Главные вкладки

    Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 5 класса теме: «ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ»
    план-конспект занятия по алгебре (5 класс) на тему

    Тулакина Татьяна Анатольевна

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon itogovaya_rabota.doc432 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

    «Кузбасский региональный институт повышения квалификации

    и переподготовки работников образования»

    Факультет повышения квалификации

    Кафедра естественнонаучных и математических дисциплин

      Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 5 класса

    теме: «ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ»

    (проект)

    Исполнители:

    Тулакина Татьяна Анатольевна,

    учитель математики

    МБОУ Основная школа 24

    города Киселевска.

    Консультант:

    Трушкина Татьяна Петровна,

    методист по математике старший преподаватель

    Кемерово 2014

    Содержание:

    Введение…………………………………………………………………………с. 3

    ГЛАВА 1. Теоретические основы обучения теме

    §  1. Новые федеральные государственные образовательные стандарты….. с. 4

    § 2. Логико-математический анализ содержания темы…................................ с. 8

    § 3. Цели обучения теме «Обыкновенные дроби» ……………….………….с. 11

    3.1. Развитие познавательных УУД

    3.2. Развитие регулятивных УУД

    3.3. Развитие коммуникативных УУД

            3.4. Развитие личностных УУД  

    ГЛАВА 2. Методические рекомендации обучения теме

    § 4. Карта изучения темы и её использование………………………………. с. 17

    § 5Учебный план темы ……………………………………………………..…с.21

    § 6. Примеры реализации целей обучения теме ……………..……………… с.30

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Список литературы……………………………………………………………...с.36

    Приложение……………………………………………………………………...с.39

    ВВЕДЕНИЕ

    Умение вычислять, логически мыслить, быть настойчивым и упорным, внимательным и аккуратным – эти качества необходимы каждому человеку. А как их приобрести? Математика – волшебная наука, которая поможет развить эти умения и способности. И не важно, какая профессия будет выбрана: строителя или кондитера, программиста или фермера, врача или экономиста, - полученные математические знания всегда пригодятся.

    Изучение математики можно сравнить с нелегким, но увлекательным путешествием по удивительной стране.

    ГЛАВА 1. 

    § 1. Новые федеральные государственные образовательные стандарты

    Важнейший нормативный правовой акт Российской Федерации,  устанавливающий систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, реализующем основные образовательные программы - Федеральный государственный образовательный стандарт. Нужен ли нам новый стандарт в условиях современной жизни?

    • Главная цель российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

    Поэтому наше государство и ставит одной из главных целей: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. В связи с запросами общества и изменяется  цель образования. Это:

    • Гармоничное развитие личности, интегрированной в мировую и национальную культуру, обладающей ключевыми компетентностями, способной к ответственному поведению и самореализации в современном ей обществе.
    • Признание обществом значимости (полезности) той деятельности, которую выполняет личность
    • Получение личностью удовлетворения от результатов своей деятельности

            (материального, интеллектуального, эмоционального).

    Поэтому важно вооружить ребенка умениями, которые помогут ему

    ориентироваться в новых ситуациях своей профессиональной, личной и общественной жизни, достигая поставленной цели.

    Министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко на заседании коллегии Министерства 22 февраля 2011 года отметил: «Задача современной школы: подготовка профессионального ученика. Если раньше образование получали на всю жизнь, то в современном мире необходимо образование в течение всей жизни. Поэтому уже в школьном возрасте нужно сформировать у ребёнка привычку постоянно учиться и совершенствоваться, научить учиться».

    Это значит:

    1. Уметь ставить цель.
    1. Видеть способы достижение намеченной цели.
    1. Совершать учебные действия.
    1. Контролировать и корректировать свои способы достижения учебных действий.

            5.   Оценивать результаты  достижения учебной цели.

    Введение нового стандарта, позволяет воспитать ребенка самостоятельной, развитой, образованной творческой личностью, способной обеспечить процветание страны.  Президент России, говоря о «новой школе», в первую очередь говорил именно о таком образовании. Стандарт расширяет возможности педагогов и управленцев, позволяет действительно говорить о новом качестве в образовании. Идеи, заложенные в этот стандарт, обоснованы, позволят реально изменить многое в школе, они привлекают всех,  кто пришел в нашу профессию по велению сердца и очень хочется верить, что именно этот стандарт станет основой современной образовательной политики страны.

    Поэтому у выпускника школы должны быть сформированы:

    • основы гражданской идентичности,
    •  чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,
    • ответственность за общее благополучие,
    •  система общечеловеческих ценностей,
    •  мотивационная основа учебной деятельности и способность к самооценке.

    Образованность – интегрированный результат общего образования, выражающийся в способности  личности самостоятельно решать определенный класс проблем на основе использования освоенного социального опыта. Поэтому и возникает основная педагогическая задача:

    • Чему учить? – обновление содержания
    • Как учить? – обновление средств обучения

    В широком значении – умение учиться, т.е. способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

    В более узком – совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

    Одним из ведущих направлений модернизации образования является создание эффективной системы воспитания в   общеобразовательных  учреждениях.  Поэтому на первое место в новых стандартах ставятся цели создания условий охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, сохранение и поддержки индивидуальности каждого ребёнка. Считаю это очень актуальным и важным. В связи с этим в новых стандартах  вводятся дополнительные часы на внеурочную деятельность.  Она должна обеспечивать достижение планируемых результатов освоения ООП НОО.

