Элективный курс "Решение текстовых задач"
элективный курс по алгебре (8 класс) на тему

Павлова Ядвига Никифоровна

Элективный курс "Решение текстовых задач" предназанчен для учащихся 8 класса.

Основная задача курса: определить уровень способнойтей учащихся и уровень их готовности к обучению в профильных классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Элективный курс по алгебре92 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

     Элективный курс "Решение текстовых задач" предназначена для  учащихся 8 класса.

         Цель курса: повышение уровня математической подготовки и расширение спектра задач посильных для учащихся.

          Задачи курса:

- определить уровень способностей учащихся и уровень их готовности   к профильному

   обучению в школе;

- систематизировать ранее полученные знания по решению текстовых задач;

- познакомить учащихся с разными типами задач, особенностями методик и различными

  способами их решения;

- реализовать межпредметные связи

Анализ результатов проведения итоговой аттестации в 9 и 11 классах, показывает,

что решаемость задания, содержащего текстовую задачу, составляет в среднем около 30 - 35%. Такая ситуация позволяет сделать вывод, что большинство учащихся не в полной мере владеют алгоритмом  решения текстовых задач  и не умеют за их часто нетрадиционной формулировкой увидеть типовые задания, которые были достаточно хорошо отработаны на уроках в 5-6 классах. По этой причине возникла необходимость более глубокого изучения этого традиционного раздела элементарной математики.  На изучение курса отводится 35 часов (1 час в неделю).

Данный элективный курс  рассчитан в первую очередь на учащихся, желающих расширить и углубить свои знания по математике. Он поможет школьникам систематизировать полученные на уроках знания по решению текстовых задач и открыть для себя новые методы их решения, которые не рассматриваются в рамках программы основной школы.

           Представленный  учебный  курс содержит 6 тем. Первая тема «Текстовые задачи и техника их решения» является обзорной. При ее раскрытии акцент сделан на выделение основных этапов решений текстовых задач и их назначения. А также рекомендуется обратить внимание учащихся на важность умелого письменного оформления. Следующие 5 тем –«Задачи на проценты»  «Задачи на движение», «Задачи на смеси, сплавы, растворы», «Задачи на работу»,

«Задачи на составление систем уравнений» закрепляют и дополняют знания учащихся, полученные на уроках. В изучение курса также включены задания повышенной сложности. Всего на проведение занятий отводится 35 часов. На изучение методов решения типовых задач выделено 29 часов и 6 часов на контроль знаний.

Проведение занятий  планируется в форме обзорных лекций с разбором ключевых задач и в форме семинаров, нацелив учащихся на предварительную подготовку и самостоятельный поиск материалов с их последующим обсуждением.

Ожидаемые результаты

После изучения курса учащиеся должны:

- уметь определять тип текстовой задачи, знать особенности методики ее решения, использовать при решении различные способы;

- уметь применять полученные математические знания при решении задач (знать все формулы по темам, выводить неизвестные в общем виде, решать и анализировать полученный ответ);

- уметь использовать дополнительную математическую литературу.

                                   Содержание курса

            Текстовые задачи и техника их решения (1 час)

Текстовая задача. Виды текстовых задач и их примеры. Решение текстовой задачи. Этапы решения текстовой задачи. Решение текстовых задач арифметическими приемами ( по действиям). Решение текстовых задач методом составления уравнения, неравенства или их схемы. Значение правильного письменного оформления текстовой задачи. Решение текстовой задачи с помощью графика. Чертеж к текстовой задаче и его значение для построения математической модели.

           Задачи на движение (6 часов)

Движение тел по  течению и против течения реки. Формулы зависимости расстояния, пройденного телом, от скорости и времени в различных видах движения. Графики движения в прямоугольной системе координат. Чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач. Составление таблицы данных задачи и ее значение для составления математической модели.

Зачет по теме. 

        Задачи на проценты (6 часов)

Понятие процента. Перевод процентов в дробь. Нахождение дроби от числа. Нахождение числа по его дроби. Зачет по теме.

        Задачи на сплавы, смеси, растворы (6 часов)

Формула зависимости массы или объема вещества от концентрации . Особенности выбора переменных и методика решения задач на сплавы, смеси, растворы. Составление таблицы данных задачи и ее значение для составления математической модели. Зачет по теме.

       Задачи на работу (6 часов)

Формула зависимости объема выполненной работы от производительности и времени ее выполнения. Особенности выбора переменных и методика решения задач на работу. Составление таблицы данных задачи и ее значение для составления математической модели. Зачет по теме.

