Методическая разработка урока по теме "Простейшие тригонометрические уравнения"
план-конспект урока по алгебре на тему

Урок-соревнование проводится с помощью компьютерной поддержки. Применяются групповая, фронтальная и индивидуальная формы работы. Соревнование между 3 командами проходит в 4 этапа. Каждый обучающийся в течение урока зарабатывает баллы за поэтапный вид деятельности и по итогам общего количества баллов получает соответствующую оценку. По сумме баллов участников каждой команды определяется команда-победитель.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок – соревнование по теме: «Простейшие тригонометрические уравнения»

Урок-соревнование проводится с помощью компьютерной поддержки. Применяются групповая, фронтальная и индивидуальная формы работы. Соревнование между 3 командами проходит в 4 этапа. Каждый обучающийся в течение урока зарабатывает баллы за поэтапный вид деятельности и по итогам общего количества баллов получает соответствующую оценку. По сумме баллов участников каждой команды определяется команда-победитель.

Цели урока: 

  • организовать деятельность обучающихся по обобщению компетенций по данной теме, по самостоятельному применению теоретического материала в разнообразных ситуациях;
  • способствовать формированию умений применять приёмы сравнения, обобщения, выявлению главного, переноса знаний в новую ситуацию, навыков контроля и взаимоконтроля; развитию математического кругозора, мышления и речи;        
  • содействовать воспитанию интереса к математике, активности, мобильности, умения общаться, общей культуры; коллективного взаимодействия и ответственности за результаты групповой работы.

Тип урока: систематизации и обобщения знаний.

Методы:

  • обучения – диалогический;
  • преподавания – повторительно-стимулирующий;
  • учения – репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Межпредметные связи:  физика, электротехника, УРТ, автотормоза.

Оборудование:

  • листы  учёта контроля, обобщающая таблица на переносной доске;
  • карточки с заданиями, тесты;
  • плакаты: “Тригонометрические функции”,

“Значения углов тригонометрических функций”;

  • компьютер, мультимедийный проектор, экран.

План урока

  1. Организационный момент. (3минуты)
  2. Цели и план урока. (2 минуты)

III. Актуализация прежних знаний и способов действий. (8 минут)

1 этап: Диктант.

            IV. Работа по формированию практических навыков. (20 минута)

2 этап: “Найдите ошибку”.

3 этап: Самостоятельная работа.

4 этап: Тестирование.

V. Подведение итогов урока.  (5 минут)

VI.Домашнее задание. (2 минуты)

Конспект урока – соревнования по теме: «Простейшие тригонометрические уравнения»                                          

  1. Организационный момент.

Преподаватель приветствует обучающихся и объясняет, что урок будет проходить в форме соревнования между 3 командами: “Команда СИНУС”, “Команда КОСИНУС”, “Команда ТАНГЕНС”. Участники соревнования выбирают капитана каждой команды, который в течение урока будет подсчитывать количество баллов, набранных членами команды за каждый этап соревнования и общее количество баллов. У каждого игрока свой лист учёта знаний, в который он заносит набранное количество баллов за каждый этап соревнования.

  1. Цели урока.

        Преподаватель предлагает обучающимся назвать цель урока: «Обобщение и систематизация знаний по данной теме, проверка умений применять теоретический материал к решению простейших тригонометрических уравнений; подготовка к контрольной работе».

Преподаватель сообщает план урока:

План урока.

1. Диктант.

2. Задание “Найди ошибку”.

2. Практическое задание.

3. Тестирование.

4. Подведение итогов.

5. Домашнее задание.

  1. Актуализация прежних знаний и способов действий.

1 этап: Разминка проводится в форме диктанта по 2 вариантам 

        Обучающиеся отвечают письменно на вопросы (вопросы проецируются на экран), обмениваются тетрадями, осуществляют взаимопроверку, сверяя ответы в тетради с правильными ответами, которые проецируются через экран. Работа закончена: каждый обучающийся заносит в свой лист учёта знаний количество правильных ответов на вопросы, а капитан команды записывает количество баллов своей команды за устную разминку в таблицу на переносной доске.

IV. Формирование практических навыков.

2 этап: “Найдите ошибку”

У каждой команды своё задание, которое написано на доске (участвуют все члены команды, решая по 1 заданию на доске). По окончании работы  осуществляется взаимопроверка, подсчитываются баллы, результаты заносятся в личный лист учёта знаний и таблицу.

3 этап: Самостоятельная работа  в 2 вариантах

В каждом варианте 3 задания, оцениваемые в 1 балл, 2 балла, 3 балла. Учащийся выбирает для решения 1 задание. Одновременно на доске решают эти же задания 6 обучающихся (по 2 человека от каждой команды). Решение проверяют  обучающиеся и задают вопросы, преподаватель только контролирует. Работа закончена: подсчитываются баллы.

