Решение уравнений и неравенств, содержащих абсолютную величину.
рабочая программа по алгебре (9 класс) на тему
Программа элективного курса.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 111.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса
(9класс)
Автор И.В. Ефимова
Решение уравнений и неравенств, содержащих абсолютную величину
Пояснительная записка
Исходными документами для составления рабочей программы являлись:
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утверждённый приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
- Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Минобразования РФ №1312 от 05.03.2004;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных)Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2012/2013 учебный год, утверждённым Приказом МО РФ №2885 от 27.12.2011г.;
-Письмо Минобрнауки России от01.04.2005 №03-417 « о перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений»;
-Примерная программа основного общего образования по истории и авторская программа под Я. С. Фельдмана, А. Я. Жаржевского;
- Образовательная программа МБОУ Жердевской СОШ №2, утвержденная приказом директора №131 от 31.08.2011г.
Статус документа
Курс рассчитан на учащихся 9-11 классов общеобразовательных школ, проявляющих интерес к изучению математики.
Курс позволит школьникам систематизировать, расширить и укрепить знания, связанные с абсолютной величиной, подготовиться для дальнейшего изучения тем, использующих это понятие, научиться решать разнообразные задачи различной сложности, способствует выработке и закреплению навыков работы на компьютере
Структура документа
Программа элективного курса включает 5 разделов:
- Пояснительная записка.
- Содержание тем учебного курса.
- Учебно-тематический план.
- Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
Перечень учебно-методического обеспечения
Общая характеристика учебного предмета
Понятие абсолютной величины (модуля) является одной из важнейших характеристик числа как в области действительных, так и в области комплексных чисел.
Это понятие широко применяется не только в различных разделах школьного курса математики, но и в курсах высшей математики, физики и технических наук, изучаемых в вузах. Например, в теории приближенных вычислений используются понятия абсолютной и относительной погрешностей приближенного числа. В механике и геометрии изучаются понятия вектора и его длины (модуля вектора). В математическом анализе понятие абсолютной величины числа содержится в определениях таких основных понятий, как предел, ограниченная функция и др. Задачи, связанные с абсолютными величинами, часто встречаются на математических олимпиадах, вступительных экзаменах в вузы и на ЕГЭ.
Программой школьного курса математики не предусмотрены обобщение и систематизация знаний о модулях, их свойствах, полученных учащимися за весь период обучения. Это и позволит сделать элективный курс "Абсолютная величина (модуль)".
.
Учителю курс поможет наиболее качественно подготовить учащихся к математическим олимпиадам, сдаче ЕГЭ и экзаменов при поступлении в вузы.
Программа элективного курса предполагает знакомство с теорией и практикой рассматриваемых вопросов и рассчитана на 17часов. Программа содержит список литературы по предложенным темам.
В процессе изучения данного курса предполагается использование различных методов активизации познавательной деятельности школьников, а также различных форм организации их самостоятельной работы.
Результатом освоения программы курса является представление школьниками творческих индивидуальных и групповых работ на итоговом занятии.
Цели курса:
- обобщение и систематизация, расширение и углубление знаний по теме "Абсолютная величина"; обретение практических навыков выполнения заданий с модулем; повышение уровня математической подготовки школьников.
Задачи курса:
- вооружить учащихся системой знаний по теме "Абсолютная величина";
- сформировать навыки применения данных знаний при решении разнообразных задач различной сложности;
- подготовить учащихся к ГИА
- сформировать навыки самостоятельной работы, работы в малых группах;
- сформировать навыки работы со справочной литературой, с компьютером;
- сформировать умения и навыки исследовательской работы;
- способствовать развитию алгоритмического мышления учащихся;
- способствовать формированию познавательного интереса к математике.
При реализации программы используются элементы технологий:
- - личностно-ориентированного обучения, направленного на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности;
- - развивающего обучения, в основе которого лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьников;
- - объяснительно-иллюстративного обучения, суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных, так и специальных (предметных) знаний.
- - формирования учебной деятельности школьников, которая направлена на приобретение знаний с помощью решения учебных задач. В начале урока классу предлагаются учебные задачи, которые решаются по ходу урока, в конце урока, согласно этим задачам, проводится диагностирующая проверка результатов усвоения с помощью тестов.
- - дифференцированного обучения, где учащиеся класса делятся на условные группы с учётом типологических особенностей школьников. При формировании групп учитываются личностное отношение школьников к учёбе, степень обученности, обучаемости, интерес к изучению предмета, к личности учителя;
Также при реализации программы использовали и традиционные технологии, такие как технология формирования приёмов учебной работы, изложенная в виде правил, алгоритмов, образцов, планов описаний и характеристики объектов.