    • Внеурочная деятельность как важная составная часть содержания образования, увеличивающая его вариативность и адаптивность к интересам, потребностям и способностям школьников.
    • В каждом классе школы предполагается выделить в среднем по 10 часов в неделю на внеурочную деятельность – спортивно-оздоровительную, познавательную и исследовательскую, художественно-эстетическую, трудовую и т.д.

    Что же нам дает внеурочная деятельность?

    • Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности.
    • Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения  на весь процесс развития личности ребенка.

    Чем же отличается ФГОС второго поколения от первого?

    • Новый ФГОС - средство не фиксации состояния образования, достигнутого на предыдущих этапах его развития, а средство ориентации образования на достижение нового качества, адекватного современным (и даже прогнозируемым) запросам личности, общества и государства.
    • Ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

    Данный стандарт связывает теоретические, практические и рефлексивные знания. Школа становится ключевым звеном в реализации стратегических планов  России. 


       § 2. Логико-математический анализ содержания темы

    Формулировка определения

    Логический анализ

    Подведение под понятие

    Следствие из определения

    Возможные ошибки

    Термин

    Род

    Видовые отличия

    Логические связи

    Вид определения

    Опорные знания

    1.Мама купила арбуз и разделила его на 6 равных частей. Эти равные части называют долями

    доля

    дробь

    запись

    конъюнктивная

    через род и видовые отличия

    деление

    деление целого на части

    Куда записывать делимое и делитель

    2. Запись вида  называют обыкновенными дробями

    обыкновенная дробь

    части

    запись

    конъюнктивная

    через род и видовые отличия

    доля

    деление целого на части

    Изображение дробей на координатной прямой

    Что показывает знаменатель и что показывает  числитель

    3. Дробь, в которой числитель меньше знаменателя, называют правильной дробью.

    Дробь, в которой числитель больше  знаменателя или равен ему называют неправильной дробью.

    правильна и неправильная дробь

    дробь

    дробь определяется данным знаменателем по отношению к числителю

    конъюнктивная

    через род и видовые отличия

    понятие числителя и знаменателя

    - числитель

    -знаменатель

    <,то- дробь правильная

    ,то- дробь неправильная.

    Правильная дробь меньше единицы, а неправильная дробь больше или равна единице

    Путают числитель и знаменатель

    4.Запись числа, содержащих целую и дробную части, называют смешанной (смешанное число)

    смешанное число

    дробь

    Есть целая часть и дробная часть

    конъюнктивная

    через род и видовые отличия

    обыкновенная дробь, натуральное число

    Сложения целой части и дробной части

    Перевод из смешанной дроби в неправильную.

     Перевод из неправильной в смешанную дробь

    При переводе из неправильной дроби путают куда писать неполное частное, остаток, делитель.

    При переводе в смешанную дробь, что писать в знаменатель, как получается числитель.

    § 3. Цели обучения теме «Обыкновенные дроби»

    Таблица целей обучения теме «Обыкновенные дроби»

    Формулировки обобщённых целей

    Формулировки учебных задач, с помощью которых достигается обобщённая цель

    Средства помощи

    цель считается достигнутой, если Вы на уровнях:

    первом

    втором

    третьем

    Ц 1: приобретение УИ, формирование логических ПУД

    а) анализирует текст учебника и составляет схему определения понятий; б) анализирует решение задач из учебника, обобщает их решение помощью готового предписания в) подводит решение задачи под готовое предписание.

    а) строит логической цепи рассуждения; выдвижение гипотез, их обоснование на сравнение, сверяясь с учебником; б) выполняет анализ и выявляет преобразования для выделения целой части числа и представлению смешанного числа в виде неправильной дроби; в) обобщает решение задач одного типа и составляет предписание, используя карточку-информатор.

    а) даёте определение всех видов обыкновенных дробей; знаково-символические действия;  б) выполняете анализ и выявляете действий, нужные для сложения и вычитания смешанных дробей, в) составляете приёмы их решений с помощью указаний

    г) используете приобретенные знания и умения в межпредметных связях (информатика, экономика, технология);

    д) используете справочную литературу для получения информации по данной теме

    а) карточки-информаторы;

    б) алгоритмы выполнения действий с обыкновенными дробями;

    в) алгоритмы сравнения обыкновенных дробей;

    г) макет: «Доли и дроби»;

    д) таблица окружности и круга

    Ц 2: кон-троль усвоения теории;

    формирование

    знает а) определения: 1) окружности, круг, радиус, диаметр круга и окружности, полуокружность, дуга окружности;

    2) обыкновенные дроби, что показывает числитель, знаменатель, 3) правильные и неправильные дроби; 4) смешанные числа;

     6) деление и дроби

    б) формирует законы и правила: 1) выполнения арифметических действий, 2) сравнения дробей с одинаковым знаменателем, 3) нахождение неизвестных компонентов, 4) сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями; 5) распознавания правильные и неправильные дроби; отмечать их на координатном луче

    в) проговаривает алгоритмы: 1) сравнение дробей; 2) сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; 3) сложение и вычитание смешанных чисел; 4) выделения целой части числа и представлению смешанного числа в виде неправильной дроби;

    г) приводите примеры в соответствии с определениями;

    д) рассказывает краткие сведения из истории возникновения дробей.

