Урок. Решение уравнений различными способами
план-конспект урока по алгебре (11 класс) на тему

Зацепина Надежда Владимировна

Урок обобщения по теме "Решение уравнений различными способами"

Данный урок является 13 в курсе «Алгебра и начала математического анализа», и 9 в теме «Многочлены» по учебнику: А. Г. Мордкович, П. В. Семёнов. Алгебра и начала анализа. 11 класс. В двух частя. Учебник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень). - М.: Мнемозина. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации; соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2004 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План конспект урока по математике. 11 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Чикская средняя общеобразовательная школа №7

 Алгебра и начала математического анализа

  11 класс

Урок

«Решение уравнений различными способами»

Автор-составитель: Зацепина Н. В.

 Учитель математики

пгт.  Чик

Коченёвский район

Новосибирская область

2010 год

Аннотация к уроку

   Зацепина Надежда Владимировна,  образование высшее, педагогический стаж – 20 лет, 1 квалификационная категория, учитель математики МОУ Чикская средняя  общеобразовательная школа № 7.

Данный урок является 13 в курсе «Алгебра и начала математического анализа», и 9 в теме «Многочлены» по учебнику: А. Г. Мордкович, П. В. Семёнов. Алгебра и начала анализа. 11 класс. В двух частя. Учебник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень). - М.: Мнемозина, 2009. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации; соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2004 г.

Тема: «Решение уравнений различными способами».

Тип урока:  обобщения и систематизации  ЗУНов.

Форма организации урока: урок- семинар.

Оборудование: мультимедийная установка, мультимедийная презентация заданий, компьютеры по количеству обучающихся, учебник.

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний обучающихся по решению уравнений различными способами на основе знания основных способов решения алгебраических уравнений из курса алгебры.

Задачи:

1.Обучающая: 

  • Обобщение и систематизация знаний обучающихся по решению уравнений различными способами на основе знания основных способов решения алгебраических уравнений из курса алгебры.
  • Создание условий для осознанной подготовки к ЕГЭ.
  • Формирование навыков самоконтроля, алгоритмической и компьютерной культуры обучающихся.

2.Развивающая: 

  • Продолжить развитие устной математической речи, внимания.
  • Обеспечение условий для развития умений решать  уравнения.
  • Совершенствовать мыслительные умения старшеклассников (сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать и навыки обработки информации).

3.Воспитывающая: 

  • Развитие коммуникативных умений делового общения сверстников.
  • Воспитание уверенности в собственных силах.

Особенность урока:

  • Целенаправленно и продуктивно подготавливать обучающихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
  • Поддерживать интерес к познавательному общению, к уроку, к обучению.
  • Удовлетворить потребность школьника в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной сферах.

 Особая роль в сознательном и продуктивном усвоении знаний принадлежит интересу, который может проявляться благодаря использованию ярких примеров, информационно-компьютерных технологий. Учитывая эту особенность, на уроке используется компьютерное тестирование с выходом на сайт http://www.uztest.ru/. Руководитель сайта - учитель математики высшей категории, кандидат педагогических наук, обладатель премии Президента - Ким Наталья Анатольевна. Сайт содержит большую базу заданий по различным разделам школьного курса «Математика».  Учителям - зарегистрированным пользователям сайта, предоставлены следующие возможности:

1. Организация контроля знаний учащихся с помощью тестовых заданий:

  • имеется более 5000 задач по всем разделам школьной математики, уникальных, не опубликованных в учебниках и задачниках;
  • программа автоматически формирует индивидуальные задания для каждого ученика, согласно заданным учителем условиям;
  • результаты выполнения работ учащимися (текущие и итоговые) учитель видит на своем компьютере.

2. Отработка навыков учащихся с помощью системы тренингов:

  • тренинг - группа однотипных примеров, этих примеров сотни;
  • если ученик решил неправильно пример - ему показывается подробное объяснение и дается следующий, другой пример;
  • учитель задает условия тренинга - минимальное количество примеров, которое должен решить ученик и допустимый результат.

