Дорожная карта организации внеурочной деятельности по математике для 5-6 классов
рабочая программа по алгебре (10 класс) на тему

Кузнецова Любовь Алексеевна

Организация внеурочной деятельности по математике для 5-6 классов в соответствии с ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка дорожной карты организации внеурочной деятельности по математике для  5-6 класса

 в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования на основе примерной основной образовательной программы

Пояснительная записка

Дорожная карта составлена в соответствии с тематическим содержанием учебника: Виленкин Н.Я. Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. - М. Мнемозина, 2012; Виленкин Н.Я. Математика. 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. - М. Мнемозина, 2012. Учебник входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

Немного, по сути:

Дорожная карта это приложение к рабочей программе, которое отражает - содержание курса; - соотношение между урочной и внеурочной деятельностью; - направления работы; - задания, с помощью которых формируются предметные, метапредметные и личностные компетенций обучающихся.

Ключевые моменты, на которые я бы хотела обратить внимание в свой разработке, это-

  • В рамках классно-урочной системы, каждый учащийся находится в окружении своих сверстников, учителя, а любое общение предполагает развитие коммуникативных умений; так же развиваются и надпредметные умения, однако акцент необходимо делать на формирование и развитие именно предметных компетенций. То есть в урочной деятельности преобладает предметная составляющая.
  • Совершенно противоположно, обстоит дело с внеурочной деятельностью. Внеурочная деятельность, я предлагаю организовать по четырём основным направлениям ( блокам):

- практикум;

- практико-ориентированное направление;

-проектное и исследовательское направление;

- творческие мастерские и конструирование.

Актуальность выбранных направлений:1)Что бы уметь применять теоретические знания, необходимо довести их до уровня осознания, а это невозможно без систематической тренировки. Устный счёт является одной из важнейших составляющих практикума плюс олимпиадные задачи, как зона развития на опережение; 2) Практико-ориентированное направление, позволяет использовать приобретённые навыки в жизни, развивает наглядно-действенное мышление; 3) Проектное, исследовательское направление самое перспективное и как нигде позволяет формировать метапредметные и личностные компетенции; 4)Но, что же, делать «лирикам»? Для них сформирован четвёртый блок. Во внеурочной деятельности основной акцент делается на формирование личностных компетенций, общем развитии обучающегося, ощущением себя частицей общества, вселенной, но, тем не менее, это всё проходит через призму предмета математики.

  • внеурочная деятельность (почти всегда), подчинена тематическому содержанию урочной. Шестой класс содержит системное включение геометрических задач, с целью формирования наглядно-образного мышления, которое необходимо для введения курса геометрии.
  • Оценка по каждому модулю складывается из оценок тематических контрольных работ и представленных работ, по какому либо из направлений внеурочки.
  • Задания по внеурочной деятельности доводятся до сведения учащихся и родителей в начале изучения модуля, что позволяет организовать совместную работу родителей и учащихся, увеличить временный рамки. Конечно, из предложенных заданий некоторые подразумевают долгосрочную перспективу.

Дорожная карта по математике для  5-6 класса

 в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования на основе примерной основной образовательной программы

5 класс

Урочная деятельность,

Предметное содержание курса

Внеурочная деятельность

Практикум

Практико-ориентированное направление

Проектное и исследовательское направление

Творческие мастерские,

конструирование

Модуль 1. Натуральные числа и шкалы

Обозначение натуральных чисел; Чтение и запись натуральных чисел, п.1

Отрезок. Длина отрезка.

Треугольник. Многоугольник, п.2

Плоскость, прямая, луч, п.3

Шкалы и координаты; Координатный луч, п.4

Меньше или больше. Сравнение натуральных чисел, п.5

Индивидуальные консультации.

Работа в дифференцированных группах.

Практикум по решению олимпиадных задач.

Создание справочника по теме, опорного конспекта.

Некоторые приёмы устного счёта.

Задание 1. Вычислить расстояние, между некоторыми объектами зная длину собственного шага и количество шагов.

Задание 2. Измерить длину и ширину класса и необходимое для его ремонта количество плинтусов и линолеума.

Задание 3. Определить цену деления на шкале спидометра папиного автомобиля или маминых весах или термометра.

Задание 4. Составить таблицу роста учащихся в классе в порядке убывания.

Предлагаемые темы для исследования и проектной работы:

Сколько весит твой рюкзак?

Старинные меры длины.

Различные способы записи чисел.

Математика и здоровье.

Биографическая миниатюра: Пифагор.

Задание 1. Написать сказку, которая начинается со слов «…На координатном луче жили-были…

Задание 2. Смоделировать фигуру, которая включала бы в себя только треугольники.

Задание 3. Создать шкалу времени собственной жизни и отметь на ней знаковые события.

Задание 4. Создать шкалу времени для России прошлого столетия с нанесением значимых исторических событий.

Модуль 2. Сложение и вычитание натуральных чисел

Сложение натуральных чисел и его свойства, п.6

Вычитание натуральных чисел и его свойства, п.7

Числовые выражения; Буквенные выражения, п.8

Буквенная запись свойств сложения и вычитания, п.9

Уравнение, п.10

Индивидуальные консультации.

