Применение педагогических технологий в процессе обучения математике
статья по теме

Оюн Чаяна Валентиновна

Применение педагогических технологий в процессе обучения математике

Ученик уже не тот сосуд, который надо заполнить,

а факел, который нужно зажечь.

Перед каждым творчески работающим учителем, где бы и с какой категорией учащихся он ни работал, непременно возникает множество проблем, над решением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. К таким проблемам относятся:

·        Как достичь поставленной цели;

·        Как обеспечить успешность каждого учащегося в обучении;

·        Как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебной деятельности;

·        Каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а, прежде всего, приобретение каждым учащимся знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности.

Педагоги все чаще и чаще сталкиваются с тем, что средства, вложенные в обучение детей, не всегда оправдываются, следовательно, возникает необходимость существенного изменения содержания и методов обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty.doc267 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы

Оюн Чаяна Валентиновна, 1973 года рождения, работает в  МОУ СОШ с. Балгазын Тандинского кожууна учителем математики с 1995 года. Имеет первую квалификационную категорию.

Применение педагогических технологий в процессе обучения математике

Ученик уже не тот сосуд, который надо заполнить,

а факел, который нужно зажечь.

Перед каждым творчески работающим учителем, где бы и с какой категорией учащихся он ни работал, непременно возникает множество проблем, над решением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. К таким проблемам относятся:

  • Как достичь поставленной цели;
  • Как обеспечить успешность каждого учащегося в обучении;
  • Как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебной деятельности;
  • Каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а, прежде всего, приобретение каждым учащимся знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности.

Педагоги все чаще и чаще сталкиваются с тем, что средства, вложенные в обучение детей, не всегда оправдываются, следовательно, возникает необходимость существенного изменения содержания и методов обучения.

Но сразу надо определить: что будет конечной целью образовательного процесса? Долгое время ее считался выпускник, в полной мере овладевший знаниями в пределах школьной программы, а также умениями и навыками учебного труда. На современном этапе развития учебно-воспитательного процесса наблюдается  постепенный отказ от приоритетного  формирования ЗУН в чистом виде. Центр тяжести переносится на формирование способности личности  учащихся, особенно способности её к самообразованию,  к самостоятельному получению знаний, умений и отработке навыков. Все этим категории входят в понятие «компетентность». Воспитание компетентного человека и должно служить главной конечной целью образовательного процесса в средней школе. Таким образом, в современном учебно-воспитательном процессе можно обнаружить важное противоречие: между глобальными задачами формирования компетентного человека и отсутствием эффективных путей этой деятельности.

В связи с этим предъявляются новые требования к системе организации и проведения учебно-воспитательного процесса, предпринимаются попытки его «технологизации», то есть выработки обязательных, последовательных элементов действий, которые определенных условиях должны привести к прогнозируемому результату.

С чего я должна начать?

1. Знать меру здоровья каждого учащегося.

2. Привести психолого-педагогическую диагностику.

3. Определить дифференцированный подход к каждому учащемуся.

4. Выбрать программу и отработать педагогическую технологию.

В связи с введением ЕГЭ в школах, я работаю с 2004 года над проблемой «Преподавание математики с использованием блочно-модульной технологии обучения в старшей школе». Причинами перехода к модульной технологии также являются частотность учебных предметов и на изучение алгебры и начала анализа отведены всего 2-3 часа в неделю, что делает усвоение материала малоэффективным.

В чем же заключается актуальность данной технологии?

1.  В модульной технологии сочетаются новые подходы к обучению и традиции, накопленные с момента возникновения обычного комбинированного урока.

2. Применение этой технологии полезно учителю постепенностью, что облегчает и детям работу на этапе её освоения. Модульная технология позволяет избежать шока у учащихся, потому что постоянная рефлексия дает информацию учителю о состоянии учебного процесса.

3.  Технологии предполагает такую организацию учебной деятельности, при которой ученик сам оперирует учебным содержанием, что, безусловно, ведет к более прочному и осознанному усвоению материала.