3. Ведение Интернет - журнала оценок учащихся:

  • можно выставлять текущие оценки учащихся в журнал на сайте, значит информация, всегда доступна ученику и  его родителям;
  • допустимы оценки в разных шкалах баллов, рассчитываются итоги: количество оценок, сумма и средняя оценка за указанный период.

На сайте мною зарегистрированы все обучающиеся 11 «А» класса, оформлен Интернет – журнал. Для каждого школьника получен индивидуальный логин и пароль. Это  позволяет обучающимся заходить в свой «личный кабинет», для выполнения тестовой работы, которая составляется мною по определённому условию, согласно теме и цели урока.

А применение на уроке мультимедийной презентации с красочной наглядностью усиливает мотивационный интерес обучающихся к обучению.

Предварительная подготовка к уроку предполагала следующие этапы:

  • выбор темы;
  • определение типа урока;
  • определение круга вопросов;
  • индивидуальная работа с некоторыми обучающимися;
  • выбор методов, приёмов;
  • подбор средств обучения,
  • подбор дидактического материала.

При построении урока следует отметить, что:

  • Происходит смена деятельности каждые 5 – 10 минут;
  • Есть две динамических паузы;
  • Имеет место межпредметная связь с уроками информатики.
  • Все этапы урока работают на конечный результат

В соответствии с типом урока была предусмотрена следующая структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и цели урока.
  3. Актуализация опорных знаний.
  4. Обобщение (беседа, решение уравнений устно и письменно).
  5. Контроль. Проверочная тестовая  работа.
  6. Рефлексия.
  7. Подведение итогов. Домашнее задание.

На уроке были использованы следующие методы:

  1. По источникам передачи и характеру восприятия
  • словесный (беседа, пояснения учителя);
  • наглядный (демонстрация  презентации);
  • практический (нахождение корней уравнения устно, письменное решение уравнений, самостоятельная работа).
  • информационно-коммуникативные (компьютерное тестирование, работа с сайтом учителя математики).
  1.    По характеру познавательной деятельности
  • репродуктивный;
  • объяснительно-иллюстративный;
  • проблемного изложения (постановка вопросов – почему?);
  • частично- поисковый  (определение оптимального способа решения заданного уравнения);
  • продуктивный (оригинальность, беглость мысли; быстрота нахождения способа решения; способность применения знаний в новой ситуации).

3.       Метод исследования:

  • систематизация  уравнений курса алгебры.
  • ввод  и использование текстовой информации на компьютере.
  1.  Метод контроля и самоконтроля
  • устный;
  • письменный;
  • автоматизированный;
  • наблюдения учителя.

     5. Метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.

     6. Метод активного воздействия на эмоциональный интеллект обучающихся.

Приёмы:

  1. Приемы формирования и активизации отдельных операций мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения. («Узнай по описанию», «Узнай по иллюстрации»).
  2. Приемы, способствующие созданию проблемных, поисковых ситуаций в мыслительной деятельности обучающихся. Приём вызова с опорой на личный опыт и знания, – «Какие виды уравнений вам известны?»;  «Что вы знаете о способах решения уравнений?». Создание ситуации познавательного поиска: определение вида выражения во время устного счёта;  нахождение корней различных уравнений устно; сопоставление графика с формулой; нахождение способа решения заданного уравнения).
  3. Приемы, активизирующие эмоции учащихся («психологическая минутка» в начале урока, использование различного оформления заданий)
  4. Приёмы контроля, самоконтроля, самообучения: фронтальный опрос; индивидуальный опрос; самостоятельная работа; невербальный приём – наблюдение учителя. Приёмы самоконтроля: самопроверка по «всплывающим» ответам; приём самообучения – индивидуальная тестовая работа за компьютером).
  5. Приемы управления в учебном процессе межличностными отношениями:

           Приём личностной значимости: «Что на уроке вам понравились?»

           Приём высказывания оценочных суждений – «Что вы приобрели    необходимого для подготовки к ЕГЭ?»