Также при реализации программы использовали и традиционные технологии, такие как Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи.
При реализации программы используются практически все методы
организации учебно-познавательной деятельности, классифицирующиеся
- по характеру познавательной деятельности школьников (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый); -- по источникам знаний (словесные, наглядные, практические);
- по логике раскрытия учебного материала (индуктивные и дедуктивные)
- по степени самостоятельности обучающихся;
-обобщающая беседа по пройденному материалу, практические работы, тестирование, фронтальный опрос, индивидуальная работа (карточки, устный опрос), дискуссии, составление презентаций, публикаций.
Формы работы с учащимися: : комбинированный урок, урок – беседа,
урок – практикум, обобщающий урок и др.
В процессе реализации программы формируются также ключевые компетенции:
- информационные компетенции,
- познавательные компетенции,
- коммуникативные компетенции,
- рефлексивные компетенции.
КОМПЕТЕНЦИИ | |
Общеучебные | - владение конкретными математическими знаниями, необходимыми для практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования, формирование практических навыков вычислений и вычислительной культуры; |
- интеллектуальное развитие, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни и работы в обществе; | |
- формирование представлений об идеях и методах математики. как форме описания и познания действительности, расширить представления о роли вычислений в человеческой практике, понимать вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира: | |
- формирование представлений о математике как о части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса; | |
- развитие умения использовать для изучения окружающего мира такие методы, как наблюдение, моделирование, измерение; | |
- использование простейшей вычислительной техники для выполнения практических расчетов: | |
- развитие логического мышления и речевых умений - умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический). | |
Предметно-ориентированные | - развитие формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных дисциплин: |
- усвоить аппарат уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач: | |
- осуществлять функциональную подготовку школьников, уметь с помощью функций описывать реальные зависимости; | |
- знать сущность понятий математического доказательства, алгоритма; | |
- уметь использовать математические формулы, выполнять расчеты по формулам, составлять формулы, выражающие зависимости между величинами, уметь находить нужную формулу в справочной литературе; | |
- расширить представление о понятии числа. |
Механизм формирования ключевых компетенций обучающихся:
Учебно-познавательные компетенции:
• ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;
• организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
•, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
• ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы, описывать результаты, формулировать выводы;
• выступать устно и письменно о результатах своего исследования.
Информационные компетенции:
• владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет;
• самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
• ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое.
Коммуникативные компетенции:
• владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
• владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы
Формы текущего и итогового контроля
Для текущего и итогового контроля используются такие формы, как самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя, тестирование, самостоятельные, контрольные, творческие работы, зачеты, презентации, заполнение таблиц.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
В результате изучения программы элективного курса "Решение уравнений и неравенств, содержащих абсолютную величина" учащиеся получают возможность
Знать и понимать:
- определение абсолютной величины действительного числа;
- основные операции и свойства абсолютной величины;
- правила построения графиков уравнений (в т.ч. функций), содержащих знак абсолютной величины;
- алгоритмы решения уравнений, неравенств, систем уравнений и неравенств, содержащих переменную под знаком модуля.
Уметь:
- применять определение, свойства абсолютной величины действительного числа к решению конкретных задач;
- читать и строить графики функций, аналитическое выражение которых содержит знак абсолютной величины;
- решать уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств, содержащих переменную под знаком модуля.
Формы организации образовательного процесса:
Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум.
Технологии обучения:
Технологии, основанные на активизации и интенсификации деятельности обучающихся; групповые технологии разных видов: групповой опрос, урок-практикум, урок-семинар и т.д.; дифференцированные задания и личностно-ориентированные технологии. Использование ИКТ.
Виды и формы контроля:
самостоятельные работы, тестирование, контрольные работы, зачеты
9 класс
Программа включает 6 тем:
Тема №1 Основные сведения. Свойства модуля. Дополнительные свойства. Определение модуля, обозначение, вычисление, геометрический смысл
Цель: Познакомить учащихся с основными положениями, определениями, свойствами, рассмотреть геометрический смысл модуля
Требования к уровню подготовки:
знать определение модуля, его свойства, основные положения, геометрический смысл;
уметь правильно раскрыть знак модуля
Перечень контрольных мероприятий:
- самостоятельные работы;
- тесты
Тема №2 Преобразования рациональных выражений. Рациональные выражения, содержащие функции под знаком модуля. Модули функций при использовании отношений
Цель: Сформировать алгоритм преобразования рациональных выражений, используя свойства модуля
Требования к уровню подготовки:
знать алгоритм преобразования рациональных выражений, используя свойства модуля
уметь выполнять преобразования рациональных выражений, используя свойства модуля
Перечень контрольных мероприятий:
- самостоятельные работы;
- тесты
Тема №3 Метод интервалов при решении уравнений и неравенств. Универсальный метод для всех типов уравнений и неравенств. Подмодульные выражения, нули подмодульных выражений
Цель: Рассмотреть основной метод решения уравнений, содержащих модули, сформировать навык решения уравнений универсальным методом
Требования к уровню подготовки:
знать правило снятия модуля;
уметь решать уравнения и неравенства методом интервалов
Перечень контрольных мероприятий:
- самостоятельные работы;
- тесты
- контрольные работы
Тема № 4 Рациональные уравнения
Уравнения вида .