Работа в дифференцированных группах.

Практикум по решению олимпиадных задач. Участие в олимпиадах.

Создание справочника по теме.

Некоторые приёмы устного счёта.

Задание 1. Практическая работа «Свойства сложения»

Задание  2. Создание математической модели на основе своей жизненной ситуации:

Предлагаемые ситуации:

  1. Моя покупка в магазине;
  2.  Как мы ехали из Айхала в Мирный;
  3. Угадай число.

Предлагаемые темы для исследования и проектной работы:

Мы живём в мире больших чисел.

Цифры у разных народов.

Биографическая миниатюра: Архимед.

Задание 1. Литературная страничка. Геометрия Гулливера.

Задание 2. Задача-сказка: «Иван Царевич и кощей бессмертный, умевшие считать только до 10»

Игра «Попробуй сосчитай».

Задание 3. Всегда ли 22=4? Математические парадоксы.

Модуль 3. Умножение и деление натуральных чисел.

Умножение натуральных чисел и его свойства, п.11

Деление натуральных чисел, п.12

Деление с остатком, п.13

Упрощение выражений, п.14

Порядок выполнения, п.15

Степень числа. Квадрат и куб числа, п.16

Индивидуальные консультации.

Работа в дифференцированных группах.

Практикум по решению олимпиадных задач.

Создание справочника по теме.

Некоторые приёмы устного счёта.

Задание 1. Составить алгоритм своих действий в течение дня.

Задание 2. Составить таблицу расходов содержания вашего любимого домашнего животного.

Практическая работа: Свойства умножения.

Практическая работа: Свойства деления.

Предлагаемые темы для исследования и проектной работы:

Метрическая система мер.

Старинные меры длины.

Математические мотивы в художественной литературе.

Биографическая миниатюра: И. Ньютон.

Задание 1. Придумать задачи на интересные свойства чисел.

Задание 2. Опиши ситуацию и представь её в виде математической модели: Например:

  1. Рецепт любимого варенья;
  2. Задача на сдачу с покупки;
  3. Задача на движение;
  4. Задача на работу;
  5. Вычисление площади сложных фигур.

Модуль 4. Площади и объемы

Формулы. Формула пути, п.17

Площадь. Формулы площади прямоугольника и квадрата, п.18

Единицы измерения площадей, п.19

Прямоугольный параллелепипед, п.20

Объемы. Объемы прямоугольного параллелепипеда и куба, п.21

Индивидуальные консультации.

Работа в дифференцированных группах.

Практикум по решению олимпиадных задач.

Создание справочника по теме.

Некоторые приёмы устного счёта.

Задание 1. Вычисление площади фигуры с помощью палетки.

Задание 2. Вычислить площадь пола в вашей квартире.

Задание 3. Вычислить необходимое количество плинтусов для ремонта класса.

Вычислить количество краски необходимое для покраски стен кабинета.

Вычислите объём воздуха в кабинете.

Задание 4. Какой объём воды помещается в вашу ванную.

Предлагаемые темы для исследования и проектной работы:

Что такое система СИ?

Экономия запасов пресной воды.

Биографическая миниатюра: П. Ферма.

Задание 1. Смоделируйте из бумаги или картона прямоугольный параллелепипед. Вычислите его площадь и объём.

Задание 2. Задачи с развёрткой куба.

Задание 3. Танграм.

Задание 4. Создание новогодней игрушки.

Модуль 5. Обыкновенные дроби

Окружность и круг, п.22

Доли. Обыкновенные дроби, п.23

Сравнение обыкновенных дробей, п.24

Правильные и неправильные дроби, п.25

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, п.26

Деление и дроби, п.27

Смешанные числа, п.28

Сложение и вычитание смешанных чисел, п.29

Индивидуальные консультации.

Работа в дифференцированных группах.

Практикум по решению олимпиадных задач. Участие в олимпиадах.

Создание справочника по теме.

Некоторые приёмы устного счёта.

Задание 1. Составить модель круга с долями (1/8).

Задание 2. Составить модель квадрата с долями (1/25).

Задание 3. Составьте модель прямоугольника с долями (1/15).

Задание 4. Геометрическая головоломка «Инь и янь».

Предлагаемые темы для исследования и проектной работы:

История развития обыкновенных дробей.

Старинные денежные единицы.

Исследуем работу солнечных часов.

Биографическая миниатюра: Б. Паскаль.

Задание 1. Составить кроссворд по теме.

Задание 2. Литературная страничка. О «происхождении» дробей.

Задание 3. Логическая задача «Обманутый хозяин».

Задание 4. Юмористическая страничка.

Модуль 6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей

Десятичная запись дробных чисел, п.30

Сравнение десятичных дробей, п.31

Сложение и вычитание десятичных дробей, п.32

Приближённые значения чисел

Округление чисел, п.33

Индивидуальные консультации.

Работа в дифференцированных группах.

Практикум по решению олимпиадных задач.

Создание справочника по теме.

Некоторые приёмы устного счёта.

Задание 1. Составить таблицу приближённых значений, которые встречаются в вашей повседневной жизни на различных упаковках товара.

