Решение задач на проценты
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (11 класс) на тему

Решение задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reshenie_zadach_na_protsenty.docx685.79 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Решение задач на проценты.

1. Вычислить процент от числа…

Только 94% из 27500 выпускников города правильно решили задачу B1. Сколько человек правильно решили задачу В1?

2750094%=275000.94=27594=25850.

Ответ: 25850 человек.

2. Скидки, налоги и рост цен...

Налог на доходы составляет 13% от заработной платы. Заработная плата Ивана Кузьмича равна 12500 рублей. Какую сумму он получит после вычета налога на доходы? Ответ дайте в рублях.

Для решения этой задачи вначале вычислим сумму налога на заработную плату

1250013%=125000.13=1625.

Тогда заработная плата, выдаваемая на руки Ивану Кузьмичу, равна разности между начисленной зарплатой и вычетом налога:

12500−1625=10875.

Ответ: 10875 рублей.

 

В сентябре 1 кг слив стоил 60 рублей. В октябре сливы подорожали на 25%. Сколько рублей стоил 1 кг слив после подорожания в октябре?

Вначале найдем величину подорожания:

6025%=600.25=15.

Затем прибавим величину подорожания к исходной цене:

60+15=75.

Таким образом, новая цена одного килограмма слив оказалась равной 75 рублей.

Ответ: 75 рублей.

 .

3. Скидки, налоги и рост цен (обратные задачи)

Другой вид задач посвящен определению цены на продукты до их повышения, заработной платы до вычета налога и т.д. Поскольку в таких задачах требуется найти первоначальное значение до каких-либо действий (повышения или понижения цены, вычета налога и т.д.), имеет смысл назвать их обратными задачами.

 

Налог на доходы составляет 13% от заработной платы. После удержания налога на доходы Мария Константиновна получила 9570 рублей. Сколько рублей составляет заработная плата Марии Константиновны?

Как известно, первоначальная зарплата Марии Константиновны была равна 100%. После вычета 13% налога она получила на руки 100%−13%=87%=0.87  от начисленной заработной платы. Тогда начисленная заработная плата оказалась равной

95700.87=95700087=11000.

Ответ: 11000 рублей.

4. На сколько процентов?..

 

Магазин делает пенсионерам скидку на определенное количество процентов от цены покупки. Пакет кефира стоит в магазине 40 рублей. Пенсионер заплатил за пакет кефира 38 рублей. Сколько процентов составляет скидка для пенсионеров?

Абсолютная величина скидки равна 40−38=2 (рубля).

Величину скидки, выраженную в долях единицы (относительную величину) найдем как отношение абсолютной величины скидки на исходную цену продукта:

240=120=0.05.

Учитывая основное процентное равенство, получаем

0.05100%=5%.

Таким образом, скидка для пенсионеров составляет 5%.

Ответ: 5%.

 

1. Сложные проценты

 

В сентябре 1 кг винограда стоил 60 рублей, в октябре виноград подорожал на 25%, а в ноябре еще на 20%. Сколько рублей стоил 1 кг винограда после подорожания в ноябре?

Для ее решения достаточно дважды рассчитать стоимость одного килограмма винограда (вначале в октябре, а затем – в ноябре).

Стоимость 1 кг винограда в октябре равна:

60+6025%=60+600.25=60+15=75.

В ноябре стоимость 1 кг винограда оказывается равной:

75+7520%=75+750.2=75+15=90.

Таким образом, стоимость винограда в ноябре оказалась равной 90 рублей.

Ответ: 90 рублей.

Заметим, что в этой задаче не страшно перепутать процент повышения цены в октябре и ноябре, так как окончательный результат не изменится:

60(1+0.25)(1+0.2)=601.251.2=90.

Рассматриваемые далее задачи на сложные проценты уже не всегда простят нам таких вольностей и, к тому же, требуют внимательного прочтения условия: что нам дано в задаче и что следует найти.

В городе N живет 200000 жителей. Среди них 15 % детей и подростков. Среди взрослых жителей 45% не работает (пенсионеры, студенты, домохозяйки и т.п.). Сколько взрослых жителей работает?

Решим эту задачу двумя способами.

1-й способ

Для того чтобы найти число взрослых жителей города, необходимо вычесть из общего числа всех детей и подростков:

20000−2000015%=20000−200000.15=20000−3000=17000.

Далее, из 17000 взрослых жителей следует вычесть всех неработающих граждан:

17000−1700055%=17000−170000.55=17000−7650=9350.

Таким образом, в городе N заняты на работе 9350 человек.

