Урок алгебры в 8 классе по теме «Решение систем неравенств с одной переменной»
план-конспект урока по алгебре (8 класс) на тему

Курлаева Наталья Алексеевна

Цели урока:

1. Образовательные:

  • повторить и обобщить знания по теме «Неравенства и их системы»
  • закрепить умение применять свойства неравенств в процессе выполнения заданий в обычных и необычных ситуациях
  • проверить и скорректировать уровень знаний и умений учащихся по теме  «Решение неравенств и систем неравенств с одной переменной»

2. Развивающие:

  • познакомиться с историческими  сведениями по теме
  • расширить представление о сфере применения знаний по теме
  • продолжить формирование навыков контроля и самоконтроля

 

3. Воспитательные:

  • воспитывать мыслительную активность, самостоятельность
  • воспитать прилежность и трудолюбие

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                      

Урок алгебры в 8 классе по теме   «Решение  систем неравенств с одной переменной»

Оборудование:

  • Учебник : автор Ю.Н.Макарычев «Алгебра 8»
  • компьютер, мультимедиапроектор , карточка учета результатов деятельности ,карточки с таблицей проверки .

Цели урока:

1. Образовательные:

  • повторить и обобщить знания по теме «Неравенства и их системы»
  • закрепить умение применять свойства неравенств в процессе выполнения заданий в обычных и необычных ситуациях
  • проверить и скорректировать уровень знаний и умений учащихся по теме  «Решение неравенств и систем неравенств с одной переменной»

2. Развивающие:

  • познакомиться с историческими  сведениями по теме
  • расширить представление о сфере применения знаний по теме
  • продолжить формирование навыков контроля и самоконтроля

3. Воспитательные:

  • воспитывать мыслительную активность, самостоятельность
  • воспитать прилежность и трудолюбие

Ход урока.

I. Организационный момент.

  1.Просмотр видеофильма  по теме «День Земли»-2мин.

  2.Краткое сообщение о том ,что 22 апреля отмечается День Земли.

Известно, что День Земли также отмечается в марте, но это 2 совершенно разных праздника. День Земли, проводимый 22 апреля, призван объединить человечество в борьбе за защиту окружающей среды. Дата для праздника выбрана в честь того, что 22 апреля 1970 года в США прошла первая акция, посвященная Дню Земли. По традиции в этот день все люди, которые хотят принять участие в озеленении своих городов и их уборке, принимают участие в различных экологических мероприятиях. Также проводятся тематические лекции, различные конкурсные программы. Отдельное внимание уделяется просвещению молодого поколения и формирования у него бережного отношения к окружающему миру.

   3.стихотворение С. Михалкова  «Стон Земли»

Вращаясь в космосе в плену своей орбиты,

Не год, не два, а миллиарды лет,

Я так устала… Плоть моя покрыта

Рубцами ран – живого места нет.

Терзает сталь мое земное тело,

И язвы травят воды чистых рек,

Все то, что я имела и имею,

Своим добром считает человек.

Мне не нужны ракеты и снаряды,

А ведь на них идет моя руда!

А что мне стоит только штат Невада,-

Его поземных взрывов череда!

Зачем друг друга люди так боятся,

Что позабыли о самой Земле?

Ведь я могу погибнуть и остаться

Обугленной песчинкой в дымной мгле.

Не потому ли загораясь мщеньем,

Я против сил безумных восстаю

И, сотрясая твердь землетрясеньем,

На все обиды свой ответ даю.

И не случайно грозные вулканы

Выплескивают с лавой боль Земли…

Очнитесь люди! Призовите страны,

Чтобы меня от гибели спасти!

    II Слово учителя. Заботиться о природе легко. Гораздо сложнее выработать привычку жить в стиле ЭКО . Экономь воду и электроэнергию ,сортируй мусор ,не сори .Начни прямо сейчас .Даже небольшие изменения в повседневной жизни могут принести заметную пользу как природе ,так и семейному бюджету .Закрывай кран ,когда чистишь зубы . Экономия более 4000 литров воды в год. Почини подтекающий кран .Экономия больше 15000 литров в год. Принимай душ 10 минут ,а не 20. Экономия больше 5000 литров воды в год .Посчитайте ,сколько воды может сберечь семья из трёх человек !!!

