Проект урока алгебры в 10 классе "Решение показательных уравнений"
план-конспект урока по алгебре (10 класс) на тему

Непомнящая Татьяна Михайловна

Урок обобщения и закрепления изученного материала. Формы работы:индивидуальные, групповые, фронтальные. Используется поисковая работа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

           ГОУ лицей- интернат «ЦОД»

     

 

        Решение показательных уравнений

        Проект урока  алгебры в 10 классе

                                                   

                                                                           Разработала:

                                                                                  учитель математики

                                                                             Непомнящая Т.М                  

                                 г. Нижний Новгород

                                           2014 г.

Тема  урока: « Решение показательных уравнений»

Цели урока:

  • создать условия для формирования умений и навыков в решении показательных уравнений;
  • способствовать развитию творческой и мыслительной деятельности учащихся;
  • продолжить формирование  умений чётко и ясно излагать свои мысли, анализировать и делать выводы;
  • способствовать развитию коммуникативной компетентности

Тип урока:

  • Урок проверки и корректировки умений и навыков в решении показательных уравнений.

Формы организации учебной деятельности:

  • фронтальная;
  • групповая ;
  • индивидуальная.

Методы обучения:

  • наглядный;
  • частично- поисковый;
  • исследовательский.

Средства обучения:

  • компьютер;
  • медиапроектор;
  • документ-камера;
  • слайдовая презентация (Power Point );
  • классная доска;
  • набор карточек для индивидуальной и групповой работы;
  • оценочный лист;
  • учебник;
  • рабочая тетрадь.

В результате изучения темы учащиеся

должны знать:

  • основные методы решения показательных уравнений

должны уметь:

  • применять свои знания в нестандартных ситуациях;
  • уметь чётко и ясно аргументировать решение;
  • анализировать и делать выводы.


     

                                                                        Технологическая карта урока

 Этапы урока

   

   Дидактические

       задачи

 

Деятельность

     учителя

       

 Деятельность

             учащихся

Показатели реального

 результата

решения задачи

 Время

1

Организационный

момент

Подготовить

учащихся к работе

 на уроке

Постановка целей

и мотивация темы урока

   Постановка целей

   учащимися для себя

Полная готовность

класса, оборудования,

быстрое включение

учащихся в деловой ритм

  2 мин.

2

Подготовка к

основной части

 урока

 Актуализация

 опорных знаний

и умений

1.Фронтальный

опрос учащихся.

2.организация

работы по карточкам

1.Учащиеся отвечают

 на вопросы задания

«Найди ошибку».

2. работают  по карточкам

(3 пары)

Готовность учащихся

 к активной

учебно-познавательной

деятельности на основе опорных знаний

5 мин.

3

Применение знаний в стандартной ситуации

Установление правильности и

осознанности усвоения

 учебного материала;

выявление пробелов и их коррекция

Создание условий для работы в группах

Демонстрируют

 умение работать в группе, выбирать правильный ответ

Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действия на

репродуктивном уровне.

Ликвидация типичных ошибок.

8 мин.

4

Проверка выполнения

 домашнего задания

Установление правильности и осознанности выполнения  задания

Создание условий для показа слайдов №1,№2

 Демонстрируют умение работать со слайдами, чётко и ясно объяснять решение

Правильность выполнения  домашнего задания всеми учащимися

6 мин.

5

Тренировочные упражнения(работа в группах)

Отработка умений и навыков решения уравнений любых типов

Создание условий для работы в группах

Демонстрируют ЗУН при решении уравнений любых видов

Самостоятельное выполнение заданий,

требующих применения

 знаний в изменённой ситуации

 

8 мин

6

Устная работа

 «Мозговой штурм»

Формирование целостной системы знаний  по теме

Фронтальный опрос учащихся

Демонстрируют умение

анализировать и делать выводы

Активная

и продуктивная деятельность учащихся

3 мин.

