НРК при обучении математике
учебно-методический материал по алгебре на тему

Дампилон Дулгаржаб Виличкеевна

Введение национально-регионального компонента в содержание учебного материала по математике дает нам возможность возрождения и развития подлинно народных традиций, что играет существенную роль в нравственном становлении человека. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проектные задачи26.05 КБ

Предварительный просмотр:

Национально-региональный компонент при обучении математике

Математика по восточному календарю

Лошадь гнедой масти.  Корпус и голова коричневого окраса различных оттенков.  Хвост, грива и конечности ниже скакательных и запястных суставов – черные.  На корпусе тоже присутствует небольшая примесь черных волос.

Задача №1. Умер старик и оставил трем  своим сыновьям 17 лошадей. А  перед смертью распорядился, чтобы они  поделили табун тка, чтобы старший взял половину всех лошадей, средний – треть и младший – девятую часть всех лошадей. Старик умер и оставил 17 лошадей. Начали сыновья дележ, но число 17 не делится ни на 2,ни на 3, ни на 9. Как им быть? Обратились братья к мудрецу. Тот приехал к ним на собственной лошади и разделил все по завещанию. Как он это сделал?

Лошадь вороной масти. Равномерная черная окраска туловища, головы, ног. Грива и хвост у лошади вороной масти исключительно черного цвета. В нашей стране черных лошадей называют вороными, потому что их шерсть переливается на солнце, как крыло ворона.

Задача № 2. К табунщику пришли три казака покупать лошадей.

- хорошо, я продам вам лошадей, - сказал табунщик. – первому продам полтабуна и еще половину лошади, второму – половину оставшихся лошадей и еще пол- лошади, третий также получит половину оставшихся лошадей с полу лошадью. А себе я оставлю только 5 лошадей. Удивились казаки, как это табунщик будет делить лошадей на части, но поразмыслили, успокоились, и сделка состоялась. Сколько лошадей продал табунщик каждому из казаков?

Лошадь буланой масти.  Равномерная желто-песочная или землисто-песочная окраска корпуса и головы. Конечности ниже запястных и скакательных суставов, а также грива и хвост – черные. У буланых лошадей темная кожа и карие глаза.

Задача № 3. 48 кузнецов должны подковать 60 лошадей. Какое наименьшее время они затратят  на работу, если каждый кузнец тратит на 1 подкову 5 минут? (лошадь не может стоять на двух ногах) подсказка: сначала решите задачу для четырех кузнецов и пяти лошадей.

Лошадь серая в яблоках. По серому фону разбросаны белые пятна диаметром 2-5 см на шее, плечах, боках, крупе. В молодом возрасте яблок больше, ближе к старости у некоторых лошадей они пропадают и лошади становятся светло-серыми.

Задача № 4. В скачках участвуют три лошади. Игрок может поставить некоторую сумму денег на каждую лошадь. На первую лошадь ставки принимаются в соотношении 1 : 4. Это означает, что если первая лошадь выигрывает, то игрок получает назад деньги, поставленные на эту лошадь, и еще четыре раза по столько же. На вторую лошадь принимаются ставки в соотношении 1 : 3, на третью – 1 : 1. Деньги, поставленные на проигравшую лошадь, не возвращаются. Можно ли поставить так, чтобы выиграть при любом исходе скачек?

Лошадь пегой масти. По фону основной масти разбросаны белые пятна неровной формы. Хвост и грива обычно белые. Пегость – это частичный альбинизм, как и любые другие белые отметины на теле лошади. У пегих лошадей глаза могут быть голубого цвета.

Задача № 5. На лугу ребята пасут жеребят. Если посчитать ноги ребят и  жеребят, то получится 184, а если сосчитать головы, то 53. Сколько на лугу ребят и сколько жеребят?

Задача № 6. Число лет Джучи ( сына Чингисхана составляло 5/11 лет самого Чингисхана, а число лет дочери ( 2/11 числа лет отца. Сколько лет было Чингисхану, если Джучи и его сестре вместе было 28 лет?

