Эффективные методы, формы и приёмы, используемые при проведении урока математики (начало урока)
презентация к уроку по алгебре (5, 6, 7 класс) на тему

Николаева Елена Владимировна

Каждый учитель стремится использовать на уроке наиболее эффективные методы, формы и приемы. В данной презентации отражен опыт работы учителя математики по организации начала урока, соответствующего требованиям ФГОС ООО, приведены примеры эффективных форм и приёмов работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon nachalo_uroka.ppt429 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эффективные методы, формы и приёмы, используемые при проведении урока математики (начало урока) Николаева Елена Владимировна, учитель математики МБОУ СОШ №2 г.Починка Смоленской области

Слайд 2

«Эффективность» (в переводе с латинского) означает выполнение действий, результат, следствие каких-либо действий. В педагогике под эффективностью понимают полезность для развития каждого ребёнка.

Слайд 3

Критерии эффективного урока: Активная мыслительная деятельность каждого ученика течение всего урока; Обеспечение эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других; Мотивация познавательной деятельности на уроке; Обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся в процессе деятельности в течение всего урока; Наличие самостоятельной работы или творческого задания на уроке, с последующей самопроверкой или взаимопроверкой; Достижение целей урока.

Слайд 4

От чего зависит эффективность урока? Подготовка учителя к уроку; Способы, формы и виды организации деятельности обучающихся; Методы и приёмы, используемые при проведении урока.

Слайд 5

Метод (от греч. metodos – исследование, путь продвижения к истине) – способ работы учителя и ученика, при помощи которого достигается овладение знаниями, умениями, навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности. Методы обучения - это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения. Г.И.Щукина

Слайд 6

Прием - это часть метода, которая усиливает, повышает его эффективность, следовательно, метод обучения состоит из приемов - отдельных элементов, которые в совокупности помогают решению познавательных задач и характеризуют либо деятельность учителя, либо деятельность обучающихся.

Слайд 7

Методы обучения, выделяемые по источнику знаний: Словесные Наглядные Практические

Слайд 8

Словесные методы: Рассказ; Объяснение; Беседа; Дискуссия; Лекция; Работа с учебником: конспектирование, составление плана текста, тезирование, цитирование, аннотирование, рецензирование и т. д.

Слайд 9

Наглядные методы условно делятся на иллюстративные и демонстрационные. Иллюстративные методы : использование карт, плакатов, схем, картин, зарисовок и т.д. Демонстрационные методы : демонстрация приборов, опытов, презентаций, кинофильмов и т.д.

Слайд 10

Практические методы: Упражнения (устные, письменные, графические, по содержанию: алгоритмические, полуалгоритмические и эвристические); Практические и лабораторные работы (в том числе, на местности); Работа с тренажерами.

Слайд 11

Методы обучения, определяемые уровнем познавательной деятельности обучающихся (по И.Я.Лернеру) : Репродуктивный (объяснительно-иллюстративный); Проблемный; Частично-поисковый (эвристический); Исследовательский

Слайд 12

Замечание: В западноевропейской педагогике нет разграничений между методами, формами и приемами обучения.

Слайд 13

Обучение – это ремесло, использующее бесчисленное количество маленьких трюков Д. Пойа

Слайд 14

Формы работы и приёмы, используемые в начале урока (из опыта работы): Математический диктант; Эстафета; Найди ошибку; Расшифруй!; Перестрелка; Лотерея (или Лото); Цепочки;

Слайд 15

Счёт и вычисления – основа порядка в голове И.Песталоцци Устный счет в различный формах проведения – традиционный элемент начала урока. Приём «Цепочки» основан на работе с учебником математики (5-6 классы). Эффективна работа в парах: первый ученик решает цепочку, второй – его слушает, исправляет, проверяет и оценивает. Затем ученики меняются ролями.

Слайд 16

Эффективной является организация устной работы в группах при решении упражнений нестандартного, развивающего характера. В этом случае обучающиеся совместно осуществляют поиск решения, объясняют его друг другу, приводят свои примеры. Учитель может направлять работу каждой группы с помощью наводящих вопросов.

Слайд 17

Устные упражнения (работа в группах) 5 класс Тема: Уравнение Решите уравнения: х+42+42=42·3; у+у+у=115·3; 26+26+26=26·х; 43-х-х=43; 432:х·8=432; 7·9:х=7; 15·а=15:а; у+у=у·у Найдите неизвестное слово (корни уравнений покажут, какие буквы надо исключить): а) 2·х-5=5; 8-х=5; СОПКА б) 5·х+1=6; 15-2·х=5; СТАНОК 3. Из всех корней уравнений укажите самое большое число: а+23=41; с:4=9; 85-у=72; х-63=26

Слайд 18

Функции математического диктанта: Организация начала урока; Проверка домашнего задания; Диагностика затруднений и контроль знаний и умений; Развитие оперативной памяти, умения сосредотачиваться, получать информацию на слух, преобразовывать её; Общекультурная - формирование грамотной математической речи; Создание проблемной ситуации.

Слайд 19

Группы заданий: Операционные (вычислить, решить уравнение или задачу, сравнить); Логические (оценить истинность высказывания); Терминологические.