Уравнения вида .
Уравнения вида .
Уравнения вида .
Уравнения вида (b > a).
Цель: Рассмотреть способы решения различных видов рациональных уравнений
Требования к уровню подготовки:
знать алгоритм решения уравнений;
уметь решать уравнения всех вдов
Перечень контрольных мероприятий:
- самостоятельные работы;
- тесты
- контрольные работы
Тема № 5 Рациональные неравенства
Неравенства вида
Неравенства вида
Неравенства вида
Цель: Рассмотреть способы решения различных видов рациональных неравенств
Требования к уровню подготовки:
знать алгоритм решения неравенств с модулями;
уметь решать неравенства данного вида
Перечень контрольных мероприятий:
- самостоятельные работы;
- тесты
- контрольные работы
Тема № 6 Графики функций. Графики функций, содержащих одно, два и более выражений под знаком модуля.
Цель: сформировать навык построения графиков функций, содержащих одно, два и более выражений под знаком модуля.
Требования к уровню подготовки:
знать алгоритм построения графиков функций с модулями;
уметь выполнять построение графиков функций с одним, двумя, тремя модулями
Перечень контрольных мероприятий:
- зачетная работа
Учебно-тематический план для 9 класса
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Форма контроля |
1 | Основные сведения. Свойства модуля. Дополнительные свойства | 1 | Собеседование |
2 | Преобразования рациональных выражений | ||
3 | Метод интервалов при решении уравнений | 2 | Самостоятельная работа |
4 | Рациональные уравнения а) уравнения вида ; б) уравнения вида в) уравнения вида г) уравнения вида д) уравнения вида (b > a) | 10 | Тест Контрольная работа |
5 | Рациональные неравенства: а) неравенства вида ; б) неравенства вида; в) неравенства вида | ||
6 | Графики функций | 3 | Зачетная работа |
Литература:
Автор | Название учебника | Издательство и год издания |
Я. С. Фельдман, А. Я. Жаржевский | Математика «Решение задач с модулями». | Оракул, С-Петербург, 1997г. |
М. К. Потапов, С. Н. Олехник, Ю.В. Нестеренко | «Конкурсные задачи по математике» | Москва,1995г. АО « Столетие» |
З. Н. Альхова, А. В. Макеева | «Внеклассная работа по математике» | Саратов, ОАО «Лицей», 2001 «Липецк», 2001 20012001 |
Ф.Ф.Лысенко | Математика. Подготовка к ГИА – 9 | Легион-М, Ростов-наДону, 2010, 2011, 2012, 2013 |
И.Г.Алексеев | Математика. Подготовка к ЕГЭ | Саратов, «Лицей», 2007 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Метод интервалов для решения уравнений и неравенств, содержащих модуль"
Презентация подготовлена кодному из занятий элективного курса" Модули" в 9 классе....
Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль
Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль...

Конспект урока по теме «Методы решения уравнений и неравенств, содержащих обратные тригонометрические функции»
Урок алгебры и начала анализа в 10 классе физико – математического профиля. Цель урока: рассмотреть способы решения уравнений и неравенств, содержащих обратные тригонометрические функции и спосо...

Обобщение опыта по теме: "Построение графиков функций, решение уравнений и неравенств, содержащих переменную под знаком модуля"
В данный материал входит рабочая программа, тематическое планирование элективного курса для 9-го класса, а также элективный курс с презентациями к каждой теме. Курс расчитан для одаренных по математик...

Урок алгебры в 9 классе (занятие элективного курса) по теме «Решение уравнений и неравенств, содержащих модули».
На занятии изучается методика решения уравнений и неравенств, содержащих модули. Даётся полная классификация уравнений и неравенств с модулем. К каждому типу уравнений и неравенств подобраны примеры. ...

Разработка урока по теме «Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль» в 10-м классе (профил.уровень)
Разработка урока по теме «Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль» в 10-м классе (профильная группа). Урок систематизации и обобщения изученного материала. (По учебнику Алгебра 10-11 класс. ...