Задание 2.Составьте сборник из десяти примеров по сложению и вычитанию десятичных дробей для своего соседа по парте. Проверьте его знания по вашему сборнику.

Задание 3. Создайте математическую модель реальной ситуации из вашей жизни с использованием десятичных дробей.

Предлагаемые темы для исследования и проектной работы:

История развития десятичных дробей.

Различные системы счисления.

Софизмы

Биографическая миниатюра: Л. Магницкий

Конкурс на лучшую шпаргалку по теме.

Задание 1.Задачи со спичками.

Задание 2. Математические софизмы.

Задание 3. Решение примера с картины художника.

Задание 4. Составить ребус по данной теме.

Модуль 7. Умножение и деление десятичных дробей

Умножение десятичных дробей на натуральные числа, п.34

Деление десятичных дробей на натуральные числа, п.35

Умножение десятичных дробей, п.36

Деление на десятичную дробь, п.37

Среднее арифметическое, п.38

Индивидуальные консультации.

Работа в дифференцированных группах.

Практикум по решению олимпиадных задач.

Создание справочника по теме, опорного конспекта.

Некоторые приёмы устного счёта.

Задание 1. Создание математической модели, к описанной реальной ситуации. Темы: 1) Задача на движение.2) Задача на части.3) Задача на работу.4) Задача на покупку товара. И другие.

Задание 2. Вычислите свой средний арифметический балл по математике.

Задание 3. Вычислите среднюю скорость движения, когда вы идёте в школу.

Предлагаемые темы для исследования и проектной работы:

Задание 1. Поинтересуйтесь у взрослых, окружающих вас на сколько им в жизни необходимы знания по математике, можно ли стать хорошим специалистом не имея математических компетенций. Напишите мини-сочинение по теме.

Задание 1. Напишите сказку о жизни десятичных дробей.

Задание2. Задачи со спичками.

Задание 3. Составьте задачу в стихах.

Задание 4. Геометрические головоломки.

Модуль 8. Инструменты для вычислений и измерений

Микрокалькулятор, п.39

Практикум использования микрокалькулятора, п.40

Проценты, п.41

Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник;

Измерение углов. Транспортир, п.43

Круговые диаграммы, п.44

Введение в вероятность.

Индивидуальные консультации.

Работа в дифференцированных группах.

Практикум по решению олимпиадных задач.

Создание справочника по теме.

Приёмы устного счёта.

Задание 1. Практическая работа: Измерение углов треугольника, нахождение их суммы.

Задание 2. Составьте таблицу и диаграмму, отражающую дневной рацион человека согласно ЗОЖ.

Задание 3. Узнайте у родителей ставки по вкладам в различных банках и просчитайте, куда вам выгоднее вложить свои сбережения.

Задание 4. Задачи на разрезание и склеивание фигур.

Предлагаемые темы для исследования и проектной работы:

Проценты в нашей жизни.

Геометрия якутских узоров.

Биографическая миниатюра: Л. Эйлер

Измерительные приборы – наши помощники.

Задание 1. Моделирование фигур. Танграм.

Задание 2. Число Шехерезады.

Викторина: Знаешь ли ты великих математиков?

Юмористическая страничка. Для тех, кто готовится стать математиком.

Задание 3. Комбинаторика в лоскутной технике.

6 класс

Урочная деятельность,

Предметное содержание курса, номер пункта в учебнике

Внеурочная деятельность

Практикум

Практико-ориентированное направление

Проектное и исследовательское направление

Творческие мастерские,

моделирование

Модуль 1. Делимость чисел.

Делители и кратные, п.1

Признаки делимости на 10, на 5 и на 2, п.2

Признаки делимости на 9 и на 3. п.3

Простые и составные числа, п.4

Разложение на простые множители, п.5

Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа, п.6

Наименьшее общее кратное, п.7

Индивидуальные консультации.

Работа в дифференцированных группах.

Практикум по решению олимпиадных задач.

Создание справочника по теме.

Приёмы устного счёта.

Задание 1. Описать ситуацию и составить к ней математическую модель. Необходимое условие: применение признака делимости на 2, на 5, на 3, на 9.

Задание 2.  Куб и его свойства. Задачи на развёртку куба.

 

Предлагаемые темы для исследования и проектной работы:

Математика и здоровье.

Числа в нашей жизни.

Математические фокусы.

Биографическая миниатюра: Р. Декарт.

Задание 1. Написать сказку, которая начинается со слов «…В одной стране жили чётные и нечётные числа…»

Задание 2. Простые числа.

Задание 3..Решение логических задач матричным способом.

Задание 4. Как играть, чтобы не проиграть.

Модуль 2. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

Основное свойство дроби, п. 8

Сокращение дробей, п. 9

Приведение дробей к общему знаменателю, п.10

Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями, п.11        

Решение текстовых задач. Сложение и вычитание смешанных чисел,п.12

Индивидуальные консультации.

Работа в дифференцированных группах.

Практикум по решению олимпиадных задач.

Создание справочника по теме.

Приёмы устного счёта.

Задание 1. Составить задачу для своего соседа по парте.