III. Постановка цели урока.

Вопрос к ученикам «Какие цели вы ставили перед собой ,когда шли сегодня на урок?»

*ответы записываются на цветные ленточки ,которые прикрепляем на дерево жизни. Плакат заранее подготовила группа учащихся.

 VI. Устный счет. Презентация   

V. Математический диктант (работа в парах ,взаимопроверка) .

Оценивание результатов.

Математический диктант

  • Как правильно продолжить фразу: «Если a
  • Как правильно продолжить фразу: «Если a
  • Если a
  • Если a
  •  Если a
  • Если a, b, c, d – положительны и a
  • Продолжить фразу: «Если a

VI. Экспресс-опрос. Работа по вариантам. Оценивание результатов .

VII.Зарядка для глаз .Презентация .

VIII. Тест-прогноз. Оценивание результатов.

Заполняем лист учета результатов .

X.Историческая справка . Презентация .

                    Исторические сведения о понятии неравенства.

    В развитии мысли без сравнения величин, без понятий «больше» и «меньше» нельзя было дойти до понятия равенства, тождества, уравнения. Например, при исследовании корней квадратно уравнения по дискриминанту мы тоже часто применяем наряду со знаком равенства и знаки неравенства.

В 1557 году Роберт Рекорд впервые ввел знак равенства, он мотивировал свое нововведение следующим образом: никакие два предмета не могут быть между собой более равными, чем два параллельных отрезка.

Исходя из знака равенства Рекорда, другой английский ученый Гарриот в 1631 году ввел употребляемые поныне знаки неравенства, обосновывая это таким образом: если две величины не равны, то отрезки, фигурирующие в знаке равенства, уже не параллельны, а пересекаются. Пересечение имеет место справа или слева. В первом случае знак означает «больше», а во втором - «меньше».

XI. Подведение итогов урока.

Какие цели достигнуты? Снимаем ленточки с дерева жизни и обсуждаем урок .

XII.. Домашнее задание для «слабых» учащихся: №802 (а, г); №804; №808(г, е)

№802.  

 а)    

Умножим обе части на 12. Получим

            3(3 + х) + 4(2 - х) < 0

           9 + Зх + 8 - 4х < 0

                    -х< -17

                    х > 17                Ответ: х е (17;+ )

  г)    

 Умножим обе части на 10.  Получим

            10х - 2(х - 3) + 2х - 1 ≤ 40  

            10х + 6 - 1 ≤ 40

            10х≤35  

            x ≤ 3,5  Ответ: х  (-; 3,5]

 №804. а) При каких значениях а сумма дробей      и

положительна?

Решение. Умножим обе части неравенства на 12, получим равносильное неравенство: 3(2а - 1) + 4(а - 1) > 0.

                                                6а-3 + 4а-4 > 0

                                                            10а > 7

                                                а>0,7 Ответ: а (0,7;+  )

б) При каких значениях b разность дробей                       и    

    отрицательна?

Решение. Умножим обе части неравенства на 4, получим равносильное неравенство:   2(Зb - 1) - (1+ 5b) < 0

                                                                6b-2-l-5b <0

                                                                             b <3

Ответ: b (-;3)

№808. При каких значениях переменной имеет смысл выражение:

г)                                                  е)

           Решение.                     Решение.   - (6 - х) ≥ 0

     7-5а≥0        х ≥6

              - 5а ≥ - 7                     Ответ: х  ≥ 6

             а ≤ 7/5 Ответ: а ≤ 1,4

              Дополнительные домашние задания для «сильных» учащихся:

 1).      Длина стороны прямоугольника 6 см. Какой должна быть длина другой стороны, чтобы периметр прямоугольника был меньше периметра квадрата со стороной 4 см ?

Решение. Обозначим другую сторону прямоугольника через х см. Тогда периметр Р = 2(6 + х). По условию задачи

                 2(6 + х) < 4*4

                   12 + 2х<16

                           2х<4  ,  х < 2.     Ответ: х < 2

        2).  Существует ли такое значение а, при котором

           неравенство ах > 2х + 5 не имеет решения?

Решение, ах - 2х > 5. Вынесем в левой части неравенства общий множитель

х за скобки: х(а - 2) > 5

При а = 2 получаем неравенство вида  о*х > 5, которое при всех

значениях переменной х не имеет решения. Ответ: при а = 2 неравенство не имеет решения.