    знает  виды обыкновенных дробей и их определения;

    применяет свойства сложения и вычитания;

    понимает мировоззренческое значение обыкновенных дробей

    1) алгоритмы выполнения действий с обыкновенными дробями;

    2) приём саморегуляции;

     3) таблицы с предписаниями;

    4) карточки-информаторы

    Ц 3: применение знаний и умений

    Умеет: 

    • изображать окружность данного радиуса с помощью циркуля; распознавать точки, принадлежащие окружности (кругу) и не принадлежащие им
    • читать и записывать обыкновенную дробь; находить значение дроби о числа и число по значению его дроби
    • сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями; изображать их на числовом луче
    • распознавать правильные и неправильные дроби; отмечать их на координатном луче
    • складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями, смешанные числа
    • представлять частное в виде дроби и наоборот; записывать натуральное число в виде дроби с заданным знаменателем
    • представлять смешанное число в виде суммы целой и дробной частей; в виде неправильной дроби; выделять целую часть из неправильной дроби

    1) приём саморегуляции;

     3) таблицы с предписаниями;

    4) карточки-информаторы

    5)стандарты решений обыкновенных дробей

    б) использовать основные алгоритмы и предписания для выполнения заданий 1-ого уровня сложности; в) использовать прием саморегуляции для выполнения заданий 1-ого уровня сложности

    б) использовать все основные алгоритмы и предписания для выполнения заданий 2-го уровня сложности; в) использовать прием саморегуляции для выполнения заданий 2-го уровня сложности

    б) использовать все основные алгоритмы и предписания для выполнения заданий 3-го уровня сложности; в) использовать прием саморегуляции для выполнения заданий 3-го уровня сложности

    Ц 4: формирование КУД

    Ц 4: а) работаете в группе, оказываете взаимопомощь, рецензируете ответы товарищей; б) организуете взаимоконтроль, взаимопроверку и др. на всех этапах учебно-познавательной деятельности (УПД) по выполненным заданиям предыдущих уровней с обоснованием; в) оказываете помощь, работающим на предыдущих уровнях; г) осуществляете поиск информации для подготовки письменного сообщения и устного выступления в соответствии с изучаемой темой, используя правила коммуникативного взаимодействия

    приёмы контроля, оценки;

    Ц 5: формирование общих ПУД и РУД

    Ц 5: а) выбираете уровни достижения целей и формулируете цели своей учебной деятельности; б) выбираете задачи и решает их; в) осуществляете самопроверку с использованием образцов, приёмов; г) составляете контрольную работу для своего уровня усвоения; д) оцениваете свою итоговую деятельность по данным объективным критериям; по собственным критериям, сравнивая их с объективными критериями; е) делаете выводы о дальнейших действиях, планирует коррекцию учебно-познавательной деятельности 

    приёмы саморегуляции УПД

    ГЛАВА 2. Методические рекомендации обучения теме

    § 4. Карта изучения темы и её использование

    Логическая структура и цели изучения темы (таблица целей)

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    19

    20

    21

    22

    23

    Ц 1,5

    Ц

    2-4

    Ц 1-3

    Ц 2-4

    Ц 2-4

    Ц

     2 -5

    Ц 1-3

    Ц

    2- 4

    Ц

     2-5

    Ц

     1-3

    Ц 2-4

    Ц

    3,5

    Ц 1, 2,4,5

    Ц

    2-4

    Ц

    2-5

    Ц

     1-3

    Ц

    2-4

    Ц

    1-3

    Ц 2-4

    Ц 1-3

    Ц

    2-5

    Ц

    2-5

    Ц 3,5

    П. 22

    П. 22

    П. 23

    П.

    23

    П. 23

    П.

    23

    с/р

    П.

    24

    П. 24

    П.

    24 с/р

    П. 25

    П. 25

    Контрольная работа

    П. 26,

    25

    П. 26,

    25

    П. 26 с/р

    П.

    27,

    25, 26

    П.

    27,

    25, 26

    П.

    28,

    25,

    26

    П.28 25,

    26

    П.

    29

    26

    П.