7

Закрепление знаний и способов действия ( работа в группах)

Выявление качества и

уровня овладения  знаниям и способами действия в изменённой ситуации

Создание условий

для  работы в группах

Демонстрируют умение вычленять главное и делать выводы

Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых

 результатов  обучения

8 мин

8

Подведение итогов урока.

Дать анализ и оценку успешности  достижения  цели и

 наметить  перспективу

дальнейщей работы

Проводит инструктаж по заполнению оценочных листов

Заполняют  оценочные листы.

Адекватность самооценки  учащегося оценке учителя. Получение

 учащимися информации  о реальных результатах

учения

2 мин

9

Сообщение домашнего задания

Обеспечение понимания цели. содержания  и способов выполнения домашнего задания

Разъясняет содержание домашнего задания

Записывают задание в дневник.

Реализация необходимых

достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися

2 мин

10

Рефлексия

Мобилизация учащихся

на рефлексию своего поведения

 Предлагает три варианта самооценки

Записывают выбранный вариант в оценочных листах

Открытость  учащихся в осмыслении своих действий и в самооценке.Откры  Открытость учащихся в

осмыслении своих

действий и самооценке

осмыслении

1 мин


                              Ход урока

       Ι этап. Организационный момент

Вступительное слово учителя: приветствие, психологический настрой на работу, постановка цели и задач урока.  Запись даты и темы урока в тетради.

(Класс делится на группы по 4 ученика. Каждая группа сидит за отдельным столом, на котором имеется необходимый материал для работы: конверты с заданиями, оценочный лист, чистая бумага.)

        II этап. Подготовка к основной части урока

       1.Устная работа. «Найди ошибку»

  (Задания  записаны на доске. )

1) решить уравнение

 Ответ. 6.

2 ) решить неравенство

      Ответ. х < 5

3) решить уравнение

Ответ. 2

Учащиеся находят и исправляют ошибки. Объясняют причину ошибок.

В это время три пары (по одном ученику из каждой группы) работают над исправлением ошибок в предложенных заданиях.  Выполнение задания проверяем с помощью документ-камеры.

1. Решить уравнение.         .

Ответ. х=3  

2. Решить неравенство.

Ответ.

III этап. Применение знаний в стандартной ситуации.

« Блиц-опрос». ( работа в группах)

Задание. Отметить в таблице, каким методом решается каждое из уравнений.

(использовать знак «+» )

                      Задание

Приведение обеих

частей уравнения

 к одному основанию

 

Вынесение за скобки общего множителя

Введение новой переменной

Использование свойства монотонности функции

Другие методы.Ваши предложения

   

    +

  +

   +

      +

   +

    +

     +

  +

Проверка осуществляется учителем во время просмотра презентации №1 и №2. При необходимости  анализирует ошибки.

IV этап. Проверка выполнения домашнего задания.

В начале изучения темы «Решение показательных уравнений учащимся были предложены  задания  для самостоятельной работы, которые они могли выполнить индивидуально или в группах.  На данном уроке рассматриваем два  задания из 3 предложенных

          Слайд №1

Решить уравнение 

Решение

Уравнение является квадратным относительно

3t² + (3x-10)t + (3-x) = 0

t =,

откуда  t=.

  Таким образом, исходное уравнение равносильно совокупности уравнений  ,    

Корень первого уравнения Второе уравнение имеет корень х=1, а других корней не имеет, так как его левая часть –  возрастающая функция, а правая –  убывающая функция при всех действительных значениях х.

Ответ: 1;-

Слайд № 2

Решить уравнение

Решение.

Подбором находим корень х = 1. Докажем, что других корней уравнение не имеет. Для этого оценим левую и правую части уравнения. Пусть х>1, тогда вследствие убывания функции

у = имеем < <2, а вследствие возрастания функции

>2. Следовательно, при х >1 левая часть уравнения строго меньше 2. а правая часть строго больше 2. Поэтому при х>1 уравнение не имеет корней. Аналогично убеждаемся в том, что при х<1 левая часть уравнения строго больше 2, а правая строго меньше 2. Поэтому при х<1 уравнение также не имеет корней. Итак, х = 1- единственный корень уравнения.