Учитывая требования к современному уроку, были использованы следующие технологии:

  • Использования  информационных технологий (мультимедийная презентация заданий, компьютерное тестирование).
  • Технология проблемного обучения (постановка проблемных вопросов).
  • Технология развития критического мышления.
  • Технология дифференцированного обучения.
  • Здоровьесберегающие технологии (соблюдение гигиенических норм посадки; 2 паузы - «психологическая минутка»,  «физкультминутка» - упражнение на релаксацию мышц лица и зарядка для глаз).

В течение урока, на основных этапах проводится подведение итогов в форме опроса: «Что мы вспомнили об уравнениях?», «Какие способы решения уравнений применяли?».

Особое внимание уделяется этапу рефлексии: «Вспомните все моменты нашего урока и расскажите, что вам пригодилось при выполнении теста?»

Продуктивность урока оцениваем совместно с обучающимися и автоматизировано (оценки выставляются в Интернет журнале).

УРОК

 «Решение  уравнений различными способами»

Ход урока:

  1. Организационный момент
  • Приветствие. Мотивация (психологическая минутка).

 Разрешите начать урок, девизом которого могут стать строки:

Порой задача не решается,

Но это, в общем, не беда.

Ведь солнце всё же улыбается!…

А чтобы не было проблем,

Друзья тебе всегда помогут,

Они с тобой, ты не один.

Поверь в себя, и ты всё сможешь,

Идем вперёд - и победим.

  • Проверка отсутствующих и готовность обучающихся  к уроку.

  1. Сообщение темы и цели урока

Цели урока: Обобщение и систематизация знаний обучающихся по решению уравнений различными способами на основе знания основных способов решения алгебраических уравнений из курса алгебры.

Задачи:

  1. Образовательная
  • Обобщение и систематизация знаний обучающихся по решению уравнений различными способами на основе знания основных способов решения алгебраических уравнений из курса алгебры.
  • Создание условий для осознанной подготовки к ЕГЭ.
  • Формирование навыков самоконтроля, алгоритмической и компьютерной культуры обучающихся.
  1. Развивающая
  • Развитие устной математической речи, внимания.
  • Обеспечение условий для развития умений решать  уравнения.
  • Совершенствовать мыслительные умения старшеклассников (сравнивать, анализировать, обобщать и  навыки обработки информации).
  1. Воспитательная
  • Развитие коммуникативных умений делового общения сверстников.
  • Воспитание уверенности в собственных силах.

  1. Актуализация опорных знаний (устный фронтальный опрос)

1. Из предложенных выражений выберите те, которые являются уравнениями (приём «узнай по описанию»).

  1. 3x4 - 2x3 + 5x2 + 8 = 8;
  2. (2x3 - 4x2 + 7x)3 – х = (7х)х - 3;
  3. (x-3)/(7x2 - x+1) = 0;
  4. 452 - 352 = 800;
  5. f(x) = 3х – 1;
  6. (x3+7x)(4x2-2) = 0;

(1; 2; 3; 6)

2. Сколько и какие  уравнения имеют корень 2?  

  1. 3 + 5х – 34 = 0;
  2. 5 + 6х 2 – 9х + 2 = 0;
  3. х 12 +21х 2 = 4181;
  4. 4 – 25х + 2 = 0.

(два; первое и четвертое)

3. Вспомните, что значит решить уравнение?

     Решить уравнение – это значит найти множество его решений или доказать, что решений нет.

4. Сколько корней может иметь уравнение?

 В зависимости от вида уравнения множество решений уравнения может быть бесконечным, конечным и пустым.

Устный счет.  Решите уравнение:     (-2;  0,5;  -4 и 4;  -8; нет корней;  0).

  1. Обобщение (беседа; приём вызова с опорой на личный опыт и знания)

 Виды уравнений (которые будут рассмотрены)

Целое уравнение:

1) линейное уравнение;

2) квадратное уравнение;

3) уравнение n – й степени.

 Дробное рациональное уравнение.

ЦЕЛОЕ УРАВНЕНИЕ:

1) Уравнение первой степени

1. Какое уравнение называется линейным?