Задание 2. Задачи со спичками.

Задание 3. Составить сборник из 12 примеров по сложению и вычитанию дробей с разными знаменателями.

Предлагаемые темы для проектной и исследовательской работы:

Биографическая миниатюра: Н.И. Лобачевский

Феномены. Эти непостижимые «живые компьютеры»

Мгновенное умножение.

Задание 1.Составить кроссворд по теме.

Задание 2. Стихотворная страничка. Задачи в стихах.

Задание 3. Что общего у нотного стана с обыкновенными дробями?

Игра: «Кто хочет стать отличником»

Модуль 3. Умножение и деление дробей.

Умножение дробей, п.13

Нахождение дроби от числа, п.14

Применение распределительного свойства умножения, п.15

Взаимно обратные числа, п.16

Деление, п.17

Решение уравнений

Нахождение числа по его дроби, п.18

Дробные выражения, п.19

Индивидуальные консультации.

Работа в дифференцированных группах.

Практикум по решению олимпиадных задач.

Создание справочника по теме.

Приёмы устного счёта.

Задание 1. Практическая работа: распределительное свойство умножение.

Задание 2. Составление математической модели по данной теме для практической жизненной ситуации.

Задание 3. Треугольник. Доказательство теоремы о сумме углов треугольника на практике. (Задача на разрезание и склеивание фигур).

Предлагаемые темы для исследования и проектной работы:

Математический пасьянс или знаю ли я дроби?

Как разрезать пирог? (Математические задачи на нематематические темы).

Биографическая миниатюра: П.Л. Чебышев

Задание 1. Составить алгоритм своей жизни.

Задание 2. Нарисуй символ отражающий суть математики как науки.

Задание 3. Проанализируй известные цитаты о математике. Выбери наиболее близкую тебе по духу, опиши почему.

Игра: «Поле чудес»

Модуль 4. Отношение и пропорции.

Отношения, п.20

Пропорции, п.21

Прямая и обратная пропорциональные зависимости, п.22

Масштаб, п.23

Длина окружности и площадь круга, п.24

Шар, п.25

Индивидуальные консультации.

Работа в дифференцированных группах.

Практикум по решению олимпиадных задач.

Создание справочника по теме.

Приёмы устного счёта.

Задание 1. Начерти план своей квартиры в масштабе 1:50.

Задание 2. Измерь длину окружности основания стакана.

Задание 3. Посчитай сколько спиц на колесе велосипеда и определи угол между двумя соседними спицами.

Предлагаемые темы для исследования и проектной работы:

Поверхность Эйлера.

Геометрия на шаре.

Биографическая миниатюра: М. Остроградский

Золотое сечение.

Задание 1. Создание новогодней игрушки.

Задание 2. Нарисуй фасад дома с использованием знания принципа золотого сечения.

Задание 3. Из истории интересных чисел. Число .

Задание 4.Достроить якутский оберег «биэс харах» пользуясь свойствами симметрии.

Модуль 5. Положительные и отрицательные числа.

Координаты на прямой, п.26

Противоположные числа, п.27

Модуль числа, п.28

Сравнение чисел, п.29 Изменение величин, п.30

Индивидуальные консультации.

Работа в дифференцированных группах.

Практикум по решению олимпиадных задач.

Создание справочника по теме.

Приёмы устного счёта.

Задание 1. Составь схему своих перемещений в течении дня.

Задание 2. Зная высоту и объём стакана вычисли площадь его дна.

Задание 3. Построить треугольник, зная длины всех его сторон.

Предлагаемые темы для исследования и проектной работы:

Паркеты Эшера.

Семья +математика

Биографическая миниатюра: К.Фр. Гаусс.

Задание 1. Изобрази координатную  прямую, человеческих качеств. Какие качества и как ты на ней расставишь.

Задание 2. Напиши рассказ о том, как поссорились положительные и отрицательные числа.

Модуль 6. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.

Сложение чисел с помощью координатной прямой, п.31

Сложение отрицательных чисел, п.32

Сложение чисел с разными знаками, п.33

Вычитание, п.34

Индивидуальные консультации.

Работа в дифференцированных группах.

Практикум по решению олимпиадных задач.

Приёмы устного счёта.

Задание 1. Составить тренажёр из 30 примеров по сложению и вычитанию чисел с разными знаками.

Задание 2. Составить математическую модель в виде уравнения и предложить своему товарищу по ней описать реальную ситуацию.

Задание 3. Вычисление площадей сложных фигур методом их перекраивания.

Предлагаемые темы для исследования и проектной работы:

В мире ребусов и лабиринтов

Экология с точки зрения математики

Цена одной минуты

Биографическая миниатюра: С.В. Ковалевская

Игра:  «Буриме» с использованием чисел.

Задание 1. Конкурс на самое оригинальное образное представление правил по данной теме.

Задание 2. Конкурс на большее количество пословиц и поговорок, где встречаются числа. Попробуй придумать свою.

Задание 3.Составление математического лабиринта.

 Модуль 7. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел.

Умножение, п.35

Деление, п.36

Рациональные числа, п.37

Свойства действий с рациональными числами, п.38

Индивидуальные консультации.

