Задачи с модулями и с параметрами
элективный курс по алгебре (11 класс) на тему

Основная функция курса по выбору направлена на повышение интереса к математике.  Общеизвестно, что на вступительных экзаменах в ВУЗы довольно часто предлагаются задачи с параметрами, которые содержатся в заданиях  ЕГЭ по математике. Нередко учащиеся не могут справиться с простейшими задачами, содержащими параметры и модули, что свидетельствует об отсутствии у части их навыков решения такого типа задач. Известно, что в программах по математике для неспециализированных школ этим задачам отводится совсем незначительное место.

Элективный курс «Задачи с модулями и параметрами» предназначен для 11 класса общеобразовательной школы. Данный элективный курс направлен на расширение знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки через решение большого класса задач. Он расширяет и углубляет отдельные темы  общеобразовательных программ по математике, не нарушая ее целостности, а также предполагает изучение некоторых тем, выходящих за их рамки. Навыки в решении уравнений, неравенств, содержащих модуль и параметры, совершенно необходимы любому ученику, желающему хорошо подготовиться  к  экзаменам и поступлению в дальнейшем в высшие учебные заведения.  Программа элективного курса применима для различных групп школьников, независимо от выбора их будущей профессии. Курс рассчитан на 17 часов.

Наряду с основной задачей обучения математики - обеспечением прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, данный курс  предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой. 

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющего в определённых умственных навыках. В процессе решения задач с параметрами и модулями в арсенал приёмов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ, классификация и систематизация, аналогия.

Именно задачи с параметрами обладают диагностической и прогностической ценностью, которые позволяют проверить знания основных разделов школьного курса математики, уровень логического мышления, первоначальные навыки исследовательской деятельности.

Задачи, предлагаемые в данном курсе, интересны и часто не просты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и проверить свои способности к математике. Вместе с тем, содержание курса позволяет ученику любого уровня активно включаться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя.

При решении таких задач школьники учатся мыслить логически, творчески. Это хороший материал для учебно-исследовательской работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_el_k_m11.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ с Русский Байтуган

м.р. Камышлинский Самарской области

Элективный курс по математике в 11 классе

«Задачи с модулями и с параметрами»

                                         

                                       Учитель математики: Сафина Р.М.

Пояснительная записка

Основная функция курса по выбору направлена на повышение интереса к математике.  Общеизвестно, что на вступительных экзаменах в ВУЗы довольно часто предлагаются задачи с параметрами, которые содержатся в заданиях  ЕГЭ по математике. Нередко учащиеся не могут справиться с простейшими задачами, содержащими параметры и модули, что свидетельствует об отсутствии у части их навыков решения такого типа задач. Известно, что в программах по математике для неспециализированных школ этим задачам отводится совсем незначительное место.

Элективный курс «Задачи с модулями и параметрами» предназначен для 11 класса общеобразовательной школы. Данный элективный курс направлен на расширение знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки через решение большого класса задач. Он расширяет и углубляет отдельные темы  общеобразовательных программ по математике, не нарушая ее целостности, а также предполагает изучение некоторых тем, выходящих за их рамки. Навыки в решении уравнений, неравенств, содержащих модуль и параметры, совершенно необходимы любому ученику, желающему хорошо подготовиться  к  экзаменам и поступлению в дальнейшем в высшие учебные заведения.  Программа элективного курса применима для различных групп школьников, независимо от выбора их будущей профессии. Курс рассчитан на 17 часов.

Наряду с основной задачей обучения математики - обеспечением прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, данный курс  предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой.  

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющего в определённых умственных навыках. В процессе решения задач с параметрами и модулями в арсенал приёмов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ, классификация и систематизация, аналогия.

Именно задачи с параметрами обладают диагностической и прогностической ценностью, которые позволяют проверить знания основных разделов школьного курса математики, уровень логического мышления, первоначальные навыки исследовательской деятельности.

Задачи, предлагаемые в данном курсе, интересны и часто не просты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и проверить свои способности к математике. Вместе с тем, содержание курса позволяет ученику любого уровня активно включаться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя.

При решении таких задач школьники учатся мыслить логически, творчески. Это хороший материал для учебно-исследовательской работы.

Цели курса:

  •   сформировать у учащихся представление о задачах с параметрами и модулем как задачах исследовательского характера, показать их многообразие;
  • способствовать подготовке учащихся к успешной сдаче  ЕГЭ, к вступительному экзамену по математике.                                                                                                                перейти от репродуктивного уровня усвоения материала к творческому, научить применять знания при выполнении нестандартных заданий.