4 этап: Тестирование в 2 вариантах

Самопроверка задания осуществляется через мультимедийный экран. Обучающиеся подсчитывают количество правильных ответов и заносят в личные листы учёта знаний, капитаны команд – в таблицу.

Правильные ответы на тест:

I вариант:   1.  2       2.  2 и 4        3.  3

II вариант: 1.  2       2.   2 и 4        3.  3

V.  Подведение итогов урока.

Обучающиеся подсчитывают свои баллы, капитаны – баллы команды.                              На экране высвечивается:  

 оценка «5» - от 18 баллов и более.

оценка «4» - 14-17 баллов

оценка «3» - 7-13 баллов.

Обучающиеся выставляют в свой лист учёта знаний оценку. Капитаны заносят результат своей команды в таблицу. Преподаватель объявляет победителя соревнования, комментирует работу учащихся на уроке; выставляет оценки.

VI.  Домашнее задание: повторить п. 1, 8, 9; №147 (а, б)

                                                                       Диктант                                                    Таблица 1           

I вариант

II вариант

1.Каково будет решение уравнения при

2.При каком значении  а уравнение  имеет решение?

3.Какой формулой выражается решение уравнения ?

4.На какой оси откладывается значение а при решении уравнения

5.В каком отрезке находится

arccos a ?

6.Как преобразовать  arccos(- a)?

7.В каком интервале находится

arctg a ?

8.Какой формулой выражается решение уравнения ?

9.Каким будет решение уравнения

 cos x = 1 ?

10.Каким будет решение уравнения

 cos  x = -1 ?

11.Каким будет решение уравнения

 sin x = 0 ?

 

1.Каково будет решение

уравнения  при

2.При каком значении  а уравнение  имеет решение?

3.Какой формулой выражается решение уравнения ?

4.На какой оси откладывается значение а при решении уравнения

5.В каком отрезке находится

arcsin a ?

6.Как преобразовать  arcsin(- a)?

7.В каком интервале находится

arcctg a ?

8.При каком значении  а уравнение  имеет решение?

9.Каким будет решение уравнения

 sin x = 1 ?

10.Каким будет решение уравнения

sin x = -1 ?

11.Каким будет решение уравнения

 cos x = 0 ?

Ответы на вопросы диктанта

Таблица 2

I вариант

II вариант

1.Нет решения

2. или

3.

4.На оси ординат (Oy) 

5.

6.

7.

8. 

9.

10.

11.

 

1.Нет решения

2. или

3. 

4.На оси абсцисс (Ox)

 

5.

6.- arcsin a

7.

8. или а – любое число

9.

10.

11.

“Найдите ошибку”

Задания команде СИНУС

Таблица 3

Задания

Правильные ответы

1)  не имеет смысла

2)) 

3)  не имеет смысла

4)  

5)  верно

Задания команде КОСИНУС

Таблица 4

Задания

Правильные ответы

2)

3)      

  1. верно

2)  не имеет смысла

3)  не имеет смысла

4)  

5)  

6)   

Задания команде ТАНГЕНС

Таблица 5

Задания

Правильные ответы

1)      

2)

3)      

4)

5)

6)

1)

2)  не имеет смысла

3)  верно

4)  не имеет смысла

5)  

6)  

Самостоятельная работа

Таблица 6

I вариант

II вариант

1 балл:

2 балла:

3 балла:

1 балл:

2 балла:

3 балла:

Решение заданий из самостоятельной работы

Таблица 7

1 балл:

Ответ:

2 балла:

Ответ:

3 балла:

Ответ:

1 балл:

Ответ:

2 балла:

Ответ:

3 балла:

Ответ:

                                                                 

Тестирование                                                  Таблица 8

I вариант

II вариант

  1. Какое из данных выражений не имеет смысла?

Ответы:1) 1и 2;  2) 2;  3) 1и 4;  4)  3.

Ответы:1) 1и3;  2) 2;  3) 2и3;  4)  4.

  1. Какое из уравнений не имеет решения?

Ответы:     1) 1и 4;  2) 1и 2;  3)2и4;   4) 3и4.

Ответы:  1) 2и 4;  2) 1и 2;  3) 4и3;   4) 3и2.

  1. Решить уравнение

Ответы:

  1);

 2);  

3) - ;  

4)- .

Ответы:  

  1);  

2);  

 3)  ;

  4) - .