       Задачи на составление систем уравнений (6 часов)

По условиям задач на составление систем уравнений с двумя переменными рассмотреть разные типы задач.

  Задачи повышенной сложности (2 часа)

             

                               Учебно-тематический план

        Тема

                                          Количество часов

Всего

   Теория + практика

 Практика (контроль)

Текстовые задачи и техника их решения

1

1

     -

Задачи на движение

6

5

1

        Задачи на проценты

6

5

1

Задачи на сплавы, смеси, растворы

6

5

1

Задачи на работу

6

5

1

       Задачи на составление систем уравнений

6

5

1

Задачи повышенной сложности

2

2

-

Защита творческих работ

1

1

Контрольная работа по итогам изученного курса.

1

-

1

Итого

35

29

 6

                     КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

занятия

 Тема занятия

Колич.

часов

Дата

проведения

Форма проведения

Форма

контроля

Примечание

план

факт

1

Текстовые задачи и техника их решения . Задачи на движение.

1

6.09

Лекция

2-7

Задачи на

движение.

5

1

13.09

20.09

27.09

4.10

11.10

18.10

Беседа,

работа в парах,

семинар,

практикум

Сам.работа

8-13

Задачи на проценты.

Зачет

5

1

25.10

8.11

15.11

22.11

29.11

6.12

Беседа,

работа в парах,

     практикум

Зачет

14-19

Задачи на сплавы и смеси.

5

1

13.12

20.12

27.12

17.01

24.01

31.01

      Беседа,

работа в парах,

  практикум,

      зачет

  Сам.работа

20-25

Задачи на совместную работу.

Зачет

5

1

7.02

  14.02

21.02

28.02

7.03

14.03

          Беседа,

практикум,

зачет

Зачет

26-31

Задачи на составление систем уравнений

    5

   1

 20.03

 21.03

4.04

11.04

18.04

24.04

Беседа,

практикум

Сам. работа

32,33

Задачи повышенной сложности.

2

25.04

16.05

практикум

Индивидуальный контроль

34

Творческая работа по пройденным темам.

(по выбору уч-ся)

1

23.05

Обобщение и систематизация знаний

Реферат

35

Контрольная работа по итогам изученного курса.

1

30.05

Контроль знаний

Контрольная работа

                       

                                                Перечень литературы (УМК)

Литература для учителя:

Литература для учащихся:

Интернет-ресурсы

1

Гольдич В.А.Алгебра 7.

Задачи повышенной сложности. Изд.  «Эксмо»,2008

Ершова А.И., Голобородько  В.В. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре для 7 класса.

 М «Илекса», 2005

  Сайт

examen.ruadd/gia/gia-po-matematike

Сайт

http://fipi.ru

                         Сайт

shpargalkaEGE.ruegepomatematike.shtml

Сайт

Сдам ГИА

2

Кузнецова Л.В. и др.

 Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе.

 Изд. «Просвещение», 2009

Кузнецова Л.В. и др. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе.

 Изд.  «Просвещение», 2009

3

 Кочагина М.Н., Кочагин В.В. Математика 9. Подготовка к малому ЕГЭ.  Изд.  «Эксмо», 2007

4

Материалы ГИА

Лысенко Ф.Ф.

Математика

Подготовка к ГИА-2014

Изд. «Легион»,

Ростов-на-Дону, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по математике "Решение текстовых задач"

данный элективный курс предназначен для учащихся 9 классов...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «РЕШЕНИЕ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ»

Этот элективный курс позволяет сгладить противоречия, которые возникают при изучении данной темы в школе и в предлагаемых вариантах ЕГЭ. Он предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х кла...

Программа элективного курса "Решение текстовых задач по алгебре"

программа расчитана для учащихся 9 класса....

элективный курс "Решение текстовых задач"

Методологической основой предлагаемого курса является деятельностный подход к обучению математике, в соответствии с которым обучение математике понимается как обучение определенной математической деят...

Рабочая программа элективного курса "Текстовые задачи - легко!"9 класс

Рабочая программа для 9 класса соответствует требованииям...

Программа элективного курса « Текстовые задачи »

Текстовые алгебраические задачи, иначе, задачи на составление уравнений, представляют собой раздел математики, традиционно предлагаемый на вступительных экзаменах в вузах, в централизованном тестирова...

План элективного курса "Текстовые задачи"

Данный элективный курс рассчитан в первую оче­редь на учащихся, желающих расширить и углубить свои знания по математике, сделать правильный вы­бор профиля обучения в старших классах и качест...