МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для проведения научно-исследовательской работы по дисциплине:«Математика» по теме «Вычисление площадей поверхностей и объёмов многогранников и тел вращения» по специальности 120714 «Земельно-имуществе
методическая разработка по алгебре (10 класс) на тему
Методическая разработка для организации научно- исследовательской работы (далее НИР) по дисциплине « Математика» предназначена для студентов первого курса по специальности 120714 «Земельно-имущественные отношения».
В данной работе представлены рекомендации по организации изучения теории по темам «Многогранники», «Тела вращения», «Площади поверхностей тел», «Объёмы тел».
Изучаемые в разделе стереометрия темы «Многогранники», «Тела вращения», «Площади поверхностей тел», «Объёмы тел» могут быть скомпанованы по другому и изучены путём проведения научно-исследовательской работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБПОУ «КАЛАШНИКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Для проведения научно-исследовательской работы по дисциплине: «Математика»
по теме «Вычисление площадей поверхностей и объёмов многогранников и тел вращения»
по специальности 120714 «Земельно-имущественные отношения»
Разработала: Егорова Наталья Юрьевна
преподаватель математики
Калашниково
2015 г.
Одобрено: Предметной (цикловой) комиссией общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин Протокол № _от «__»__________2014 г. | Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 120714 «Земельно-имущественные отношения» |
Председатель комиссии: ___________ А.А. Болдина
Утверждаю: Заместитель директора по УВР:_________ С.Б. Сергеев
Автор: Егорова Н.Ю. – преподаватель ГБПОУ «Калашниковский колледж»
Методическая разработка составлена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 120714 «Земельно-имущественные отношения».
Методическая разработка является собственностью Калашниковского колледжа. Для использования, размножения и переработки необходимо подать заявку по адресу:
171205, Тверская область, п. Калашниково, ул. Ленина, д. 51
Калашниковский колледж тел: 8 (48261) 3-34-51
Пояснительная записка
Методическая разработка для организации научно- исследовательской работы (далее НИР) по дисциплине « Математика» предназначена для студентов первого курса по специальности 120714 «Земельно-имущественные отношения».
В данной работе представлены рекомендации по организации изучения теории по темам «Многогранники», «Тела вращения», «Площади поверхностей тел», «Объёмы тел».
Изучаемые в разделе стереометрия темы «Многогранники», «Тела вращения», «Площади поверхностей тел», «Объёмы тел» могут быть скомпанованы по другому и изучены путём проведения научно-исследовательской работы.
В данных рекомендациях не рассматривается раздел «Решение задач на вычисление площади и объёма». Этот раздел отрабатывается после изучения теории.
Научно-исследовательская работа по дисциплине «Математика»
по теме
«Вычисление площадей поверхностей и объёмов многогранников и тел вращения»
Научно- исследовательская работа студентов проводится с целью:
- Систематизации и закрепления полученных теоретических знаний студентов;
- Углубления и расширения теоретических знаний;
- Развития познавательных способностей и активности студентов: самостоятельности, ответственности и организованности, творческой инициативы;
- Формирования самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
- Формирование навыков практической деятельности, умения принимать решения в нестандартной ситуации.
В процессе выполнения НИР студенты получают:
- практические умения и навыки:
- Проведение измерительных работ (измерение длины, ширины, высоты, апофемы, радиуса, диаметра);
- Выбор и использование измерительных инструментов;
- Решение практических задач по вычислению площадей, объёмов многогранников и тел вращения.
- Изготовление моделей тел из проволоки, бумаги и других материалов по заданным условиям.
- Проведение расчётов с использованием микрокалькулятора, компьютера;
- Выполнение чертежей;
- Умение логически излагать последовательность своих действий, убеждать слушателей в правильности своего выбора, умения отвечать на встречные и дополнительные вопросы, отстаивать свою точку зрения.