Лист учёта знаний

                    Ф. И.  обучающегося                                                                                

Таблица 9

№ п/п

Виды деятельности

на уроке

Максимальное

количество

баллов

Набранные баллы

1

Диктант

11

2

Задание «Найдите ошибку»

1

3

Самостоятельная работа

3

4

Тестирование

3

                             

Всего баллов:                                        

18

                                                                       

   

Оценка


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок – соревнование п о теме: «Простейшие тригонометрические уравнения» “ Как можно познать себя? Только путём действия, но никогда – путём созерцания ”. И. В. Гёте Преподаватель математики ГПОО ТО «Техникум железнодорожного транспорта» Афанасьева Оксана Викторовна

Слайд 2

обобщение компетенций по данной теме; формирование умений применять приёмы сравнения, обобщения, выявление главного, переноса знаний в новую ситуацию, навыков контроля и взаимоконтроля; воспитание интереса к математике, актив-ности , мобильности, умения общаться, общей культуры; коллективного взаимодействия и ответственности за результаты групповой работы. Цели урока:

Слайд 3

1 этап: Диктант. 2 этап: “Найдите ошибку”. 3 этап: Самостоятельная работа. 4 этап: Тестирование. 5. Подведение итогов урока. 6. Домашнее задание. План урока - соревнования:

Слайд 4

Лист учёта знаний Ф. И. № п / п Виды деятельности на уроке Максимальное количество баллов Набранные баллы 1. 2. 3. 4. Диктант “ Найдите ошибку ” Самостоятельная работа Тест 11 1 3 3 Всего баллов: Оценка 18 и более Таблица 9

Слайд 5

Диктант I вариант II вариант №1 Каково будет решение уравнения при Каково будет решение уравнения при Таблица 1

Слайд 6

I вариант II вариант №2 I вариант II вариант При каком значении a уравнение имеет решение ? При каком значении a уравнение имеет решение?

Слайд 7

I вариант II вариант №3 Какой формулой выражается решение уравнения ? Какой формулой выражается решение уравнения ?

Слайд 8

На какой оси откла-дывается значение а при решении урав-нения I вариант II вариант № 4 . На какой оси откла-дывается значение а при решении урав-нения

Слайд 9

I вариант II вариант № 5 В каком отрезке находится arccos a ? В каком отрезке находится arcsin a ?

Слайд 10

I вариант II вариант № 6 Как преобразовать arccos (- a )? Как преобразовать arcsin (- a )?

Слайд 11

В каком интервале находится arctg a ? I вариант II вариант №7 . В каком интервале находится arcctg a ?

Слайд 12

Какой формулой выражается решение уравнения ? I вариант II вариант №8 ? При каком значении а уравнение имеет решение ?

Слайд 13

Каким будет решение уравнения sin x = 1 ? I вариант II вариант №9 Каким будет решение уравнения cos x = 1 ?

Слайд 14

I вариант II вариант №10 Каким будет решение уравнения sin x = -1 ? Каким будет решение уравнения cos x = -1 ?

Слайд 15

I вариант II вариант №11 Каким будет решение уравнения cos x = 0 ? Каким будет решение уравнения sin x = 0?

Слайд 16

I вариант II вариант ОТВЕТЫ 1 .Нет решения 2. или 1. Нет решения 2. или На оси абсцисс ( Ox ) 3. 4. На оси ординат ( Oy ) 5. 3. 6. - arcsin a 5. 6. 7. 8. 8. 7. или а – любое число 9. 9. 10. 10. 11. 11. 4. Таблица 2

Слайд 17

Самостоятельная работа I вариант 1 балл : 2 балла : 3 балла : 1 балл : 2 балла : 3 балла : II вариант Таблица 6

Слайд 18

Правильные ответы теста I вариант 2) 2 1) 2 и 4 3) 2 и 4 3) 3) -

Слайд 19

Подведение итогов урока оценка «5» - 18 баллов и больше оценка «4» - 14 - 17 баллов оценка «3» - 7 - 13 баллов

Слайд 20

Домашнее задание Повторить п. 1, 8, 9; № 147 (а, б)

Слайд 21

Спасибо за работу! Поглощайте знания с большим желанием


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Графическое решение квадратных уравнений"

Рассматриваем различные способы графического решения кводратных уравнений....

Разработка урока "Методы решения тригонометрических уравнений"

урок-исследование "Методы решения тригонометрических уравнений"...

Методическая разработка урока по теме "Квадратные уравнения"для 8 класса

Методическая разработка урока по теме "Квадратные уравнения"...

Методическая разработка урока «Решение задач и уравнений на тему «Разложение многочленов на множители».7 класс.

Методическая разработка урока алгебры в 7 классе «Разложение многочленов на множители».Иллюстрационные материалы к уроку....

методическая разработка урока "Общие методы решения уравнений"

Способы решения уравнений, которые предлагаются учащимся в школьных учебниках, усваиваются достаточно хорошо. Поэтому при повторении решили пользоваться различными пособиями по элементарной математике...

Методическая разработка урока математики по теме "Уравнения" (5 класс)

Урок начинается с демонстрации математического фокуса "Угадай задуманное число", что, в свою очередь, обеспечивает активность учащихся на уроке и их заинтересованность в результатах своей работы. Пред...

Разработка урока: "Решение простейших тригонометрических уравнений"

На уроке обобщен материал по решению простейших тригонометрических уравнений. Данная информация поможет легко и доступно предподнести данную тему на уроках алгебры в  10 классе. Используется рабо...