Урок по теме Геометрическая фигура куб""
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Боярская Татьяна Григорьевна

Методическая разработка урока.

Цель: развитие пространственного мышления обучающихся"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_kub_konkurs_uchitelgoda.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Куб»

Цель: формирование представлений о геометрической фигуре «Куб» .

Задачи:

Познакомить учащихся с понятием многогранника;

Расширить представление о пространственных телах;

Дать учащимся понятие модели геометрического тела;

Получить представление о практическом применении геометрических знаний в реальной жизни;

Познакомить учащихся с изображением пространственных тел на плоскости; Научить чертить геометрическую фигуру куб на плоскости.

 Развивать пространственное воображение;   логическое мышление и математическую речь.

 Воспитывать познавательный интерес, самостоятельность через организацию индивидуальной деятельности,  содействовать воспитанию активной жизненной позиции;

Оборудование: компьютер, проектор для демонстрации презентации, экран.

Материалы к уроку: Раздаточный материал.

Методы: репродуктивный, исследовательский,

частично-поисковый, эвристический,

объяснительно – иллюстративный.

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Способ  проведения: Традиционный.

ХОД УРОКА

I. Организация начала урока

– Здравствуйте! Сегодня на уроке каждый из вас получит подарок, который поможет не только понять тему урока, но и поближе познакомит вас с хорошо известным вам предметом (модель куба в руках). Этот подарок лежит у вас на парте.
– Что это такое? 
(Куб). Какая тема нашего урока?
– Молодцы! Сегодня на уроке нам понадобятся простой карандаш, линейка, фломастеры, ластик, раздаточный материал, который лежит на ваших партах. Итак, НАЧИНАЕМ! Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, классная работа и тему сегодняшнего урока “КУБ”.

II. Сообщение темы, цели и задач урока

Слайд 1

Какой будет цель нашего урока? Давайте ее вместе сформулируем .

– Сегодня на уроке мы поговорим о кубе. Внимательно посмотрите на куб. Что вы можете о нем рассказать  с точки зрения математики? Что вы хотели бы узнать о кубе? Узнаем, как называются элементы куба, научимся чертить куб, познакомимся с новыми понятиями, связанными с кубом, узнаем, как находить площадь поверхности куба, а также, где в жизни можно применить полученные знания.

Запись на доске:

  • элементы куба;
  • построение куба;
  • модель куба, развертка куба;
  • площадь поверхности куба;
  • применение полученных знаний.

– Где вы встречались с кубом в жизни?

Слайд 2

III. Актуализация знаний учащихся

Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока.

– Что же такое куб? Невозможно найти человека, незнакомого с этим словом! “Кубики” – одна из первых детских игр. Кажется, что мы знаем о кубе все! Но так ли это? И сегодня мы это выясним.

IV. Усвоение новых знаний

– Возьмите в руки ваш куб. Исследуем его. Выясним из каких элементов состоит куб.Посмотрите на него внимательно. Из чего состоит поверхность куба? (Из квадратов)
– Что вы знаете о квадрате? 
(У квадрата все стороны равны!)
– А что можно сказать про квадраты, из которых состоит поверхность куба? 
(Все квадраты равны)
– Правильно! Каждый такой квадрат называется ГРАНЬЮ. Новое понятие – ГРАНЬ. Что мы можем сказать о количестве граней? Сколько их? Скажем не считая. Много. Так как мы назовем куб по-другому, используя слова грань и много? Составьте сложное слово из этих двух. (
Многогранник.) Именно поэтому куб называется многогранником, т.е. он имеет много граней. Поднимите куб и покажите мне его грань.

Слайд 3

– А сколько же граней у куба? Посчитайте и ответьте! (Шесть)
– Правильно! Сторона грани называется РЕБРОМ куба. РЕБРО – это тоже новое понятие. Покажите мне ребро куба. 
– Сколько ребер у куба? Не торопитесь ответить на этот вопрос, сначала посчитайте!
 (Двенадцать)

Как мы назовем концы ребер? Покажите их. Такое - же название мы используем  при изучении треугольника .Точки в которых пересекаются стороны.(Вершины)
– Правильно! Концы ребер называются ВЕРШИНАМИ куба. ВЕРШИНА – еще одно новое понятие. Покажите, пожалуйста, вершины куба. 
– Сколько вершин у куба? 
(Восемь)
– Правильно! Итак, мы сейчас познакомились с тремя новыми понятиями, связанными с кубом. Они называются элементами куба. Какие элементы куба вы знаете?
– Грань, ребро, вершина.

