Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 5 класса теме: «ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ»
план-конспект занятия по алгебре (5 класс) на тему

Тулакина Татьяна Анатольевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovaya_rabota.doc432 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования»

Факультет повышения квалификации

Кафедра естественнонаучных и математических дисциплин

  Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 5 класса

теме: «ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ»

(проект)

Исполнители:

Тулакина Татьяна Анатольевна,

учитель математики

МБОУ Основная школа 24

города Киселевска.

Консультант:

Трушкина Татьяна Петровна,

методист по математике старший преподаватель

Кемерово 2014

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………с. 3

ГЛАВА 1. Теоретические основы обучения теме

§  1. Новые федеральные государственные образовательные стандарты….. с. 4

§ 2. Логико-математический анализ содержания темы…................................ с. 8

§ 3. Цели обучения теме «Обыкновенные дроби» ……………….………….с. 11

3.1. Развитие познавательных УУД

3.2. Развитие регулятивных УУД

3.3. Развитие коммуникативных УУД

        3.4. Развитие личностных УУД  

ГЛАВА 2. Методические рекомендации обучения теме

§ 4. Карта изучения темы и её использование………………………………. с. 17

§ 5Учебный план темы ……………………………………………………..…с.21

§ 6. Примеры реализации целей обучения теме ……………..……………… с.30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Список литературы……………………………………………………………...с.36

Приложение……………………………………………………………………...с.39

ВВЕДЕНИЕ

Умение вычислять, логически мыслить, быть настойчивым и упорным, внимательным и аккуратным – эти качества необходимы каждому человеку. А как их приобрести? Математика – волшебная наука, которая поможет развить эти умения и способности. И не важно, какая профессия будет выбрана: строителя или кондитера, программиста или фермера, врача или экономиста, - полученные математические знания всегда пригодятся.

Изучение математики можно сравнить с нелегким, но увлекательным путешествием по удивительной стране.

ГЛАВА 1. 

§ 1. Новые федеральные государственные образовательные стандарты

Важнейший нормативный правовой акт Российской Федерации,  устанавливающий систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, реализующем основные образовательные программы - Федеральный государственный образовательный стандарт. Нужен ли нам новый стандарт в условиях современной жизни?

  • Главная цель российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Поэтому наше государство и ставит одной из главных целей: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. В связи с запросами общества и изменяется  цель образования. Это:

  • Гармоничное развитие личности, интегрированной в мировую и национальную культуру, обладающей ключевыми компетентностями, способной к ответственному поведению и самореализации в современном ей обществе.
  • Признание обществом значимости (полезности) той деятельности, которую выполняет личность
  • Получение личностью удовлетворения от результатов своей деятельности

        (материального, интеллектуального, эмоционального).

Поэтому важно вооружить ребенка умениями, которые помогут ему

ориентироваться в новых ситуациях своей профессиональной, личной и общественной жизни, достигая поставленной цели.

Министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко на заседании коллегии Министерства 22 февраля 2011 года отметил: «Задача современной школы: подготовка профессионального ученика. Если раньше образование получали на всю жизнь, то в современном мире необходимо образование в течение всей жизни. Поэтому уже в школьном возрасте нужно сформировать у ребёнка привычку постоянно учиться и совершенствоваться, научить учиться».

Это значит:

  1. Уметь ставить цель.
  1. Видеть способы достижение намеченной цели.
  1. Совершать учебные действия.
  1. Контролировать и корректировать свои способы достижения учебных действий.

        5.   Оценивать результаты  достижения учебной цели.

Введение нового стандарта, позволяет воспитать ребенка самостоятельной, развитой, образованной творческой личностью, способной обеспечить процветание страны.  Президент России, говоря о «новой школе», в первую очередь говорил именно о таком образовании. Стандарт расширяет возможности педагогов и управленцев, позволяет действительно говорить о новом качестве в образовании. Идеи, заложенные в этот стандарт, обоснованы, позволят реально изменить многое в школе, они привлекают всех,  кто пришел в нашу профессию по велению сердца и очень хочется верить, что именно этот стандарт станет основой современной образовательной политики страны.

Поэтому у выпускника школы должны быть сформированы:

  • основы гражданской идентичности,
  •  чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,
  • ответственность за общее благополучие,
  •  система общечеловеческих ценностей,
  •  мотивационная основа учебной деятельности и способность к самооценке.

Образованность – интегрированный результат общего образования, выражающийся в способности  личности самостоятельно решать определенный класс проблем на основе использования освоенного социального опыта. Поэтому и возникает основная педагогическая задача:

  • Чему учить? – обновление содержания
  • Как учить? – обновление средств обучения

В широком значении – умение учиться, т.е. способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком – совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Одним из ведущих направлений модернизации образования является создание эффективной системы воспитания в   общеобразовательных  учреждениях.  Поэтому на первое место в новых стандартах ставятся цели создания условий охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, сохранение и поддержки индивидуальности каждого ребёнка. Считаю это очень актуальным и важным. В связи с этим в новых стандартах  вводятся дополнительные часы на внеурочную деятельность.  Она должна обеспечивать достижение планируемых результатов освоения ООП НОО.