    29,

    26

    с/р

    П22,

    29

    Подг. к КР

    Контрольная работа

    Блок актуализации знаний учащихся

    Знать: 

    • (иметь) представление об окружности, обыкновенных дробях, смешанных числах
    • что показывает числитель и знаменатель
    • определение правильной и неправильной дробей
    • правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями
    • правила сложения и вычитания смешанных чисел

    Уметь:

    • изображать окружность данного радиуса с помощью циркуля,  обозначать и называть их элементы,  распознавать точки, принадлежащие окружности  
    • (кругу) и не принадлежащие им
    • читать и записывать обыкновенную дробь;
    • называть числитель и знаменатель дроби и объяснять, что ни показывают.
    • находить значение дроби от числа и число по значению его дроби 
    • распознавать и решать три основные задачи на дроби.
    • сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями; изображать их на числовом луче
    • распознавать правильные и неправильные дроби; отмечать их на координатном луче
    • записывать результат деления двух любых натуральных чисел с помощью обыкновенных дробей.
    • записывать любое натуральное число в виде обыкновенной дроби.
    • сравнивать правильные и неправильные дроби с единицей и друг с другом.
    • складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями, смешанные числа
    • представлять частное в виде дроби и наоборот; записывать натуральное число в виде дроби с заданным знаменателем
    • представлять смешанное число в виде суммы целой и дробной частей; в виде неправильной дроби; выделять целую часть из неправильной дроби

    III. Предметные результаты (Ц 2, 3 таблицы целей): уметь решать вычислительные примеры на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями, распознавания правильные и неправильные дроби; отмечать их на координатном луче

     и применять полученные знания для решения текстовых задач, используя понятия: определение правильной и неправильной дроби, смешанной дроби,

     алгоритмы 1) сравнение дробей; 2) сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; 3) сложение и вычитание смешанных чисел; 4) выделения целой части числа и представлению смешанного числа в виде неправильной дроби; применение формул: правил сложения и вычитания с одинаковыми знаменателями с помощью букв

    Метапредметные результаты: перечень учебных действий (умений) для освоения темы (Ц 1 - 5)

    Познавательные УУД

    Регулятивные УУД

    Коммуникативные УУД

    Личностные УУД

    • самостоятельное выделение и формулирование учебной цели;
    • знаково-символические действия;
    • выбор оснований и критериев для сравнения,
    • построение логической цепи рассуждения; выдвижение гипотез, их обоснование;  обобщение, конкретизация, анализ;
    • составление схемы определения понятия, подведение под понятие;
    • постановка и решение  проблемы при составлении задачи, осуществляют поиск и выделение необходимой информации

    • Выбор и принятие целей,
    • составление плана,
    • самоконтроль, самооценка,
    • соотнесение своих знаний с той учебной информацией, которую нужно усвоить;
    • приёмы саморегуляции,
    • оценивают достигнутый результат,
    • самостоятельно формируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

    • Взаимоконтроль, взаимопроверка, распределение обязанностей в группе,
    • умение слушать, выступать, рецензировать, писать текст выступлений, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений,
    • разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
    • формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
    • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей

    • Рефлексия собственной деятельности,
    • самопознание и самоопределение, смысло-образование.
    • способность ставить цели и строить жизненные планы

    § 5. Учебный план темы

    Тематическое и почасовое планирование образовательных результатов освоения математики

    на 2014/2015 учебный год (фрагмент)

    Условные обозначения: ПУУД – познавательные УУД;

    ПЛ УУД - познавательные логические УУД;

    ПО УУД - познавательные общеучебные УУД;

    РУУД – регулятивные УУД;

    КсУУД – коммуникативные УУД сотрудничество;

     КрУУД – коммуникативные УУД для общения: развитие устной и письменной речи;

    Ц1 – Ц 5 – цель 1 – 5; ДЗ – домашнее задание;

    УПД – учебно-познавательная деятельность.

    № уро-

    ков

    Раздел, тема урока

    Форма урока; форма обучения

    Предметные и метапредметные результаты

    Ц 1 (ПЛ УУД), Ц 2 (ПО УУД, РУУД), Ц 3 , Ц 4 (КсУУД, КРУУД), Ц 5 (ПОУУД, РУУД)

    1 - 23

    Название темы: «Обыкновенные дроби»

    Средства обучения

    1) таблицы…..

    2) подсказки к поиску решения задач;

     3) предписания…

    4) карточки с приёмами;

    5) Карта темы

    Уроки: семинар, практикум, лекция, др.

    Фронтальная, индивидуальная

    групповая

    формы обучения

    Ц 1: приобретение учебной информации и развитие интеллектуальных умений при изучении: а) понятий; б) алгоритмов; в) типов задач

    Ц 2: контроль усвоения теоретических знаний: а) математических понятий; б) правил, алгоритмов; в) типов и классов задач

    Ц 3: применение знаний и интеллектуальных умений при решении учебных задач

    Ц 4: развитие коммуникативных умений через: включение в групповую работу; взаимопомощь, рецензирование ответов; организацию взаимоконтроля и взаимопроверки на всех этапах УПД

    Ц 5: развитие организационных умений (целеполагание, планирование, реализация плана, саморегуляция УПД)

    1

    Окружность и круг

    Урок смешанного типа

    Фронтально-индивидуальная

    Ц 5: Введение в тему, постановка и  формулирование целей своей учебной деятельности;

    Ц 1: Развитие познавательных УУД ,

    2

    Окружность и круг

    Практикум:

    Фронтальная и парная формы

    Ц 2: контроль усвоения изученного материала в процессе изучения нового материала

    3

     Доли. Обыкновенные дроби

    Урок смешанного типа

    Фронтально-индивидуальная

    Ц 5: Введение в тему, постановка и  формулирование целей своей учебной деятельности;

