Тестирование как один из инновационных методов организации обучения и контроля на уроке русского языка и литературы
статья по русскому языку по теме

Буреева Лариса Владимировна

Статья отражает суть тестирования как инновационного способа обучения и контроля знаний учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_testirovanie.docx32.84 КБ

Предварительный просмотр:

Тестирование  как один из  инновационных методов организации обучения и контроля на уроке русского языка и литературы

Язык – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания, средством хранения и усвоения знаний и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных          предметов. Он нужен всем, всегда и везде.

Изменения, происходящие в системе образования России, выдвинули новые требования к уровню, содержанию и качеству подготовки учащихся по русскому языку, к необходимости пересмотра существующих методов, форм и средств обучения с целью выявления наиболее оптимальных среди них  и, как следствие этого, к качеству контроля в целом и к проверке и оценке результатов обучения в частности. Контроль означает выявление, измерение, оценивание знаний и умений обучаемых. Выявление и измерение - это проверка. Поэтому проверка входит в объём понятия контроль знаний и умений.

Дидактической функцией контроля является обеспечение обратной связи между учителем и учащимся, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях. По имеющейся информации учитель судит о качестве подготовки учащихся.                

В современном процессе обучения широкое распространение получили нетрадиционные (инновационные) для отечественного образования методы, формы, средства обучения и контроля. К ним можно отнести  тесты. Под  тестом понимается система тестовых заданий, имеющих специфическую организацию и создаваемых с целью выявления специальных способностей учащихся; измерения уровня знаний; оценивания результатов, достигнутых ими в процессе обучения. Тест как форма контроля позволяет всем учащимся работать одновременно в одинаковых условиях и записывать выполнение символами.

Тестовые задания. Что такое тест? В переводе с английского — испытание, проба, исследование. Тест — это стандартизированное задание, по результатам которого судят о знаниях, умениях, навыках учащихся. Тест рассматривается как  некий  «измерительный прибор»,  который  должен отвечать следующим требованиям:

-надежность  (показывает те же результаты неоднократно, в сходных условиях);

-валидность (тест обнаруживает и измеряет уровень усвоения именно тех знаний, которые хочет измерить разработчик теста);

-объективность (независимость проверки  и оценки знаний от личности преподавателя).

Метод тестирования широко известен за рубежом. В нашей стране в силу различных причин тесты разного назначения и качества появились не так давно. Назначение тестов — не только и даже не столько контроль и оценка знаний и практических умений как итоговых результатов, сколько диагностика состояния и проблем работы учащихся с программным материалом на каждом этапе его изучения: выявление возможных затруднений, пробелов, смешения понятий, знания правил, и умения их применять и т.д. Тесты предоставляют учащимся возможность проявить самостоятельность, индивидуальность, способствуют обучению детей процессуальному самоконтролю.

Тестирование может применяться на разных стадиях урока: проведение вводного тестирования — получение сведений об исходном уровне знаний учащихся; текущее тестирование — для ликвидации пробелов и коррекции умений и знаний; итоговый тест — систематизирует, обобщает учебный материал, проверяет сформированные знания и умения.

Тестовые задания должны быть разноуровневыми по степени сложности:

Уровень А — задания, рассчитанные на усвоение основных понятий, на простое отображение материала, на уровне узнаваемости и воспроизведения.

Уровень Б — задания, требующие размышления, охватывают малый материал, выявляют умения применять знания в стандартных ситуациях.

Уровень В — задания, требующие творческого исполнения приобретенных знаний и позволяющие выявить умения, применять знания в нестандартных ситуациях.

Время выполнения каждого задания определяется в зависимости от сложности.

Преимущества тестового опроса перед традиционными методами:

Концепция модернизации российского образования предполагает разработку новой модели начальной школы. В ходе ее разработки и создания предусматривается переход на без отметочную систему обучения на протяжении всей начальной школы. В настоящее время  учащиеся начальной школы на такой системе до второго полугодия 2 класса. Учителям и родителям в этот период обучения очень трудно сложить представление об успеваемости детей.  Оценка, полученная с помощью теста, не причинить вред эмоциональному здоровью, более эффективно и наглядно позволит формировать знания и навыки.

Одним из первых критериев оценивания должен быть объем учебного материала. В тестовых опросах эта проблема решается относительно неплохо. Каждый балл в пятибалльной системы равен 20 процентам.

Соответственно: 0-20% объема -1 балл, 20-40%-2 балла, 40-60%-3 балла, 60-80%-4 балла, 80-100% объема учебного материала,    воспроизведенного   правильно,  -5 баллов. Интерпретируются в пользу ученика. Поэтому 20% - это 2 балла, 40-3 балла, 60-4 балла, 80-5 баллов.

Тесты предоставляют учащимся возможность проявить самостоятельность, индивидуальность, способствуют обучению детей процессуальному самоконтролю.