Уравнение вида ax = b, где x - неизвестное, a и b - некоторые числа, называется линейным уравнением с одним неизвестным.

2. Сколько корней имеет линейное уравнение?

     1. Если a не равно нулю, то уравнение имеет единственный        корень  x = - b/a.
2. Если а = 0, b не равно нулю, то уравнение не имеет корней.
3. Если
a = 0, b = 0, то уравнение имеет бесконечно много корней, то есть корнем уравнения является любое действительное число.

     Например:
1.   5x -10 = 0; x = 2 - корень уравнения.
2.   0x + 4 = 0, уравнение не имеет корней.
3.  0x + 0 = 0, уравнение имеет бесконечно много корней, x - любое действительное число.

     ЦЕЛЫЕ УРАВНЕНИЯ (историческая справка)

   Великий прорыв в алгебре связан с именем французского ученого XVI в. Франсуа Виета. Он первым из математиков ввел буквенные обозначения для коэффициентов уравнения и неизвестных величин. А традицией обозначать неизвестные величины последними буквами латинского алфавита (x, y или z) мы обязаны его соотечественнику – Рене Декарту.

 2) Квадратное уравнение

1. Какое уравнение называется квадратным?

Уравнение вида ax2 + bx + c = 0 называется квадратным уравнением стандартного вида, где a, b, c – действительные числа и a ≠ 0 . Если   a = 1,  то квадратное уравнение называют приведённым.

2. Сколько корней имеет квадратное уравнение?        

Решение:                  D = b2 – 4ac,            тогда

1) D > 0                   2) D = 0                         3)   D < 0

Х1,2 =                          Х1,2 = - в / 2а                действительных

                     

                              корни совпадают        корней нет

  1. Уравнение высшей степени

1. Какое уравнение называется рациональным целым уравнением?

Уравнение вида P(x)=0, где Р(х) -  многочлен n – й степени называют рациональным целым уравнением.

2. Какие основные способы решения рациональных уравнений вы знаете?

       При решении рациональных уравнений в основном используются следующие способы:

1. Разложение на множители;

2. Графический метод,

3. Введение новых переменных.

ПОВТОРИМ ЭТИ СПОСОБЫ:

1. Одним из способов решения уравнений высших степеней является способ разложения на множители.

Решите уравнение:  (индивидуальная работа в рабочих тетрадях, с последующим  обсуждением решений; метод критического мышления).                           

  • Как называется способ, с помощью которого можно разложить левую часть уравнения на множители?

Разложить левую часть уравнения на множители можно способом «группировки».

  • Когда произведение множителей равно 0?

Когда любой из множителей равен нулю, а другие множители имеют смысл.

  • Сколько корней имеет данное уравнение?

Уравнение имеет три корня. Это числа 0,5; -2 и 2.

  • Как вы думаете, может ли уравнение третьей степени иметь 1, 2, 4, 5 корней или ни одного корня?

Уравнение 3-й степени могут иметь не более трёх корней.

Найдите корни уравнения и назовите степень уравнения: (фронтальный устный опрос)

1)

2)

3)

4)

5)

       1) 5; -1; 2;    2) 0; -2 и 2;    3) -3;    4) 2; 1;    5) -1; -5 и 5.

2. Другой  способ решения уравнений – графический.

Соотнесите график с формулой:

(фронтальный устный опрос; приём «Узнай по иллюстрации»)  

Первый график - g(x). Второй график – q(x). Третий график – f(x). Четвертый график – p(x).

;   ;

 

;   .

 

  1. Еще один способ решения уравнений - способ введение новой переменной.

Решите уравнение:  (индивидуальная работа в рабочих тетрадях, с

последующим  обсуждением решений; метод критического мышления).      

               

  1. Какое выражение обозначили новой переменной? У = (х2 + х)
  • Введем новую переменную:
  • Получим уравнение:

   2. Какое новое уравнение получили?

  • Решим данное уравнение:

Найдем переменную x:

                                 

Ответ: x = - 2;  х = 1

ДРОБНЫЕ РАЦИОНАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ

1. Какие уравнения называются дробными рациональными уравнениями?