  • Внеурочная деятельность как важная составная часть содержания образования, увеличивающая его вариативность и адаптивность к интересам, потребностям и способностям школьников.
  • В каждом классе школы предполагается выделить в среднем по 10 часов в неделю на внеурочную деятельность – спортивно-оздоровительную, познавательную и исследовательскую, художественно-эстетическую, трудовую и т.д.

Что же нам дает внеурочная деятельность?

  • Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности.
  • Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения  на весь процесс развития личности ребенка.

Чем же отличается ФГОС второго поколения от первого?

  • Новый ФГОС - средство не фиксации состояния образования, достигнутого на предыдущих этапах его развития, а средство ориентации образования на достижение нового качества, адекватного современным (и даже прогнозируемым) запросам личности, общества и государства.
  • Ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

Данный стандарт связывает теоретические, практические и рефлексивные знания. Школа становится ключевым звеном в реализации стратегических планов  России. 


   § 2. Логико-математический анализ содержания темы

Формулировка определения

Логический анализ

Подведение под понятие

Следствие из определения

Возможные ошибки

Термин

Род

Видовые отличия

Логические связи

Вид определения

Опорные знания

1.Мама купила арбуз и разделила его на 6 равных частей. Эти равные части называют долями

доля

дробь

запись

конъюнктивная

через род и видовые отличия

деление

деление целого на части

Куда записывать делимое и делитель

2. Запись вида  называют обыкновенными дробями

обыкновенная дробь

части

запись

конъюнктивная

через род и видовые отличия

доля

деление целого на части

Изображение дробей на координатной прямой

Что показывает знаменатель и что показывает  числитель

3. Дробь, в которой числитель меньше знаменателя, называют правильной дробью.

Дробь, в которой числитель больше  знаменателя или равен ему называют неправильной дробью.

правильна и неправильная дробь

дробь

дробь определяется данным знаменателем по отношению к числителю

конъюнктивная

через род и видовые отличия

понятие числителя и знаменателя

- числитель

-знаменатель

<,то- дробь правильная

,то- дробь неправильная.

Правильная дробь меньше единицы, а неправильная дробь больше или равна единице

Путают числитель и знаменатель

4.Запись числа, содержащих целую и дробную части, называют смешанной (смешанное число)

смешанное число

дробь

Есть целая часть и дробная часть

конъюнктивная

через род и видовые отличия

обыкновенная дробь, натуральное число

Сложения целой части и дробной части

Перевод из смешанной дроби в неправильную.

 Перевод из неправильной в смешанную дробь

При переводе из неправильной дроби путают куда писать неполное частное, остаток, делитель.

При переводе в смешанную дробь, что писать в знаменатель, как получается числитель.

§ 3. Цели обучения теме «Обыкновенные дроби»

Таблица целей обучения теме «Обыкновенные дроби»

Формулировки обобщённых целей

Формулировки учебных задач, с помощью которых достигается обобщённая цель

Средства помощи

цель считается достигнутой, если Вы на уровнях:

первом

втором

третьем

Ц 1: приобретение УИ, формирование логических ПУД

а) анализирует текст учебника и составляет схему определения понятий; б) анализирует решение задач из учебника, обобщает их решение помощью готового предписания в) подводит решение задачи под готовое предписание.

а) строит логической цепи рассуждения; выдвижение гипотез, их обоснование на сравнение, сверяясь с учебником; б) выполняет анализ и выявляет преобразования для выделения целой части числа и представлению смешанного числа в виде неправильной дроби; в) обобщает решение задач одного типа и составляет предписание, используя карточку-информатор.

а) даёте определение всех видов обыкновенных дробей; знаково-символические действия;  б) выполняете анализ и выявляете действий, нужные для сложения и вычитания смешанных дробей, в) составляете приёмы их решений с помощью указаний

г) используете приобретенные знания и умения в межпредметных связях (информатика, экономика, технология);

д) используете справочную литературу для получения информации по данной теме

а) карточки-информаторы;

б) алгоритмы выполнения действий с обыкновенными дробями;

в) алгоритмы сравнения обыкновенных дробей;

г) макет: «Доли и дроби»;

д) таблица окружности и круга

Ц 2: кон-троль усвоения теории;

формирование

знает а) определения: 1) окружности, круг, радиус, диаметр круга и окружности, полуокружность, дуга окружности;

2) обыкновенные дроби, что показывает числитель, знаменатель, 3) правильные и неправильные дроби; 4) смешанные числа;

 6) деление и дроби

б) формирует законы и правила: 1) выполнения арифметических действий, 2) сравнения дробей с одинаковым знаменателем, 3) нахождение неизвестных компонентов, 4) сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями; 5) распознавания правильные и неправильные дроби; отмечать их на координатном луче

в) проговаривает алгоритмы: 1) сравнение дробей; 2) сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; 3) сложение и вычитание смешанных чисел; 4) выделения целой части числа и представлению смешанного числа в виде неправильной дроби;

г) приводите примеры в соответствии с определениями;

д) рассказывает краткие сведения из истории возникновения дробей.