                  - Спасибо за творческую работу. Желаю дальнейших успехов!

Литература

1.        Жохов, В. И., Макарычев, Ю. Н., Миндюк, Н. Г. Дидактические материалы по алгебре для 8 класса [Текст] / В. И. Жохов, Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк. – М: Просвещение, 2003, - 144 с.

2.        Макарычев, Ю. Н., Миндюк, Н. Г., Нешков, К. И., Суворова, С. Б. Алгебра [Текст]: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова. – М: Просвещение, 2009, - 271 с.

3.        Мордкович А.Г. Алгебра. 8 кл.:В двух частях. Ч.1: Учеб.для общеобразоват. учреждений. – 6-е изд. – М.: Мнемозина, 2004. – 223 с.: ил.

 4. Алгебра. 9 кл.: В 2 ч. Ч.1: Учебник для общеобразовательных учреждений / – 9-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2007. – 231 с.: ил.

5. Алгебра. 9 кл.: В 2 ч. Ч.2: Задачник для общеобразовательных учреждений / А.Г.Мордкович, Т.Н.Мишустина, Е.Е.Тульчинская. – 9-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2007. – 152 с.: ил.



Предварительный просмотр:

ПОМОЩНИЦА

Числовые промежутки:

                           7

                           ●/////////////////////////////► X            X  7                          X      

                           7

/////////////////////// ●                                  ►X            X7                         X

                            7

──────────○////////////////////////////►X              X >7                          X

                            7

//////////////////////////○                               ►X              X<7                           X   

 

/////////////////////////////////////////////////////////  ► X          X                         X                                                       

          5                             8

         ●//////////////////////////●                    ►X             5  X 8                    X                                                                           

          5                             8

         ○//////////////////////////○                   ►X              5

           5                             8

         ○//////////////////////////●                    ►X              5 < X 8                      X

           5                            8

         ●//////////////////////////○                    ►X                5 X<8                       X

<    >

     

 Решением неравенства с одной переменной называется значение переменной, которое обращает его в верное числовое неравенство.

  Решить неравенство — значит, найти все его решения или доказать, что решений нет.

Решить уравнение:                                              Решить неравенство:

-6х-4=-х+11,                                                                    -6х-4<-х+11,

-6х+х=11+4,                                                                     -6х+х<11+4,

-5х=15   ׀ : (-5)                                                                 -5х<15  ׀ :(-5)

                                                                                      Обе части неравенства делим на отрицательное                               число -5, следовательно, знак неравенства меняется на противоположный

  х = -3                                                                                     х >-3    

  Ответ:-3                                                                        -3

                                                                          ○///////////////////////////////////////////         X

                                                                                           X                                                           

                                                                                Ответ:



Предварительный просмотр:

Математический диктант

  • Как правильно продолжить фразу: «Если a
  • Как правильно продолжить фразу: «Если a
  • Если a
  • Если a
  •  Если a
  • Если a, b, c, d – положительны и a
  • Продолжить фразу: «Если a



Предварительный просмотр:

Лист учета результатов деятельности на уроке:  ___________________________

Этапы:

Оценка

или

кол-во баллов

Прогнозируемая оценка по теме

 

  I.Проверка теории

 

  II. Экспресс - опрос

 

  III. Тест – прогноз

 

   Дополнительные баллы

 

                        Всего  баллов за урок

 

             Оценка за урок

 

Лист учета результатов деятельности на уроке:  ___________________________

Этапы:

Оценка

или

кол-во баллов

Прогнозируемая оценка по теме

 

  I.Проверка теории

 

  II. Экспресс - опрос

 

  III. Тест – прогноз

 

   Дополнительные баллы

 

                        Всего  баллов за урок

 

             Оценка за урок

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Знаки неравенств Историческая справка

Слайд 2

Нововведение В 1557 г., когда Роберт Рекорд впервые ввел знак равенства, он мотивировал свое нововведение следующим образом: никакие два предмета не могут быть между собой более равными, чем два параллельных отрезка. Знак равенства Рекорда стал, однако, общеупотребительным лишь в XVIII в., после того как им стали пользоваться Лейбниц и его последователи.

