«Развитие творческих способностей обучающихся на уроках математики».
статья по алгебре на тему

Табачкова Валентина Ефремовна

«Развитие творческих способностей обучающихся на уроках математики». Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений. Л.Толстой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичное представление

собственного инновационного педагогического опыта учителя математики МБОУ «Зубово-Полянская основная общеобразовательная школа» Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия

Табачковой Валентины Ефремовны

Тема инновационного педагогического  опыта (ИПО)

«Развитие творческих способностей обучающихся на уроках математики».

                   Если ученик в школе не научился сам ничего творить,

                  то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать,                    

           так как мало   таких, которые бы, научившись копировать,  

                  умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.

                                                                                                           Л.Толстой
 Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)

Развитие творческих способностей школьников – одна из главных образовательных задач современной школы. Школа должна готовить учащихся к творческому труду, формировать у них потребность работать инициативно, развивать их творческие возможности, познавательную самостоятельность, т. е. формировать каждого школьника как самостоятельную творческую личность.

Задача современного образования - формирование личности, способной самостоятельно и творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, систематически и обновлять свои знания путём самообразования, творчески применять их в действительности. Чтобы у школьника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворил с аппетитом возникшие потребности в записях. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества. Традиционно математика с ее проблемным способом изучения  считается учебной дисциплиной, формирующей и развивающей творческие способности учащихся. Уроки алгебры и геометрии учат логическому осмыслению упражнений, умению найти несколько решений и выбрать из них кратчайшее правильное решение, умению решать проблемы.

 Проблемность при обучении математики возникает совершенно естественно, не требуя никаких специальных упражнений, искусственно подбираемых ситуаций. В сущности, не только каждая текстовая задача, но и другие задания, представленных в учебниках математики и дидактических материалах, и есть своего рода проблемы, над решением которых ученик должен задуматься, если не превращать их выполнения в чисто тренировочную работу, связанную с решением по готовому, данному учителем образцу. 

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование  выдвигаемых принципов и приемов)

Основной принцип формирования творческой личности – работа со всеми, все должны быть в равных условиях. Следующий чрезвычайно важный принцип – это глубокое взаимодоверие между учителем и учеником, построенное на подлинном, живом интересе друг к другу и истинном уважении. В своей педагогической деятельности использую разнообразные формы организации учебных занятий: коллективные, групповые, индивидуальные, парные.

Важное место в организации обучения занимает исследовательская работа. Обучение исследованию начинаю через лабораторные работы , наблюдения, анализ результатов. Новина опыта состоит в применении современных образовательных технологий (связь математики  с другими предметами из учебного плана, использование ИКТ для развития творческих способностей, формирование  правильной аналитической  деятельности, проблемное обучение, проектно-исследовательская работа, здоровьесберегающие методики).

Наличие  теоретической базы опыта

Учебно-воспитательный процесс  строится на основе следующих психолого-педагогических теорий: 1) Теория поэтапного формирования умственных действий - П.Я. Гальперин, 2) Теория развития познавательного интереса - Г.И. Щукина,                  3) Теория содержательного обобщения - В.В. Давыдов, 4) Теория развивающего обучения - В.В Давыдов, Д.Б. Эльконин, 5) Теория оптимизации обучения - Ю.К. Бабанский, 6) Теория активизации учебной деятельности школьников - Т.И. Шамова.

Проблемам развития творческих способностей учащихся посвящены следующие труды: 1) А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»,  2)Н.К. Винокурова «Развитие творческих способностей учащихся», 3)И.Я. Лернер «Проблемное обучение», 4)Основные концепции творчества и одарённости»  Д.Б.Богоявленской,5)А.Э.Симановский.«Развитие творческого мышления детей» .                                                                                                Ведущая  педагогическая идея. «Проблемное обучение на уроках математики» - ведущая идея моей педагогической деятельности. Работая над данной проблемой, я поставила перед собой такие цели: ставить  перед  детьми проблемные задачи при   решении составных заданий,  при сравнении  выражений, учить  использования известные детям закономерности и связи в новых условиях, анализировать упражнения геометрического содержания, которые часто требуют переосмысления приобретенных ранее знаний. Только в этом случае обучение математике будет оказывать действенную помощь в решении образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения, способствуя развитию познавательных способностей учащихся, таких черт личности, как настойчивость в достижении поставленной цели, инициативность, умение преодолевать трудности.