Работа в дифференцированных группах.

Практикум по решению олимпиадных задач.

Приёмы устного счёта.

Задание1. Просчитай количество воды, расходуемое вашей семьёй за год.

Задание 2. Составь пример включающий в себя все математические действия, которые ты знаешь.

Задание 3. Вычисление объёмов сложных фигур методом перекраивания.

Предлагаемые темы для исследования и проектной работы:

Математика Магнитского

Геометрические паркеты

Шифры и математика

Биографическая миниатюра: Н. Винер

Задание 1. Конкурс на самое оригинальное образное представление правил по данной теме.

Задание2. Сформулируй правило по теме, используя рифму.

Задание 3. Напиши сочинение на тему: «Если бы я был учителем математики…»

Игра: «Математик - бизнесмен»

Модуль 8. Решение уравнений.

Раскрытие скобок, п.39

Коэффициент, п.40

Подобные слагаемые, п.41

Решение уравнений, п.42

Индивидуальные консультации.

Работа в дифференцированных группах.

Практикум по решению олимпиадных задач.

Создание справочника по теме.

Приёмы устного счёта.

Задание 1  Опиши ситуацию и представь её в виде математической модели:

  1. Задача на работу;
  2. Задача на движение;
  3. Задача на части;
  4. Задача на покупку.

Задание 2. Представь в таблице статьи расходов вашей семьи в течение месяца в процентном отношении.

Задание 3. Правильные многогранники. Моделирование из бумаги.

Предлагаемые темы для исследования и проектной работы:

Шестое математическое действие

Шахматная математика

Эта удивительная клетчатая бумага

Биографическая миниатюра: Н. Винер

Задание 1. Нарисовать алгоритм решения уравнений в виде схемы.

Задание 2. Составить чайнворд по данной теме.

Задание 3.Литературная страничка. Про любовь к математике и отрицательные числа.

Игра: «Клад Леопольда»

Модуль 9 Координаты на плоскости. 

Перпендикулярные прямые, п.43

Параллельные прямые, п.44

Координатная плоскость, п.45

Столбчатые диаграммы, п.46

Графики, п.47

Решение комбинаторных задач

Индивидуальные консультации.

Работа в дифференцированных группах.

Практикум по решению олимпиадных задач.

Создание справочника по теме.

Приёмы устного счёта.

Задание 1.Составить график вашей успеваемости по математике по месяцам.

Задание 2. Представь в диаграмме статьи расходов вашей семьи в течение месяца в процентном отношении.

Задание 3. Представьте, найдите в различных источниках геометрические фигуры, которых не существует.

Предлагаемые темы для исследования и проектной работы:

Иллюзии.

Математика и статистика

Геометрия в моде

Биографическая миниатюра: Н. Винер

Игра: «Астрономия на координатной плоскости»

Игра: «Морской бой»

Задание 1. Изучите свойства геометрии, которыми пользуются модельеры в свое работе.

Задание 2. Стихотворная страничка. Параллели и перпендикуляры.

Задание 3. Рисуем по координатам.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

П. Айхал, Мирнинский район, республика Саха (Якутия)

Обсуждено

На методсовете

Протокол №1

От «    » сентября 2013 года

Согласовано:

Зам. директора____________

«   » сентября 2013 года

Утверждаю:

_______________Касаткин А.А.

Директор МКОУ «СОШ №5»

«   » сентября 2013 года

Программа элективного  курса

«Использование свойств графиков функций при решении задач с параметрами»

для учащихся 10 классов

Автор:

 учитель математики

Кузнецова Любовь Алексеевна

2013-2014 гг.

Пояснительная записка

Основная функция курса по выбору направлена на повышение интереса к математике.  Общеизвестно, что на вступительных экзаменах в ВУЗы довольно часто предлагаются задачи с параметрами, которые содержатся также в заданиях ГИА и ЕГЭ по математике. Нередко учащиеся не могут справиться с простейшими задачами, содержащими параметры и модули, что свидетельствует об отсутствии у части их навыков решения такого типа задач. Известно, что в программах по математике для неспециализированных школ этим задачам отводится совсем незначительное место.

Элективный курс «Задачи с модулями и параметрами» предназначен для подготовки учащихся 11 классов общеобразовательной школы к ЕГЭ. Данный элективный курс направлен на расширение знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки через решение большого класса задач. Он расширяет и углубляет отдельные темы базовых общеобразовательных программ по математике, не нарушая ее целостности, а также предполагает изучение некоторых тем, выходящих за их рамки. Навыки в решении уравнений, неравенств, содержащих модуль и параметры, совершенно необходимы любому ученику, желающему хорошо подготовиться  к сдаче экзаменам и поступлению в дальнейшем в высшие учебные заведения.  Программа элективного курса применима для различных групп школьников, независимо от выбора их будущей профессии.

Курс рассчитан на 34 часа.

Наряду с основной задачей обучения математики - обеспечением прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, данный курс  предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой.

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющего в определённых умственных навыках. В процессе решения задач с параметрами и модулями в арсенал приёмов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ, классификация и систематизация, аналогия.