Уравнение вида P(x)/Q(x)=0, где Р(х), Q(x) -многочлены называют дробными рациональными уравнениями.

2. Как можно решать такие уравнения?

            Решение дробного рационального уравнения можно разбить на два этапа:

1. Решить уравнение Р(х) = 0.

2. Проверить условие: Q (х) ≠ 0.

      То есть решение таких уравнений сводиться к решению целых уравнений, при этом исключают из решения те корни, которые обращают в нуль знаменатель уравнения.

Физкультминутка (упражнения на релаксацию мышц лица и глаз).

1) Закройте глаза. Поморгайте сомкнутыми веками.

Зажмуривание глаз на 3-5 секунд и легкое быстрое моргание улучшают кровообращение. 

2) В положении сидя при неподвижной голове медленно перевести взгляд с пола на потолок и обратно, затем справа налево и обратно (повторить 10-12 раз).

3) Круговые движения глазами в одном и другом направлении (повторить 4-6 раз) - это упражнение выполняется при открытых и закрытых глазах.

Такие упражнения служат тренировкой мышц глаз.

4) Закрыть глаза и тихонько посидеть 30 секунд, думая о чём-то хорошем и приятном.

  1. Контроль

Давайте подведём промежуточные итоги:

  1. Какие виды уравнений мы повторили? 
  2. Какие основные способы решения уравнений применяли?

Решение многих уравнений сводится к решению либо целых рациональных уравнений, либо к решению дробных рациональных уравнений.

Проверочная тестовая работа (работа за  компьютером, с автоматизированной проверкой)

     Выполните проверочную работу, в которой вам необходимо будет решить уравнения и применить знания в новой ситуации (работа у каждого обучающегося индивидуальная, с двух уровневой дифференциацией).

1) Целое рациональное;

2) Дробное рациональное;

3) Уравнение, содержащее переменную под знаком модуля;

4) Иррациональное уравнение.

Примечание. При выполнении работы обязательно проверяем корни уравнений 2); 3); 4).

Для выполнения проверочной тестовой работы необходимо:

(см. приложение  «Подготовка к тестированию»).

  1. Рефлексия

 Мы с вами сделали обобщение по теме: «Решение уравнений различными способами» и выполнили проверочную работу.

Вспомните все моменты нашего урока и расскажите, что вам пригодилось при выполнении теста?

  1. Итоги урока 

1. При решении многих уравнений необходимо помнить основные виды уравнений и способы их решения.

2. При выборе решения не надо противопоставлять  графические и аналитические  способы решения.

3. Напротив, наиболее успешным может быть именно их разумное сочетание. Тогда на экзаменах не будет случаев, когда с помощью головоломных вычислений решается простая задача.  

 Оценки за урок будут выставлены в Интернет – журнал и в обычный журнал.

Домашнее задание: дома выполните №1518; №1523; 1526; №1527.

 Сборник: С.М. Саакян, А.М. Гольдман, Д.В. Денисов. Задачи по алгебре и началам анализа.

             

Спасибо всем за урок!

Список литературы:

  1. А. Г. Мордкович, П. В. Семёнов. Алгебра и начала анализа. 11 класс. В двух частя. Часть 1. Учебник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень). - М.: Мнемозина, 2009.
  2. Алгебра и начала анализа. 11 класс. В двух частя. Часть 2.  Задачник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень). Под редакцией А. Г. Мордковича. - М.: Мнемозина, 2009
  3. С.М. Саакян, А.М. Гольдман, Д.В. Денисов. Задачи по алгебре и началам анализа. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. 10-11 класс. –  М.: Просвещение, 2001.
  4. Л.О. Денищева, Т.А. Корешкова. Алгебра и начала анализа, 10 – 11 класс. Тематические тесты и зачеты. –  М.: Мнемозина, 2006.
  5. Л. А. Домогацких. Алгебра – это просто! Пособие для школьников и абитуриентов. В двух частях. – М.: ООО ТИД Русское слово – РС, 2008.
  6. Л. И. Горохова, Г. И. Григорьева, Н. А. Догадова и др. Уроки математики с применением информационных технологий. Методическое пособие с электронным приложением. – М.: Глобус, 2009.
  7. А.Г. Мордкович, П. В. Семенов.  Алгебра и начала анализа 10,11 класс профильный уровень. Методическое пособие для учителя. –  М.: Мнемозина, 2008.

