Виды контроля на уроках русского языка и литературы (статья)
статья по литературе (5, 6 класс) на тему

Иванова Елена Олеговна

Статья - обобщение личного опыта построения урока литературы в условиях ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Виды контроля на уроках литературы

Современная жизнь ставит перед человеком конкретные задачи – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в любом обществе. Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС).

     Перед современным учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать системно-деятельностный подход в обучении школьников. Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания. Именно ученики являются главными “действующими героями” на уроке. И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмыслена и значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.

     Урок литературы – это мощный источник воспитания духа, личности. Посредством раскрытия художественных образов литература даёт нам понятия о добре и зле, правде и кривде, истине и лжи. Никакие рассуждения, самые красноречивые, никакие доводы, самые убедительные, не могут оказать на ум человека такого воздействия, как правдиво нарисованный образ. И в этом сила и значимость литературы.

    Чтобы урок был интересным, увлекательным, а главное, полезным, нужна модифицированная система урока (соединение традиционной и новой системы по ФГОС). Интеграция разнообразных  средств позволит осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся и повысить качество знаний по предмету, создать условия для успешной социализации личности.

Важно, чтобы собственное знание о незнании воспринималось детьми как стимул дальнейшего освоения содержания.

Приём «Знаю-хочу узнать-узнал-научился»

Этап «Знаю» предполагает работу в парах: что я знаю о теме урока;

«хочу узнать» - формулирование цели;

«узнал» - соотношение новой и старой информации;

«научился» - осознание результативности деятельности.

Верные – неверные утверждения

Предлагаем ученикам несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии выясняем, какие утверждения были верными.

Прогнозирование

На литературе предлагаем спрогнозировать дальнейшие действия героя в сложной ситуации.

Работа с текстом

Приём составления плана (для более глубокого осмысления текста).

Приём составления граф - схемы. Средствами графического изображения являются абстрактные геометрические фигуры, символические изображения, рисунки и их соединения.

Приём тезирования – формулирование основных тезисов, положений, выводов текста.

Приём логического запоминания: самопроверка по вопросам, пересказ в парах с опорой на конспект, подготовка докладов и т.д.

Чтение с остановками

Открывает возможности целостного видения произведения.

Примерные вопросы: Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? Что вы почувствовали, прочитав эту часть? Какие ощущения у вас возникли?

Инсерт (чтение с пометами)

Инсерт - это приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно. Маркировка производится с помощью специальных значков:

«!» – Я это знал.

«+» – Новое для меня.

«-» – Вызывает сомнение.

«?» – Вопрос.

Кластер

Кластер – это графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами и явлениями. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия.

Работа в группах

Работа в парах

Театрализация

Проектная и исследовательская деятельность

Создание учащимися литературных произведений и т. д.

Составление таблиц

Например, по теме «Основные литературные направления»

(может дополняться каждый год)

Литературное

направление

Время

Представители

Основные черты

Художественные

приемы

Жанры

Такая работа помогает учащимся обобщить полученные знания, а учителю проверить глубину и степень осознанности их усвоения.

Составление опорных конспектов.

Чаще всего используется этот вид контроля при изучении учащимися жизни и творческого пути писателя.

Ученики должны после изучения материалов учебника, дополнительной литературы отразить в одном конспекте взаимосвязь между событиями жизни писателя, его  мировоззрении, личностью и творчеством.

Исследовательские работы.

Могут быть использованы на уроках по изучению художественного мастерства, творческой лаборатории писателя или поэта. Это могут быть как индивидуальные, так и групповые работы, как домашние задания, так и мини-исследования отрывков из текста или стихов.

Такие виды контроля учат более глубокому, осознанному восприятию художественного текста и позволяет учителю проверять  знания учащихся в области литературоведения и их умения в области литературоведческого и лингвистического анализа.

Создание творческих текстов на основе прочитанного произведения.

Например: Письмо от лица литературного героя: в виде письма написать сочинение от лица хозяина Сапсана (учтите характер Хозяина, перечитайте строчки, где рассказывается о поведении собаки в разных ситуациях, дайте почувствовать отношение Хозяина к собаке).

Такая работа предполагает проверку не только знания текста, но и понимания учеником особенностей характера героя, его психологию, своеобразия его языка.

Работа по созданию словарей.

Например: Словарь афоризмов А.С.Пушкина; словарь «Эзопова языка».

Работа по созданию компьютерных презентаций.