4. Технология интегрировала многое из того, что накоплено в педагогической теории и практики. Так, идея активности ученика в процессе его четких действий определенной логике, постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля,  индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности – все это влияние теории программированного обучения. С теорией развивающего обучения модульную технологию связывает идея ориентировочной основы деятельности – поэтапное  формирование умственных действий. Из психологии взят рефлексивный метод.

5. Технология имеет широкий диапазон внутреннего саморазвития, таким образом, в ней заложено энергия постоянно развивающейся системы. Опыт применения технологии неизбежно приводит к росту компетентности и учителей, и учащихся.

Обучение учащихся с использованием блочно-модульной технологии на уроках математики рассчитано на 2 года.

ЦЕЛЬ: повышение качества образования, уменьшение количество неуспевающих  и слабоуспевающих учащихся.

ЗАДАЧИ:

  • более прочное формирование математических учебных умений и навыков;
  • изучение функциональных возможностей ребенка в учебном процессе;
  • снижение нагрузки на ученика;
  • обеспечение психологического комфорта, содействующее развитию способностей и общего интеллектуального потенциала ученика;
  • экспериментально апробировать изучение предметов алгебры и геометрии с использованием блочно-модульной технологии.

Модульная организация учебно-воспитательного процесса позволяет избежать постоянного применения комбинированного урока в 10-11классах, где разнообразие деятельности не только не эффективно, но и недопустимо.

Деля урок на части, каждая из которых имеет свои задачи, учитель часто не успевает формировать необходимые умения и навыки. Поэтому создатели модульной технологии и предлагают считать временной единицей учебно-воспитательного процесса не урок, а учебный цикл, включающий в себя определенное количество уроков, но не менее 2-х. Каждый урок имеет свою цель:

1.  урок-изучение;

2.  урок-обобщение;

3.  урок-закрепление;

4.  урок-опрос.

Другим проявлением модернизации является организация деятельности ученика на уроке. В первую очередь, это преобладание самостоятельной работы. Если при комбинированном уроке приемы организации самостоятельной индивидуальной и групповой работы применяются лишь эпизодически, то при модульной технологии это приводится в систему. При продуманной системы дифференцированных вопросов и заданий можно приобщить к самостоятельной аналитической работе большую часть учеников, а также добиться неплохой мотивации учебной работы.

Важным новым элементом является и работа экспертов. Это может быть постоянная группа учеников, либо класс делится на группы экспертов по отдельным проблемам тему. Работа с экспертами – это  работа по системе «консультант» (зависит от категорий учащихся). Либо использование их в качестве помощников учителя. В последнем случае эксперты анализируют работу класса. Проверяют контрольные задания, подводят итоги рефлексии, работают с оценочными листами.

Нововведением является и рефлексия. Школьники должны оценить свою работу на уроке, определив, что эта работа дала им.

В чем особенности деятельности ученика и учителя при модульной организации обучения?

Модульная технология является гуманистической технологией, т.к. ребенок не является не объектом обучения, а субъектом. Развитие в процессе самостоятельной работы дает большой результат, чем попытки привить «сверху» необходимые умения и навыки. при чем в отношении  между учеником и учителем устанавливаются субъект – субъектные отношения, где учитель – партнер в учении, а не «даватель» знаний. Ученик учится сам, а учитель осуществляет мотивационное управление его учением. ученик свободен, его интересы не ущемляются, результаты работы основаны в первую очередь, на основе его самооценки. Следовательно, модульная технология – личностно – ориентированная технология, где в центре образовательной системы стоит личность ребенка, она же и является основной целью образовательной системы. Прочность и осознанность освоения материала, развитие интеллекта так же зависит от  степени самостоятельности ученика в оперировании учебным материалам.

При традиционной системе обучения приемы организации самостоятельной индивидуальной работы применяются лишь эпизодически (как уже указывалось, вызвано это частностью и многопредметностью, а значит повсеместным применением комбинированного урока). Это позволяет в полной мере обеспечить саморазвитие ученика, привитие ему навыков самообразования. При модульной технологии приемы организации самостоятельной индивидуальной и групповой работы школьников приводятся в систему. Возможно использование всех известных педагогической науке методов обучения, частности методов самостоятельной работы. Главное, чтобы эти методы позволяли достичь поставленной цели.

