Интерактивное обучение как один из инновационных методов обучения математике в школе
статья по теме

Афанасьева Наталья Сергеевна

  Каких бы концепций курса математики не придерживался учитель, по каким бы программам и учебникам не работал, одна из его задач состоит в том, чтобы научить детей самостоятельности мышления. Данная статья раскрывает методы обучения, которые помогут разрешить данный вопрос.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interaktivnoe_obuchenie.docx20.64 КБ
Файл prezentatsiya.pptx406.6 КБ

Предварительный просмотр:

Интерактивное обучение как один из инновационныхметодов обучения математике в школе

Афанасьева Н. С.,

г.Новокузнецк, Кемеровская обл.

«Для восприятия чужой мудрости нужна, прежде всего, самостоятельная работа»... Эти замечательные слова, написанные Л.Н. Толстым еще в ХХ веке, как никогда актуальны для сегодняшнего образования.  Каких бы концепций курса математики не придерживался учитель, по каким бы программам и учебникам не работал, одна из его задач состоит в том, чтобы научить детей самостоятельности мышления. Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду три тесно связанные между собой задачи. Первая из них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, вторая – в том, чтобы научить их самостоятельно овладевать знаниями и третья – научить учащихся самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности. Актуальность этой проблемы бесспорна, т.к. знания, умения, навыки, убеждения нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих понятий и умений.Необходимость формирования и развития самостоятельности диктуется нам потребностями общества в людях нестандартных, умеющих мыслить творчески. А решение этого вопроса находит свое отражение в процессе развития самостоятельности, который позволяет ученику ставить новые проблемы, находить новые решения.

Одним из методов, направленных на развитие самостоятельности, я выделяю интерактивный. Вообще, интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Онаподразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из такихцелей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых обучающийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключаетсядоминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Из объекта воздействия ученик становится субъектом взаимодействия,он самактивно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом. Существует определенная статистика, которая показывает, что  отпрочтенного материалачеловек запоминает 10%, от услышанного – 20%, от увиденного – 30%, от увиденного и услышанного одновременно – 50%, а после того, как человек что-то сделал сам, он запоминает 90%. Данная статистика легла в основу моей профессиональной деятельности.

Являясь молодым специалистом и человеком, выросшем на современных технологиях, я отчетливо даю себе понять, что обучение должно идти в ногу с инновационными технологиями. Придя работать в образовательное учреждение, я в этом убедилась на сто процентов. К подготовке каждого урока я стараюсь подходить творчески: разрабатываю  ролевые и деловые игры, готовлю мультимедийные презентации, подготавливаю опережающие самостоятельные работы и так далее. Я пытаюсь выстраивать учебный процесс таким образом, чтобы в нем были задействованы все обучающиеся класса без исключения, ведь каждый может внести свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.. На уроках создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля. Одним из любимых детьми видов интерактивных технологий является проектная деятельность, так как именно в ней они могут проявить себя. В ходе этой деятельности обучающимся предоставляется возможность самостоятельно выбрать тему, обозначить ее актуальность, распределить и систематизировать материал, результатом является проект, который ученик представляет в ходе деловой игры «Научно-практическая конференция» или «Ученый совет». Стоит отметить, что данный вид деятельности носит как индивидуальный, так и коллективный характер. Незаменимой частью моих уроков является мультимедийная презентация, которая привлекает внимание учеников, они каждый раз ждут, что нового я им приготовила на сей раз. Также я использую такой вид интерактивных технологий, как опережающая самостоятельная работа. Я даю ученикам тему, которую мы должны будем проходить в последующем, а они ее самостоятельно изучают, затем проводится фронтальная проверочная работа. Проще говоря, моя активность уступает место активности обучающихся, моей задачей становится создание условий для их инициативы.

Использование современных технологий и методов преподавания дают свои плоды. За год обучения у 35% обучающихся увеличилось качество освоения программы, у большинства повысился интерес к изучению математики, ученики уже не сидят с недоумевающими лицами, а проявляют инициативу. Подбор упражнений для занятий позволяет ученикам активно участвовать во всем, что происходит на занятиях, не узнавать о чужих открытиях, а открывать новое самим (занимать активную исследовательскую позицию), осознавать результаты занятий для группы и для самого себя. Предлагаемые мною методы для работы с учениками, затрагивают не только и не столько интеллектуальную сферу, но и чувства, эмоции, отношение к окружающему миру, ценностные ориентации.Моя помощь связана, прежде всего, с созданием дидактических и психологических условий для возникновения и развития у детей самой потребности в самообразовании, стремления к активности и самостоятельности в этом процессе.