Главное достоинство тестовой проверки в скорости, большом охвате учащихся.

Более высокая, чем в традиционных методах, объективность контроля. Обычно на оценку, полученную учащимися, влияют многие факторы: личность учителя и самого ученика, их взаимоотношения, строгость (лояльность) учителя. За один и тот же ответ разные учителя могут поставить разные отметки. При тестировании это исключается.

Тестирование обладает более высокой эффективностью. Позволяет при опросе охватывать большой объем материала. Уменьшает элемент случайности в выборе контрольных заданий.

В настоящее время в педагогической практике большое внимание уделяется вопросам подготовки учащихся к выпускным экзаменационным испытаниям в форме ЕГЭ.

Может ли учитель начальных классов начать подготовку к ЕГЭ детей младшего школьного возраста? Может. Дети постепенно учатся работать с тестами так же, как раньше работали с индивидуальными карточками. Если учитель не увиливал от этой формы работы на уроках, то к 4 классу они спокойно и уверенно смогут выполнить работу

Недостатки:

Если результаты своей работы учащийся представляет только номера ответа, тут учитель не видит характера хода решения – мыслительная деятельность учащегося и результат может быть только вероятностным. Гарантии наличия у учащегося знаний нет;

К недостаткам тестов также относят возможность угадывания. Если, например, тестовое задание содержит только два ответа, один из которых правильный, то половину ответов на такие тестовые задания можно угадать.

В своём классе, начиная с пятого класса, я ввела в практику использования данного вида опроса.

Применение тестов при контроле целесообразно потому, что они задают направление мыслительной деятельности учащихся, приучают их варьировать процесс переработки воспринимаемой информации.

 Тест рассматривается как форма контрольно-тренировочного задания, предназначенного для определения (диагностики) уровня обученности и характеризующаяся следующими чертами:

а)  простотой процедуры выполнения;

б)   стандартностью структуры;

в)   мелкой дозировкой учебного материала;

г)   легкостью осуществления обратной связи;

д)   возможностью непосредственной фиксации результатов

В образовательном процессе тесты име ют большое значение и выполняют  нес колько функций.

Социальная функция тестов проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки ребенка младшего школь ного возраста. В ходе контроля знаний с по мощью тестов определяется соответствие дос тигнутых учащимися умений и навыков уста новленным государственным стандартам.

Образовательная функция состоит в зак реплении и систематизации знаний, практи ческих умений и навыков, повышении их ка чества (точность, полнота, осознанность, от сутствие пробелов, ошибок). Тесты совершен ствуют умения младших школьников применять знания в стандартных и нестан дартных ситуациях, выбирать рациональные способы решения учебной задачи, глубже овладевать методами получения информа ции. В ходе выполнения тестовых заданий устанавливается связь предыдущего матери ала с последующим, что позволяет ученику воспринять его целостную структуру.

Воспитательная функция тестов заклю чается в формировании положительных мотивов учения, способов самостоятельной познавательной деятельности, умений пос тановки и достижения целей, а также уме ний самоконтроля и самооценки, следстви ем которых являются становление адекват ной самооценки, снижение тревожности.

Развивающая функция тестов направле на на развитие памяти, внимания, мышле ния, творческих способностей, эмоциональ ной сферы и таких качеств личности, как трудолюбие, умение слушать, исполнитель ность и обязательность, самостоятельность и аккуратность.

Контролирующая функция тестов поз воляет учителю получить информацию о достижениях своих учеников, установить динамику этих достижении, уровень разви тия личностных качеств детей, степень ус воения программного материала.

Функция творческого роста учителя связана с тем, что тесты дают возможность учителю выявить достижения, недостатки и ошибки в его педагогической деятель ности.

Тесты предполагают владение пользова телем определенным объемом информа ции, поэтому они чаще всего применяются при закреплении или повторении знаний. Они обеспечивают учителю возможность получить достаточно оперативную инфор мацию о результатах усвоения учащимися учебного материала и в соответствии с этим провести коррекционную работу.

По одному и тому же учебному материалу могут быть составлены тесты разной степени трудности, что расширяет возмож ности реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.

Тестирование также помогает каждому учащемуся выявить возможные затруднения, а также своевременно исправить ошибки в усвое нии содержания учебного материала.

Тест -  система  заданий, имеющих специфическую организацию и создаваемых с целью 1) выявления специальных способностей учащихся;

 2) измерения уровня знаний

3) оценивания результатов, достигнутых ими в процессе обучения. 

 Тестирование можно проводить как для текущего, так и для итогового контроля, в значительной мере устраняя субъективизм в оценках и резко снижая время, затрачиваемое учителем на проверку выполнения заданий.

Итоговые тесты предназначены для того, чтобы объективно подтвердить достигну- тый учащимися уровень обученности Тематический тест призван способствовать улучше-

нию самого учебного процесса..