При преобладании самостоятельной работы учеников, учитель выполняет управленческие, организаторские функции. он должен уметь поставить перед собой и учащимися цели их совместной деятельности, обеспечивая тем самым мотивацию их работы. Ставя цель, учитель должен определить, не только объем изучаемого материала, но и уровень усвоения, а это требует знания уровня обучаемости учеников. Следовательно, учитель должен обладать навыками психолого-педагогической диагностики уровней сформированности общеучебных специальных умений и навыков учащихся. Кроме этого, учитель должен иметь поставить цель диагностично, а значит уметь прогнозировать конечный результат, кланировать свою обучающую деятельность и учебную деятельность ученика.

Исходя из особенности работы учителя и ученика при модульном построении урока, в функции учителя входит обеспечение всех участников учения дидактическими материалами.   Каждый ученик должен иметь перед собой алгоритмическое предписание, учебный материал и контрольные листы. И здесь есть отличия от традиционной системы построения подготовки к уроку. Учитель составляет модуль, как и раньше, составлял конспект урока. Но, так как теперь его основные функции управляющие, то учитель должен обратить главное внимание на разработку своих действий по организации самостоятельной деятельности учащихся и своей собственной консультирующей работы. С этой целью возможно составление вкладного листа к модулю для педагога, где он прописывает возможные консультации.

Структура вкладного листа:

1. № модуля и его название;

2. № учебного элемента и его название;

3. Консультации педагога.

Важным элементом совместной деятельности учителя и ученика является их рефлексивная деятельность. Это модное слово заменило теперь слово «анализ» и не случайно. Сделано это с целью отделить суть понятия «анализ», как метода исследования причем рассмотрения отдельных сторон какого-либо явления, процесса, от понятия «самоанализ» - оценка своих собственных поступков. Понятие «рефлексии» шире и глубже, т.к. включает в себя анализ действий, причинно-следственные проявления. Рефлексия помогает ученику и учителю определить степень достижения поставленной цели, причины их достижения или наоборот, действенность тех или иных методов и способов, примененных для достижения цели, а также провести самооценку. Рефлексия необходима как перед изучением модуля для определения базовых знаний и мотивации, так и как завершающий элемент модуля.

Я провожу рефлексию в трех измерениях: «дело», «Я», «мы». С этой целю составляю вопросы, отвечаю на которые ученик должен оценить себя по 10 – балльной шкале.

1. Как я усвоил материал? («дело»)

Получил прочные знание, усвоил весь материал – 9-10 баллов

Усвоил новый материал частично – 7-8 баллов

Мало что понял. Необходимо еще поработать – 4-6 баллов

2. Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли я своей                                                                                          работой? («Я»).

Со всеми заданиями справился сам, удовлетворен своей работой – 9-10 баллов

допустил ошибки – 7-8 баллов

не справился – 4-6 баллов

 3. Как  работала группа, учебная пара? («МЫ»)

Дружно, совместно разбирали задания – 9-10 баллов

Не все активно участвовали в обсуждении – 7-8 баллов

Работа была вялая, неинтересная. Много ошибок – 4-6 баллов.

Важна как рефлексия учеников, так и рефлексия учителя. Она всегда должна проводиться при любой системе обучения с целью определения ее эффективности.

Сравнение технологий

Классно-урочная

Модульная

Учитель

Учитель

объясняет

организует

спрашивает

управляет

оценивает

консультирует

Ученик

Ученик

слушает

систематизирует

отвечает

углубляет знаний

делает выводы

Таким образом, можно утверждать, что модульная технология обучения математике достаточно эффективна. По сравнению с традиционной технологией обучения проблемно-модульная технология гарантирует рост качественной успеваемости, повышение прочности знаний, повышение общей эффективности.

Работая в режиме саморазвивающейся системе, модульная технология способствует росту профессионального уровня преподавателя. Этот факт также можно отнести к категории основополагающих и дающих основание подчеркнуть, что модульная технология обучения – это не только гарантия нового качества образования, это, прежде всего гарантия его непрерывного повышения.