знает  виды обыкновенных дробей и их определения;

применяет свойства сложения и вычитания;

понимает мировоззренческое значение обыкновенных дробей

1) алгоритмы выполнения действий с обыкновенными дробями;

2) приём саморегуляции;

 3) таблицы с предписаниями;

4) карточки-информаторы

Ц 3: применение знаний и умений

Умеет: 

  • изображать окружность данного радиуса с помощью циркуля; распознавать точки, принадлежащие окружности (кругу) и не принадлежащие им
  • читать и записывать обыкновенную дробь; находить значение дроби о числа и число по значению его дроби
  • сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями; изображать их на числовом луче
  • распознавать правильные и неправильные дроби; отмечать их на координатном луче
  • складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями, смешанные числа
  • представлять частное в виде дроби и наоборот; записывать натуральное число в виде дроби с заданным знаменателем
  • представлять смешанное число в виде суммы целой и дробной частей; в виде неправильной дроби; выделять целую часть из неправильной дроби

1) приём саморегуляции;

 3) таблицы с предписаниями;

4) карточки-информаторы

5)стандарты решений обыкновенных дробей

б) использовать основные алгоритмы и предписания для выполнения заданий 1-ого уровня сложности; в) использовать прием саморегуляции для выполнения заданий 1-ого уровня сложности

б) использовать все основные алгоритмы и предписания для выполнения заданий 2-го уровня сложности; в) использовать прием саморегуляции для выполнения заданий 2-го уровня сложности

б) использовать все основные алгоритмы и предписания для выполнения заданий 3-го уровня сложности; в) использовать прием саморегуляции для выполнения заданий 3-го уровня сложности

Ц 4: формирование КУД

Ц 4: а) работаете в группе, оказываете взаимопомощь, рецензируете ответы товарищей; б) организуете взаимоконтроль, взаимопроверку и др. на всех этапах учебно-познавательной деятельности (УПД) по выполненным заданиям предыдущих уровней с обоснованием; в) оказываете помощь, работающим на предыдущих уровнях; г) осуществляете поиск информации для подготовки письменного сообщения и устного выступления в соответствии с изучаемой темой, используя правила коммуникативного взаимодействия

приёмы контроля, оценки;

Ц 5: формирование общих ПУД и РУД

Ц 5: а) выбираете уровни достижения целей и формулируете цели своей учебной деятельности; б) выбираете задачи и решает их; в) осуществляете самопроверку с использованием образцов, приёмов; г) составляете контрольную работу для своего уровня усвоения; д) оцениваете свою итоговую деятельность по данным объективным критериям; по собственным критериям, сравнивая их с объективными критериями; е) делаете выводы о дальнейших действиях, планирует коррекцию учебно-познавательной деятельности 

приёмы саморегуляции УПД

ГЛАВА 2. Методические рекомендации обучения теме

§ 4. Карта изучения темы и её использование

Логическая структура и цели изучения темы (таблица целей)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

Ц 1,5

Ц

2-4

Ц 1-3

Ц 2-4

Ц 2-4

Ц

 2 -5

Ц 1-3

Ц

2- 4

Ц

 2-5

Ц

 1-3

Ц 2-4

Ц

3,5

Ц 1, 2,4,5

Ц

2-4

Ц

2-5

Ц

 1-3

Ц

2-4

Ц

1-3

Ц 2-4

Ц 1-3

Ц

2-5

Ц

2-5

Ц 3,5

П. 22

П. 22

П. 23

П.

23

П. 23

П.

23

с/р

П.

24

П. 24

П.

24 с/р

П. 25

П. 25

Контрольная работа

П. 26,

25

П. 26,

25

П. 26 с/р

П.

27,

25, 26

П.

27,

25, 26

П.

28,

25,

26

П.28 25,

26

П.

29

26

П.