Ответ: 9350 жителей.

2-й способ

По условию задачи, в городе N 15% детей и подростков, а в условии спрашивается о взрослых жителях. То есть нас должен интересовать процент взрослых жителей: 100%−15%=85%.

Далее, в условии задачи говорится о том, что 45% взрослых жителей НЕ работает, а спрашивается, сколько взрослых жителей работает? Легко подсчитать, что работает 100%−45%=55% взрослых жителей.

С учетом всех замечаний условие задачи можно переформулировать следующим образом.

В городе N живет 200000 жителей. Среди них 85 % взрослых жителей . Среди взрослых жителей работает 55%. Сколько взрослых жителей работает?

 

200000.850.55=9350.

Ответ: 9350 жителей.

 

В школе 800 учеников, из них 30%  – ученики начальной школы. Среди учеников средней и старшей школы 20% изучают немецкий язык. Сколько учеников в школе изучают немецкий язык, если в начальной школе немецкий язык не изучается?

 По условию задачи нам известен процент учеников начальной школы, а требуется найти количество учеников, изучающих немецкий язык, который изучается только в средней и старшей школе. Поэтому вначале следует найти процент учеников средней и старшей школы: 100%−30%=70%.

 

В школе 800 учеников, из них 70%  – ученики средней старшей школы. Среди учеников средней и старшей школы 20% изучают немецкий язык. Сколько учеников средней и старшей школы изучают немецкий язык?

Тогда ее решение совпадает с решением предыдущей задачи вторым способом:

8000.70.2=112.

То есть, немецкий язык в школе изучает 112 учеников.

Ответ: 112 учеников.

 

2. Наибольшее количество товара и скидка/наценка

В этом и дальнейших пунктах разберем задачи, в которых вычисление процентов является только частью решения, и необходимо выполнить дополнительные преобразования.

 .

Флакон шампуня стоит 160 рублей. Какое наибольшее число флаконов можно купить на 1000 рублей во время распродажи, когда скидка составляет 25%?

Решение этой задачи сводится к определению новой цены на флакон и расчету наибольшего числа флаконов, которые можно купить за имеющиеся деньги.

Новая цена флакона шампуня оказывается равной:

160−16025%=160−1600.25=160(1−0.25)=1600.75=120 (rub).

Для расчета наибольшего количества флаконов, которые можно купить за 1000 рублей, поделим эту сумму на цену флакона и отбросим дробную часть:

1000120=253=813.

Таким образом, за 1000 рублей можно купить 8 флаконов шампуня по скидочной цене.

Ответ: 8 флаконов.

 

Оптовая цена учебника 170 рублей. Розничная цена на 20% выше оптовой. Какое наибольшее число таких учебников можно купить по розничной цене на 7000 рублей?

Решение этой задачи сводится к определению розничной цены учебника и расчета наибольшего числа учебников, которые можно купить за имеющиеся деньги.

Розничная цена учебника равна:

170+17020%=170+1700.20=170(1+0.2)=1701.2=204 (rub).

Для расчета наибольшего количества учебников, которые можно купить за 7000 рублей, поделим эту сумму на розничную цену учебника и отбросим дробную часть:

7000204=175051=341651.

Таким образом, за 7000 рублей можно купить 34 учебника по розничной цене.

Ответ: 34 учебника.

Студент получил свой первый гонорар в размере 700 рублей за выполненный перевод. Он решил на все полученные деньги купить букет тюльпанов для своей учительницы английского языка. Какое наибольшее количество тюльпанов сможет купить студент, если удержанный у него налог на доходы составляет 13% гонорара, тюльпаны стоят 60 рублей за штуку и букет должен состоять из нечетного числа цветов?

 

700−70013%=700−7000.13=700(1−0.13)=7000.87=609.

То есть у студента после вычета налога осталось 609 рублей.

 :

609 rub60 rub=60960=10960.

То есть, на оставшиеся 609 рублей студент может купить 10 тюльпанов. Но учитывая, что букет должен состоять из нечетного числа цветков, в ответ запишем 9 тюльпанов.

Ответ: 9 тюльпанов.

3. Расчет дозировки лекарства

 .

Одна таблетка лекарства весит 20 мг и содержит 5% активного вещества. Ребёнку в возрасте до 6 месяцев врач прописывает 1,4 мг активного вещества на каждый килограмм веса в сутки. Сколько таблеток этого лекарства следует дать ребёнку в возрасте четырёх месяцев и весом 5 кг в течение суток?

Вначале найдем требуемое для ребенка количество активного вещества лекарства:

1.4 mg/kg5 kg=7 mg.