    Ц 1: Развитие познавательных УУД ,

    4

     Доли. Обыкновенные дроби

    Практикум:

    Фронтальная и парная формы

    Ц 2: использует предписания для решения типов задач своего уровня сложности;  контроль усвоения изученного материала в процессе изучения нового материала

    5

     Доли. Обыкновенные дроби

    Практикум:

    Парное взаимообучение

    Ц 2: использует предписания для решения типов задач своего уровня сложности;  контроль усвоения изученного материала в процессе изучения нового материала

    Ц 3: аналогичные, обратные задачи и решает, используя помощь

    Ц 4: рецензирует ответы товарищей по выполненным заданиям предыдущих уровней с обоснованием; оказывает помощь, работающим на предыдущих уровнях;

    6

     Доли. Обыкновенные дроби

    Групповая работа

    Индивидуальная

    Ц 2: контроль усвоения изученного материала в процессе изучения нового материала

    Ц 3: аналогичные, обратные задачи и решает, используя помощь

    Ц 4: рецензирует ответы товарищей по выполненным заданиям предыдущих уровней с обоснованием; оказывает помощь, работающим на предыдущих уровнях;

    Ц 5: осуществляет самопроверку с использованием образцов, приёмов;  

    7

    Сравнение дробей

    Урок смешанного типа

    Фронтально-индивидуальная

    Ц 5: Введение в тему, постановка и  формулирование целей своей учебной деятельности;

    Ц 1: Развитие познавательных УУД ,

    8

    Сравнение дробей

    Практикум:

    Фронтальная и парная формы

    Ц 2: контроль усвоения изученного материала в процессе изучения нового материала

    Ц 4: рецензирует ответы товарищей по выполненным заданиям предыдущих уровней с обоснованием; оказывает помощь, работающим на предыдущих уровнях;

    9

    Сравнение дробей

    Практикум:

    Фронтально-индивидуальная

    Ц 2: контроль усвоения изученного материала в процессе изучения нового материала

    Ц 4: рецензирует ответы товарищей по выполненным заданиям предыдущих уровней с обоснованием; оказывает помощь, работающим на предыдущих уровнях;

    Ц 5: выбирает задачи и решает их,  осуществляет самопроверку с использованием образцов, приёмов;  

    10

    Правильные и неправильные дроби

    Урок смешанного типа

    Фронтально-индивидуальная

    Ц 2: использует предписания для решения типов задач своего уровня сложности;  

    Ц 3: решает задачи своего уровня сложности,

    Ц 1: Развитие познавательных УУД ,

    11

    Правильные и неправильные дроби

    Практикум

    Фронтально-индивидуальная, индивидуальная или парная

    Ц 2: контроль усвоения изученного материала в процессе изучения нового материала

     Ц : 3, делает выводы о качестве собственных знаний, необходимых для выполнения контрольной работы

    Ц 4: рецензирует ответы товарищей по выполненным заданиям предыдущих уровней с обоснованием; оказывает помощь, работающим на предыдущих уровнях;

    12

    Контрольная работа № 7 по теме: “Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби”.

    Проверка знаний, индивидуальная работа

    Ц : 3, 5: выбирает задачи своего уровня сложности , решает их;

    13

    Сложение и вычитание дробей с одинаковыми  знаменателями

    Рефлексивный семинар

    Индивидуальная, парная (взаимопомощь)

    Ц 2: контроль усвоения изученного материала в процессе изучения нового материала

    Ц 4: анализирует собственные ошибки с помощью товарища и исправляет их;

    Ц 5: вспоминает планируемые цели своей учебной деятельности; оценивает свою итоговую деятельность по данным объективным критериям; делает выводы о результатах своей деятельности, дальнейших действиях, планирует коррекцию учебной познавательной деятельности

    Ц 1: Развитие познавательных УУД ,

    14

    Сложение и вычитание дробей с одинаковыми  знаменателями

    Практикум

    Фронтально-индивидуальная, индивидуальная или парная

    Ц 2: применение формул,  выполняет сложение и вычитание с одинаковыми знаменателями, применяет правила  к решению задач; контроль усвоения изученного материала в процессе изучения нового материала

     

    15

    Сложение и вычитание дробей с одинаковыми  знаменателями

    Практикум.

    Индивидуальная

    Постановка и решение проблемы (познавательные УУД)

    Ц 2: контроль усвоения изученного материала в процессе чтения лекции

    Ц 5: вспоминает планируемые цели своей учебной деятельности; оценивает свою итоговую деятельность по данным объективным критериям; делает выводы о результатах своей деятельности, дальнейших действиях, планирует коррекцию учебной познавательной деятельности

    16

    Деление и дроби

    Рефлексивный семинар

    Индивидуальная, парная (взаимопомощь)

    Ц 2: использует предписания для решения типов задач своего уровня сложности;  контроль усвоения изученного материала в процессе изучения нового материала

    Ц 1: Развитие познавательных УУД ,

    17

    Деление и дроби

    Практикум.