29,

26

с/р

П22,

29

Подг. к КР

Контрольная работа

Блок актуализации знаний учащихся

Знать: 

  • (иметь) представление об окружности, обыкновенных дробях, смешанных числах
  • что показывает числитель и знаменатель
  • определение правильной и неправильной дробей
  • правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями
  • правила сложения и вычитания смешанных чисел

Уметь:

  • изображать окружность данного радиуса с помощью циркуля,  обозначать и называть их элементы,  распознавать точки, принадлежащие окружности  
  • (кругу) и не принадлежащие им
  • читать и записывать обыкновенную дробь;
  • называть числитель и знаменатель дроби и объяснять, что ни показывают.
  • находить значение дроби от числа и число по значению его дроби 
  • распознавать и решать три основные задачи на дроби.
  • сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями; изображать их на числовом луче
  • распознавать правильные и неправильные дроби; отмечать их на координатном луче
  • записывать результат деления двух любых натуральных чисел с помощью обыкновенных дробей.
  • записывать любое натуральное число в виде обыкновенной дроби.
  • сравнивать правильные и неправильные дроби с единицей и друг с другом.
  • складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями, смешанные числа
  • представлять частное в виде дроби и наоборот; записывать натуральное число в виде дроби с заданным знаменателем
  • представлять смешанное число в виде суммы целой и дробной частей; в виде неправильной дроби; выделять целую часть из неправильной дроби

III. Предметные результаты (Ц 2, 3 таблицы целей): уметь решать вычислительные примеры на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями, распознавания правильные и неправильные дроби; отмечать их на координатном луче

 и применять полученные знания для решения текстовых задач, используя понятия: определение правильной и неправильной дроби, смешанной дроби,

 алгоритмы 1) сравнение дробей; 2) сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; 3) сложение и вычитание смешанных чисел; 4) выделения целой части числа и представлению смешанного числа в виде неправильной дроби; применение формул: правил сложения и вычитания с одинаковыми знаменателями с помощью букв

Метапредметные результаты: перечень учебных действий (умений) для освоения темы (Ц 1 - 5)

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

  • самостоятельное выделение и формулирование учебной цели;
  • знаково-символические действия;
  • выбор оснований и критериев для сравнения,
  • построение логической цепи рассуждения; выдвижение гипотез, их обоснование;  обобщение, конкретизация, анализ;
  • составление схемы определения понятия, подведение под понятие;
  • постановка и решение  проблемы при составлении задачи, осуществляют поиск и выделение необходимой информации

  • Выбор и принятие целей,
  • составление плана,
  • самоконтроль, самооценка,
  • соотнесение своих знаний с той учебной информацией, которую нужно усвоить;
  • приёмы саморегуляции,
  • оценивают достигнутый результат,
  • самостоятельно формируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

  • Взаимоконтроль, взаимопроверка, распределение обязанностей в группе,
  • умение слушать, выступать, рецензировать, писать текст выступлений, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений,
  • разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
  • формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей

  • Рефлексия собственной деятельности,
  • самопознание и самоопределение, смысло-образование.
  • способность ставить цели и строить жизненные планы

§ 5. Учебный план темы

Тематическое и почасовое планирование образовательных результатов освоения математики

на 2014/2015 учебный год (фрагмент)

Условные обозначения: ПУУД – познавательные УУД;

ПЛ УУД - познавательные логические УУД;

ПО УУД - познавательные общеучебные УУД;

РУУД – регулятивные УУД;

КсУУД – коммуникативные УУД сотрудничество;

 КрУУД – коммуникативные УУД для общения: развитие устной и письменной речи;

Ц1 – Ц 5 – цель 1 – 5; ДЗ – домашнее задание;

УПД – учебно-познавательная деятельность.

№ уро-

ков

Раздел, тема урока

Форма урока; форма обучения

Предметные и метапредметные результаты

Ц 1 (ПЛ УУД), Ц 2 (ПО УУД, РУУД), Ц 3 , Ц 4 (КсУУД, КРУУД), Ц 5 (ПОУУД, РУУД)

1 - 23

Название темы: «Обыкновенные дроби»

Средства обучения

1) таблицы…..

2) подсказки к поиску решения задач;

 3) предписания…

4) карточки с приёмами;

5) Карта темы

Уроки: семинар, практикум, лекция, др.

Фронтальная, индивидуальная

групповая

формы обучения

Ц 1: приобретение учебной информации и развитие интеллектуальных умений при изучении: а) понятий; б) алгоритмов; в) типов задач

Ц 2: контроль усвоения теоретических знаний: а) математических понятий; б) правил, алгоритмов; в) типов и классов задач

Ц 3: применение знаний и интеллектуальных умений при решении учебных задач

Ц 4: развитие коммуникативных умений через: включение в групповую работу; взаимопомощь, рецензирование ответов; организацию взаимоконтроля и взаимопроверки на всех этапах УПД

Ц 5: развитие организационных умений (целеполагание, планирование, реализация плана, саморегуляция УПД)

1

Окружность и круг

Урок смешанного типа

Фронтально-индивидуальная

Ц 5: Введение в тему, постановка и  формулирование целей своей учебной деятельности;

Ц 1: Развитие познавательных УУД ,

2

Окружность и круг

Практикум:

Фронтальная и парная формы

Ц 2: контроль усвоения изученного материала в процессе изучения нового материала

3

 Доли. Обыкновенные дроби

Урок смешанного типа

Фронтально-индивидуальная

Ц 5: Введение в тему, постановка и  формулирование целей своей учебной деятельности;