Слайд 3

Знаки Исходя из знака равенства Рекорда, другой английский ученый Гарриот ввел употребляемые поныне знаки неравенства, обосновывая (в «Практике аналитического искусства», вышедшей в 1631 г. посмертно) нововведение следующим образом: «если две величины не равны, то отрезки, фигурирующие в знаке равенства, уже не параллельны, а пересекаются. Пересечение может иметь место справа (>) или слева (<). В первом случае образованный знак не­равенства будет обозначать «больше», во втором — «меньше».

Слайд 4

Знаки Несмотря на то что знаки неравенства были предложены через 74 года после предложенного Рекордом знака равенства, они вошли в употребление намного раньше последнего. Одна из причин этого явления коренится в том, что типографии применяли в то время для знаков неравенства уже имевшуюся у них латинскую букву V, тогда как наборного знака равенства (=) у них не было, а изготовлять его тогда было нелегко.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обобщающий урок по теме: «Решение неравенств с одной переменной и решение систем неравенств» Обобщающий урок 8 класс

Слайд 2

Цели урока: 1 . Образовательные : повторить и обобщить знания по теме «Неравенства и их системы» проверить и скорректировать уровень знаний и умений учащихся по теме «Решение неравенств и систем неравенств с одной переменной» 2 . Развивающие: познакомиться с историческими сведениями по теме расширить представление о сфере применения знаний по теме продолжить формирование навыков контроля и самоконтроля 3 . Воспитательные: в оспитывать самостоятельность и ответственность при выполнении работы

Слайд 3

Основные понятия Решением неравенства с одной переменной называется … такое значение переменной, при котором получается верное числовое неравенство. Два неравенства с одной переменной называют равносильными, если … 2X – 6 > 0 Если оба неравенства не имеют решения, то это тоже равносильные неравенства . 2x > 6 2x < 6 решения этих неравенств совпадают. Какие из трех неравенств являются равносильными?

Слайд 4

Устная работа 1. Назовите несколько чисел, которые являются решением неравенства 5 x >115 2 . Какой из промежутков является решением неравенства -15 x 45 А) -3 Б) -3 В) -3 3 Ответ: Б

Слайд 5

Устная работа 3. Какой из промежутков является решением неравенства 4 x + 19  5x – 1 А) ( -; 20 ; Б)  -20; 20; В) ( 20;  ); Г) 20; ) 4. Является ли решением системы неравенств числа 4; -1; 5,5 3x < 17, 2x +1 > 3 ? Ответ: Г Ответ: Да; нет; да

Слайд 6

Устная работа 5. Какое наибольшее целое число удовлетворяет неравенству -2 x > 14 ? Ответ: - 8 6. Решите систему неравенств и выберите верный ответ: х – 4  12, 2x – 1 > 3, 3x +2 < 56. А) (- ; 16 Б) ( 16; 18) В) (2; 18) Г) 16; 18) Ответ: Г

Слайд 7

Экспресс-опрос Решить неравенство 3(1 – х ) + 2(2 – 2х) < 0 -(2 – 3х) + 4(6+х)  1 2. Решить систему неравенств 3. Решить двойное неравенство -1  5 – 3х  1 -4 < 1 – x < 5

Слайд 8

ответы I вариант: 1. (1; + ) 2. 2 2/3 ; +) 3. 1 1/3 ; 2  I I вариант: 1. -3;+ ) 2. (0,25; 0,8 ) 3. ( - 4; 5 )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентации к урокам алгебры 7 класс по теме "Линейные уравнения с одной переменной"

Презентации к трём последовательным урокам, соответствующим программе по алгебре для  7 класса , содержат как теоретический , так и практический материал, а также упражнения для устного счёта. В ...

урок математики в 8 классе по теме: "Решение неравенств с одной переменной"

Урок закрепления материала. Учит детей читать промежутки,графически правильно оформлять их,решать неравенства с одной переменной....

Урок алгебры в 8 классе по теме "Решение неравенств с одной переменной".

Урок обобщения и систематизации знаний по теме. Ресурс содержит план конспект урока и презентацию. В презентации  наглядно показано решение неравенств с одной переменной и решение двойных неравен...

Алгебра - 8. Зачет по теме "Решение неравенств с одной переменной".

Алгебра - 8. Зачет по теме "Решение неравенств с одной переменной"....