- учебные умения:
- Работать с учебниками, другой учебной литературой, справочными таблицами, формулами;
- Измерять, обозначать, превращать одни единицы измерений в другие, округлять числа, производить расчёты, сравнивать, исследовать, анализировать;
- Выбирать необходимые формулы, самостоятельно составлять формулы;
- Проводить самостоятельно поиск необходимой информации;
- Выполнять чертежи моделей, показывать на чертежах основные элементы измерений.
- специальные учебные умения:
- Осуществлять эффективный и быстрый поиск нужной информации;
- Умения работать с информацией (изучать, систематизировать);
- Выполнять чертежи с помощью специальных программ на компьютере;
- Разбивать плоскую фигуру на части с целью вычисления площади по частям;
- Представлять решение задачи с помощью чертежей, представлять расчёты в электронном виде;
- Проводить защиту работы в виде презентации.
Основные этапы НИР:
Первый этап.
- Студенты самостоятельно знакомятся с одним многогранником или телом вращения;
- изучают свойства этого тела, учатся делать чертёж, обозначать основные элементы, производить замеры, применяя необходимые инструменты и действия;
- повторяют тему «Площади плоских фигур»;
- разбирают вопросы вычисления площади поверхности (площади основания, боковой поверхности, полной поверхности);
- учатся вычислять объём данного тела теоретически (знакомство с формулами, вывод формул, теоремы, и др.);
- вычисляют объём практически, на конкретной модели.
Второй этап.
- Составление конспекта по теории вопроса.
- Запись формул. Вычисления, расчёты. Оформление письменной части.
- Подготовка электронной версии и презентации (для первого изученного тела)
Третий этап. Изготовление из бумаги, проволоки или др. материалов модели данного вида, но с определёнными условиями. Представление модели, её чертежа.
Далее студент берёт для изучения другой вид многогранника или тела вращения и снова проходит три основных этапа работы. В таком порядке происходит изучение всех видов тел: призмы (и её видов), пирамиды (и её видов), цилиндра, конуса, шара (сферы).
Заключительный этап: Используя презентацию, лабораторные модели, выполненные чертежи, студент докладывает:
- Как называется данная модель;
- Показывает её основные элементы, объясняет, как и каким инструментом он произвёл замеры;
- По каким формулам вычислял площадь поверхности, объём лабораторной модели.
- Объясняет и показывает на своей модели, что изменится, если будут заданы особые дополнительные условия.
На выполнение этой НИР преподаватель отводит столько часов, сколько отводится по программе на изучение всех вышеперечисленных тем в совокупности. (Т.Е материал изучается не по отдельным темам, а комплексно).
Виды заданий для НИР:
НИР представляет собой вид деловой игры. Основные роли: преподаватель - заказчик, студент – работник строительной фирмы, которая производит закупки стройматериалов для кровли и для отделки стен и пола. Задача студента вычислить количество необходимых стройматериалов и их стоимость для выполнения ремонтных работ.
Студент получает от «заказчика» модели многогранников: по одному от каждого вида (призма, пирамида, наклонная призма, усечённая пирамида, правильная призма, правильная пирамида, цилиндр, шар). Представляем, что это модели строительных объектов. Студент должен вычислить S-площадь крыши, вычислить S стен и S-пола и V- объём помещения. Принимая работу от студента – заказчик должен получить полный набор выполненных услуг. Студент должен показать:
- Как и какими инструментами производились замеры, точность вычислений.
- Показать на моделях основные элементы измерений;
- Выполненные чертежи многогранников и тел вращения;
- Представить расчёты проведённых вычислений и обоснованность выбранных формул.
- Работу представить в электронном виде.
Формы внеаудиторной самостоятельной работы:
- Поиск информации в различных источниках и ее практическая обработка.
- Исследовательская работа.
- Защита исследовательской работы, которая осуществляется на занятиях по математике.
Критерии оценки результатов внеаудиторной НИР студентов:
- Уровень освоения студентом учебного материала.
- Умение студента использовать теоретические знания.
- Умение студента выполнять графическую работу.
- Умение студента производить измерения, расчёты и вычисления.
- Обоснованность и четкость изложения ответа.
- Оформление материала в соответствии с требованиями.
