Проектирование многоуровневой системы задач по теме " Производная"
методическая разработка по алгебре (11 класс) на тему

Абросимова Венера Леонидовна

Ведущим элементом методики является работа с ключевыми задачами. Эта работа выстраивается на постепенном переходе от совместных форм деятельности к индивидуальным.

Введение новых понятий и теоретических фактов предваряется созданием проблемных учебных ситуаций, которые адекватно отражают и раскрывают содержание формируемого понятия (теоремы). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proizvodnaya.doc141.5 КБ

Предварительный просмотр:

Многоуровневая система задач по теме «Производная»

Любая система учебных задач курса является большой открытой многоуровневой системой, которая зависит от целей и задач обучения, конкретных методических подходов и субъективных воззрений. При построении системы задач могут применяться различные системообразующие основания и критерии. Однако каждая система учебных задач должна характеризуется следующими основными инвариантными признаками:

а) целостность, т.е. наличие явных и латентных горизонтальных и вертикальных интегрирующих предметно-содержательных и дидактических связей;

б) дидактическая полнота (функциональная достаточность), позволяющая реализовать стимулирующую, обучающую, развивающую, воспитывающую, прагматическая, контролирующую, оценочную, прогностическую и коммуникационную функции учебных задач;

в) предметно-содержательная полнота относительно требований к нормативным уровням обученности по завершению учебного курса, выраженная в наличии задач разных уровней сложности и трудности.

Формирование многоуровневой системы задач темы целесообразно осуществлять с помощью ее матричного представления, основанного на выделении ранжированного перечня ЭСО и соответствующих им ключевых задач, - с одной стороны, и уровней обученности, отражающих умения решать знакомые, модифицированные и незнакомые задачи, - с другой.

В основе методики обучения на базе разработанной многоуровневой системы задач лежит поэтапное освоение блоков ее матрицы. Основная особенность этой методики заключается в том, что на каждом уровне, т.е. при освоении соответствующего столбца матрицы, учащийся всякий раз сталкивается со всеми тремя видами учебных ситуаций ( знакомая , модифицированная и незнакомая задача), возникающих при решении задач. Благодаря этому осуществляется движение в предметно-содержательном .

Ведущим элементом методики является работа с ключевыми задачами. Эта работа выстраивается на постепенном переходе от совместных форм деятельности к индивидуальным.

Введение новых понятий и теоретических фактов предваряется созданием проблемных учебных ситуаций, которые адекватно отражают и раскрывают содержание формируемого понятия (теоремы). Это позволяет представить новый теоретический материал в виде задачи или серии задач, которые нужно решить, для того чтобы справиться с проблемной ситуацией. Иными словами, изучаемый теоретический факт предстает перед учащимися в виде ключевых задач. Такой подход естественно и наиболее полно отражает сущность математической (и, вообще, познавательной) деятельности.

Овладев на первом этапе(ЗЗ- знакомые задачи) приемами решения задач, с очевидностью сводящихся к ключевым, ученик завершает этап чисто репродуктивной деятельности. Теперь перед ним простирается множество задач, для решения которых мало знания стандартного (алгоритма в; стандартной .ситуации; необходимо научиться приспосабливать алгоритм или видоизменять задачную ситуацию к знакомой, для этого требуются анализ, синтез, обобщение и аналогия. Это многообразие задач, полученных путем модифицирования в направлении изменения алгоритма, технической сложности или формы представления условия задачи- модифицированные задачи (МЗ). Такие задачи

лежат в зоне ближайшего математического развития ученика, т.е. это задачи, которые он теперь сможет решить самостоятельно или с некоторой дозой помощи учителя.

Наконец, третий уровень задач (НЗ- незнакомые задачи) предполагает исследовательскую деятельность ученика, самостоятельный перенос приема на неизвестную ситуацию, модернизацию (в случае необходимости) приема.

Тема «Производная» занимает центральное место в курсе алгебры и начал анализа. Изучение данной темы весьма актуально, так как оно имеет большое образовательное значение, ведь с нее начинается изучение элементов математического анализа, а это дает новые методы решения математических, физических и геометрических задач. Задачи данного раздела можно разделить на 8 основных базовых задач.

1.Вычисление производной по определению

2. Нахождение производных суммы, произведения, частного функций и сложной функции

3.Исследование монотонности функции

4.Отыскание точек экстремума

5.Нахождение наибольшего и наименьшего значений непрерывной на промежутке

6.Полное исследование и построение функции

7.Уравнение касательной к графику функции в данной точке

8. Применение производной к решению задач по геометрии, физике и экономике.