Наряду с блочно-модульной технологией я в своей работе применяю другие педагогические технологии. Сейчас много внимания уделяется сути личностно ориентированной педагогики. Я полностью согласна с мнением большинства педагогов, что воспитывать и обучать, развивать и корректировать поведение нужно без насилия, уважая свободную личность ребенка, внимательно и чутко выявляя, поддерживая и развивая способности и склонности ребенка.

Но особо надо говорить о здоровье детей, с которыми нам приходится работать. Зачастую мы работаем с детьми, забывая, что только 8-10 % из них рождаются практически здоровыми, поэтому многие дети не выдерживают той психической и умственной нагрузки, которую мы даем им на занятиях и уроках. Об этом нужно помнить ежеминутно каждому педагогу, работающему с  детьми.

Нужно помнить не только о здоровье, но и том, что каждый ребенок индивидуален. У многих детей потенциал развития велик. Есть дети, которые не усваивают стандарт, а есть среди наших воспитанников и одаренные дети. Я считаю, что наша задача заметить собственную неповторимость каждого ребенка.

Моя цель:

1.  Увидеть индивидуальность в каждом ребенке.

2.  Раскрыть эту индивидуальность.

3.  Дать возможность проявить ее в жизни.

В учебном процессе объективно возникает противоречие между коллективными формами обучения и индивидуальным характером усвоения знаний и навыков. Это противоречие стимулирует к поиску эффективных путей дифференциального подхода к каждому учащемуся, чтобы сделать обучение отвечающим особенностям личности учащегося.

Под уровневой дифференциацией мы понимаем обучение учащихся одного и того же класса на трех уровнях обучения: базовым, продвинутым и высоким. При этом выделяем в каждом классе три типологические группы А, В, С (А – высокий уровень, С – низкий уровень).

Базовый уровень – определенной программой и учебником минимум знаний и умений, достижения которого обязательно учащимися всех типологических групп.

Продвинутый уровень – некоторые выходящие за рамки программы и учебника дополнительные сведения (знания) и формирование прочных умений по применению этих знаний в различных ситуациях, достижение которого обязательно учащимся типологических групп А и В.

Высокий уровень – дополнительные сведения, углубляющие знания учащихся по теме и формирующие умение решать задачи повышенной сложности, достижение которого обязательно для учащихся группы А.

С 1999г. по 2003г. в своей педагогической деятельности использовала и совершенствовала данную методику и на ее основе разработала зачетную систему дифференцированного обучения математике. Также имеется в кабинете разно-уровневые дидактические и раздаточные материалы по всему курсу алгебры и геометрии.

В своей работе реализую различные формы проверки знаний и умений школьников. Однако многие стороны существующих форм проверки вызывают неудовлетворенность.

В связи с ведением ЕГЭ в школах возрос интерес учителей к проблеме диагностики. В школу стала внедряться на качественно новом уровне такая форма проверки знаний как тестирование.

Грамотно составленные и верно обработанные тесты в некоторых ситуациях полезнее контрольной работы. Такой тест за короткий промежуток времени позволяет определить, насколько учащимся усвоен то или иной материал, какие вопросы темы необходимо повторить и отработать детально. Тестовый контроль знаний существенно сэкономит в учебное время. Положительная сторона теста еще и в том, что его игровой характер повышает заинтересованность учащихся в хорошем результате. При этом развивается логическая мышления и интуиция ученика. Тем самым снимается целый ряд психологических проблем – страхов, стрессов, нервных срывов, которые, к сожалению, характерны для обычных форм контроля.

Опираясь на теорию развивающего обучения,  разработанные мэтрами образования Л.С. Выготским, Д.В. Элькониным, В.В. Давыдовым я стала внедрять в процесс обучения элементы этой педагогической технологии. На уроке все чаще исхожу из постановки учебной задачи к ее решению через создание проблемной ситуации. Это оправдавший себя на практике дидактический прием, с помощью которого учитель держит в постоянном напряжении одну из внутренних пружин процесса обучения – детскую любознательность.