Именно задачи с параметрами обладают диагностической и прогностической ценностью, которые позволяют проверить знания основных разделов школьного курса математики, уровень логического мышления, первоначальные навыки исследовательской деятельности.

Задачи, предлагаемые в данном курсе, интересны и часто не просты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и проверить свои способности к математике. Вместе с тем, содержание курса позволяет ученику любого уровня активно включаться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя.

При решении таких задач школьники учатся мыслить логически, творчески. Это хороший материал для учебно-исследовательской работы, что является пропедевтикой научно-исследовательской деятельности.

Цели курса:

  • изучение   методов   решения   задач   избранного класса и формирование умений, направленных на реализацию этих методов;
  • восполнить некоторые содержательные пробелы основного курса.
  •   продолжить формирование качеств мышления, необходимых человеку для жизни в современном обществе.
  • сформировать у учащихся представление о задачах с параметрами и модулем как задачах исследовательского характера, показать их многообразие;
  • научить применять аналитический метод в решении задач с параметрами и модулем;
  • научить приемам выполнения изображений на плоскости и их использованию в решении задач с параметрами и модулем;
  • научить осуществлять выбор рационального метода решения задач и обосновывать сделанный выбор;
  • способствовать подготовке учащихся к успешной сдаче ЕГЭ.
  • перейти от репродуктивного уровня усвоения материала к творческому. Научить применять знания при выполнении нестандартных заданий.

Задачи курса:

Образовательные:

  • формирование у учащихся умений решать нестандартные задания;
  • углубить знания по математике, предусматривающие формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету;
  • расширить математические представления учащихся о приёмах и методах решения задач с модулями и параметрами;
  • обеспечить подготовку к поступлению в вуз и продолжению образования;
  • обеспечить подготовку к профессиональной деятельности, требующей высокой математической культуры.

Развивающие:

  • выявить и развить математические способности, продолжить развитие математической культуры;
  •   как можно полнее развить потенциальные творческие способности каждого учащегося;
  • повышение уровня  математического и логического мышления учащихся;
  • развитие навыков исследовательской деятельности.

Воспитательные:

  • обучение задачам с параметрами потребует от учащихся умственных и волевых усилий, развитого внимания;
  • воспитание таких качеств,  как  активность, творческая инициатива, умений коллективно-познавательного труда.

Работа элективного курса строится на принципах:   

          -  научности;

          -  доступности;

          -  опережающей сложности;

          -  вариативности;

          -  самоконтроля.

Формы и методы обучения.

  1. Использование лекции учителя (если материал неизвестен школьникам), которая сопровождается записью учащимися основных её положений. Полезно заранее записать план сообщения учителя.
  2. При знакомстве с материалом, частично известным, используется составление конспекта, умение собирать материал по теме из печатных источников (по указанию учителя).
  3. Самостоятельная работа по опорным конспектам при изучении нового материала.
  4. Для закрепления новых знаний используются такие формы работы:
  • дифференцированное домашнее задание;
  • толкование новых терминов.
  1. При повторении материала использовать групповую работу по интересам, индивидуальную повышенной сложности.
  2. Тестирование (задания для тестирования давать дифференцированно).

Формы контроля

  • Рейтинг – таблица
  • Уроки самооценки и оценки товарищей
  • Самостоятельные работы
  • Презентация учебных проектов (индивидуальные, групповые, коллективные)
  • Тестирование
  • Контрольные работы
  • собеседование

Требования к уровню подготовки учащихся:

  • должны иметь элементарные умения решать задачи повышенного по сравнению с обязательным уровнем сложности;
  • точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения и излагать собственные рассуждения при решении задач;
  • правильно пользоваться математической символикой и терминологией;
  • применять рациональные приемы тождественных преобразований;
  • использовать наиболее употребляемые эвристические приемы.

 результате изучения данного курса учащиеся

должны знать:

  • понятие параметра
  • прочно усвоить понятие модуль числа;
  • алгоритмы решений задач с модулями и параметрами;
  • зависимость количества решений неравенств, уравнений и их систем от значений параметра;
  • свойства решений уравнений, неравенств и их систем;
  • свойства функций в задачах с параметрами.

должны уметь:

  • уметь решать линейные, квадратные уравнения с модулем;
  • уметь решать линейные, квадратные неравенства с  модулем;
  • строить графики уравнений, содержащие модули;
  • уметь решать линейные, квадратные, рациональные уравнения с параметром;
  • уметь решать неравенства с параметром;
  • находить корни квадратичной функции;
  • строить графики квадратичных функций;
  • исследовать квадратный трехчлен;
  • знать и уметь применять нестандартные приемы и методы решения уравнений, неравенств и систем.

Компетенции при изучении курса.

Познавательные.

- Умение самостоятельно и мотивированно организовывать  свою познавательную деятельность  (от постановки цели до получения и оценки результата).

- Участие в организации и проведении учебно-исследовательской работы. Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.

- Создание собственных текстов с использованием разнообразных средств.

Информационные.

- Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.

- Извлечение необходимой информации из текстов, таблиц, графиков.