Задача № 7. В трех районах республики собрали на предстоящую зиму 1,2 тыс. тонн сена. В Баргузинском и Курумканском  районах собрали поровну, а в Закаменском на 9 т. тонн больше, чем с лугов Баргузинского района. Сколько сена собрали в каждом из районов?

Задача № 8. На кондитерской фабрике "Амта" выпускают конфеты "Ласточка", "Водопад ", "Маска". В 10 минут выпускается 150 конфет "Маска", 200 конфет "Ласточка" и 140 "Водопад". Какую часть из выпускаемых конфет составляют конфеты каждого сорта?

Задача № 9. Улан-Удэнское ателье "Элегант" за месяц должно сшить 38 костюмов. В первую неделю было сшито 7 костюмов, во вторую ( 11 костюмов. Какую часть всех костюмов осталось сшить?

Задача № 10. Длина одной стороны парка "Орешково" (в г.Улан-Удэ) составляет 3/11 его периметра, длина другой 4/11 периметра, а сумма длин этих сторон равна 280 м. Найти периметр парка.

Задача № 11. Расстояние между г. Улан-Удэ и районным центром Курумкан 411 км. Из г. Улан-Удэ и Курумкана одновременно навстречу друг другу выехали два автомобиля со скоростью 60 км/ч. и 80 км/ч. Через какое время автомобили встретятся?

Задача № 12. Поверхность гостиницы "Бурятия" имеет форму параллелепипеда. Определить, сколько граней, ребер, вершин имеет поверхность гостиницы. Какое здание в г.Улан-Удэ имеет форму куба? Что такое куб? Из каких фигур состоит поверхность куба?

Задача № 13. Найти объем здания "Восточные ворота" с измерениями 9,5 м; 38 м; 23 м и выразить в кубических дециметрах.

Задача № 14. Из 18 маралов, занесенных в "Красную книгу Бурятии" 5 были самками, а остальные-самцы. Какую часть всех маралов составляли самки?

Задача № 15. В зрительном зале кинотеатра "Прогресс" 18 рядов и в каждом ряду 22 места. Сколько денег выручил "Прогресс" за 3 сеанса, если цена билета на фильм "По велению вечного неба" (про Чингисхана) 60 руб.?

Задача № 16. Старинные бурятские четки содержат бусинки и колечки. В этих четках 108 камушек бусинок или бусинок из сандалового дерева. Из них коралловых бусинок в 8 раз меньше количества сандаловых, а серебряных колечек на 6 больше колечек из слоновой кости. Всех вместе 117 бусинок и колечек; серебряных колечек на 2 меньше коралловых бусинок. Найти количество каждого наименования.

Задача № 17. Луноликая Наран Гэрэл ткала прекраснейший ковер, используя все цвета мира. Этот ковер должен был обладать чудодейственной силой. Он был разбит на 100 равные красивейшие части. На рисунке закрашенная часть была соткана из чистого изумруда.

Найти, величину всего ковра, если Наран Гэрэл 12 кв. м. соткала из изумруда?

Задача № 18. Великий хан Гэсэр проскакал на своей гнедой кобылице 35 небесных верст и 165 земных. Определить, сколько % небесных верст из всего пройденного проскакал Гэсэр?

Задача № 19. Спускаясь с неба на вороном жеребце, Гэсэр проехал от восхода солнца до захода 12 тысяч верст. Какое же расстояние он преодолеет, если будет ехать 4 раза от восхода до заката, 1/4 времени света, 3/4 времени света?

Задача № 20. Погружая священные камни на телегу с булатными колесами, великие небожители увозили их на землю, на реки, озера и горы, эти камни в будущем должны были превращаться в земные чудеса. На одну телегу погружали 6 куч по 0,25 тонн каждый и на 3-х телегах по 4 груды по 0,44 т каждый святого камня. Определить массу всего святого камня, опускаемого с небес на необжитую землю?

Задача № 21. В период существования Бурят-Монголии, привозили зерно из Центральной Монголии. В одно из сел надо было перевезти 52 т. зерна. Зерно перевозили в 5 телегах с прицепами. Сколько было сделано поездок, если в телегу входило 0,5 т зерна, в прицеп ( 0,3 т зерна?

