Разработка урока по теме "Уравнения", 5 класс, автор: Новолодская С.В., учитель математики МНБОУ "Лицей №76", г.Новокузнецк
методическая разработка по алгебре (5 класс) на тему
Проект урока математики деятельностной направленности по формированию УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_na_sayt.docx | 32.59 КБ |
Предварительный просмотр:
ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Проект урока математики деятельностной направленности по формированию УУД
учащихся 5 класса
по теме «Уравнения»
Выполнил:
Новолодская Светлана Владимировна,
Новокузнецк
2014
Цели урока | |
Деятельностная цель урока (по линиям развития личности) | Содержательная цель урока: (обязательный минимум содержания) |
Формирование способности учащихся к умению решать уравнения, используя разные приемы. | Формирование системы математических понятий: уравнение, корень уравнения, алгоритмы решения уравнений через свойства вычитания и компоненты. Знание правил нахождения компонентов при сумме, разности, умножении и делении. |
Этапы урока, время | Учитель (наиболее общие действия, типичные фразы диалога с учениками) | Ученики (ожидаемые действия в ходе диалога с учителем) | Доска и оборудование | Формируемые УУД |
Актуализация знаний 5-7 минут | 1.Классифицируйте записи на доске. 2.Докажите, что выражения 2, 4 числовые? 3.Докажите, что выражение 3 буквенное? 4. Значения каких выражений можно найти? 5.Что можно сказать про выражение 2? Выражение 4? | 1. Числовые выражения - 2, 4. Буквенные выражения – 3. Равенства – 1, 5, 6. 2. Записаны помощью чисел и арифметических операций. 3. Записано с помощью чисел, букв и арифметических операций. 4.Числовых – 2, 4. 5.Выражает свойство вычитания суммы из числа. Выражает свойство вычитания числа из суммы. |
| Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы
|
Создание проблемной ситуации 3-5 минут | 6.Из равенств 1,5,6 назовите вам знакомое. 7.Как называется х=13? 8.Что делает корень с уравнением? (вспомнить нахождение компонентов при сложении, вычитании, умножении и делении) 9. Проанализируйте равенства 5,6? Что вы можете о них сказать? Что из себя представляет левая часть равенств? | 6. 1-уравнение, неизвестно 2 слагаемое, чтобы его найти из суммы вычитаем 1 слагаемое. х=13. 7.Корень уравнения 8. При подстановке в уравнение получим верное равенство. 9.Это уравнения. Левая часть буквенные выражения, свойства вычитания числа из суммы и суммы из числа. | Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы. Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; | |
Формулирование проблемы (темы и целей урока) 1-2 минуты | 10. Какую цель мы поставим перед собой сегодня на уроке?. А мы разве не умеем решать уравнения? 11.Сфомулируйте цель исходя из анализа уравнений 5, 6 их левых частей. 12. Хорошо! Сформулируйте тему урока! 13.Хорошо! Но мы вернемся к формулировке темы урока на последнем этапе и проанализируем правильно ли мы поставили перед собой учебную задачу. | 10. Научиться решать уравнения. Умеем. 11.Научиться решать уравнения с помощью свойств вычитания. 12.Уравнения. | «Уравнения» | Регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Коммуникативные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. |
Открытие нового знания 3-5 минут | Открытие нового знания организованно в группах, учащимся предлагается записать в тетрадях уравнения с доски 5(1, 2 группа) и 6(3,4 группа)
5 минут для работы в группе, после истечении времени по одному представителю от группы к доске для защиты решения и обоснования алгоритма. | (сверить порядок решения обоих групп, сверить с эталоном на слайде) |
17-(в+5)=6 17-(5+в)=6 17-5-в=6 12-в=6 в=12-6 в=6 17-(6+5)=6 17-11=6 6=6 (сверить порядок решения обоих групп, сверить с эталоном на слайде) (25+а)-12=20 25-12+а=20 13+а=20 а=20-13 а=7 (25+7)-12=20 32-12=20 20=20 | Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. Коммуникативные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать в группе: находить общее решение; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы. |
Формулирование нового знания 1-2 минуты | Подведем итоги! (предлагается сформулировать алгоритм решения уравнений с использованием свойств вычитания группам не работающим по свойству- 1-2 группа вычитание числа из суммы, 3-4 группа вычитание суммы из числа) |
| Познавательные: Формулирование алгоритма. Регулятивные: установка соответствия выдвинутого алгоритма последовательности решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Коммуникативные: умение слушать и слышать сверстников, аргументировать согласие и несогласие с мнением других учащихся. | |
Первичное применение нового знания Самостоятельная работа | На данном этапе первичного закрепления навыка решения уравнений с применением свойств вычитания для самостоятельного решения предусмотреть уравнение, не решаемое через свойства вычитания (ко всем уравнениям для самоконтроля на доске записаны их корни). 1. (у+36)-24=46 у=34 (решение каждого уравнения сверяется с эталоном (слайд), учащиеся выполняют самопроверку в случае правильного решения и оформления ставят себе «+» (два плюса – оценка «5») 2. 57-(в+15)=23 в=19 3. (12+х)-24=46 х=58 Возможно нельзя найти корень уравнения?! «Затруднение» - «свойство знаем, алгоритм знаем - найти корень уравнения не можем»=> существует другой способ решения без использования свойств вычитания. 1.Прочитайте уравнение. 2. Назовите уменьшаемое. Чем представлено уменьшаемое? 3.Назовите вычитаемое. 