- Отделение основной информации от второстепенной.

- Передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

- Развернутое обоснование суждения, приведение обоснования (доказательства), примеров.

Коммуникативные.

- Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности; восприятие иных мнений, объективное определение своего вклада в общий результат.

- Оценивание своего поведения в группе, выполнение требований в совместной практической деятельности.

- Умение отстаивать свою точку зрения.

- Развитие готовности к сотрудничеству.

Содержание обучения

  1.Решение задач с модулем. (12 часов).

  1. Модуль действительного числа. Геометрическая интерпретация. Линейное уравнение, содержащее абсолютную величину. Преобразование выражений, содержащих модуль.
  2. Решение уравнений и неравенств вида |х|= а, |ах+в|=0, |ах+в|≤0. 
  3. Графики функций, содержащих модули. Построение графиков функций вида у=|f(х)|, у=| ах+в|, y= f|x|, |y| =f(x) b |y|=|f(x). Построение графиков функций, связанных с модулем.
  4. Методы решения уравнений вида: |ах+в|=с, где с - любое действительное число, |ах+в|=|сх+д|. 
  5. Графическое решение неравенства |ах+в|≤с, где с – любое  действительное число.
  6. Методы решения уравнений вида: |ах+в|+|сх+д|=т, |ах+в|+|сх+д|+пх=т. Методы решения неравенств вида: |ах+в|+|сх+д|<т,|ах+в|+| сх+д|+ пх>т.
  7. Методы решения неравенств вида: |ах+в|≤| сх+д|, |ах+в|≥| сх+д|, |ах+в|≤ сх+д, |ах+в|≥ сх+д. Графическая интерпретация.
  8. Квадратное уравнение, содержащее абсолютную величину. Метод замены переменной. Решение уравнений.

2.Решение задач с параметрами. (13 часов).

  1. Понятие параметра. Что значит - решить уравнение или неравенство с параметрами. Что значит - исследовать уравнение (определить количество решений, найти положительные решения и т.д.), содержащее параметры.
  2. Линейное уравнение с параметрами. Общий метод решения уравнения вида ах= в, решение  линейных уравнений с параметрами, сводящихся к виду ах=в. Линейные    уравнения с параметрами, содержащие дополнительные условия (корень равен данному числу, прямая проходит через точку с заданными координатами, уравнение имеет отрицательное решение и т.д.).
  3. Линейные неравенства с параметрами вида ах≤в, ах≥в.
  4. Уравнения и неравенства с параметрами, сводящиеся к линейным.
  5. Решение квадратных уравнений и неравенств с параметром. Исследование квадратного трехчлена.
  6. Количество корней в зависимости от значений параметров. Параметр, как фиксированное число.

3. Нестандартные методы и приемы решения уравнений, неравенств и систем, содержащих модули и параметры. (9 часов).

  1. Графические и аналитические методы. Классификация задач. Ответ, как наперёд заданное подмножество множество действительных чисел. Параметр, как равноправная переменная. Свойства решений уравнений, неравенств и их систем.
  2. Свойства функций в задачах с параметрами и модулями. Схема исследования функций. Область значений функции. Подстановки. Экстремальные свойства функций. Метод оценки. Свойства монотонных функций.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

учебная неделя

Форма занятия

Формы

контроля

Беседа, лекция

Сообщения

учащихся

Практикум

Творческое  исследование

Конкурсы

Викторины

Тренажер

Решение задач с модулем   (12 часов)

1

Модуль действительного числа. Геометрическая интерпретация. Линейное уравнение, содержащее абсолютную величину.

1

02.09

+

+

2

Уравнение и неравенства вида |х|= а, |ах+в|=0, |ах+в|≤0.

1

09.09

+

+

3

График функции у=|f(х)|, у=| ах+в | и др.. Построение графиков функций, связанных с модулем.

2

16.09

+

+

4

23.09

+

Сам. работа

5 - 8

Решение уравнений и неравенств различных видов, содержащих модули.

Графическая интерпретация.

4

30.09

+

+

+

07.10

+

+

14.10

+

21.10

+

Сам. работа

9- 11

Квадратное уравнение, содержащее абсолютную величину. Метод замены переменной. Решение уравнений.

               

3

28.10

+

+

11.10

+

18.10

+

+

12

Контрольное тестирование

1

25.10

Тестирование

Решение задач с параметрами  (13 часов)

13

Понятие параметра.

1

02.12

+

    +

14-15

Линейное уравнение с параметрами. Общий метод решения уравнения вида ах= в, решение  линейных уравнений с параметрами, сводящихся к виду ах=в.

2

09.12

+

+

16.12

+

16- 17

Линейные неравенства с параметрами вида ах≤в, ах≥в.

2

23.12

+

+

13.01

+

Сам. работа

18-19

Уравнения и неравенства с параметрами, сводящиеся к линейным.

2

20.01

+

+

+

27.01

+

Сам. Работа

20-22

Решение квадратных уравнений и неравенств с параметром. Исследование квадратного трехчлена.

3

03.02

+

+

10.02

+

+

17.02

+

Собеседование

23-24

Количество корней в зависимости от значений  параметров.

