Организация тестового контроля на уроках русского языка и литературы
проект по русскому языку (10 класс) на тему

Колотухина Галина Эдуардовна

...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация тестового контроля

на уроках русского языка и литературы

(Колотухина Г.Э.)

Новые образовательные стандарты в качестве основной цели обучения называют «развитие личности обучающихся на основе освоения универсальных способов деятельности» и определяют  приоритетные направления образования:

  • система образования должна формировать такие качества личности как инициативность, динамизм, конструктивность;
  • внедрение современных образовательных технологий;
  •  воспитание социально – адаптированной личности.

Обучение становится личностным, обучающийся должен уметь принимать самостоятельные решения, обладать умением самостоятельно получать новые знания и стремиться к самообразованию.

Тестовая форма стала довольно актуальной и значимой в обучении. Именно тестовый контроль повышает мотивацию, развивает личность, самостоятельность.

Использование на уроке тестов требует от учителя перехода от привычной роли наставника и контролёра к позиции наблюдательного помощника, который меньше учит и воспитывает, а больше помогает  учиться самостоятельно, фиксировать и анализировать индивидуальную траекторию учения каждого ребёнка.

Однако назначение тестов – это не только и даже не столько контроль и оценка знаний, умений, сколько диагностика проблем, возникающих у обучающихся на каждом этапе изучения программного материала.

Тесты предоставляют обучающимся возможность проявить самостоятельность, индивидуальность. В результате выполнения теста учитель может определить не только «проблемную зону» учащегося, но и установить причину итоговой неудачи и построить необходимую индивидуальную коррекционную работу.

Тестовая технология выступает в качестве современной здоровьесберегающей технологии контроля над качеством учебных достижений учащихся, снижает уровень психологической тревожности,  стрессовое состояние.

Проблема диагностического объективного контроля качества усвоения обучающимися учебного материала - одна из центральных проблем современного образования. Среди различных видов контроля, широко используемых в образовании, особое место занимают тесты, обладающие наибольшей объективностью, быстротой исполнения, удобством проверки, вариативностью содержания, технологичностью приготовления, простотой и скоростью получения результата.

Тестовый контроль – это оперативная проверка качества усвоения, немедленное исправление ошибок и восполнение пробелов. Однако, как показывает практика, недопонимание его технологических особенностей не всегда приводит к адекватному использованию тестов в учебном процессе.

Затрагивая вопросы методики использования тестов для контроля результатов обучения школьников необходимо вспомнить об основных функциях проверки и оценки результатов обучения. Выделим основные функции тестов.

Функции тестов:

  • учетно-контрольная (информационная) – систематически позволяет учителю фиксировать результаты обучения и судить об успеваемости каждого ученика, его достижениях и недочётах в учебной работе;
  • контрольно-корректирующая (диагностическая) - обеспечивает связь «учитель - ученик», для внесения коррективов в методику обучения;
  •  обучающая - помогает повторить материал, акцентировать внимание учащихся на главных вопросах и важнейших идеях курса, показывает на типичные ошибки;
  • воспитательная (мотивационная) - стимулирует учащихся к дальнейшей учебной работе, углублению своих знаний, развивает у школьников умение самоконтроля и самооценки;
  • аттестационная - связана с характеристикой уровня обученности школьника, является основной его аттестации, а также важнейшим компонентом аттестации работы учителя образовательного учреждения.

На уроках  используют следующие типы заданий в тестовой форме:

закрытый

  • задания альтернативных ответов
  • задания множественного выбора
  • задания на восстановление соответствия
  • задания на установление правильной последовательности

открытый

  • задания свободного изложения
  • задания-дополнения.

Задания закрытого типа

1. Задания альтернативных ответов

Форма задания: утверждение.    

Даётся только два варианта ответов. Ученик должен выбрать один из них – “да” - “нет”, “правильно” - “неправильно” и др.

Задания альтернативных ответов являются самыми простыми, но не самыми распространёнными при тестировании. Особенностью таких заданий является то, что вопрос должен быть сформулирован в форме утверждения, поскольку он предполагает согласие или несогласие, которое можно отнести к утверждению. Эта форма целесообразна для использования заданий этого вида в серии, когда для одного элемента знания задаётся несколько видов вопросов.

Пример1. Форма задания: утверждение.

Инструкция. Подчеркни “да” или “нет”.

(Если ты согласен с утверждением – “да”, а если не согласен – “нет”).

Вопрос. 1.Предлог - знаменательная часть речи.
Да. Нет.

Вопрос 2.Предлоги не являются членами предложения.
Да. Нет.

Вопрос 3.Предлоги бывают производные и непроизводные.
Да. Нет.

Вопрос 4.Предлоги связывают однородные члены предложения.
Да. Нет.

Вопрос 5.Предлоги бывают простые и составные.
Да. Нет.

Вопрос 6. Предлоги могут образовываться от наречий, деепричастий, существительных.
Да. Нет.

Ответы. 1.Нет. 2.Да. 3. Да. 4.Нет. 5.Да. 6.Да.