4. Чему равна разность? 5.Неизвестная величина, значение которой необходимо найти в какой компонент вычитания входит? 6. Как найти уменьшаемое, представленное суммой? 7. Какое уравнение получили? Умеете ли решать такое уравнение? 8.Чем является найденное значение х=58? 9.Какие выводы вы можете сделать? Мы хорошо потрудились! Устали! ФИЗМИНУТКА №377(1) (Виленкин) Витя задумал число. Если к этому числу прибавить 23 и к полученной сумме прибавить 18, то будет 52. Какое число задумал Витя? Составим уравнение для нахождения задуманного числа. Мы знаем какое число Витя задумал? Какое число прибавили к задуманному? Какое число прибавили к полученной сумме? Какое число получили? В какой компонент уравнения входит неизвестное число? Как его найти? Что неизвестно в получившемся уравнении? Как его найти? | 1) (у+36)-24=46 36-24+у=46 12+у=46 у=46-12 у=34 (34+36)-24=46 46=46 2) 57-(в+15)=23 57-15-в=23 42-в=23 в=42-23 в=19 57-(19+15)=23 23=23 Вычитание числа из суммы, возможны 2 варианта: 12-24+х=46 х-24+12=46 Из 12 вычесть 24 нельзя. Из х вычесть 24 нельзя. Можно выполнить проверку! (на доске ведь записан возможный корень – 58). При х=58 уравнение обращается в верное равенство - значит корень! 1.Разность суммы 12, х и 24 равна 46. 2. 12+х Представлено буквенным выражением (суммой) 3. 24 4.46 5.В уменьшаемое, представленное суммой 12+х. 6.К разности прибавить вычитаемое. 46+24. 7.Получили уравнение 12+х=70, решать умеем, найти необходимо 2 слагаемое. Из суммы вычесть 1 слагаемое. 8.Корнем уравнения мы проверили ранее, что это корень. 9.Уравнения можно решать через компоненты и используя свойства вычитания. Нет! Значит обозначим любой буквой. Пусть х. 23 18 52 В первое слагаемое. Вычесть из суммы второе слагаемое. Первое слагаемое. Вычесть из суммы второе слагаемое. | На слайде решение 1,2 уравнения (12+х)-24=46 12+х=46+24 12+х=70 х=70-12 х=58 (12+58)-24=46 70-24=46 46=46 Ответ: х=58 х х+23 (х+23)+18 (х+23)+18=52 х+23=58-18 х+23=40 х=40-23 х=17 проверка (17+23)+18=52 40+18=52 52=52 Ответ: х=17 | Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; умение использовать алгоритм для решения учебной задачи, умение работать по образцу. Регулятивные: владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Коммуникативные: умение слушать и слышать сверстников, аргументировать согласие и несогласие с мнением других учащихся. |
Итог урока 1–2 минуты На слайде вопросы, которые помогут нам подвести итоги урока и каждому из вас определить место и роль в достижении учебной цели урока | Вернемся к этапу определения цели урока. Правильно ли мы ее поставили. Достигли ли мы цели урока. Каким способом можно решить любое уравнение? | Правильно! Так как не знали, что столкнемся с уравнением, не решаемым через свойства. Цель мы достигли и научились еще решать уравнения через компоненты. Через компоненты. |
| Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний. Коммуникативные: умение слушать и слышать сверстников, аргументировать согласие и несогласие с мнением других учащихся. |
Домашнее задание 1–2 минуты | П. стр №377(2) – Маша задумала число. Если к этому числу прибавить 14 и от полученной суммы отнять 12, то будет 75. Какое число задумала Маша? №376(а,д,в,е) а) (х+15)-8=17 д) 56-(х+12)=24 в) (45-у)+18=58 е) 55-(х-15)=30 Провести анализ д/р:
| Регулятивные: планирование и выполнение домашней работы, самоконтроль. Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний, применять знания для решения конкретных учебных задач. Коммуникативные: организация учебного сотрудничества с одноклассниками, родителями. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по математике "Школа абитуриента" 9 класс.Автор: Егоричева Ольга Васильевна, учитель математики МБОУ "Тимошинская средняя общеобразовательная работа". Бабаевский район, д.Тимошино
Рабочая программа кружка по математике "Школа абитуриента" предназначена для подготовки обучающихся 9 класса к государственой итоговой аттестации за курс основной школы. Программа содержит: пояснитель...
Разработка урока в 9 классе. Автор УМК Кузовлев В.П. и др.
Разработка урока в виде телемоста "Лондон-Москва"....
Методическое разработка занятия математического кружка для учащихся 8 класса «Диофантовы уравнения» Автор: Жукова Надежда Владимировна, учитель математики высшей квалификационной категории
Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой ...
"Натуральные числа. Обыкновенные и десятичные дроби в задачах ОГЭ", автор: Семенов Дмитрий, 5 класс, руководитель: Новолодская С.В., учитель математики МНБОУ "Лицей №76", г.Новокузнецк
В работе проведено исследование демонстрационных контрольно-измерительных материалов по математике (10 вариантов) 2015 года на наличие заданий решаемых на уровне 5 класса в рамках трех тем ...
1-2 урок геометрии в 7 классе, Луч, отрезок. угол. автор Мяленко Т.П. учитель математики сош№16
данная презентация предназначена для проведения 1-2 уроков геометрии в 7 классе. рассмотрены основные начальные геометрические сведения, такие как: луч, угол, отрезок, прямая, точка....
3 урок геометрии в 7 классе по теме сравнение отрезков и углов, автор Мяленко Т.П. учитель математики сош№16
презентация по геометрии в 7 классе (3 урок) соответствует ФГОС, наглядно рассматривает способы сравнения углов и отрезков...
Разработка урока в 10 классе (автор М.З. Биболетова): "Нужна ли школьная форма?"
Сегодня многие спорят: "Нужна ли школьная форма?". На примерах ответов учащихся 10 класса делается вывод: да, нужна....