Слайд 20

6 класс Тема: Отношения На доске записаны результаты прошедшей контрольной работы: «5» – 5, «4» - 8, «3» - 10, «2» – 2. Ответьте на вопросы: Какая часть класса написала работу на «5»? Какая часть класса написала работу на «2»? Какая часть класса написала работу успешно? Найди успеваемость класса в процентах. Найди качество знаний класса в процентах. Во сколько раз количество «5» больше числа «2»? Во сколько раз количество «2» меньше числа «3»? Верно ли утверждение: Отношение количества пятёрок к количеству двоек больше отношения количества троек к количеству двоек?

Слайд 21

Проверка диктанта (самопроверка) Вопросы диктанта проецируются на экран. Ответы может называть и комментировать ученик, желающий ответить на оценку. В процессе могут возникнуть вопросы: Что показывает отношение? Зачем нужно знать успеваемость класса? Что такое качество знаний? Как вы думаете, вы были успешны в этой контрольной работе? Что можно сделать, чтобы стать более Успешными в дальнейшем?

Слайд 22

Критерии оценивания диктанта: 8 «+» - оценка «5» 7 «+» - оценка «4» 6 «+» - оценка «3» 5 «+» и менее - оценка «2» ( «2» не выставляется в тетрадь в случае проведения тренировочного диктанта) Контрольный диктант проводится один раз в 7 – 10 дней, дата определяется по уровню готовности школьников, сообщается заранее.

Слайд 23

Прием « Эстафета» Класс делится на группы по 4 человека. Каждая группа получает список из 5 базовых вопросов (список составлен учениками на предыдущем уроке), на которые нужно ответить: отвечают по очереди по часовой стрелке до тех пор, пока каждый не ответит на все вопросы. Пока класс занят, учитель может индивидуально работать с 1-2 отстающими (или сильными учениками).

Слайд 24

«Эстафета» 7 класс Тема: Степень и её свойства Что называется степенью числа с натуральным показателем? Приведи пример, назови основание и показатель степени. Правило умножения степеней с одинаковыми основаниями. Приведи пример. Правило деления степеней с одинаковыми основаниями. Приведи пример. Правило возведения степени в степень. Приведи пример. Правило возведения в степень произведения. Приведи пример.

Слайд 25

Прием «Найди ошибку» Обучающиеся делятся на группы. Каждая группа получает текст (с формулировками правил, формулами, решенными задачами или примерами), в которых есть ошибки. Количество ошибок учитель может сообщить группе. Необходимо найти ошибки, исправить их, доказать правильность результата.

Слайд 26

«Найди ошибку» 6 класс Тема: Модуль числа Выполнить действия: а)|-25|-|-5|=20; б) |-6,8|+|2,3|=8,11; в) |-16, 2|:|0,3|=5, 4; г) |45, 28|:|-9,4|=-5, 7 2) Решить уравнение: а) –х = 2,7 х = -2,7 Ответ: -2,7 б) –а = -56,2 а = -56,2 Ответ: -56,2 в) |х| = 9,1 х = 9,1 Ответ: 9,1 3) Противоположные числа имеют равные модули.

Слайд 27

Игра-соревнование «Расшифруй!» На доске заранее записано несколько примеров, ответы на которые дают ключевое слово или фразу (девиз урока), подсказывающую тему урока. Игра может проводиться в виде группового соревнования или индивидуального.

Слайд 28

«Расшифруй » (5 класс) Если вы правильно выполните вычисления и выпишете в таблицу буквы, соответствующие найденным ответам, то узнаете тему сегодняшнего урока: Р 7:2= Е 6,4:4= О 80:100= Н 1:4= П 3:2= К 5,1:3= Т 4,3:43= Ц 0,2·2-0,2²= Сначала вычисляются примеры, потом открывается таблица: 1,5 3,5 0,8 0,36 1,6 0,25 0,1

Слайд 29

Безусловно, существует множество других форм и приёмов работы со школьниками, позволяющими начать урок организованно, мотивировать на дальнейшую плодотворную и эффективную деятельность.

Слайд 30

Всё в наших руках, поэтому нельзя их опускать Коко Шанель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме самообразования «Повышение уровня мотивации обучения через внедрения активных методов обучения и нестандартных форм проведения уроков математики и физики в 5-9 классах»

Я знаю и понимаю стратегию развития образования в России и принципы образовательной политики.Основным условием усиления политической и экономической роли России и повышения благосостояния её населения...

Методы, формы, средства организации деятельности учащихся на уроках математики

Математическое образование это  неотъемлемая часть гуманитарного образования в широком понимании этого слова, один из основных элементов формирования личности. В новых стандартах образования гово...

Методы, формы, средства организации деятельности учащихся на уроках математики.

В современных условиях в образовательной деятельности важна  ориентация на развитие познавательной активности, самостоятельности учащихся, формирование умений проблемно-поисковой, исследова...

Методы, формы, средства организации деятельности учащихся на уроках математики

Математика на протяжении всей истории человечества является одной из основных составных частей человеческой культуры, ключом к познанию и адекватной оценке окружающего мира. Математическое образование...

Методы, формы, средства организации деятельности учащихся на уроках математики.

Методы, формы, средства организации деятельности учащихсяна уроках математикиМатематика на протяжении всей истории человечества является одной из основных составных частей человеческой культуры, ...