Список литературы

  1. Карп А. П. Даю уроки математики [Текст]: Кн. для учителя / А. П. Карп. –  Москва : Просвещение, 1992 . – 191 с.- ISBN: 5-09-003445-1.
  2. ЛебедеваЕ.В. Организация проектной деятельности.[электронный ресурс]режим доступа:http://iro48.ru.
  3. Абликова И.И. проблема, над которой я работаю.[электронный ресурс]режим доступа:http://ablikova.center-obr.ru.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интерактивное обучение как один из инновационных методов обучения математике в школе Афанасьева Н.С., МБОУ «СОШ №50», учитель математики

Слайд 2

«Для восприятия чужой мудрости нужна, прежде всего, самостоятельная работа» Л.Н.Толстой

Слайд 3

знания в готовом виде ПАССИВНЫЙ УЧЕНИК формализм мышления

Слайд 4

АКТИВНЫЙ УЧЕНИК СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ГОТОВНОСТЬ ВЫПОЛНЯТЬ УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ СТРЕМЛЕНИЕ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИСТЕМАТИЧНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ СТРЕМЛЕНИЕ ПОВЫСИТЬ СВОЙ ЛИЧНЫЙ УРОВЕНЬ

Слайд 5

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ познавательная деятельность овладевание знаниями применение полученных знаний

Слайд 6

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ моделирование жизненных ситуаций ролевые игры совместное решение проблемы взаимодействие учеников создание комфортных условий

Слайд 7

У объект воздействия субъект взаимодействия ?

Слайд 8

СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА открытость равенство аргументов взаимодействие учеников взаимные оценки и контроль Накопление совместных знаний

Слайд 9

У ОТСТАИВАЕТ СВОЕ МНЕНИЕ ПРИНИМАЕТ УЧАСТИЕ В ДИСКУССИЯХ СТАВИТ ВОПРОСЫ К УЧАСТНИКАМ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА РЕЦЕНЗИРУЕТ ОТВЕТЫ ТОВАРИЩЕЙ ЗАНИМАЕТСЯ ОБУЧЕНИЕМ ОТСТАЮЩИХ ВЫБИРАЕТ ПОСИЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО АНАЛИЗИРУЕТ ЛИЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ОБЪЯСНЯЕТ МАТЕРИАЛ СЛАБЫМ УЧЕНИКАМ

Слайд 10

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИНЯТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ УМЕНИЕ СТАВИТЬ ЗАДАЧИ УМЕНИЕ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ ПОИСК НЕСТАНДАРТНЫХ РЕШЕНИЙ СПОСОБНОСТЬ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ ВЫБРАННОЙ ТЕМОЙ ОКРУЖАЮЩИХ РАСКРЫТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА

Слайд 11

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ частичная замена деятельности учителя выборочное использование дополнительного материала экономия учебного времени расширение возможности передачи информации и контроля знаний формирование интереса к предмету

Слайд 12

ГРУППОВАЯ РАБОТА СОТРУДНИЧЕСТВО ОБМЕН ИДЕЯМИ, ЗНАНИЯМИ ПОДДЕРЖКА «ОТСТАЮЩИХ» РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ ДИСКУССИИ РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ САМОКОНТРОЛЬ

Слайд 13

забыть запомнить сделать самому «Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Дай мне действовать самому и я пойму»

Слайд 14

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №50», Кемеровская область, г. Новокузнецк , улица Шункова,26 http://polsotka.narod.ru/ E-mail : school50_06@mail.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестирование как один из инновационных методов организации обучения и контроля на уроке русского языка и литературы

Статья отражает суть тестирования как инновационного способа обучения и контроля знаний учащихся....

Проблемное обучение, как один из активных методов обучения ИЯ в рамках ФГОС

Статья побробно освещает метод проектов, как один из активных методов обучения ИЯ в условиях системно-деятельностного подхода....

«Коммуникативно-ориентированное обучение как один из эффективных методов обучению английскому языку»

Иностранный язык как одно из средств общения и познания окружающего мира занимает особое место в системе современного образования в силу своих социальных, познавательных и развивающих функций. Работая...

Доклад по теме «Инновационные методы обучения и воспитания на уроках трудового обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Педагогические чтения – 2017 «Совершенствование профессиональной компетентности учителя как способ повышения качества образовательных услуг в условиях модернизации системы образования». Секция «В...

Информационно-компьютерные технологии как один из инновационных методов обучения и контроля на уроках русского языка и литературы

В статье перечислены инновационные методики обучения и контроля на уроках русского языка и литературы. Достаточно просты, подходят для использования в малых школах с небольшой наполняемостью....

Статья Лещева О.А. "ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ"

Современные проблемы теории и практики специальной и социальной педагогики: работа с детьми с особыми образовательными потребностями: материалы Международной научно-практической конференции / Де...