Ц 1: Развитие познавательных УУД ,

4

 Доли. Обыкновенные дроби

Практикум:

Фронтальная и парная формы

Ц 2: использует предписания для решения типов задач своего уровня сложности;  контроль усвоения изученного материала в процессе изучения нового материала

5

 Доли. Обыкновенные дроби

Практикум:

Парное взаимообучение

Ц 2: использует предписания для решения типов задач своего уровня сложности;  контроль усвоения изученного материала в процессе изучения нового материала

Ц 3: аналогичные, обратные задачи и решает, используя помощь

Ц 4: рецензирует ответы товарищей по выполненным заданиям предыдущих уровней с обоснованием; оказывает помощь, работающим на предыдущих уровнях;

6

 Доли. Обыкновенные дроби

Групповая работа

Индивидуальная

Ц 2: контроль усвоения изученного материала в процессе изучения нового материала

Ц 3: аналогичные, обратные задачи и решает, используя помощь

Ц 4: рецензирует ответы товарищей по выполненным заданиям предыдущих уровней с обоснованием; оказывает помощь, работающим на предыдущих уровнях;

Ц 5: осуществляет самопроверку с использованием образцов, приёмов;  

7

Сравнение дробей

Урок смешанного типа

Фронтально-индивидуальная

Ц 5: Введение в тему, постановка и  формулирование целей своей учебной деятельности;

Ц 1: Развитие познавательных УУД ,

8

Сравнение дробей

Практикум:

Фронтальная и парная формы

Ц 2: контроль усвоения изученного материала в процессе изучения нового материала

Ц 4: рецензирует ответы товарищей по выполненным заданиям предыдущих уровней с обоснованием; оказывает помощь, работающим на предыдущих уровнях;

9

Сравнение дробей

Практикум:

Фронтально-индивидуальная

Ц 2: контроль усвоения изученного материала в процессе изучения нового материала

Ц 4: рецензирует ответы товарищей по выполненным заданиям предыдущих уровней с обоснованием; оказывает помощь, работающим на предыдущих уровнях;

Ц 5: выбирает задачи и решает их,  осуществляет самопроверку с использованием образцов, приёмов;  

10

Правильные и неправильные дроби

Урок смешанного типа

Фронтально-индивидуальная

Ц 2: использует предписания для решения типов задач своего уровня сложности;  

Ц 3: решает задачи своего уровня сложности,

Ц 1: Развитие познавательных УУД ,

11

Правильные и неправильные дроби

Практикум

Фронтально-индивидуальная, индивидуальная или парная

Ц 2: контроль усвоения изученного материала в процессе изучения нового материала

 Ц : 3, делает выводы о качестве собственных знаний, необходимых для выполнения контрольной работы

Ц 4: рецензирует ответы товарищей по выполненным заданиям предыдущих уровней с обоснованием; оказывает помощь, работающим на предыдущих уровнях;

12

Контрольная работа № 7 по теме: “Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби”.

Проверка знаний, индивидуальная работа

Ц : 3, 5: выбирает задачи своего уровня сложности , решает их;

13

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми  знаменателями

Рефлексивный семинар

Индивидуальная, парная (взаимопомощь)

Ц 2: контроль усвоения изученного материала в процессе изучения нового материала

Ц 4: анализирует собственные ошибки с помощью товарища и исправляет их;

Ц 5: вспоминает планируемые цели своей учебной деятельности; оценивает свою итоговую деятельность по данным объективным критериям; делает выводы о результатах своей деятельности, дальнейших действиях, планирует коррекцию учебной познавательной деятельности

Ц 1: Развитие познавательных УУД ,

14

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми  знаменателями

Практикум

Фронтально-индивидуальная, индивидуальная или парная

Ц 2: применение формул,  выполняет сложение и вычитание с одинаковыми знаменателями, применяет правила  к решению задач; контроль усвоения изученного материала в процессе изучения нового материала

 

15

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми  знаменателями

Практикум.

Индивидуальная

Постановка и решение проблемы (познавательные УУД)

Ц 2: контроль усвоения изученного материала в процессе чтения лекции

Ц 5: вспоминает планируемые цели своей учебной деятельности; оценивает свою итоговую деятельность по данным объективным критериям; делает выводы о результатах своей деятельности, дальнейших действиях, планирует коррекцию учебной познавательной деятельности

16

Деление и дроби

Рефлексивный семинар

Индивидуальная, парная (взаимопомощь)

Ц 2: использует предписания для решения типов задач своего уровня сложности;  контроль усвоения изученного материала в процессе изучения нового материала

Ц 1: Развитие познавательных УУД ,

17

Деление и дроби

Практикум.

Индивидуальная

Ц 2: контроль усвоения изученного материала в процессе изучения нового материала 

18

Смешанные числа

Рефлексивный семинар

Индивидуальная, парная (взаимопомощь)

Ц 2: использует алгоритмы выделения целой части из неправильной дроби и представления смешенного числа в виде неправильной дроби;  контроль усвоения изученного материала в процессе изучения нового материала

Ц 1: Развитие познавательных УУД ,

19

Смешанные числа

Практикум.