  Тестирование   широко   используется   в   школах    для тренировочного, промежуточного и итогового  контроля  знаний,  а  также  для обучения и самоподготовки учащихся.

        Как уже указывалось, результаты  тестирования  могут  выступать  и  как

оценка  качества  преподавания,  а  также  как  оценка  самих  испытательных

материалов.

На уроках  русского языка использую следующие виды тестов:

тесты со свободным выбором ответа, предполагающие заполнение пропусков в истинных утверждениях или правильных формулировках определений, правил;

тесты альтернативные, которые требуют установления истинности или ложности утверждений;

тесты, предполагающие выбор ответа (ответов) из целого ряда вариантов;

тесты, которые ведут к созданию схем, графиков и др.

Удачно составленный тест имеет ряд достоинств, а именно:

1. Оперативно выявляет знания, умения и навыки учащихся, а также понимание им закономерностей, лежащих в основе изучаемых фактов. Это обеспечивается тем, что задачи и вопросы подбираются в результате анализа материала и, следовательно, учитывают трудности усвоения и характер возможных ошибок.

2. Позволяет в течение короткого времени получить представление о пробелах в знаниях и помогает организовать работу по предупреждению отставания учащихся.

3. Предоставляет учителю возможность проверять знания, умения и навыки на разных уровнях и осуществлять дифференцированное обучение.

4. Способствует рациональному использованию времени на уроке.

5.Активизирует мышление школьников.

6. Дает возможность учителю критически оценить свои методы преподавания.

Однако тест фиксирует только результаты работы, но не ход ее выполнения, возможно угадывание правильного ответа, а также случаи, когда выбор неправильного ответа объясняется невнимательностью ученика, поэтому рациональнее сочетать тестирование с различными формами традиционного контроля.

Тестовые задания удобно использовать и при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала.

 Результаты проверки тестов анализируются мною и служат, с одной стороны, показателем уровня знаний учащихся, а с другой - самооценкой работы, что позволяет  внести необходимые коррективы в
процесс обучения и тем самым предупредить повторение ошибок учащимися.

Задания в тестовой форме  не только средство контроля знаний, но и те познавательные формы, от правильного применения которых зависит будущее образования. В современных образовательных системах они становятся главным средством автоматизированного обучения и развития учащихся и меняют учебный процесс, улучшая специально организованную самостоятельную работу учащихся.

Таким образом, тестовые задания выступают для ученика не только как тренировочная практическая работа, требующая лишь применения имеющихся знаний, но и как объект познания, а следовательно, инновационный метод обучения и контроля. Вопросы и задания тестов развивают мыслительные операции детей, учат их обобщать явления, устанавливать причинно-следственные связи, побуждают к применению определенных способов действий. Любую самостоятельную, проверочную или контрольную работу, кроме диктантов, изложений и сочинений, можно проводить в форме тестов

Необходимо помнить: обучая ребят, каждый раз учимся сами, ибо  подготовка  учащихся к ГИА – школа развития для самого учителя. И это не только успешная сдача выпускниками 9 класса экзамена  по русскому языку, это прежде всего воспитание личности, уважительно относящейся к родному языку, владеющей письменной и устной речью, личности компетентной.

Приложение

Входной контроль по русскому языку 5 класс

Ученик(-ца) ………………………………………………………………..

А1 Отметь слово, в котором букв больше, чем звуков

1) рыбаки 2) коньки 3) хорошая

А2 Отметь слово противоположное по значению слову щедрый

1) богатый 2) скупой 3) расщедрился

А3 Отметь слово, у которого верно определено склонение

1)  папа – 2 скл. 2) растение – 2 скл. 3) тетрадь – 2 скл.

А4 Имя прилагательное в предложении

«Дружной семейкой растут опята на пнях» употреблено в форме

1)  муж. рода, ед. ч. 2) муж. рода, мн. ч. 3) жен. рода, ед. ч.

А5 Под каким номером все глаголы имеют окончание - ешь

1) молв…, пиш…, бре… 2) гон…, дыш…, тян… 3) замеча…,удивля…, доверя…

А6 Отметь главные члены в предложении «Осенью раздаётся пронзительный свист улетающих птиц»

1) пронзительный свист 2) осенью раздаётся 3) раздаётся свист

А7 Отметь предложение, в котором знаки препинания расставлены верно

1)  Вода наступает, и на покрытый сухой травой луг.

2)  Проснулась, ожила река и затопила кусты у берега.

3) Над тихой гладью воды, торчали верхушки стебельков.

С · Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, где необходимо:

Вет…р гон…т волны (по) з…лён…му морю пш…ницы. Вот реч…ка сверка…т (на) со…нце. (По) её б…р…гам п…сутся отары …вец ст…да к…ро… табуны л…шадей. Пас…бищ… в…сной (в) ст…пи (по) крываются свеж…й зел…н…ю тра… .