2. Задания множественного выбора

Это основной вид заданий, применяемый в тестировании и чаще всего используемый мной на уроках. Задания с множественным выбором предполагают наличие вариативности в выборе. Учащиеся должны выбрать один из предложенных вариантов.

Оптимальное количество вариантов 3-4 (до 5). Два варианта способствуют угадыванию, а больше пяти потребуют слишком много времени для чтения. Количество правильных ответов может быть и несколько, тогда в инструкции должно быть это указано.

Пример 2. Задания множественного выбора.

Инструкция. Обведи кружком букву, соответствующую правильному ответу.

Вопрос. Какой из стилей НЕ относится к книжному

              А) научный; Б) художественный; В) разговорный; Г)публицистический.

Ответ. В

3. Задание на восстановление соответствия

Это задания, в которых необходимо найти или приравнять части, элементы, понятия – конструкциям, фигурам, утверждениям; восстановить соответствие между элементами двух списков. Достаточно распространённой формой ответа на данный вопрос является вариант с использованием стрелок: нарисуйте стрелки от элементов первого списка ко второму, соедините стрелками соответствующие понятия и т. д. Каждому элементу левого столбца верно соответствует хотя бы один элемент правого столбца. Для предотвращения угадывания в левом столбце элементов может быть больше, чем в правом или наоборот.

Пример 3. Задания на восстановление соответствия.

Инструкция. Соотнеси написанное в первом и во втором столбиках.

Найти соответствия (по пьесе Островского «Бесприданница»).

Ответ записать по образцу: 1 Д, 2 Г, 3 А и т.д.

1)Сергей Сергеевич                    А)Вожеватов

2)Харита Игнатьевна              Б) Паратов

3)Василий Данилович                В)Огудалова

4)Мокий Парменыч                   Г) Карандышев

5)Юлий Капитонович               Д) Кнуров

Ответ. 1Б, 2В, 3А, 4Д, 5Г

4. Задания на установление правильной последовательности

Эти задания незаслуженно редко используются. На самом деле это очень качественная форма тестовых заданий, обладающая большими преимуществами: краткостью, простотой проверки, крайне низкую вероятность угадывания правильного ответа.

Пример 4. Задания на установление правильной последовательности.

Расположите произведения И.А. Гончарова  в порядке их написания.

1) «Обломов»

2) «Обыкновенная история»

3) «Обрыв»

Ответ: 2-1-3

Пример 5. Задания на установление правильной последовательности.

Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке вред-вредить- вредитель-…-вредительствовать?

1)вредительский

2)вредный

3)вредительство

4)вредность

Ответ:3

В заданиях данного типа нет примитивного узнавания, требуется выполнить несколько логических операций: провести классификацию объектов по заданному признаку, сравнить объекты в парах и выбрать из списка те пары, в которых выполняется заданный критерий.

При выполнении подобных заданий требуется проявить так же высокий уровень внимания, без которого ошибки неизбежны.

Задания открытого типа

1. Задания свободного изложения

Они предполагают свободные ответы учащихся по сути задания. На ответы не накладываются ограничения. Однако формулировки заданий должны обеспечивать наличие только одного правильного ответа.

Инструкции для таких заданий: закончите предложение, впишите вместо многоточия правильный ответ и т. д., то есть вместо многоточия можно вписать словосочетание, фразу, предложение или даже несколько предложений.

Пример. 6. Задания свободного изложения.

Инструкция. Закончи предложение.

Вопрос.  Продолжить названия пьес Островского

              - «Не в свои сани не …»

              - «Не так живи, как …»

              - «Бешеные …»

              - «Таланты и …»

 ОтветСадись, хочется, деньги, поклонники.

2. Задания-дополнения (с ограниченным ответом)

В этих заданиях учащиеся должны также самостоятельно давать ответы на вопросы, однако их возможности ограничены. Ограничения обеспечивают объективность оценивания результата выполнения задания, а формулировка ответа должна дать возможность однозначного оценивания.

Инструкция для таких заданий: вместо каждого многоточия впишите только одно слово (символ, знак и т. п.).

Пример 7. Задания-дополнения (с ограниченным ответом)

Инструкция. Впиши пропущенное слово.

Вопрос. «В рабстве спасённое сердце свободное – золото, золото, сердце…?...!» 

Ответ. Народное.

Помимо вышеперечисленных видов тестовых заданий для проверки знаний учащихся удобно использовать программированные задания.

Программирование карточки с заданиями позволяют учителю за короткое время (5-15 мин) выявить усвоение учебного материала. Такой вид опроса удобно проводить на уроках, требующих больше времени на объяснение нового материала, при проведении практических работ. Вопросы в карточках должны быть ясно, четко, понятно сформулированы, без подсказки. Ученик вовлечен в творческий поиск: он мыслит, анализирует, сопоставляет.

Графические программирования включают в себя до 10 высказываний. Некоторые из них верные, другие – неверные. Учитель зачитывает высказывания – ученики графически отмечают на отрезке свой ответ (неверное высказывание – ставят прочерк “-“, если высказывание верное – “+”).