Индивидуальная

Ц 2: контроль усвоения изученного материала в процессе изучения нового материала 

20

Сложение и вычитание смешанных дробей

Рефлексивный семинар

Индивидуальная, парная (взаимопомощь)

Ц 2: использует сложение и вычитание смешанных чисел на основе свойств действий,  контроль усвоения изученного материала в процессе изучения нового материала

Ц 1: Развитие познавательных УУД ,

21

Сложение и вычитание смешанных дробей

Практикум

Фронтально-индивидуальная, индивидуальная или парная

Постановка и решение проблемы (познавательные УУД)

Ц 2: контроль усвоения изученного материала в процессе изучения нового материала

Ц 5: вспоминает планируемые цели своей учебной деятельности; оценивает свою итоговую деятельность по данным объективным критериям; делает выводы о результатах своей деятельности, дальнейших действиях, планирует коррекцию учебной познавательной деятельности

22

Сложение и вычитание смешанных дробей

Практикум.

Индивидуальная

Ц 2: контроль усвоения изученного материала в процессе изучения нового материала

Ц 5: выбирает задачи своего уровня сложности , решает их, осуществляет самопроверку; делает выводы о качестве собственных знаний, необходимых для выполнения контрольной работы

23

Контрольная работа № 8 по теме: “Смешанные числа. Сложение и вычитание смешанных чисел”.

Проверка знаний, индивидуальная работа

Ц : 3, 5: выбирает задачи своего уровня сложности , решает их;

Внеурочная самостоятельная деятельность:

I. Тематика для подготовки рефератов, выступлений на конференцию, математический вечер, декаду математики и др. (по итогам изучения курса за четверть, за 1-е полугодие, за год)

1) Солнечные часы . 2) Монеты в старину на Руси. 3) Название дробей в старинных книгах.  4) История возникновения дробей, их обозначение. 5) Число пи. 6) Математические фокусы связанные с кругом. 7) Старинные задачи на дроби.

II. Тематика долгосрочных проектов по разделу

1) История возникновения дробей, их обозначение.


§ 6. Примеры реализации целей обучения теме

УРОК ПО ТЕМЕ:

«Сложение и вычитание смешанных дробей»

ЦЕЛЬ:

  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:  способствовать развитию навыков самостоятельного применения знаний при сложении и вычитании смешанных дробей;
  2. РАЗВИВАЮЩАЯ:  развивать и совершенствовать умения применять имеющиеся у учащихся знания в измененной ситуации; развивать логическое мышление обобщить и систематизировать знания по теме;
  3. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:  воспитывать у учащихся аккуратность, культуру поведения, чувство ответственности, самостоятельность.

регулятивных УУД: умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные;  осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;  корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

познавательных УУД: умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные; осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,

коммуникативных УУД: умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе,  находить общее решение; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

личностные результаты: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,

способность ставить цели и строить жизненные планы, формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками,

ОБОРУДОВАНИЕ: таблица действительных чисел (действия с десятичными дробями), листок, копировка, карточки.

ТИП УРОКА:  комбинированный (общественный смотр знаний)

ПЛАН УРОКА.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Сегодня у нас необычный урок – это урок общественного смотра знаний.

Девиз урока: «УЧИТЬСЯ МОЖНО ТОЛЬКО ВЕСЕЛО…

ЧТОБЫ ПЕРЕВАРИТЬ ЗНАНИЯ, НАДО ПОГЛОЩАТЬ ИХ С АППЕТИТОМ»

Анатоль Франс

Такие слова были сказаны французским писателем. Последуем этому совету, постараемся с большим желанием, ведь знания пригодятся  нам в дальнейшем.

А поэтому цель нашего урока – обобщить и систематизировать знания по теме….. А по какой теме, мы узнаем из следующего задания.

  1. УСТНАЯ РАБОТА:
  1. Вычислите: = …;  7+=…;    =…;  …;    1…;  2+…; =…;   =…;     = …; …; …;  …;   …;  =…;

– а;  – и; – с;– н; 7– м; 7,3 – р; – е; –ш;    – е; – ч;  - ы;  1 – л.  

(Пока работаем устно, два человека самостоятельно – игра «ЛОТО»

Как сложить и вычесть смешанные дроби?

  1. Можно ли сравнивать обыкновенные дроби?

Какими математическими знаками записывается результат сложения?

Как сравнить десятичные дроби?

Рассмотрим замечательный квадрат. Он поможет нам узнать о СРАВНЕНИИ ДРОБЕЙ (работа в парах)

0

9

- НАЙДИТЕ НАИБОЛЬШЕЕ ЧИСЛО В ПЕРВОЙ СТРОКЕ.