V. Первичное закрепление знаний

– А теперь, ответьте на вопросы:

  • Сколько ребер сходится в одной вершине? (3)
  • Сколько соседних граней имеет каждая грань? (4)
  • Сколько ребер имеет одна грань? (4)

– Сейчас мы будем учиться чертить куб. А это нелегко! Ведь куб объемный, как же его можно изобразить на плоском тетрадном листе? Надо спланировать свою работу, по шагам. Вспомните,  из чего состоит куб? (Из граней.) Что из себя представляет грань? (Квадрат). Так какой будет первый шаг? Что мы должны начертить? ПЕРВЫЙ ШАГ: Строим квадрат со стороной 2 см

Слайд 4

– Похоже это на куб? (Нет)

– Чтобы изобразить куб на плоском листе, потребуется волшебство! Для этого мы с вами сейчас заглянем в будущее – в такой предмет как геометрия. Геометрия нам поможет на плоском листе начертить куб!
А теперь, внимание! Волшебником станет лишь тот, кто будет внимательным и точно выполнит мои указания! ВТОРОЙ ШАГ: Отметим три вершины квадрата. ТРЕТИЙ ШАГ: от каждой отмеченной вершины отступим 2 клетки вправо и 2 вверх и отметим точки. ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ: Соединим выделенные точки. А, теперь, похоже на куб? 
(Да!)
– Но есть одна неточность! Какая? Сколько граней куба вы видите? 
(Три)
– А у куба сколько граней?
 (Шесть)
– Какие грани мы не видим, но знаем, что они есть? 
(Заднюю, нижнюю, боковую левую)
– Но, поскольку мы с вами волшебники, то сейчас построим невидимые ребра невидимых граней! ПЯТЫЙ ШАГ: невидимые ребра обозначаются штрихом. Сразу построить невидимые ребра мы не можем. Все ли вершины мы отметили на кубе? Сколько их у нас на чертеже?  (7).А сколько должно быть? (8).Мы видим эту последнюю вершину?
(Нет) Может кто-то догадался, где мы ее отметим? (Дети выходят к доске и пытаются ее отметить). Для того чтобы построить невидимые ребра, отметим невидимую вершину. От левой нижней вершины отступим также 2 клетки вправо и 2 вверх и поставим точку. Посмотрите, как надо соединить эти точки. Отметьте и запишите в тетради элементы куба. (Чему мы научились )
Мы с вами научились на плоском листе бумаги изображать объемное тело!

Слайд 5

Физминутка

– Мы немного устали, поэтому проведем физминутку. Встаньте, пожалуйста.

 Вверх рука и вниз рука .

Потянули их слегка

Быстро поменяли руки

Нам сегодня не до скуки

Простейшие упражнения для глаз 

Поиграйте взглядом в «шашки»: посмотрите направо вверх, налево вниз, прямо вдаль.  Затем посмотрите налево вверх, направо вниз и снова вдаль.

 (Выполняются упражнения  разминка для глаз, для плечевого сустава, для позвоночника и т.п.).

VI. Закрепление знаний

– А теперь познакомимся с новыми понятиями, связанными с кубом! В этом нам помогут ребусы. Посмотрите, пожалуйста, на экран!

Слайд 6

– Попробуйте прочитать зашифрованное слово. (МОДЕЛЬ)
– Правильно. Перевернутое изображение означает, что слово читается не слева направо, как мы привыкли, а наоборот, справа налево. Итак, что же изображено?
 (Дом)
– Правильно. “Перевернем” слово. Что получилось? 
(Мод)
– А какое слово зашифровано во второй части ребуса?
 (Ель)
– Итак, зашифровано слово МОДЕЛЬ. А какое слово зашифровано во втором ребусе?
 (РАЗВЕРТКА)
– Правильно. Вторая часть ребуса – отвертка, но перед рисунком стоят две запятые, показывающие, что мы должны отбросить первые две буквы слова. По правилам разгадывания ребусов единицу можно прочесть как РАЗ. Итак, второе слово – РАЗВЕРТКА. А что означает слово модель? Кто-нибудь знает? Где вы встречались с этим словом? Незнакомое слово! Воспользуемся словарем. Откроем Энциклопедический словарь.

Слайд 7

– “Модель” – любой образ (мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертеж, график, план, карта и т. п.) какого-либо объекта, процесса или явления, используемый в качестве его “заместителя”, “представителя” аналог, изображение чего-либо.

Слайд 8

Кубы бывают разного размера, они могут быть изготовлены из разных материалов, но они имеют одинаковую форму – это и есть модель куба! Кстати, запомните, пожалуйста, как пишется и произносится слово “модель”. Запишите это слово модель в тетрадь. Какое еще одно новое слово еще вы узнали из ребуса? (Развертка)
– От какого слова происходит слово “развертка”?
 (Развернуть, раскрыть)
– Правильно! Посмотрите, пожалуйста, на экран. Мы увидим, как куб “разворачивается”.

