Индивидуализация и дифференциация обучения.
статья по алгебре на тему

Зелинский Андрей Алексеевич

Статья на тему: "Индивидуализация и дифференциация обучения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualizatsiya_i_differentsiatsiya_obucheniya.docx158.45 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ ТО «Северо-Агеевская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ.

Подготовил:

Зелинский А.А.

Учитель математики

«Северо-Агеевская школа-интернат»

2015 год

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ.

   Контингент учащихся в классах, где я работаю, трудный. Дети с     ЗПР, педагогически запущенные -  каждый из них требует особого внимания, индивидуального подхода.

Лишь незначительная часть учащихся не испытывают затруднений в процессе обучения. Причины, которые лежат в основе неуспеваемости, можно объединить в две группы.

Первая. Недостатки в развитии мотивационной сферы детей. Мы рады, когда задание выполнено нашим воспитанниками, но не всегда задумываемся, что двигало учеником: интерес, страх, желание отвязаться? Если задание выполнено, но наш воспитанник в душе возненавидел и нас, и наш предмет, сочтем ли мы это педагогическим достижением? К тому же сам факт выполнения упражнения еще не гарантирует усвоения.

Вторая. Недостатки познавательной деятельности (ученик плохо понимает, не способен качественно усваивать учебные предметы, не умеет на должном уровне выполнять учебные действия).

Цель учителя математики – ежедневное достижение успеха (пусть небольшого) каждым учеником, его продвижение вперед. Это можно достичь на основе:

  1. Развития интереса к предмету.
  2. Прививать учащимся заинтересованность в приобретении знаний.
  3. Применение индивидуально-дифференцированного подхода.

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ.

1. Одним из важнейших условий повышения эффективности обучения является индивидуализация обучения, под которой понимают приспособление учебного процесса к индивидуальным особенностям учащегося. Сущность понятия индивидуализации полно может, раскрыта с трех точек зрения:

     а) под индивидуализацией можно понимать целенаправленную организацию обучения, т. е выбор форм, методов и приемов с учетом развития индивидуальных особенностей школьника.

    б) индивидуализацию можно понимать, как целенаправленный отбор содержания образования, т.е. создание учебных программ, учебных заданий учитывающие индивидуальные особенности учащегося и развивающие их.

    в) целенаправленное построение школьной системы (школы, классы, позволяющие учитывать индивидуальные особенности учащихся).

    Абсолютная индивидуализация предполагает постоянный учет в процессе обучения. Некоторые возможности в этом направлении дает компьютеризация обучения. В практике массовой школы абсолютная индивидуализация пока неосуществима.

    Относительная индивидуализация предполагает:

  1. учет особенностей группы учащихся, обладающих сходными особенностями.
  2. учет таких особенностей, которые особенно важны с точки зрения учения.
  3. эпизодическая индивидуализация в отдельных видах учебной работы.

В школьной практике обучения математике используются следующие способы:

1. внутриклассная или внутригрупповая индивидуализация (индивидуализация с процессуальной и содержательной точки зрения)

2. профильная дифференциация, при которой индивидуализация реализуется на содержательном и организационном уровне.

3. вертикальная индивидуализация, т. е прохождение курса в индивидуальном ускоренном или замедленном темпе в зависимости от уровня развития учащихся.

2.  Пути осуществления внутриклассной индивидуализации.

   Внутриклассная индивидуализация основана на выявлении индивидуальных особенностей учащихся, при этом учитываются качества: обученность, умение работать самостоятельно, читать с пониманием и нужной скоростью, специальные математические способности, познавательные интересы, индивидуальный темп работы и отношение к труду.

     Выявление таких особенностей может быть основано на наблюдениях за учащимися, анализ результатов его деятельности, бесед и специальных психологических тестирований.

     Частным случаем внутриклассной индивидуализации является уровневая дифференциация. Для организации внутриклассной индивидуализации необходимо:

  1. Определить целесообразность индивидуализации при изучении темы на уроке и этапах урока.
  2. Провести выбор критериев индивидуализации.
  3. Формировать группы учащихся с учетом наиболее важных индивидуальных особенностей, уровня усвоения материала.
  4. Построить процесс обучения с учетом:

а) содержания и вариантов его изменения.

б) системы заданий для любого варианта изложения.

в) методов, приемов и форм работы с любой группой учащихся.

г) вспомогательных материалов для любого варианта.

3. Сущность и виды дифференциации обучения математике.

 Дифференциация – один из основных способов индивидуализации.

    Под дифференциацией понимают такую систему обучения при которой любой ученик обладающий некоторым минимумом общеобразовательной подготовки получает право и гарантированную возможность уделять преимущественное внимание тем направлениям, которые в большей степени соответствуют его интересам и способностям.

   Дифференциация проявляется в двух видах:

  1. – уровневая, при которой обучаясь в одном классе по одной программе учащиеся могут усваивать материал на различных уровнях, минимум при этом уровень обязательной подготовки.
  2. – профильная, при которой разные группы школьников обучаются по программам отличающимися глубиной изложения и объемом информации. Разновидность профильной дифференциации – углубленное изучение математики.

Оба вида сосуществуют и дополняют друг друга, в основной школе ведущей является уровневая дифференциация.

4. Уровневая дифференциация и условия её осуществления.

 Для успешного и эффективного осуществления уровневой дифференциации необходимо выполнение следующих условий:

1. выделенные уровни усвоения материала и в первую очередь обязательный уровень должны быть открыты для учащихся.

2. Необходима дистанция между уровнем требований и уровнем преподавания. Уровень преподавания должен быть существенно выше иначе не будет возможности для глубокого усвоения материала способными учениками. Уровневая дифференциация осуществляется не за счет того, что одним дают больше, а другим меньше, а в результате того , что предлагая всем один объем материала, мы устанавливаем различный уровень требований по его усвоению.