- НАЙДИТЕ НАИМЕНЬШЕЕ ЧИСЛО ВО ВТОРОЙ СТРОКЕ

- НАЙЛИТЕ НИ НАИМЕНЬШЕЕ, НИ НАИБОЛЬШЕЕ ЧИСЛО В ТРЕТЬЕЙ СТРОКЕ

- НАЙДИТЕ СУММУ ЭТИХ ЧИСЕЛ.

Этот квадрат помог нам узнать длину тела бобра в дециметрах.

Сообщение: Бобр – крупный грызун, ведет полуводный образ жизни, обитает по лесным рекам, сооружает из ветвей и ила домики, делает плотины длинной 5 – 6 метров

  1. «Равный счет».

. Ученикам  предлагается  придумать примеры на сложение и вычитание смешанных чисел, чтобы в ответе получилось число .

4. Работа с сигнальными карточками. Учитель называет несколько ответов, при неправильном ответе – красный цвет, при правильном – зеленый.

а) ;

б) ;

         в) .

  1. ОТРАБОТКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ  (тетради, число, классная работа) (групповая работа)

1. «Счет-эстафета». На доске заранее написаны примеры для каждого ряда. Первые участники игры от каждого ряда-команды решают первое задание из своего столбика, затем возвращаются на свои места, отдав мел второму члену своей команды, и т. д.

2. Фронтальная работа (на доске с комментированием)

1) При каких m дробь будет правильной?

2) Вычислите: ;                .

3) Решить уравнение:

а) ;     б) .

3.Работа по рядам группами

Первая группа:  Найдите код к решению данных примеров

Выделить целую часть из дробной части чисел:

Коды: 1)  ;     2);    3);     4);      5)5;      6)                          [3615]

Вторая группа: Записать в виде неправильной дроби дробную часть чисел: , взяв единицу из целой части.

Третья группа: Выполните сложение:

а) ;                б) ;                в) ;                г) ;

д) ;                е) .

   

4.Клоун придумал несколько примеров на сложение и вычитание смешанных дробей, а чтобы было смешно, стер в них некоторые числа, а где-то вычислил неправильно. Вот такие забавные равенства получились: Найдите ошибки или неправильный ответ (работа в парах).

  1.                                          [10]
  2.                                         []
  3.                                     [7]
  4.                                      []
  5. 5                                []
  6. 4 -                                           []
  1. ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ: самостоятельная работа

Первый вариант:

а)    Выполните действия:

         1) ;                      2) ;                          3) .

б) Решите уравнение: х+.

Второй вариант:

 а) Выполните действия:

         1) ;          2).

б) Решите уравнение: .

 Третий вариант:  

   а) Выполните действия:

1) ;                2) .

б) Решите уравнение: .

V. Итог урока

VI. Домашнее задание: 1) составить математическое лото на сложение и вычитание  мешанных дробей 2) пов. П. 26-29, № 1129, 1136(е, з).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Литература.

А) Основной

  1. Приоритетный национальный проект «Образование» - http://mon.gov.ru/pro/pnpo.
  2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» - http://mon.gov.ru/dok/akt/6591.
  3. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы - http://mon.gov.ru/press/news/8286.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011- 48с.
  5. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
  6. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009. – 24 с. (Стандарты второго поколения) – 24с.
  7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2. 2621-10).
  8. Система гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования - http://standart.edu.ru
  9. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. // Педагогика.- 2009.-№4.- С.18-22.
  10. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. // Под ред. Асмолова А.Г. – М.: Просвещение, 2010.  
  11. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011 – 67 с.
  12. Боженкова Л.И. Алгебра в схемах, таблицах, алгоритмах: Учебные материалы. Калуга: КГПУ, 2012.
  13. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. – М.: АПКиППРО, 2005.

В) Дополнительный

  1. Александрова Н.В. История математических терминов, понятий, обозначений. – М.: ЛКИ, 2007. – 248 с.
  2. Гнеденко Б.В. Очерки по истории математики в России. - М.: ЛКИ, 2009. – 296 с.
  3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Педагогика, 1996.
  4. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов. / Под общ.ред. М.Б.Лебедевой.  – СПб.: БХВ-Петербург, 2010.
  5. Примерные программы внеурочной деятельности / Под ред. В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2010.
  6. Программа внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. М.: Просвещение, 2011. – 96 с. (Стандарты второго поколения).
  7. Соболева О.В. Обучение пониманию текста: учебная книга – учитель- ученик // Психологическая наука и образование. 2006, № 1.
  8. Шуба М.Ю. Учим творчески мыслить на уроках математики. - М.: Просвещение, 2012. – 218 с. (Работаем по новым стандартам).
  9. Журналы «Математика в школе».
  10. Журналы «Педагогика».
  11. Журналы «Стандарты и мониторинг образования».