Ответ: 1.

 

  V этап. Тренировочные упражнения (работа в группах).

Решить уравнение: 1);  2).

Решение проверяем через документ камеру.  При необходимости анализируем решение.

Краткое решение первого уравнения.

           

 Ответ: 2

 Краткое решение второго уравнения.

t, t >0, t1, так как

3t²-5t+2=0

t= 1, t=. Получим  ,  х = - 1

Ответ: - 1.

VI  этап. Устная работа «Мозговой штурм».

Реши за 30 секунд.

1.        2.         3.      4. ( х + 5)² + ( у – 4)² =0

Ответы: 1-корней нет, 2) 1 и -1, 3) х- любое число. 4) х=-5,у=4.

Учащиеся поясняют своё решение.

VII этап. Закрепление знаний и способов действия (работа в группах)

Решить  уравнение  8-х.

Краткое решение уравнения .                        

8-х                                 

             

Ответ: 2

.

Все  необходимые пояснения учащиеся записывают по ходу решения. Проверяем через документ-камеру и при необходимости анализируем.

VIII  этап. Подведение итогов ( заполнение оценочного листа)

Ф.И.

Вид работы

Устная работа

Блиц-опрос

Работа

№1

Мозговой

штурм

Работа

№ 2

Дополни

тельные

задания

Всего

баллов

Оценка

1

2

3

1

2

1

2

3

4

Максимальное число баллов

1

1

1

 По

 1(8)

2

3

1

1

1

1

   5

    По 2(4)

   29

19-29- 5

16-18- 4

13-15- 3

Получено

баллов

IX  этап. Сообщение домашнего задания.

Сегодня  мы повторили различные методы решения показательных уравнений. Вспомнили свойства показательной функции, которые нам будут необходимы при изучении следующей темы

«Решение показательных неравенств». Существуют различные методы решения неравенств. Один из них - это « Метод рационализации». Вам необходимо самостоятельно ознакомиться с этим методом и в дальнейшем использовать для решения  различных неравенств.

Решать:  № 84(1,4), № 80, № 90.( стр.226)

X этап. Рефлексия

   

На обратной стороне «Оценочных листов» напечатана « Карта самооценки»

Оцени свою работу( поставь «+»против выбранного варианта или напиши свой)

Я работал(а) отлично, в полную силу своих возможностей,

чувствовал(а) себя уверенно.

   

Я работал(а) хорошо, но не в полную силу, испытывал(а) чувство

неуверенности, боязни, что отвечу  неправильно.

У меня не было желания работать. Сегодня не мой день.

                                                     

Заполненные карточки сдают учителю.

Урок закончен. Спасибо всем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока алгебры в 9 классе по теме "Решение систем уравнений второй степени"

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.Цели урока:Обучения:  ввести алгоритм решения систем уравнений   второй степени, научить решать системы уравнений, содержа...

Учебно-методическое пособие по алгебре по теме "Показательные уравнения"

Разаработка для проведения контрольной работы по алгебре в 10 классе по теме показательные уравнения к учебнику "Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы" авт. Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин ...

Проект урока алгебры в 10 классе "Решение показательных уравнений"

Урок обобщения и закрепления изученного материала. Формы работы:индивидуальные, групповые, фронтальные. Используется поисковая работа....

Проект урока алгебры в 10 классе "Решение показательных уравнений"

Урок обобщения и закрепления изученного материала. Формы работы:индивидуальные, групповые, фронтальные. Используется поисковая работа....

Методическая разработка урока по алгебре на тему "Показательные уравнения"

Методическая разработка урока по алгебре на тему "Показательные уравнения"...