Затем рассчитаем количество активного вещества в одной таблетке лекарства:

20 mg5%=200.05=1 (mg).

Разделив требуемое количество действующего вещества лекарства на его количество в одной таблетке, находим:

7 mg1 mg=7.

Таким образом, врач назначил ребенку 7 таблеток лекарства в сутки.

Ответ: 7 таблеток.

4. Платежи кратными суммами с комиссией

 

При оплате услуг через платежный терминал взимается комиссия 5%. Терминал принимает суммы кратные 10 рублям. Аня хочет положить на счет своего мобильного телефона не меньше 300 рублей. Какую минимальную сумму она должна положить в приемное устройство данного терминала?

Решим эту задачу двумя способами: стандартным, основанном на расчете, и простым перебором. Поскольку при решении заданий части В ЕГЭ по математике требуется только записать ответ, Вы можете решать эту задачу любым способом, который для Вас более удобен.

1-й способ

Первый способ стандартный основан на вычислении суммы платежа, который после вычитания комиссии в 5% даст, как минимум, 300 рублей на счету телефона. По аналогии с задачей 26644, находим, что на счет телефона зачисляется 100%−5%=95%=0.95 от суммы, внесенной в терминал. Тогда для зачисления 300 рублей на счет телефона необходимо внести

300 rub0.95=3000095=600019=3151519 (rub.)

Учитывая, что терминал принимает сумму, кратную 10 рублям, Ане следует внести 320 рублей.

Ответ: 320 рублей.

2-й способ

Второй способ основан на простом подборе. Вначале определим сумму, зачисляемую на счет телефона с каждых 10 рублей:

10−105%=10−100.05=10−0.5=9.5.

То есть, с каждых 10 рублей на счет зачисляется 9 рублей 50 копеек. Затем найдем, какое наименьшее число «десятирублевок» следует внести в терминал, чтобы на телефон было зачислено не менее 300 рублей.

Очевидно, это число должно быть больше 30, так как 30 «десятирублевок» равны 300 рублям, а платежный терминал еще и берет комиссию.

Попробуем вложить 31 «десятирублевку»

319.5=294.5.

Тогда мы получаем сумму, меньше 300 рублей, что не удовлетворяет условию задачи.

Для 32 «десятирублевок» имеем

329.5=304.

Это значит, что при внесении в терминал 32 «десятирублевок» на счет будет зачислена достаточная сумма в 304 рубля. Отсюда следует, что в платежный терминал необходимо внести 32 «десятирублевки», то есть, 320 рублей.

Ответ: 320 рублей

5. Ежемесячные платежи по кредитам

 .

Клиент взял в банке кредит 12000 рублей на год под 16 %. Он должен погашать кредит, внося в банк ежемесячно одинаковую сумму денег, с тем, чтобы через год выплатить всю сумму, взятую в кредит, вместе с процентами. Сколько рублей он должен вносить в банк ежемесячно?

К сожалению, в этой задаче отсутствует однозначность в порядке начисления процентов.  Поэтому введем дополнительное допущение (которого нет в условии задачи) о том, что проценты на кредит начисляются сразу в момент его получения.

Тогда сумма кредита вместе с начисленными процентами оказывается равной:

12000+1200016%=12000+120000.16==12000(1+0.16)=120001.16=13920 (rub).

Поскольку клиент погашает кредит ежемесячно равными платежами, сумма ежемесячного платежа равна:

1392012=1160.

Ответ: 1160 рублей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие математических способностей учащихся 5 – 6 классов путем решения задач на проценты.

В программе курса математики 5 – 6 классов большое место уделяется решению задач на проценты. Обучение решению этих задач всегда рассматривалось как необходимое условие ...

Решение задач на проценты.

Данная презентация разработана мной для урока математики 6 класс  к учебнику В.Я.Виленкин и др....

" Решение задач на проценты "

Дання программа разработана для проведения элективного курса в 9 классах....

Программа элективного курса" Решение задач на проценты "

Дання программа разработана для проведения элективного курса в 9 классах....

"Решение задач на проценты"

На уроке применяются элементы УДЕ (укрупненная дидактическая единица). Матричные задания....

Урок математики в 5 классе по теме "Проценты. Решение задач на проценты"

Обобщающий урок математики в 5 классе по теме "Проценты. Решение задач на проценты"...

"Решение уравнений и решение задач на проценты" математика 6 класс

Пояснительная записка Автор: Бурачкова Ирина Сергеевна, учитель математики.Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Клюквинская средняя общеобразовател...