С) Интернет-ресурсы

  1. http://standart.edu.ru – ФГОС общего образования и разработанные к ним документы.
  2. http://school-collection.edu.ru/ - каталог Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.
  3. http://fcior.edu.ru - каталог электронных образовательных ресурсов ФЦ.
  4. http://window.edu.ru – электронные образовательные ресурсы.
  5. http://katalog.iot.ru – электронные образовательные ресурсы.
  6. http://www.it-n.ru/ - «Сеть творческих учителей».
  7. http://www.ict.edu.ru - портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании".
  8. http://www.metodist.lbz.ru/content/videoafisha.php - видеолекции  авторов УМК по школьной математике.
  9. http://inf.1september.ru - газета «Математика» Издательского дома «Первое сентября».
  10. www.school.edu.ru/ Центральный образовательный портал. Содержит нормативные документы Министерства образования и науки, стандарты, информацию о проведении экспериментов.
  11. http://fcior.edu.ru/  Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Приложения

Средства помощи

Приложение № 1

Виды математических выражений

№ п/п

Название вида выражения

с - результат

Символьная запись

Компоненты

Название действий

1

Частное (отношение чисел)

 :  

делимое

делитель

деление

2

Дробь (отношение чисел)

= с

числитель

знаменатель

деление

                                                   

Приложение № 2

Действия с дробями:

.

Сложение. Если знаменатели дробей одинаковы, то чтобы сложить эти дроби, нужно сложить их числители; знаменатель остаётся прежним, то есть

63261514348370-36

Если знаменатели данных дробей разные, то дроби нужно сначала привести к общему знаменателю, а потом поступить, как описано выше.

Вычитание. Если две дроби имеют одинаковые знаменатели, то

63261514348370-37

Если знаменатели данных дробей различны, то сперва приводят дроби к общему знаменателю, а потом вычитают их по вышеприведённой формуле.

Приложение № 3

Окружность и круг:

pic93           pic94                 pic95                           

  1. Окружность 
  2. Окружность делит плоскость на две части. Ту часть плоскости, которая лежит внутри окружности (вместе с самой окружностью), называют кругом.

3. Точку О –  центр и круга, и окружности.

4. Все радиусы окружности равны друг другу.

5. Отрезок АВ –  диаметром окружности (и круга).

6. Диаметр окружности вдвое длиннее ее радиуса.

7. Диаметр делит круг на два полукруга, а окружность — на две полуокружности.
8. А  В -
дуга окружности, а точки А и В — концами этих дуг.

                                                    Приложение № 4

Обыкновенная дробь   называется правильной, если её числитель меньше её знаменателя, то есть m < n.

Обыкновенная дробь называется неправильной, если её числитель больше её знаменателя, то есть m n

Приложение № 5

Предписание для сравнения дробей с одинаковыми знаменателями:

Приложение № 6

Предписание выделения целой части из неправильной дроби:

  1. разделить с остатком числитель и знаменатель;
  2. неполное частное будет целой частью;
  3. остаток (если он есть) дает числитель, а делитель – знаменатель дробной части.

Приложение № 7

Предписание представления смешанной дроби в виде неправильной дроби:

  1. умножить его целую часть на знаменатель дробной части;
  2. к полученному произведению прибавить числитель дробной части;
  3. записать полученную сумму числителем дроби, а знаменатель дробной части оставить без изменения.

                                                     Приложение № 8

Предписание при сложении (и вычитании) чисел в смешанной записи:

  1. целые части дроби складываются (вычитаются) отдельно;
  2. дробные части дроби складываются (вычитаются) отдельно;

Если при сложении смешанных чисел в их дробной части получается неправильная дробь, то из дробной части выделяют целую часть и добавляют ее к уже имеющейся целой части.

Пример:.

Если при вычитании смешанных чисел дробная часть уменьшаемого меньше дробной части вычитаемого, поступают так:

     Пример:

Короче: .

Если вычитают смешанную дробь или дробь их натурального числа, поступают так:

Пример:

1)  .                            2)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Реализации требований ФГОС ООО при обучении учащихся 8 класса теме "Квадратные корни"

Планирование обучения теме "Квадратные корни" с расписыванием УУД и основных требований к знаниям и умениям...

Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 5 класса теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей»

Вот и закончился мой курс «Актуальные  проблемы  развития  профессиональной компетентности  учителя  математики (в условиях  реализации ФГОС)». Тема моего проекта бы...

ПРОЕКТ.Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 5 класса теме:"Сложение и вычитание десятичных дробей".

ПРОЕКТ.Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 5 класса теме:"Сложение и вычитание десятичных дробей"....

ПРОЕКТ Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 5 класса теме: «Десятичные дроби»

Проект содержит теоретические вопросы введения ФГОС в 5 классе, технологическую карту темы, таблицу целей, примеры реализации в форме урока с прописанными УУД, схемой введения понятия....

Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 6 класса теме: «Умножение и деление обыкновенных дробей

Практико-значимая работа по теме "Умножение и деление обыкновенных дробей"...