Многоуровневая система задач по теме «Производная»

№ п/п

Название задачи

Тип задачи

Содержание задачи

(базовый уровень)

Ответы

1

Вычисление производной по определению.

ЗЗ

Найдите производную функции:   у=х3           

2

МЗ

Найдите производную функции: у=4х-1          

4

НЗ

Найдите производную функции:

у=5х2-7х-4

10х-7

2

Нахождение производных суммы, произведения, частного функций

ЗЗ

Найдите производную функции:

А) 

В)       

     

А)

В)

МЗ

Решите уравнение , если А)

В)

А)

В)х=2

НЗ

Найти скорость изменения функции   в точке х=0.

4

3

Исследование монотонности функции

ЗЗ

Найдите промежутки возрастания и убывания функции

а) возрастает

убывает

б)убывает

возрастает

МЗ

А)Исследуйте функцию на монотонность:

В) Найти промежутки убывания функции

 

а)возрастает

убывает

в)

НЗ

При каких значениях параметра р функция у=2х3-рх2+рх-14 возрастает на всей числовой прямой?

4

Отыскание точек экстремума

ЗЗ

Найдите точки экстремума функции и определите их характер

А)

В)

А)

МЗ

Найдите абсциссы точек экстремумов функции:

А)

В)

А)

В)

НЗ

Определите при каком значении параметра а максимум функции

 равен 9

а=-2

5

Нахождение наибольшего и наименьшего значений непрерывной функции на промежутке

ЗЗ

Найдите наименьшее значение выражения

А) , на промежутке

В) на отрезке

А)-54

В) унаиб=; уним= -

МЗ

Найдите разность между наибольшим и наименьшим значениями функции на промежутке  

3

НЗ

При каком значении параметра а наименьшее значение функции  равно -6

9

6

Полное исследование и построение графика

ЗЗ

Постройте график функции

МЗ

Постройте график функции

НЗ

При каких значениях параметра а уравнение х4-8х2+7=а имеет два корня

а=-9, а>7

7

Уравнение касательной к графику функции в данной точке

ЗЗ

Составьте уравнение касательной к графику функции f(x) в точке

А)

В)

а) у=8х+31

в) у=1

МЗ

Найдите уравнение общей касательной к графикам функций:

у=-х-2,25

НЗ

К графику функции проведены две касательные в точках х1 и х2, Найдите площадь треугольника, образованного этими касательными и осью абсцисс, если

13,5

8

Применение производной к решению задач по геометрии, физике и экономике

ЗЗ

А) Найдите длины сторон прямоугольника с периметром 20см, имеющего наименьшую диагональ.

В) Тело брошенное вертикально вверх, движется по закону .Найдите наибольшую высоту подъема тела

А)Квадрат со стороной 5

В) 156,25

МЗ

А) Периметр прямоугольника 56см. Каковы его стороны, если этот прямоугольник имеет наибольшую площадь.

В) Тело массой 200г  движется прямолинейно по закону

   х(t) =6t3 = 2t – 7

  (х- выражена в метрах, t –в секундах). Найти силу , действующую на это

  тело в момент t = 3 с.

А)14,14

В)21,6

НЗ

А) Из прямоугольной трапеции с основаниями 60 и 80  и высотой 100вырезают прямоугольник наибольшей площади. Чему равна эта площадь.

6000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Построение многоуровневой системы задач по теме: «Текстовые задачи»

Многие со мною согласятся, что на итоговой аттестации по математике основной школы учащимся трудно даётся решение текстовых задач. В связи с этим следует создать систему многоуровневых заданий, котора...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Построение многоуровневой системы задач по теме : «Квадратное уравнение»

Перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности...

Курсовая итоговая работа «Проектирование многоуровневой системы задач с параметром в 7 классе. Линейные уравнения»

Зачетная итоговая работа была представлена на курсах повышения квалификации по ИОЧ, ВБ "Методические особенности обучения решению задач с параметром в условиях перехода к новым образовательным ст...

Проектирование многоуровневой системы задач по теме "Геометрическая оптика"

Материал можно использовать для формирования умений и навыков, отработки различных способов действий при решении задач по теме "Геометрическая оптика". В работе рассматриваются задачи четырех уровней ...

Итоговая работа на тему: «Проектирование многоуровневой системы задач по теме «Статика»

        В основе методики обучения на базе многоуровневой системы задач лежит поэтапное освоение блоков. Основная особенность этой методики заключается в том, что на каждом ...

Проектирование многоуровневой системы задач по теме: «Импульс тела, закон сохранения импульса»

Итоговая работа на курсах повышения квалификации «Проектирование системы многоуровневых задач для подготовки старшеклассников к ЕГЭ по физике»...