Задачи курса:

Образовательные:

  • формирование у учащихся умений решать нестандартные задания;
  • углубить знания по математике, предусматривающие формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету;
  • расширить математические представления учащихся о приёмах и методах решения задач с модулями и параметрами;
  • обеспечить подготовку к поступлению в вуз и продолжению образования;
  • обеспечить подготовку к профессиональной деятельности, требующей высокой математической культуры.

Развивающие:

  • выявить и развить математические способности, продолжить развитие математической культуры;
  •   как можно полнее развить потенциальные творческие способности каждого учащегося;
  • повышение уровня  математического и логического мышления учащихся;
  • развитие навыков исследовательской деятельности.

Воспитательные:

  • обучение задачам с параметрами потребует от учащихся умственных и волевых усилий, развитого внимания;
  • воспитание таких качеств,  как  активность, творческая инициатива, умений коллективно-познавательного труда.

 

В результате изучения данного курса учащиеся

должны знать:

  • понятие параметра, прочно усвоить понятие модуль числа;
  • алгоритмы решений задач с модулями и параметрами;
  • зависимость количества решений неравенств, уравнений и их систем от значений   параметра;
  • свойства решений уравнений, неравенств и их систем; функций в задачах с параметрами.

должны уметь:

  • уметь решать любые уравнения, неравенства с модулем;
  • строить графики уравнений, содержащие модули;
  • уметь решать  уравнения, неравенства с параметром;
  • знать и уметь применять нестандартные приемы и методы решения уравнений, неравенств и систем.

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Виды деятельности

Решение задач с модулем   (6 часов)

1

Модуль действительного числа. Геометрическая интерпретация.  Уравнения, содержащие абсолютную величину.

1

Лекция.

2

Неравенства, содержащие абсолютную величину.

1

Беседа

3

Графики функций. Построение графиков функций, связанных с модулем.

1

Практическая работа

4 - 5

Решение уравнений и неравенств различных видов, содержащих модули. Графическая интерпретация.

2

Сам. работа

6

Контрольное тестирование

1

Тестирование

Решение задач с параметрами  (6 часов)

7

Понятие параметра.

1

 Беседа

8

Уравнения с параметрами. Общий метод решения уравнений  с параметрами.

1

Лекция

9

Неравенства с параметрами.

1

Лекция

10-11

Количество корней в зависимости от значений  параметров.

2

Беседа

12

Контрольное тестирование

Викторина «Кто хочет стать отличником»

1

Тестирование

Нестандартные методы и приемы решения уравнений, неравенств и систем,

содержащих модули и параметры (5 часов)

13

Графические и аналитические методы. Классификация задач.

1

Лекция

14

Свойства решений уравнений, неравенств и их систем.

1

Лекция

15-16

Свойства функций в задачах с параметрами и модулями.

2

Решение задач

17

Итоговое тестирование

1

Тест

Тематическое планирование курса

Учитель _________ Сафина Р.М.


Литература:

 

  1. Литвиненко В.Н., Мордкович А. Г. «Практикум по решению математических задач», М.: «Просвещение», 2008г.
  2. Ястрибинецкий Г.А. «Задачи с параметрами», М., «Дрофа», 2003
  3. Шарыгин И.Ф. «Факультативный курс по математике. Решение задач».
  4. Рязановский А.Р. «Алгебра и начала анализа: 500 способов и методов решения задач по математике для школьников и поступающих в вузы», М., «Дрофа», 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по математике "Решение задач с модулем и параметрами" для 9 класса

Рабочая прогамма элективного курса по математике "Решение задач с модулем и параметрами" для 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта ос...

рабочая Программа элективного курса "Задачи с модулями и параметрами"

Рабочая программа рассчитана на 11 класс при подготовке к ЕГЭ, но может быть использована для 9-11 классов с разной степенью подготовки....

Программа элективного курса "Задачи с модулем и параметром"

Программа элективного курса "Задачи с модулем и параметром" для 9 класса...

«Задачи с модулем и параметром. Уравнения с параметрами»

Программа рассчитана на учащихся, проявивших интерес к изучению математики.      Ввиду того, что тема «Модуль» изучается в 6 классе, а дальше ей не уделяется должного вн...

Элективный курс по математике в 9 классе "Задачи с модулем и параметром"

Программа составлена из двух блоков и расчитана на 35 часов (1 час в неделю)...

рабочая программа курса по выбору "Решение задач с модулем и параметром""

Содержит характеристику курса и учебно- тематическое планирование...