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Входной контроль по русскому языку 5 класс, вариант 2

Ученик(-ца) ………………………………………………………………….

А1 Отметь слово, в котором букв больше, чем звуков

1) портфель 2) съёмка 3)цветник

А2 Отметь слово противоположное по значению слову говорить

1) болтать 2) говорливый 3) молчать

А3 Отметь слово, у которого верно определено склонение

1)  печь – 3 скл. 2) речка – 3 скл. 3) камыш – 3 скл.

А4 Имя прилагательное в предложении

«От пограничной заставы до посёлка больше километра» употреблено в форме

1)  муж. рода, ед. ч. 2) жен. рода, ед. ч. 3) муж. рода, мн. ч.

А5 Под каким номером все глаголы имеют окончание - ишь

1) дыш…, леп…, кле… 2) рису…, обид…, гуля… 3) держ…, сид…, дума…

А6 Отметь главные члены в предложении «Дружной семейкой растут опята на старых пнях»

1) растут опята 2) дружной семейкой 3) на старых пнях

А7 Отметь предложение, в котором знаки препинания расставлены верно

1)  Ландыш не цветёт, раньше подснежника.

2)  Придёшь через неделю, и не узнаешь реки.

3) Лёд на реке намокает, темнеет.

С · Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, где необходимо:

(По) б…регам тих…й реч…к… (рас) кинулся с…сновый бор. Летн…е со…нце (о) св…ща…т тр…ву кусты д…рев…я (с) гла…кими ств…лами. Мя…ким к…вром л…жит мох. Дятел с…дит (на) с…сне и т…скает (из) ш…шк… вкус…ные с…мена.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Входной контроль по русскому языку 5 класс, вариант 3

Ученик(-ца) ………………………………………………………….

А1 Отметь слово, в котором звуков больше, чем букв

1) полёт 2) вьюга 3) животное

А2 Отметь слово противоположное по значению слову смеркается

1) рассветает 2) вечереет 3) темнеет

А3 Отметь слово, у которого верно определено склонение

1)  сирень – 1 скл. 2) конь – 1 скл. 3) дядя – 1 скл.

А4 Отметь предложение с прилагательным мужского рода

1)  С тонких веток медленно скатились капли росы.

2)  Мы разбили палатки на гладкой площадке.

3)  Лучи солнца бросали на землю холодный блеск.

А5 В каком предложении сказуемое выражено глаголом 1 спряжения

1) Мальчик задумчиво смотрел в окно.

2) С раннего утра до заката птица летает над полями.

3) Ранним утром мы ходим в рощу за грибами.

А6 Отметь главные члены в предложении «Ночью ворвался в город северный ветер»

1) ночью ворвался 2) северный ветер 3) ворвался ветер

А7 Отметь предложение, в котором знаки препинания расставлены верно

1)  Быстро проносятся мимо сухие листья, ветки, доски.

2)  На берегу лесной речки, можно услышать соловья.

3) Звезда зажглась, и дрожит в огненном море заката.

С · Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, где необходимо:

Лучший п…вец ру(с, сс)к… леса – с…л…вей. Он (за) п…ва…т поз… ним веч…р…м. Кругом тиш… . Всю ноч… (не) ум…лкают ч…десные звуки. С…диш… слуша…ш… самый кр…сивый (в) мир… гол…с. Радос…н…я пес…ня (на) п…лня…т в…се(н, нн)ий лес.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Resource id #828

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный анализ текста как средство обучения и контроля на уроках русского языка (на материале рег. компонента)

Комплексный анализ текста как вид исследовательской работы помогает учащимся  сформировать знания о системе языка, развивать орфографические и пунктуационные навыки, коммуникативные умения....

Доклад "Синквейн как активный метод обучения. Использование синквейна на уроках русского языка и литературы"

    Помните, как в школьные годы нам нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, и как огорчала необходимость читать серые скучные учебники и запоминать придуманные взросл...

Учебный материал " Формы контроля на уроках русского языка и литературы"

Папка содержит материал по трём направлениям- русский язык, русская литература 19 века, русская литература 20 века. В материале содержатся технологические карты по произведениям  учебной программ...

Виды контроля на уроках русского языка и литературы (статья)

Статья - обобщение личного опыта построения урока литературы в условиях ФГОС...

Информационно-компьютерные технологии как один из инновационных методов обучения и контроля на уроках русского языка и литературы

В статье перечислены инновационные методики обучения и контроля на уроках русского языка и литературы. Достаточно просты, подходят для использования в малых школах с небольшой наполняемостью....

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства на уроках русского языка и литературы

Поиск новых форм и методов организации обучения породил новый термин - "современный урок". Активные методы обучения помогают активизировать познавательную деятельность учащихся, обеспечивают...