Методы, формы организации деятельности учащихся, средства на уроках русского языка и литературы
учебно-методический материал

Нелюбина Лариса Петровна

             Методы:

      проблемный метод, метод проектов, кейс-метод, эвристический, исследовательский, словесные, наглядные, практические методы, объяснительно-иллюстративный метод, метод        дифференцированного обучения .

           Формы организации деятельности учащихся:

     игра, проблемно - ориентированный диалог, дискуссия, формулирование вопросов для получения информации, разработка алгоритмов, решение проблемных ситуаций, анализ жизненного опыта, обсуждение докладов, подготовка презентаций, исследовательская деятельность, выполнение проектов, практические работы.

           Используемые средства:

  1. Печатные материалы: учебники, учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, словари, справочный материал,  рабочие тетради,  раздаточный материал.
  2. Электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии.
  3. Аудиовизуальные средства: слайды, презентации, образовательные видеофильмы, учебные кинофильмы.
  4. Наглядные плоскостные средства: плакаты, иллюстрации, магнитные доски.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства

В методике преподавания русского языка и литературы применяются  разные классификации методов.

По источникам знаний выделяются следующие методы:

- словесные (источник – живое слово учителя): лекция, беседа, объяснение;

- анализ языка (наблюдения над языком): грамматический разбор;

- наглядные: эксперимент, наблюдение;

- практические: различные виды упражнений, практическая работа.

По способу организации совместной деятельности учителя и учащихся выделяют методы:

- беседа,

- объяснение,

- самостоятельная работа.

В своей педагогической деятельности я использую классификацию методов обучения И.Р. Палей, которая основана на выделении методов по звеньям урока, по целевым установкам:

- методы изучения нового материала реализуются при помощи следующих приемов: слово учителя, беседа, работа с учебником и др.;

-  методы закрепления (приемы: ответы на вопросы, выполнение упражнений и др.);

- методы контроля (приемы: опрос, тестирование, самостоятельная работа, диктант и др.).

Также использую методы обучения русскому языку на основе источника знаний профессора Л.П. Федоренко:

- методы практического изучения языка – объяснение непонятных слов, подготовка устных сообщений и письменных сочинений; составление планов, тезисов, конспектов, исправление грамматических и стилистических ошибок в устной речи учащихся, обучение работе со справочной литературой;

- методы теоретического изучения языка – сообщение, беседа, чтение правил в учебнике;

- методы теоретико-практического изучения языка – грамматический разбор, изложение, сочинение, орфографический и пунктуационный разборы, списывание, диктант, стилистический разбор.

На современном этапе развития педагогической науки и школьной практики большое внимание уделяется так называемым «активным» методам обучения. Среди них выделяю  проблемный метод, так как при его использовании деятельность учащихся становится более самостоятельной и активной.

Сегодня проблемное обучение широко применяется в процессе обучения русскому языку. Его суть кроется в создании цепи проблемных ситуаций и управление деятельностью учащихся по решению учебной проблемы. Проблемная ситуация – это преднамеренно созданное учителем познавательное затруднение, вызывающее познавательную потребность, интерес учащихся, желание получить информацию для объяснения заинтересовавшего его факта. Проблемная ситуация связана с умственным затруднением, с «озадачиванием». Являясь начальным этапом процесса мышления, она возбуждает мысль, показывает важность изучаемого материала, вызывает активное желание работать (если проблема «принята» учащимися), в конечном итоге она облегчает запоминание учебного материала.

Проблемное обучение предполагает:

1) создание проблемной ситуации, т.е. такой объективной учебной ситуации, которая приводит к противоречию между знанием и незнанием (учащиеся осознают недостаток имеющихся у них знаний для решения данной проблемы);

2) возникновение в мышлении учащихся проблемного вопроса и его формулировка как познавательный результат осмысливания учащимися проблемной ситуации;

3) поиск решения проблемы;

4) решение проблемы и проверка.

В процессе решения проблемных задач учащиеся добывают новые знания в результате собственного поиска, что свидетельствует о высокой степени осознанности и прочности имеющихся у них знаний. Проблемные ситуации учитель создает сам по ходу учебного процесса или заимствует из пособий (примеры проблемных задач можно найти в пособии Т.В. Напольновой «Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка»). Познавательные задачи могут быть различны: от анализа небольших текстов до заданий на длительное изыскание (история слова или фразеологического оборота, анализ языка писателя).

Итак, к методам, используемым на уроках русского языка и литературы, относятся: проблемный метод, метод проектов, кейс-метод, эвристический, исследовательский, словесные, наглядные, практические методы, объяснительно-иллюстративный метод, метод дифференцированного обучения .

 Формами организации деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы являются: игра, проблемно - ориентированный диалог, дискуссия, формулирование вопросов для получения информации, разработка алгоритмов, решение проблемных ситуаций, анализ жизненного опыта, обсуждение докладов, подготовка презентаций, исследовательская деятельность, выполнение проектов, практические работы.

 Используемые средства:

  1. Печатные материалы: учебники, учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, словари, справочный материал,  рабочие тетради,  раздаточный материал.
  2. Электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии.
  3. Аудиовизуальные средства: слайды, презентации, образовательные видеофильмы, учебные кинофильмы.
  4. Наглядные плоскостные средства: плакаты, иллюстрации, магнитные доски.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства

Методы, формы организации деятельности учащихся, средстваМетоды, формы организации деятельности учащихся, средства...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства на уроках физической культуры

В настоящее время на уроках физической культуры в общеобразовательных школах учителя применяют следующие формы организации: фронтальную, групповую, индивидуальную. В то же время в теории и методике фи...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства на уроках информатики

laquo;Информатика и ИКТ» один из «молодых» предметов в школьном курсе. Но из-за стремительного развития и перспектив данного направления также быстро менялись требования к назначени...

Доклад на тему:"Методы, формы организации деятельности учащихся, средства на уроках в начальной школе"

Работаю по УМК «Школа России». В комплект входят учебники и учебные пособия нового поколения, отвечающие требованиям к современной учебной книге. При этом в нем бережно сохранены лучшие тр...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства на уроках русского языка и литературы

Поиск новых форм и методов организации обучения породил новый термин - "современный урок". Активные методы обучения помогают активизировать познавательную деятельность учащихся, обеспечивают...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства обучения на уроках истории.

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства обучения на уроках истории....