (5 мин.)

Продолжи фразу (Слайд 19,20):

- Сегодня на уроке я узнал…

- Сегодня на уроке я научился…

IX. Домашнее задание (2 мин.) (Слайд 21,22).

1) Стандартный минимум задачи № 737,738.

2) Практическая работа (Слайд 18, 19) 



Предварительный просмотр:

296

Ф

25

З

1000

М

80

Н

2

П

630

У

45

О

180

Т

40

Л

280

Е

20

Ь

4

А

3

Р

90

И

38

Е

14

Р

296

Ф

25

З

1000

М

80

Н

2

П

630

У

45

О

180

Т

40

Л

280

Е

20

Ь

4

А

3

Р

90

И

38

Е

14

Р



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по математике(5 класс) на тему:"Площадь. Формула площади прямоугольника."

Урок закрепления изучаемого материала. Вспомним о том как находить площади различных фигур.Цели урока:закрепление и осмысление усвоенных знаний,расширение представлений об изменении геометрических фиг...

Самоанализ урока математики в 5 классе по теме "Площадь. Формула площади прямоугольника"

Самоанализ урока — это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения...

Урок математики в 5 классе по теме "Площадь. Формула площади прямоугольника." по ФГОС

Урок математики в 5 классе по теме " Площадь. Формула площади прямоугольника." по ФГОС с технологической картой и презентацией к уроку....

Открытый урок математики по теме Площадь. Формула площади прямоугольника.

Материалы содержат Проезентацию к уроку, конспект урока и самоанализ....

Урок математики (технологическая карта урока, презентация и приложения к уроку) в 5 классе "Площадь. Формула площади прямоугольника"

Тип урока:  комплексного применения знаний и способов деятельности учащихся.Образовательные цели: содействовать в усвоении и обеспечении знаний и способов деятельности;помочь учащимся осознать со...

Урок математики в 5 классе по теме "Площадь. Формула площади прямоугольника"

Урок математики в 5 классеТема: «Площадь. Формула площади прямоугольника»Цель: коррекция и актуализация знаний учащихся о площади, полученные в начальной школе, продолжить работу над текстовыми задача...

Презентация к уроку по математике "Площадь. Формула площади прямоугольника"

Презентация к уроку по математике в 5 классе "Площадь. Формула площади прямоугольника"....