    Индивидуальная

    Ц 2: контроль усвоения изученного материала в процессе изучения нового материала 

    18

    Смешанные числа

    Рефлексивный семинар

    Индивидуальная, парная (взаимопомощь)

    Ц 2: использует алгоритмы выделения целой части из неправильной дроби и представления смешенного числа в виде неправильной дроби;  контроль усвоения изученного материала в процессе изучения нового материала

    Ц 1: Развитие познавательных УУД ,

    19

    Смешанные числа

    Практикум.

    Индивидуальная

    Ц 2: контроль усвоения изученного материала в процессе изучения нового материала 

    20

    Сложение и вычитание смешанных дробей

    Рефлексивный семинар

    Индивидуальная, парная (взаимопомощь)

    Ц 2: использует сложение и вычитание смешанных чисел на основе свойств действий,  контроль усвоения изученного материала в процессе изучения нового материала

    Ц 1: Развитие познавательных УУД ,

    21

    Сложение и вычитание смешанных дробей

    Практикум

    Фронтально-индивидуальная, индивидуальная или парная

    Постановка и решение проблемы (познавательные УУД)

    Ц 2: контроль усвоения изученного материала в процессе изучения нового материала

    Ц 5: вспоминает планируемые цели своей учебной деятельности; оценивает свою итоговую деятельность по данным объективным критериям; делает выводы о результатах своей деятельности, дальнейших действиях, планирует коррекцию учебной познавательной деятельности

    22

    Сложение и вычитание смешанных дробей

    Практикум.

    Индивидуальная

    Ц 2: контроль усвоения изученного материала в процессе изучения нового материала

    Ц 5: выбирает задачи своего уровня сложности , решает их, осуществляет самопроверку; делает выводы о качестве собственных знаний, необходимых для выполнения контрольной работы

    23

    Контрольная работа № 8 по теме: “Смешанные числа. Сложение и вычитание смешанных чисел”.

    Проверка знаний, индивидуальная работа

    Ц : 3, 5: выбирает задачи своего уровня сложности , решает их;

    Внеурочная самостоятельная деятельность:

    I. Тематика для подготовки рефератов, выступлений на конференцию, математический вечер, декаду математики и др. (по итогам изучения курса за четверть, за 1-е полугодие, за год)

    1) Солнечные часы . 2) Монеты в старину на Руси. 3) Название дробей в старинных книгах.  4) История возникновения дробей, их обозначение. 5) Число пи. 6) Математические фокусы связанные с кругом. 7) Старинные задачи на дроби.

    II. Тематика долгосрочных проектов по разделу

    1) История возникновения дробей, их обозначение.


    § 6. Примеры реализации целей обучения теме

    УРОК ПО ТЕМЕ:

    «Сложение и вычитание смешанных дробей»

    ЦЕЛЬ:

    1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:  способствовать развитию навыков самостоятельного применения знаний при сложении и вычитании смешанных дробей;
    2. РАЗВИВАЮЩАЯ:  развивать и совершенствовать умения применять имеющиеся у учащихся знания в измененной ситуации; развивать логическое мышление обобщить и систематизировать знания по теме;
    3. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:  воспитывать у учащихся аккуратность, культуру поведения, чувство ответственности, самостоятельность.

    регулятивных УУД: умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные;  осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;  корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

    познавательных УУД: умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные; осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,

    коммуникативных УУД: умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе,  находить общее решение; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

    личностные результаты: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,

    способность ставить цели и строить жизненные планы, формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками,

    ОБОРУДОВАНИЕ: таблица действительных чисел (действия с десятичными дробями), листок, копировка, карточки.

    ТИП УРОКА:  комбинированный (общественный смотр знаний)

    ПЛАН УРОКА.

    1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

    Сегодня у нас необычный урок – это урок общественного смотра знаний.

    Девиз урока: «УЧИТЬСЯ МОЖНО ТОЛЬКО ВЕСЕЛО…

    ЧТОБЫ ПЕРЕВАРИТЬ ЗНАНИЯ, НАДО ПОГЛОЩАТЬ ИХ С АППЕТИТОМ»

    Анатоль Франс

    Такие слова были сказаны французским писателем. Последуем этому совету, постараемся с большим желанием, ведь знания пригодятся  нам в дальнейшем.

    А поэтому цель нашего урока – обобщить и систематизировать знания по теме….. А по какой теме, мы узнаем из следующего задания.

    1. УСТНАЯ РАБОТА:
    1. Вычислите: = …;  7+=…;    =…;  …;    1…;  2+…; =…;   =…;     = …; …; …;  …;   …;  =…;

    – а;  – и; – с;– н; 7– м; 7,3 – р; – е; –ш;    – е; – ч;  - ы;  1 – л.  

    (Пока работаем устно, два человека самостоятельно – игра «ЛОТО»

    Как сложить и вычесть смешанные дроби?

    1. Можно ли сравнивать обыкновенные дроби?

    Какими математическими знаками записывается результат сложения?

    Как сравнить десятичные дроби?

    Рассмотрим замечательный квадрат. Он поможет нам узнать о СРАВНЕНИИ ДРОБЕЙ (работа в парах)

    0

    9

    - НАЙДИТЕ НАИБОЛЬШЕЕ ЧИСЛО В ПЕРВОЙ СТРОКЕ.

