Проектирование многоуровневой системы задач по теме " Производная"
методическая разработка по алгебре (11 класс) на тему
Ведущим элементом методики является работа с ключевыми задачами. Эта работа выстраивается на постепенном переходе от совместных форм деятельности к индивидуальным.
Введение новых понятий и теоретических фактов предваряется созданием проблемных учебных ситуаций, которые адекватно отражают и раскрывают содержание формируемого понятия (теоремы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proizvodnaya.doc | 141.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Многоуровневая система задач по теме «Производная»
Любая система учебных задач курса является большой открытой многоуровневой системой, которая зависит от целей и задач обучения, конкретных методических подходов и субъективных воззрений. При построении системы задач могут применяться различные системообразующие основания и критерии. Однако каждая система учебных задач должна характеризуется следующими основными инвариантными признаками:
а) целостность, т.е. наличие явных и латентных горизонтальных и вертикальных интегрирующих предметно-содержательных и дидактических связей;
б) дидактическая полнота (функциональная достаточность), позволяющая реализовать стимулирующую, обучающую, развивающую, воспитывающую, прагматическая, контролирующую, оценочную, прогностическую и коммуникационную функции учебных задач;
в) предметно-содержательная полнота относительно требований к нормативным уровням обученности по завершению учебного курса, выраженная в наличии задач разных уровней сложности и трудности.
Формирование многоуровневой системы задач темы целесообразно осуществлять с помощью ее матричного представления, основанного на выделении ранжированного перечня ЭСО и соответствующих им ключевых задач, - с одной стороны, и уровней обученности, отражающих умения решать знакомые, модифицированные и незнакомые задачи, - с другой.
В основе методики обучения на базе разработанной многоуровневой системы задач лежит поэтапное освоение блоков ее матрицы. Основная особенность этой методики заключается в том, что на каждом уровне, т.е. при освоении соответствующего столбца матрицы, учащийся всякий раз сталкивается со всеми тремя видами учебных ситуаций ( знакомая , модифицированная и незнакомая задача), возникающих при решении задач. Благодаря этому осуществляется движение в предметно-содержательном .
Ведущим элементом методики является работа с ключевыми задачами. Эта работа выстраивается на постепенном переходе от совместных форм деятельности к индивидуальным.
Введение новых понятий и теоретических фактов предваряется созданием проблемных учебных ситуаций, которые адекватно отражают и раскрывают содержание формируемого понятия (теоремы). Это позволяет представить новый теоретический материал в виде задачи или серии задач, которые нужно решить, для того чтобы справиться с проблемной ситуацией. Иными словами, изучаемый теоретический факт предстает перед учащимися в виде ключевых задач. Такой подход естественно и наиболее полно отражает сущность математической (и, вообще, познавательной) деятельности.
Овладев на первом этапе(ЗЗ- знакомые задачи) приемами решения задач, с очевидностью сводящихся к ключевым, ученик завершает этап чисто репродуктивной деятельности. Теперь перед ним простирается множество задач, для решения которых мало знания стандартного (алгоритма в; стандартной .ситуации; необходимо научиться приспосабливать алгоритм или видоизменять задачную ситуацию к знакомой, для этого требуются анализ, синтез, обобщение и аналогия. Это многообразие задач, полученных путем модифицирования в направлении изменения алгоритма, технической сложности или формы представления условия задачи- модифицированные задачи (МЗ). Такие задачи
лежат в зоне ближайшего математического развития ученика, т.е. это задачи, которые он теперь сможет решить самостоятельно или с некоторой дозой помощи учителя.
Наконец, третий уровень задач (НЗ- незнакомые задачи) предполагает исследовательскую деятельность ученика, самостоятельный перенос приема на неизвестную ситуацию, модернизацию (в случае необходимости) приема.
Тема «Производная» занимает центральное место в курсе алгебры и начал анализа. Изучение данной темы весьма актуально, так как оно имеет большое образовательное значение, ведь с нее начинается изучение элементов математического анализа, а это дает новые методы решения математических, физических и геометрических задач. Задачи данного раздела можно разделить на 8 основных базовых задач.
1.Вычисление производной по определению
2. Нахождение производных суммы, произведения, частного функций и сложной функции
3.Исследование монотонности функции
4.Отыскание точек экстремума
5.Нахождение наибольшего и наименьшего значений непрерывной на промежутке
6.Полное исследование и построение функции
7.Уравнение касательной к графику функции в данной точке
8. Применение производной к решению задач по геометрии, физике и экономике.