Задача № 22. Масса соболя Баргузинского заповедника вместе с его детенышем равна 7,2 кг. Какую массу имеет детеныш соболя, если он легче в 5 раз взрослого соболя?

Задача № 23. Сколько аров составляет поле села Аргада Курумканского района, если оно равно 15 га? Сколько квадратных метров?

Задача № 24. Скорость реки Селенга 2,2 км/час. Собственная скорость катера 15,3 км/час. Какой путь прошел катер, если по течению он шел 3 часа, а против течения 4 часа?

Задача № 25. Воины Чингисхана переправлялись через реку Волга. Людей, вооруженных мечами было в три раза больше, чем воинов с луками, а с копьями на 5 больше, чем с мечами. Сколько воинов переправлялись с мечами, луками, копьями, если всех было 26 человек.

 Задача № 26. Храбрый и всемогущий Мунко-Саридак выйдя сразиться с чудовищем-змием на середину своего Тункинского царства, громко сказал: "Иркут!" Это означало - "Все ко мне!" С дальних и ближних гор малые и большие реки и ручейки сразу же хлынули к ногам великана Мунко-Саридака. А коварный змий пройдя вниз по самой крупной из рек150 км возвратился обратно, затратив на весь путь 5 ч. 30 мин. Но Мунко-Саридак знал, что скорость чудища равна 55 км в час в стоячей воде. И, чтобы догнать его, могучий воин должен был узнать скорость течения реки. Помогите храброму Мунко-Саридаку.

Задача № 27. В начале лета, когда стоит ясная и солнечная погода, братья Баргул и Ангар из рода Хонгодоров занимаются заготовкой рыбы на зиму. После холодной зимы, сердитой и ветреной весны пришли они на свое летнее стойбище около реки. Баргул был очень быстр и ловок, в роду он слыл лучшим рыбаком ( 60 рыб заготавливал на 3 часа быстрее Ангара. Вместе же братья заготавливают 30 рыб за час. Нужно узнать, за какое время Ангар, который более удачлив в охоте, нежели в рыбалке, заготовит 90 рыб.

Задача № 28. "Откуда вы летите, лебеди белые? Много ли вас? В каких краях вы побывали? Какие царства вы видели? Поведайте мне обо всем", ( выглядывая из-за каменных круч, спросил Есугей.

"Много мы летали, много стран повидали, немало царств посмотрели. А летим мы сейчас из дворцов белокаменных, от владыки богатств несметных ( седого Байкала. Пролетели мы ровно 400 км. Устали крылья наши от пути длинного. За нами летит еще стая лебедей. Скорость их на 2 км в час меньше нашей. А ты Есугей, попробуй узнать скорость, с какой мы летим".         

Задача № 29. Площадь района составляет 12450 кв.км., а площадь Джергинского заповедника -238,088 га. Сколько процентов от площади Курумканского района составляет площадь Джергинского заповедника?

Задача № 30. Для одного зайца необходимо как минимум 3 га. Вычислить, сколько га приходится на 15 зайцев.

Задача № 31. Озеро Байкал и территория современной Республики Бурятия относились к легендарной стране «….- токум», бывшей в составе коренного улуса кочевого государства монголов. Как называлась страна? Узнай, вспомнив таблицу умножения.                            

  9*3, 8*6, 4*6, 7*9, 8*8, 7*6, 8*5, 4*9, 8*9.

Задача № 32. С тех пор  складывается боевой союз между казаками и бурятами.  В 1682 году крупный отряд из 330 служилых и промышленных людей вместе с семьюдесятью ясачными бурятами ходили за "мунгальскими воровскими людьми и за своим отгонным табуном". Сколько всего людей было в сводном отряде?

Задача №33. В 1685 году проводники буряты приняли участие на стороне русских казаков в их стычке с монголами.  Сколько лет прошло с того времени?