    - НАЙДИТЕ НАИМЕНЬШЕЕ ЧИСЛО ВО ВТОРОЙ СТРОКЕ

    - НАЙЛИТЕ НИ НАИМЕНЬШЕЕ, НИ НАИБОЛЬШЕЕ ЧИСЛО В ТРЕТЬЕЙ СТРОКЕ

    - НАЙДИТЕ СУММУ ЭТИХ ЧИСЕЛ.

    Этот квадрат помог нам узнать длину тела бобра в дециметрах.

    Сообщение: Бобр – крупный грызун, ведет полуводный образ жизни, обитает по лесным рекам, сооружает из ветвей и ила домики, делает плотины длинной 5 – 6 метров

    1. «Равный счет».

    . Ученикам  предлагается  придумать примеры на сложение и вычитание смешанных чисел, чтобы в ответе получилось число .

    4. Работа с сигнальными карточками. Учитель называет несколько ответов, при неправильном ответе – красный цвет, при правильном – зеленый.

    а) ;

    б) ;

             в) .

    1. ОТРАБОТКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ  (тетради, число, классная работа) (групповая работа)

    1. «Счет-эстафета». На доске заранее написаны примеры для каждого ряда. Первые участники игры от каждого ряда-команды решают первое задание из своего столбика, затем возвращаются на свои места, отдав мел второму члену своей команды, и т. д.

    2. Фронтальная работа (на доске с комментированием)

    1) При каких m дробь будет правильной?

    2) Вычислите: ;                .

    3) Решить уравнение:

    а) ;     б) .

    3.Работа по рядам группами

    Первая группа:  Найдите код к решению данных примеров

    Выделить целую часть из дробной части чисел:

    Коды: 1)  ;     2);    3);     4);      5)5;      6)                          [3615]

    Вторая группа: Записать в виде неправильной дроби дробную часть чисел: , взяв единицу из целой части.

    Третья группа: Выполните сложение:

    а) ;                б) ;                в) ;                г) ;

    д) ;                е) .

       

    4.Клоун придумал несколько примеров на сложение и вычитание смешанных дробей, а чтобы было смешно, стер в них некоторые числа, а где-то вычислил неправильно. Вот такие забавные равенства получились: Найдите ошибки или неправильный ответ (работа в парах).

    1.                                          [10]
    2.                                         []
    3.                                     [7]
    4.                                      []
    5. 5                                []
    6. 4 -                                           []
    1. ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ: самостоятельная работа

    Первый вариант:

    а)    Выполните действия:

             1) ;                      2) ;                          3) .

    б) Решите уравнение: х+.

    Второй вариант:

     а) Выполните действия:

             1) ;          2).

    б) Решите уравнение: .

     Третий вариант:  

       а) Выполните действия:

    1) ;                2) .

    б) Решите уравнение: .

    V. Итог урока

    VI. Домашнее задание: 1) составить математическое лото на сложение и вычитание  мешанных дробей 2) пов. П. 26-29, № 1129, 1136(е, з).

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Литература.

    А) Основной

    1. Приоритетный национальный проект «Образование» - http://mon.gov.ru/pro/pnpo.
    2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» - http://mon.gov.ru/dok/akt/6591.
    3. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы - http://mon.gov.ru/press/news/8286.
    4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011- 48с.
    5. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
    6. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009. – 24 с. (Стандарты второго поколения) – 24с.
    7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2. 2621-10).
    8. Система гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования - http://standart.edu.ru
    9. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. // Педагогика.- 2009.-№4.- С.18-22.
    10. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. // Под ред. Асмолова А.Г. – М.: Просвещение, 2010.  
    11. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011 – 67 с.
    12. Боженкова Л.И. Алгебра в схемах, таблицах, алгоритмах: Учебные материалы. Калуга: КГПУ, 2012.
    13. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. – М.: АПКиППРО, 2005.

    В) Дополнительный

    1. Александрова Н.В. История математических терминов, понятий, обозначений. – М.: ЛКИ, 2007. – 248 с.
    2. Гнеденко Б.В. Очерки по истории математики в России. - М.: ЛКИ, 2009. – 296 с.
    3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Педагогика, 1996.
    4. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов. / Под общ.ред. М.Б.Лебедевой.  – СПб.: БХВ-Петербург, 2010.
    5. Примерные программы внеурочной деятельности / Под ред. В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2010.
    6. Программа внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. М.: Просвещение, 2011. – 96 с. (Стандарты второго поколения).
    7. Соболева О.В. Обучение пониманию текста: учебная книга – учитель- ученик // Психологическая наука и образование. 2006, № 1.
    8. Шуба М.Ю. Учим творчески мыслить на уроках математики. - М.: Просвещение, 2012. – 218 с. (Работаем по новым стандартам).
    9. Журналы «Математика в школе».
    10. Журналы «Педагогика».
    11. Журналы «Стандарты и мониторинг образования».