Многоуровневая система задач по теме «Производная» | ||||
№ п/п | Название задачи | Тип задачи | Содержание задачи (базовый уровень) | Ответы |
1 | Вычисление производной по определению. | ЗЗ | Найдите производную функции: у=х3 | 3х2 |
МЗ | Найдите производную функции: у=4х-1 | 4 | ||
НЗ | Найдите производную функции: у=5х2-7х-4 | 10х-7 | ||
2 | Нахождение производных суммы, произведения, частного функций | ЗЗ | Найдите производную функции: А) В)
| А) В) |
МЗ | Решите уравнение , если А) В) | А) В)х=2 | ||
НЗ | Найти скорость изменения функции в точке х=0. | 4 | ||
3 | Исследование монотонности функции | ЗЗ | Найдите промежутки возрастания и убывания функции | а) возрастает убывает б)убывает возрастает |
МЗ | А)Исследуйте функцию на монотонность: В) Найти промежутки убывания функции
| а)возрастает убывает в) | ||
НЗ | При каких значениях параметра р функция у=2х3-рх2+рх-14 возрастает на всей числовой прямой? | |||
4 | Отыскание точек экстремума | ЗЗ | Найдите точки экстремума функции и определите их характер А) В) | А) |
МЗ | Найдите абсциссы точек экстремумов функции: А) В) | А) В) | ||
НЗ | Определите при каком значении параметра а максимум функции равен 9 | а=-2 | ||
5 | Нахождение наибольшего и наименьшего значений непрерывной функции на промежутке | ЗЗ | Найдите наименьшее значение выражения А) , на промежутке В) на отрезке | А)-54 В) унаиб=; уним= - |
МЗ | Найдите разность между наибольшим и наименьшим значениями функции на промежутке | 3 | ||
НЗ | При каком значении параметра а наименьшее значение функции равно -6 | 9 | ||
6 | Полное исследование и построение графика | ЗЗ | Постройте график функции | |
МЗ | Постройте график функции | |||
НЗ | При каких значениях параметра а уравнение х4-8х2+7=а имеет два корня | а=-9, а>7 | ||
7 | Уравнение касательной к графику функции в данной точке | ЗЗ | Составьте уравнение касательной к графику функции f(x) в точке А) В) | а) у=8х+31 в) у=1 |
МЗ | Найдите уравнение общей касательной к графикам функций: | у=-х-2,25 | ||
НЗ | К графику функции проведены две касательные в точках х1 и х2, Найдите площадь треугольника, образованного этими касательными и осью абсцисс, если | 13,5 | ||
8 | Применение производной к решению задач по геометрии, физике и экономике | ЗЗ | А) Найдите длины сторон прямоугольника с периметром 20см, имеющего наименьшую диагональ. В) Тело брошенное вертикально вверх, движется по закону .Найдите наибольшую высоту подъема тела | А)Квадрат со стороной 5 В) 156,25 |
МЗ | А) Периметр прямоугольника 56см. Каковы его стороны, если этот прямоугольник имеет наибольшую площадь. В) Тело массой 200г движется прямолинейно по закону х(t) =6t3 = 2t – 7 (х- выражена в метрах, t –в секундах). Найти силу , действующую на это тело в момент t = 3 с. | А)14,14 В)21,6 | ||
НЗ | А) Из прямоугольной трапеции с основаниями 60 и 80 и высотой 100вырезают прямоугольник наибольшей площади. Чему равна эта площадь. | 6000 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Построение многоуровневой системы задач по теме: «Текстовые задачи»
Многие со мною согласятся, что на итоговой аттестации по математике основной школы учащимся трудно даётся решение текстовых задач. В связи с этим следует создать систему многоуровневых заданий, котора...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Построение многоуровневой системы задач по теме : «Квадратное уравнение»
Перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности...
Курсовая итоговая работа «Проектирование многоуровневой системы задач с параметром в 7 классе. Линейные уравнения»
Зачетная итоговая работа была представлена на курсах повышения квалификации по ИОЧ, ВБ "Методические особенности обучения решению задач с параметром в условиях перехода к новым образовательным ст...
Проектирование многоуровневой системы задач по теме "Геометрическая оптика"
Материал можно использовать для формирования умений и навыков, отработки различных способов действий при решении задач по теме "Геометрическая оптика". В работе рассматриваются задачи четырех уровней ...
Итоговая работа на тему: «Проектирование многоуровневой системы задач по теме «Статика»
В основе методики обучения на базе многоуровневой системы задач лежит поэтапное освоение блоков. Основная особенность этой методики заключается в том, что на каждом ...
Проектирование многоуровневой системы задач по теме: «Импульс тела, закон сохранения импульса»
Итоговая работа на курсах повышения квалификации «Проектирование системы многоуровневых задач для подготовки старшеклассников к ЕГЭ по физике»...
Проектирование многоуровневой системы задач по теме: «Импульс тела, закон сохранения импульса»
Итоговая работа на курсах повышения квалификации...