3. В обучении должны быть обеспечены условия для продвижения ученика по уровням, одним ученикам требуется отвести больше времени для овладения опорным знанием, а других вовремя подвести на более высокий уровень. Контроль должен проверять достижения обязательного уровня всеми и после этого достижения более высокого уровня.

4. Добровольность в выборе уровня усвоения и отчетности.

   В качестве основного пути осуществления уровневой дифференциации предполагается формирование мобильных групп учащихся, критерием для деления на группы являются сроки достижения уровня обязательной подготовки. Ориентация на обязательные результаты поддерживает подготовку ученика на опорном уровне и позволяет ему при возникновении интереса перейти на более высокий уровень.

     Капиносов А.Н. в статье “Уровневая дифференциация при обучении математике в V-IX классах” рассматривает разбиение учащихся на 4 группы. Основой разбиения являются различия учащихся в темпах овладения учебным материалом, а также в способностях самостоятельно применять усвоенные знания и умения.

I группа (А) – учащиеся с высоким темпом продвижения в обучении: общие схемы выполнения типовых задач фактически усваивают в процессе их первичного объяснения, во многих случаях могут самостоятельно находить решения измененных типовых или усложненных задач, предполагающих применение нескольких известных способов решения.

II группа (В) – учащиеся со средним темпом продвижения в обучении: овладение новыми знаниями и умениями не вызывает особых затруднений, способы выполнения типовых задач усваивают после рассмотрения 2-3 образцов, решения измененных и усложненных задач находят, опираясь на указания учителя.

III группа (С) – учащиеся с низким темпом продвижения: при усвоении нового материала испытывают определенные затруднения, во многих случаях нуждаются в дополнительных разъяснениях, обязательными результатами овладевают после достаточно длительной тренировки, способностей к самостоятельному нахождению решений измененных и усложненных задач, как правило, не проявляют.

IV группа (D) – неуспевающие учащиеся, значительно отстающие в умственном развитии от сверстников и имеющие существенные пробелы в знаниях. Достижение учащимися этой группы даже уровня обязательных результатов представляет сложную педагогическую задачу.

С помощью дифференцированных форм учебной деятельности могут быть реализованы следующие цели.

С учащимися группы А и В.

Расширение и углубление знаний, формирование умений решать задачи повышенной сложности.

Развитие устойчивого интереса к предмету, углубление представлений о роли математики в жизни, науке, технике.

Развитие умения самостоятельно работать с учебной и научно-популярной литературой.

Доведение учащихся до более высокого уровня усвоения знаний и способов деятельности.

С учащимися группы С.

Создание соответствующих условий; повторение, ликвидация пробелов, актуализация знаний для успешного изучения новой темы.

Развитие и закрепление интереса к математике и к учебной деятельности, выполняемой в процессе обучения математике.

Формирование навыков учебного труда, умений самостоятельно работать над задачей.

Доведение учащихся до хорошего уровня усвоения знаний и способов деятельности.

С учащимися группы D.

Ликвидация пробелов в знаниях и умениях.

Пробуждение интереса к предмету путем использования игровых элементов, занимательных и логических задач наряду с систематической организацией самостоятельной работы учащихся на уроке и дома.

Развитие навыков и умений осуществлять самостоятельную деятельность по образцу и в сходных обстоятельствах, воспроизводить изученный материал, решенную задачу.

Доведение учащихся до минимального уровня усвоения знаний и способов деятельности.

Примеры использования разноуровневых самостоятельных работ на уроках алгебры в 9 классе:

Литература:

  1. Малахова Е.И. «Индивидуализация и дифференциация обучения». Калуга 2012г
  2. Капиносов А.Н. Уровневая дифференциация при обучении математике в V-IX классах // Математика в школе. 1990. №
  3. Дорофеев Г.В., Кузнецова Л.В., Суворова С.Б., Фирсов В.В. Дифференциация в обучении математике // Математика в школе. 1990. №4
  4. Саранцев Г.И., Корольков И.Г. Примеры многовариативных самостоятельных работ. // Математика в школе. 1994. №4. .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ АЛЬТЕРНАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ

ИОП "ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ АЛЬТЕРНАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ "...

Методическая разработка на тему:Технология личностно-ориентированного обучения обучающихся на уроках математики путем индивидуализации и дифференциации обучения с использованием разнообразных дидактических средств обучения;

Использование дифференцированного и индиви дуального подходов на учебных занятиях являются эффективным условием достижение обязательного уровня подготовки отстающих учащиехся и продвинутого уровня хор...

Презентация "Технология индивидуализации и дифференциации обучения"

В презентации раскрывается взаимосвязь индивидуализации и дифференциации обучения; рассматриваются технологии индивидуализации и дифференциации, которые применяются в профессиональном образовании....

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции через индивидуализацию и дифференциацию обучения

Материал предназначен для учителей иностранных языков, применяющих технологии индивидуального обучения (дифференцированный подход)....

Индивидуализация и дифференциация обучения как пути повышения качества знаний, сохранения и укрепление здоровья обучающихся. Методические рекомендации

Творческому  учителю, готовящему новое поколение к жизни в современных условиях, не обойтись без внедрения в учебный процесс инновационных технологий, развивающих системное мышление, усиливающих ...

Понятия "индивидуализация " и "дифференциация" обучения.

Статья. Понятия "индивидуализация " и "дифференциация" обучения. ...

Индивидуализация и дифференциация обучения.

Ученический класс состоит из людей не с равными способностями.Нам надо обеспечить развитие каждого ученика....