Слайды 9–16

– А сейчас возьмите развертку куба, изображенную на экране и “сложите” из нее куб. Сложили? Молодцы!!! Внимательно посмотрите на развертку и скажите, из каких фигур состоит развертка куба? Сколько таких фигур? (Из 6 квадратов)
– У каждого из вас на парте лежит лист (рис. 1). Возьмите его, пожалуйста.

Слайд 17

– Можете ли вы, посмотрев на изображенные фигуры, сказать, какие из них не являются разверткой куба? Почему?(Фигуры № 1 и № 4 не являются развертками куба)
– Почему?
 (Они состоят не из 6 квадратов)
– Возьмите фигуру № 5 и попробуйте изготовить куб. Не получилось! Не всякая фигура, состоящая из 6 квадратов, является разверткой куба! Отложите лист. А сейчас, мы определим, сколько бумаги потребовалось, чтобы изготовить модель куба, с разверткой которого мы уже работали. Т.е. узнать площадь развертки. Что надо знать, чтобы найти площадь развертки?
 (Площадь каждого квадрата)
– А чтобы узнать площадь квадрата, что нужно знать?
 (Его сторону)

Измеряем и записываем прямо на развертке – 6 см.

– Чему равна площадь одного квадрата (грани)? Решение можно записать на развертке. (36 см2)
– Из скольких таких квадратов состоит развертка куба? 
(Из 6)
– Как найти площадь всей развертки? 
(Площадь одного квадрата (грани) умножить на 6)
– Сколько же квадратных сантиметров потребовалось на развертку данного куба? Запишите ответ на одной из граней и покажите мне. Не забывайте писать наименования. 
(216 см2) Слайд 18

– А сейчас – устная задача. Представим себе, что мы – дизайнеры! От детского сада поступил заказ на создание аквариума в форме куба с площадью грани – 1 м2. Посмотрите на экран.

Слайд

– Какое количество стекла нам надо заказать в мастерской? Работаем устно! (5 м2)
– Правильно! Ведь рыбкам дышать нужно!  

VII. Рефлексия. Подведение итогов урока Слайд 19

  • С каким многогранником мы сегодня работали? (С кубом)
  • С какими элементами куба мы познакомились? (Грань, ребро, вершина)
  • Я загадала элемент куба. Таких элементов у куба 8. Что это? (Вершина)
  • Назовите элемент куба, который является четырехугольником. (Грань)
  • Назовите элемент куба, который является отрезком. (Ребро)
  • Почему куб называется многогранником? (Много граней)
  • Какие новые слова вы узнали из ребусов? (Модель, развертка)
  • Какое из этих понятий помогает изготовить куб? (Развертка)
  • Как найти площадь развертки куба? (Площадь одного квадрата (грани) умножить на 6)
  • А чему вы еще научились на уроке? (Чертить куб модель куба, его развертку)

( Слайд19)

Подводя итоги урока, прошу вас оценить сам урок?

У вас на столе лежат квадраты разных цветов.

Безразлично – красным квадратом.

Скучно – желтым

Интересно - зеленым.

Следующий параметр. Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Бездельничал – красным.

Работал – желтым.

Помогал другим – зеленым.

И последнее оцените итог.

Не понял – красный.

Понял материал – желтый.

Узнал больше, чем знал – зеленый.

Индивидуальная карточка «Наш урок»

урок

я на уроке

итог

1

безразлично

бездельничал

 не понял

2

скучно

работал

понял материал

3

 интересно

помогал другим

узнал больше, чем знал

 IX. Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению

– У каждого из вас на парте лежит развертка куба. Ваша задача дома изготовить куб из данной развертки (можно использовать другую развертку), не забудьте при вырезании оставить клапаны для склеивания.

– Урок окончен! Всем спасибо! До свидания! Слайд 20

Павлодарский филиал МБОУ

 Моисеево-Алабушской средней общеобразовательной школы Уваровского района.Тамбовской области.

Урок математики на тему: «Куб».

Учитель: Боярская Татьяна Григорьевна

2015 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме:"Геометрические фигуры"

Урок для учащихся 2 класса с ограниченными возможностями здоровья  VIII вида ,...

Урок математики, 3 класс, тема:" Геометрические фигуры"

Материал для использования на уроках по математике в начальной школе....

Конспект урока по теме "Геометрические тела и фигуры" 6 класс коррекционной школы VIII вида

Цель урока: повторить геометрические тела, фигуры, формировать пространственное представление обучающихся. восприятие формы, образную память. К уроку прилагается презентация....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И КОНСТРУИРОВАНИЕ» ТЕМА: "ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ"

Презентация урока по предмету "Математические представления и конструирование" на тему "Геометрические фигуры"...

Урок математики в 5 классе по теме "Геометрические фигуры"

Технологическая карта урока по математике  по теме «Геометрические фигуры» для учащихся 5 класса. Это обобщающий урок при изучении  данного раздела. Материал будет полезен для уч...