Задача № 34. Присоединение Бурят-Монголии к Русскому государству носило сложный и противоречивый характер. Хори-буряты- великие кочевники Азии, решили отправить делегацию к Белому царю для прекращения произвола и беззакония чиновниками. В составе делегации были представители  хоринских родов, в том числе 3 зайсана, 9 шуленгов, одна шаманка. Делегатов сопровождали двое русских:  переводчик и лекарь.  Сколько было хоринских родов?  48 : 8 + 14 – 3*3=

Задача № 35. Используя точки, отрезки, лучи, прямоугольники, треугольники, кружочки выполните бурятский орнамент.

Задача № 36. Используя симметрию выполнить бурятский орнамент.

Задача № 37.  Узнай дату обнародования  указа Петра Первого. Найди среднее арифметическое в каждом столбце, в первом столбце получится число, во втором- месяц, в третьем-год.

31

5

3056

13

1

350

Задача № 38. Информация для самостоятельного составления задачи:

Курумканский район – один из северных районов республики Бурятия. Граничит с Северобайкальским, Баунтовским и Баргузинскими районами. Климат резко континентальный: зима суровая, с сухим морозом и малым количеством снега, продолжительность зимнего сезона 140-150 дней, весна ветреная, почти без осадков. Лето короткое, жаркое с обильными осадками в конце лета. Самый жаркий месяц- июль (+ 26º), самый холодный – январь (-30º). Абсолютный максимум температуры равен +40º, абсолютный минимум -50º.

Задача № 39. Информация для самостоятельного составления задачи:

В Курумканском районе с численностью населения 15,5 тыс. человек проживают представители более 10 национальностей. Национальный состав населения: буряты-63,8%, русские- 32,8%, эвенки- 2,2%, другие национальности – 1,2%

Задача № 40. Информация для самостоятельного составления задачи:

Территория Курумканского района подразделяется на 10 административных образований – сельских поселений. Районный центр с. Курумкан. Расстояние от районного центра до населенных пунктов: с. Улюнхан – 75 км, с. Алла- 51 км, с. Арзгун- 53 км, с. Аргада – 49 км, с. Барагхан – 25 км, с. Элысун- 37 км, с. Майск- 56 км, с. Могойто- 25 км, с. Сахули- 12 км, с. Шаманка – 17 км.

Задача № 41. Информация для самостоятельного составления задачи:

Уникальные источники Курумканского района славятся своими целебными свойствами. Расстояние от районного центра до базы отдыха «Кучигер»- 82 км, «Умхей»- 102 км, «Алла»- 58 км, «Буксыкен»- 46 км, «Гаргинский»- 60 км.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение математике в рамках предпрофильного, профильного и углубленного обучения

Курсовая работа на  аттестационную категорию. Представлены основные задачи, характеристики, особенности форм организации образовательного процесса в рамках предпрофильного, профильного и углублен...

ПРименение технологии "Эвристическое обучение" в процессе обучения математике

Данная статья содержит краткое описание технологии ЭО, а также примеры ее практического применения...

Личностно ориентированный подход в обучении математике как форма повышения качества обучения и познавательной активности обучающихся

С момента создания традиционной классно-урочной системы обучения, всегда существовала проблема формирования у обучаемых высокой и устойчивой мотивации к обучению, активной познавательной д...

ПРименение технологии "Лекционно-семинарская система обучения" в процессе обучения математике

В данной статье приведен опыт работы учителя математики старших классов. Рассматриваются особенности лекционно-семинарской системы обучения в школе, показываются некоторые приемы ее применения для опт...

Дифференцированное обучение как элемент здоровьесберегающей технологии обучения математики.

Дифференцированное обучение как элемент здоровьесберегающей технологии обучения математики....

Интерактивное обучение как один из инновационных методов обучения математике в школе

Каких бы концепций курса математики не придерживался учитель, по каким бы программам и учебникам не работал, одна из его задач состоит в том, чтобы научить детей самостоятельности мышления...

Из опыта работы по развивающему обучению математике, с опережающим обучением геометрии для учащихся 5-х классов

“По-видимому, одной из главнейших функций, которая играет основную роль в умственном развитии ребенка в школьном возрасте, является мышление.  Есть все основания полагать,  что роль обучения...