Оптимальность и эффективность средств.

Цели и задачи своей работы реализую в первую очередь через содержание основного учебного материала, изучаемого школьниками по математике. Классная и внеклассная работа, на мой взгляд, должны иметь возможность не только развивать и поддерживать интерес к математике,  но и способствовать развитию креативности,  мыслительной деятельности личности -  умению выделять главное в проблеме; формированию высокого уровня элементарных мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения, аналогии, классификации), высокого уровня активности мышления, переходящего в творческое, когда способен осознавать собственные способы мышления, действовать в нестандартной обстановке.  Важнейшими математическими операциями являются анализ и синтез.Формированию и развитию данных мыслительных операций способствует решение задач, в которых от учащихся требуется проводить правильные рассуждения, рассматривать объекты с разных сторон, указывать их различные и схожие свойства, а также ставить различные вопросы относительно данного объекта Развитию креативности способствует  и аналогия.  Использование аналогии в математике является одним из основных методов при поиске доказательства теоремы, решении текстовых задач. Классификация - следующий  прием мышления, способствующий развитию креативности. Суть его -  в разбиении множества рассматриваемых явлений или объектов на попарно пересекающиеся подмножества. Обобщение говорит о степени развития мыслительной деятельности, осознанности, прочности усвоения и объеме знаний учащихся. Решение задач - головоломок, ребусов, занимательных задач, задач на смекалку так же способствует развитию креативности. Использую в работе  метод проектов. Первыми проектами для них становится домашнее задание, которое они готовят для своих  одноклассников.  С целью развития интереса к предмету использую различную наглядность (таблицы, схемы, картины). Во внеурочной работе использую различные виды деятельности: работа над проектами, создание собственных презентаций.                                                                           Результативность опыта                                                                                                                  В результате использования вышеописанных подходов в обучении удается: раскрыть всесторонние способности обучающихся; повысить заинтересованность ребят и увлечённость предметом; научить обучающихся использовать полученные знания в различных ситуациях; повысить качество знаний.                                           Возможность тиражирования                                                                                                   Опыт педагогической работы представлен на личном сайте: http://nsportal.ru/tabachkova-valentina-efremovna  

Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приёмы работы с учащимися

Разработаны и проведены открытые уроки (ежегодно в рамках предметной недели русского языка и литературы), внеклассные мероприятия конкурс, подготовлены выступления на школьных педагогических советах, методическом объединении учителей математики, составлены презентации к урокам алгебры и геометрии.

12.01.2015г              Начальник Управления по социальной работе

                                       Зубово-Полянского муниципального района                                                                                                                                                                                                                        

                                     ______________________________/ И.А. Степушкин/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование – как один из способов развития творческих способностей обучающихся на уроках математики в 5 – 9 классах

В современной педагогике выделяется три уровня реа­лизации исследовательского обучения:• педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, а само решение предстоит найти учащемуся сам...

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках математики через технологию развития критического мышления

Формы урока в ТРКМ отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся р...

Проектная деятельность - как направление работы по развитию творческих способностей обучающихся на уроках математики

Статья по теме " Проектная деятельность- как направление работы по развитию творческих способностей обучающихся на уроках математики" по может учителю математики подготовиться к выступлению ...

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках математики в условиях реализации ФГОС.

Суть творческого развития в соответствии с требованиями ФГОС заключается в создании учителем особых условий, в которых дети могут самостоятельно и под руководством учителя найти решение задачи, постро...

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках математики

Развитие творческих способностей обучающихся возможно при применении методов проблемного обучения и использовании на уроках математики творческих заданий, что повышает эффективность формирования позна...

Проектная деятельность - как направление работы учителя по развитию творческих способностей обучающихся на уроках математики

Данный материал поможет  учителю математики организовать учебный процесс, направленный на  развитие творческих способностей обучающихся и навыков исследовательской и проектной деятельности...

Паспорт программы «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках математики и во внеурочной деятельности»

создание инструментария учителя математики, позволяющего развивать творческие и мыслительные навыки учащихся, необходимые не только в учебе, но и в повседневной жизни...