- Умение логически излагать последовательность своих действий, убеждать слушателей в правильности своего выбора, умения отвечать на встречные и дополнительные вопросы, отстаивать свою точку зрения.
Актуальность работы.
Изучение стереометрии имеет прикладную направленность и обеспечивается применением наглядности на всех этапах учебного процесса, постоянным обращением к опыту учащихся. Важными в практическом плане являются умения изображать известные геометрические тела, вычислять их объемы и площади поверхностей.
При изучении стереометрии учащиеся приобретают систематические сведения об основных видах пространственных тел и их свойствах, знакомятся с теоретическим обоснованием методов изображения пространственных тел на плоскости, овладевают умениями вычислять значения геометрических величин.
В результате изучения курса стереометрии все учащиеся должны овладеть следующими умениями (обязательный минимум):
- Изображать пространственные геометрические тела, указанные в условиях задач и теорем, и выделять известные тела на чертежах и моделях;
- Решать типичные задачи на вычисление и доказательство, опираясь на полученные теоретические сведения;
- Проводить доказательные рассуждения в ходе решения типичных задач, используя теоретические сведения, полученные при изучении планиметрии и стереометрии;
- Вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей и объемов), применять изученные в курсах планиметрии и стереометрии формулы и теоремы;
- Применять аппарат алгебры, начал анализа и тригонометрии в ходе решения геометрических задач;
Изучение данной темы даёт возможность прочувствовать всю красоту геометрии: это и связь с другими дисциплинами, и возможность применения ее в повседневной жизни, и разнообразие геометрических фигур, и интереснейшая история ее развития и многое другое.
В процессе практической деятельности возрастает степень понимания учебного материала. Студент, проделывая данную работу, обдумывает каждое свое действие, усваивая при этом теоретический материал, связанный с выполняемым заданием. Также практическая деятельность способствует выполнению воспитательной и развивающей функций: учащиеся внимательнее относятся к выполнению заданий, развивается ответственность за свои действия, самостоятельность, аккуратность. Активизация практической деятельности позволит не только заинтересовать учащихся, но и проявить себя с лучшей стороны. Достижение хороших результатов поднимает и самооценку студентов, появляется стремление к совершенствованию своих умений и навыков, что предполагает: положительную мотивационную активность; направленность и целеустремленность; высокий уровень интеллектуального развития; оригинальное мышление; развитие воображения и фантазии, самостоятельности и способности самооценки. Практическая деятельность помогает развивать познавательные интересы учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая работа по теме "Площади поверхностей и объёмы многогранников"
Материал для проведения практической работы по математике на 1 курсе НПО и СПО...
Технологическая карта урока по теме "Вычисление площади поверхности пирамиды"
Технологическая карта урока по теме "Вычисление площади поверхности пирамиды"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/19/picture-240551-1390137789.jpg)
Методические рекомендации для выполнения практических работ по дисциплине Математика для студентов 1 курса
Всесторонняя подготовка специалистов – это не только приобретение знаний, но и выработка умений применять знания на практике и в жизни. Особенно важными являются умения по специальностям. Однако специ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/18/picture-464928-1405711402.png)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по дисциплине «Математика» открытого урока Тема: «Вычисление площадей и объемов многогранников и тел вращения»
В данной методической разработке приведен один из возможных вариантов планирования практического занятия по математике, показаны методы активизации мыслительной деятельности студентов и применение раз...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/02/picture-1285237-1604328024.jpg)
Тема урока: Вычисление площадей поверхностей и объемов многогранников.
Решение профессиональных задач. Очень часто перед началом ремонтных работ в доме или квартире, на строительном объекте мы сталкиваемся с вопросом о требуемом количестве материалов. И это правильно, чт...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/25/picture-263848-1374756498.jpg)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МАТЕМАТИКА: АЛГЕБРА И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, ГЕОМЕТРИИ»
Методическое пособие содержит основные нормы и требования по написанию и оформлению самостоятельных внеаудиторных работ.Целью методического пособия является формирование у обучающихся практическ...