Пример7. Роды и жанры литературы (7 класс)

  1. Произведения, которые повествуют о событиях, называются эпическими.
  2. Произведения, которые отражают жизнь, чувства и мысли автора, называются драматическими.
  3. Произведения, которые предназначены для постановки на сцене, называются лирическими.
  4. Повесть относится к эпическому жанру.
  5. Краткий, чаще всего стихотворный рассказ нравоучительного содержания – это басня.
  6. Элегия относится к лирическому жанру.
  7. Основные роды художественной литературы – это лирика и эпос.

Ответ:Описание: https://lh6.googleusercontent.com/mSZXZOCTLGHNxwkNQw0wyBPogAPKc3ZqKxB_0YsfTEPO0sP5se9NSUtJ0AZnBNHjLXabj-6DQaOvZ1CNIqfUMU9GJPZPECcs_ekECWnmZ4w5vNsZ7Ys

Для проверки задания учитель может приготовить шаблон с симметричным изображением ответов. Подставляя его к работе каждого ученика, учитель быстро проверяет правильность ответов.

В качестве итоговых тестовых работ можно предложить учащимся тесты комбинированного типа (задания с выбором и вводом правильного ответа).

Учитель должен помнить, что существует требования к структуре теста, к комплекту заданий, которые в него войдут.

  • составлению заданий должен предшествовать анализ школьной  программы по предмету.
  • структура заданий должна определяться значимостью изученного материала (чем важнее изученная тема, тем большим количеством вопросов она представлена)
  • формулировки заданий должны быть разнообразны (это разовьёт остроту внимания и гибкость мышления, потребует от обучающегося предельной внимательности и собранности)
  • должны быть однозначно сформулированы цели и тема, определено время применения теста;
  • процесс проведения теста должен быть задан в виде однозначного алгоритма (заполнение пропусков, выбор ответа из предложенных вариантов)
  • тестовые задания должны легко читаться;
  • формулировка заданий не должна содержать двусмысленности;
  • постановка вопроса и предлагаемые варианты ответов должны максимально исключать возможность угадывания ответа;
  • тестовые задания, предполагающие выбор одного из предложенных ответов, должны содержать 3-5 вариантов ответов, подобранных по возможности так, чтобы наиболее характерные для данного случая ошибки были в них учтены.

        Данная работа поможет учителю использовать тесты на уроках, осуществлять оперативную диагностику уровня овладения учебным материалом по определённым темам каждым учеником, экономить учебное время при проверке знаний и оценке результатов.

        При  составлении тестовых заданий необходимо учитывать достоинства и недостатки тестирования, а также чётко очерчивать требования к отдельному тесту или их системе.

        Таким образом, можно прийти к выводам, что использование тестовой формы контроля обеспечивает:

  • высокий уровень учебных достижений по предметам начальной ступени образования;
  • воспитывает ценностное отношение к учебной деятельности;
  • развивает память, логическое мышление;
  • умение делать правильный выбор;
  • снижает уровень тревожности;
  • помогает учителю осуществлять своевременно коррекцию знаний.

        

Однако, метод тестирования может иметь и недостатки, среди которых:

  • невозможность проследить логику ученика;
  • присутствие элемент случайности в выборе ответов;
  • большая вероятность выбора ответов наугад.

Например, учащийся, не ответивший на простой вопрос, может дать правильный ответ на более сложный. Причиной этого может быть как случайная ошибка в первом вопросе, так и угадывание ответа во втором. Это искажает результаты теста и приводит к необходимости учета вероятностной составляющей при их анализе.

      

Таким образом, тесты как одна из форм контроля и оценки знаний, умений и навыков, может и должна использоваться в сочетании с другими формами и методами контроля и оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестирование как один из инновационных методов организации обучения и контроля на уроке русского языка и литературы

Статья отражает суть тестирования как инновационного способа обучения и контроля знаний учащихся....

Учебный материал " Формы контроля на уроках русского языка и литературы"

Папка содержит материал по трём направлениям- русский язык, русская литература 19 века, русская литература 20 века. В материале содержатся технологические карты по произведениям  учебной программ...

Обобщение педагогического опыта по теме "Тестовый контроль на уроках русского языка"

Научно-методический материал разработан на основе собственного педагогического опыта. Использование тестов на уроках русского языка рассмотрено с теоретической и практической стороны....

Виды контроля на уроках русского языка и литературы (статья)

Статья - обобщение личного опыта построения урока литературы в условиях ФГОС...

Тестовые технологии на уроках русского языка и литературы

Изменения, которые происходят в современном мире, обуславливают необходимость развития новых способов образования, педагогических технологий, направленных на развитие личности, навыка самостоятельного...

Информационно-компьютерные технологии как один из инновационных методов обучения и контроля на уроках русского языка и литературы

В статье перечислены инновационные методики обучения и контроля на уроках русского языка и литературы. Достаточно просты, подходят для использования в малых школах с небольшой наполняемостью....