Важным условием проявления проблемного обучения является исследовательский характер работы учащихся в процессе обучения. Общепризнанно, что урок считается неэффективным, если учащие не работали активно и самостоятельно, не решали задач, требующих не только определенных знаний, но и определенной сообразительности, догадки.

Возрастающая потребность связи математики и различных жизненных ситуаций настоящего времени вынуждает учителя часто задумываться об организации разнообразных форм проведения уроков, позволяющих донести различные знание до учащихся как можно интереснее, доступнее, разнообразнее. Таких форм уроков множество. Одним из них является урок-проблема с дальнейшим обсуждением вопроса и беседой с учащимся.

Урок-проблема, или урок-обсуждение конкретно заданным проблемным вопросам широко используют как средство обучения, воспитания и развития учащихся.

Основное обучающее воздействие урока-проблемы, или урока-обсуждения принадлежит дидактическому материалу, вопросам-проблемам, которые, вовлекая учащихся в обсуждения, в решения конкретного вопроса на примерах решения задач, как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность учащихся в нужное русло.

Дидактическая цель урока ставится перед учащимся в форме решения проблемы; учебная деятельность подчиняется правилам беседы-обсуждения; учебный материал используется в качестве средства для решения проблемного вопроса; в учебную деятельность вводится элемент заинтересованности в здоровом образе жизни.

Правила урока-проблемы (урока-обсуждения) должны учитывать цели урока и индивидуальные возможности учащихся. На уроке создаются условия для проявления самостоятельной, мыслительной активности при решении заданного вопроса и принятии верного решения.

Урок-проблема имеет определенный результат, который является финалом обсуждения, придает уроку законченность, а учащимся при принятии верного выбора пути морального и умственного удовлетворение.

Создание проблемных ситуаций на уроках математики повышает интерес к предмету, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, помогает разобраться в правильности выбора жизненного пути.

С первых уроков старалась привить учащимся любовь к математике. Приводила много известных высказываний о математике и математиках. Увлекала детей задачами,  требующими логического мышления. На каждом уроке провожу небольшие беседы с ребятами о жизни, о предназначении в ней, о том, что «величие человека в его способности мыслить» (Б. Паскаль). На беседы уходит 2-3 мин, но это тоже проходит бесследно. Такими беседами настраивают детей на развитие логического мышления, на собранность, на серьезное отношение к математике и учебе вообще.

Также учу школьников работать с учебниками, справочными изданиями, математическими книгами и т.п. Для этого знакомлю учащихся с различными учебниками по математике (рассказываю об авторах, об оформлении, о содержании), о том, как с ним работать; обучаю подбирать материал по интересующей теме в различной литературе (книгах, сборниках, журнальных статьях).

В классах, где последовательно и целенаправленно осуществляется работа по развитию умений и навыков самостоятельной деятельности, и ученики самостоятельно совершенствуют свои знание, качество знаний выше, чем в других классах. Они в дальнейшем легко привыкают к студенческой жизни, легче преодолевают такие трудности, как конспектирование лекций (выделяя главное), подбор необходимой литературы, сдача зачетов и экзаменов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических и информационных технологий в процессе обучения математике в условиях перехода на ФГОС ООО.

В статье рассматриваются современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящи...

Доклад "Применение информационных технологий в процессе обучения математике"

ИКТ является неотъемлемой частью сферы образования. Данный факт предоставляет возможность оптимизировать процесс обучения, увеличить насыщенность образовательного процесса. Новые технологии можно испо...

Использование современных педагогических и информационных технологий в процессе обучения математике

Пофессиональный рост учителя, на мой взгляд, всегда связан с поиском. В настоящее время необходимо полностью отказаться от представления об учебном процессе передачи информации. Наша роль стать органи...

Выступление на педагогическом совете "Современные педагогические технологии в процессе обучения: методы, формы и приемы"

Выступление на педагогическом совете "Современные педагогические технологии в процессе обучения: методы, формы и приемы"...

Научная публикация "Применение современных педагогических технологий в процессе обучения английскому языку в рамках ФГОС"

Статья кратко описывает современные педагогические технологии в рамках ФГОС на уроках английского языка в основнйо школе...