    С) Интернет-ресурсы

    1. http://standart.edu.ru – ФГОС общего образования и разработанные к ним документы.
    2. http://school-collection.edu.ru/ - каталог Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.
    3. http://fcior.edu.ru - каталог электронных образовательных ресурсов ФЦ.
    4. http://window.edu.ru – электронные образовательные ресурсы.
    5. http://katalog.iot.ru – электронные образовательные ресурсы.
    6. http://www.it-n.ru/ - «Сеть творческих учителей».
    7. http://www.ict.edu.ru - портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании".
    8. http://www.metodist.lbz.ru/content/videoafisha.php - видеолекции  авторов УМК по школьной математике.
    9. http://inf.1september.ru - газета «Математика» Издательского дома «Первое сентября».
    10. www.school.edu.ru/ Центральный образовательный портал. Содержит нормативные документы Министерства образования и науки, стандарты, информацию о проведении экспериментов.
    11. http://fcior.edu.ru/  Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

    Приложения

    Средства помощи

    Приложение № 1

    Виды математических выражений

    № п/п

    Название вида выражения

    с - результат

    Символьная запись

    Компоненты

    Название действий

    1

    Частное (отношение чисел)

     :  

    делимое

    делитель

    деление

    2

    Дробь (отношение чисел)

    = с

    числитель

    знаменатель

    деление

                                                       

    Приложение № 2

    Действия с дробями:

    .

    Сложение. Если знаменатели дробей одинаковы, то чтобы сложить эти дроби, нужно сложить их числители; знаменатель остаётся прежним, то есть

    63261514348370-36

    Если знаменатели данных дробей разные, то дроби нужно сначала привести к общему знаменателю, а потом поступить, как описано выше.

    Вычитание. Если две дроби имеют одинаковые знаменатели, то

    63261514348370-37

    Если знаменатели данных дробей различны, то сперва приводят дроби к общему знаменателю, а потом вычитают их по вышеприведённой формуле.

    Приложение № 3

    Окружность и круг:

    pic93           pic94                 pic95                           

    1. Окружность 
    2. Окружность делит плоскость на две части. Ту часть плоскости, которая лежит внутри окружности (вместе с самой окружностью), называют кругом.

    3. Точку О –  центр и круга, и окружности.

    4. Все радиусы окружности равны друг другу.

    5. Отрезок АВ –  диаметром окружности (и круга).

    6. Диаметр окружности вдвое длиннее ее радиуса.

    7. Диаметр делит круг на два полукруга, а окружность — на две полуокружности.
    8. А  В -
    дуга окружности, а точки А и В — концами этих дуг.

                                                        Приложение № 4

    Обыкновенная дробь   называется правильной, если её числитель меньше её знаменателя, то есть m < n.

    Обыкновенная дробь называется неправильной, если её числитель больше её знаменателя, то есть m n

    Приложение № 5

    Предписание для сравнения дробей с одинаковыми знаменателями:

    Приложение № 6

    Предписание выделения целой части из неправильной дроби:

    1. разделить с остатком числитель и знаменатель;
    2. неполное частное будет целой частью;
    3. остаток (если он есть) дает числитель, а делитель – знаменатель дробной части.

    Приложение № 7

    Предписание представления смешанной дроби в виде неправильной дроби:

    1. умножить его целую часть на знаменатель дробной части;
    2. к полученному произведению прибавить числитель дробной части;
    3. записать полученную сумму числителем дроби, а знаменатель дробной части оставить без изменения.

                                                         Приложение № 8

    Предписание при сложении (и вычитании) чисел в смешанной записи:

    1. целые части дроби складываются (вычитаются) отдельно;
    2. дробные части дроби складываются (вычитаются) отдельно;

    Если при сложении смешанных чисел в их дробной части получается неправильная дробь, то из дробной части выделяют целую часть и добавляют ее к уже имеющейся целой части.

    Пример:.

    Если при вычитании смешанных чисел дробная часть уменьшаемого меньше дробной части вычитаемого, поступают так:

         Пример:

    Короче: .

    Если вычитают смешанную дробь или дробь их натурального числа, поступают так:

    Пример:

    1)  .                            2)



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 5 класса теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей»

    Вот и закончился мой курс «Актуальные  проблемы  развития  профессиональной компетентности  учителя  математики (в условиях  реализации ФГОС)». Тема моего проекта бы...

    Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 6 класса по теме «Умножение и деление обыкновенных дробей». Автор статьи Попова Алина Александровна учитель математики МБОУ СОШ № 30 Подольск

    ФГОС ООО определяет, что изучение предметной области «Математика и информатика» должно  обеспечить:осознание значения математики и информатики в повседневной жизни человека; учатся применять мате...

    ПРОЕКТ.Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 5 класса теме:"Сложение и вычитание десятичных дробей".

    ПРОЕКТ.Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 5 класса теме:"Сложение и вычитание десятичных дробей"....

    ПРОЕКТ Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 5 класса теме: «Десятичные дроби»

    Проект содержит теоретические вопросы введения ФГОС в 5 классе, технологическую карту темы, таблицу целей, примеры реализации в форме урока с прописанными УУД, схемой введения понятия....

    Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 6 класса теме: «Умножение и деление обыкновенных дробей

    Практико-значимая работа по теме "Умножение и деление обыкновенных дробей"...