Для обеспечения плодотворного учебного процесса использовались информация и материалы следующих Интернет – ресурсов:

  1. Сайт учителя математики: http://www.uztest.ru/
  2. Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое:      http://teacher.fio.ru
  3. Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main/ 

Прохождение тестирования

На сайте http://www.uztest.ru/ Руководитель сайта - учитель математики высшей категории, кандидат педагогических наук, обладатель премии Президента - Ким Наталья Анатольевна.

 С чего начать работу?  Прочитайте все разделы инструкции. Если будет что-то непонятно, не волнуйтесь, разберетесь по ходу работы:

  1. Зайти в Интернет на указанный сайт.
  2. Набрать свой Логин и Пароль.
  3. Зайти в кабинет и выбрать нужную работу.
  4. Внимательно прочитать задание.
  5. Выполнять задания в любом удобном порядке.
  6. Соотнести полученный результат с предложенными вариантами ответов.
  7. Выбрать тот вариант, который соответствует вашему ответу, и отметить его.
  8. По завершению всей работы сохранить решение.
  9. Сообщить об окончании тестирования учителю.
  10. Если возникнут вопросы, обратиться к учителю.

               Фамилия Имя                          Логин             Пароль

  1. Беликова Кристина                         belik314        *******

Прохождение тестирования

На сайте http://www.uztest.ru/ Руководитель сайта - учитель математики высшей категории, кандидат педагогических наук, обладатель премии Президента - Ким Наталья Анатольевна.

 С чего начать работу?  Прочитайте все разделы инструкции. Если будет что-то непонятно, не волнуйтесь, разберетесь по ходу работы:

  1. Зайти в Интернет на указанный сайт.
  2. Набрать свой Логин и Пароль.
  3. Зайти в кабинет и выбрать нужную работу.
  4. Внимательно прочитать задание.
  5. Выполнять задания в любом удобном порядке.
  6. Соотнести полученный результат с предложенными вариантами ответов.
  7. Выбрать тот вариант, который соответствует вашему ответу, и отметить его.
  8. По завершению всей работы сохранить решение.
  9. Сообщить об окончании тестирования учителю.
  10. Если возникнут вопросы, обратиться к учителю.

               Фамилия Имя                          Логин             Пароль

  1. Воробьёв Саша                        vorob399        *******

Автор Зацепина Н.В.   МОУ Чикская СОШ № 7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого урока по алгебре для 8 класса "Решение квадратных уравнений различными способами" с применением ИКТ

систематизация, обобщение полученных ранее знаний, а также ознакомление с новыми способами решения квадратных уравнений...

Конспект урока по теме "Решение квадратных уравнений различными способами"

Заключительный урок по етеме" Квадратные уравнения" для 8 кл....

Конспект урока :"Решение тригонометрических уравнений различными способами"

Цели урока: - повторение методов решения тригонометрических уравнений- актуализация навыков, преобразование выражений, содержащих обратные тригонометрические функции – формирование навыков установлени...

Урок по теме: " Различные способы решения систем уравнений"

Систематизация знаний по теме : " Решение систем линейных уравнений"...

Урок алгебры 8 класс «Способы решения уравнений различных видов» (подготовка к ОГЭ)

Урок алгебры в 8 классе показывает на конкретных примерах (практически), как вести подготовку к ОГЭ по математике....

Урок алгебры 8 класса на тему «Решение квадратных уравнений различными способами»

Предварительная подготовка: учащиеся должны знать следующие темы: «Квадратное уравнение и его корни», «Неполные квадратные уравнения», «Метод выделения полного квадрата&r...