Например, по теме:  «Л.Н.Толстой. Страницы великой жизни» (по биографии писателя) или презентация самостоятельно прочитанных произведений. Такая работа позволяет проверить умение учащегося находить материал, отбирать его, преподносить тот или его иной форме.

Тесты.

Можно использовать как тесты на знание текста, составленные учителем, так и предложить самим ученикам принять участие в их создании.

В качестве тестов могут быть использованы деформированные тексты (с ошибками), которые должны быть исправлены учениками, тесты с выбором одного варианта ответа и т. д. Тесты можно использовать и на зачётных работах.

Например:

Зачетная работа № 1  по литературе ученика\ ученицы 6-   класса __________________________________________________________________________

вариант 1

1 часть

1. Термин «русский героический эпос» относится к жанру:

А) сказки;

Б) песни;

В) былины.

2. Персонаж былины:

       А) Василиса Премудрая;

Б) Добрыня Никитич;

В) Иван-царевич.

3. Для былин характерна:

       А) гипербола;

Б) иносказание;

В) нравоучение.

4.Какой город не упоминается в былинах?

А) Киев;

Б) Муром;

В) Москва.

5.  К какому роду литературы относятся былины?

А) Лирика

Б) Драма

В) Эпос

6.  О каком памятнике древнерусской литературы идет речь?

«Древнейшее сочинение по русской истории. Это целая энциклопедия жизни нашего государства IX-XI столетий, была создана в период расцвета Киевской Руси».

7. Расположи в правильном порядке обязательные сюжетно-композиционные элементы

А) Развязка

Б) Кульминация

В) Завязка

8. Соотнеси название былин с циклами.

А) «Садко»                                                                

1. Киевский цикл

Б) «Илья Муромец и соловей-разбойник»                  

2. Новгородский цикл

В) «Добрыня Никитич»

3. Владимиро-Суздальский

9. 9. Из перечисленных жанров выберите те, которые относятся к произведениям древнерусской литературы и подчеркните их: Хождение(описание путешествий), загадка, рассказ, житие, летопись, роман, поучение, послание, воинские и бытовые повести, пословица, тексты делового характера, сочинения ораторского жанра.

10. Выбрать определение гиперболы.

А) Один из тропов, чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета.

Б) Один из тропов, сопоставление предметов и явлений по их внешнему сходству, присущим им качествам.

В) Один из тропов, перенесение свойств одного предмета на другой на основании общего для обоих признака.

11.С чем связано появление литературы в Древней Руси?
А) с появлением учителей, писателей
Б) появлением письменности
В) появлением татаро-монгольского ига
Г) появлением христианства на Руси
12.
Указать соответствие произведений и их жанров:

  1. «Повесть временных лет»
  2. «Повесть о разорении Рязани  Батыем»
  3. «Авдотья Рязаночка»
  4. «Житие Бориса и Глеба»
  5. «Вольга и Микула Селянинович»

а) былина

б) стихотворение

в) летопись

г) воинская повесть

д) агиография (жизнеописание святых)

е) баллада

1

2

3

4

5

1. Объясните значение фразеологизма «Сизифов труд».  Как был наказан Сизиф богами?

2. Расскажи о древнерусском государстве (5-6 предложений).

3. Назови имена выдающихся исторических деятелей Древней Руси, названных в «Повести временных лет»

4. Какой временной промежуток охватывает древнерусская литература с ______ по _______ века?

5. Какова роль летописей в древнерусском государстве?

6. Кто является автором «Повести о разорении Рязани Батыем»?

7. К какому веку относятся события, описанные в произведении?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды рефлексии на уроках русского языка и литературы

В статье представлены материалы, которые помогут качественно проводить рефлексию на урока не только русского языка, но и на остальных предметах...

Тестирование как один из инновационных методов организации обучения и контроля на уроке русского языка и литературы

Статья отражает суть тестирования как инновационного способа обучения и контроля знаний учащихся....

Учебный материал " Формы контроля на уроках русского языка и литературы"

Папка содержит материал по трём направлениям- русский язык, русская литература 19 века, русская литература 20 века. В материале содержатся технологические карты по произведениям  учебной программ...

Информационно-компьютерные технологии как один из инновационных методов обучения и контроля на уроках русского языка и литературы

В статье перечислены инновационные методики обучения и контроля на уроках русского языка и литературы. Достаточно просты, подходят для использования в малых школах с небольшой наполняемостью....

"Эффективные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы" статья по русскому языку на тему

quot;Эффективные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы"статья по русскому языку на тему...