2

24.02

+

+

03.03

+

+

Сам. работа

25

Контрольное тестирование

Викторина «Кто хочет стать отличником»

1

10.03

+

Тестирование

Нестандартные методы и приемы решения уравнений, неравенств и систем, содержащих модули и параметры (9 часов)

26-27

Графические и аналитические методы. Классификация задач.

2

31.03

+

+

+

17.03

+

+

Сам. работа

28-30

Свойства решений уравнений, неравенств и их систем.

3

07.04

+

14.04

+

+

21.04

+

Сам. работа

31- 33

Свойства функций в задачах с параметрами и модулями.

3

28.04

+

     +

+

05.05

+

+

12.05

+

Презентации проектов

34

Итоговая контрольная работа

1

19.05

Контрольная работа

Литература для учащихся

  1. Виленкин Н.Я.и др. «Алгебра и математический анализ» учебное пособие для уч-ся школ и классов с углублен. изуч. матем.» . М.,  «Просвещение», 1995
  2. Галицкий М.Л., Гольдман А.М., Звавич Л.И. «Сборник задач по алгебре 8-9». -М. «Просвещение», 2001
  3. Лаппо Л.Д.  ЕГЭ. Математика. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ:  учебно-методическое пособие / Л.Д. Лаппо, М.А. Попов. — М.: «Экзамен», 2010
  4. Лысенко Ф.Ф.,  Кулабухов  С.Ю. Математика. Подготовка к ЕГЭ-2012: учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Легион-М, 2011 г.
  5. Макарычев Ю.Н. и др.«Алгебра 8. Алгебра 9. Дополнительные главы к школьному учебнику».- М. «Просвещение», 2001.
  6. Шарыгин И.Ф., Голубев В. И. Факультативный курс по математике "Решение задач" (11 класс).

Литература для учителя

  1. Литвиненко В.Н., Мордкович А. Г. «Практикум по решению математических задач»: М., «Просвещение», 1995
  2. Математика. «Первое сентября».№ 4, 22, 23-2002 г; №12,38-2001 г
  3. Олехник С.Н. Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решения. Учебно-методическое пособие для 10-11 классов: М. Дрофа 2001 г.
  4. Ястрибинецкий  Г.А. «Задачи с параметрами», М., «Дрофа», 2003
  5. Шарыгин И.Ф. «Факультативный курс по математике. Решение задач».
  6. Рязановский А.Р. «Алгебра и начала анализа: 500 способов и методов решения задач по математике для школьников и поступающих в вузы», М., «Дрофа», 2001

Электронные приложения

  • Электронный практикум по теме «Параметры» из коллекции ОМС и  Единой коллекции ЦОР
  • Сайты ФЦИОР http://eor.edu.ru/  , http://fcior.edu.ru/,
  • http://www.college.ru/ (Открытый колледж),
  • http://www.school.edu.ru/default.asp (Российский общеобразовательный портал)
  • сайт «Открытый класс» (Сетевые образовательные сообщества) http://www.openclass.ru/collection
  • Диск «Функции и графики» из серии «Открытая математика» изд. ООО«Физикон», Москва
  • Диск «Математика 5-11 классы. Практикум», «1С: Школа», Москва
  • On-line тестирование на сайтах http://uztest.ru , http://fipi.ru



Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

Предмет: алгебра (Макарычев Ю.Н. и др.)

Тема: Решение задач с помощью уравнений.

Класс: 8 б

Учитель: Кузнецова Любовь Алексеевна.

Школа: МОУ СОШ 5.

Город (село): Айхал, Мирнинский район, Якутия

Медиа-приложения: разработка урока.

Оборудование: интерактивная доска.

Дата проведения: 08.02.14

Сценарный план урока:

Цель урока:  научить учащихся решать задачи с помощью составления дробных рациональных уравнений, показать практическую значимость данных задач.

Задачи: 1. Закрепить навыки решения квадратных уравнений.

2. Сформировать навыки записи условия задач в форме таблицы.

3. Обучить умению определять, соответствуют ли найденные корни уравнения условию задачи.

4. Способствовать развитию логического мышления.

5. Развивать коммуникативные навыки.

Форма урока: деловая игра.

Ход урока:

1. На базе класса формируется ЗАО «ТРАНС-КЛАСС» - организация, занимающаяся транспортными перевозками. Как в каждой организации в «транс-класс» существуют и работают свои структуры, отвечающие за определённый вид деятельности. Это группы учащихся, перед которыми стоят, соответствующие их виду деятельности, задачи.

  • Администраторы.
  • Диспетчерская служба.
  • Рекламные агенты.
  • Экономисты.
  • Водители.

2. Учащиеся делятся на 5 групп и получают по одной задаче на группу, решение которой представляют после совместного обсуждения в группах. Предварительно необходимо выбрать руководителя организации (как правило, самого инициативного, имеющего достаточную базу знаний ученика). В течение урока руководитель имеет право консультировать группы, которые столкнулись с проблемами при решении задач.

Задача администраторов: Ваша компания приобрела акции одинаковой стоимости на сумму 110000 рублей. Если бы она отложила покупку акций на год, то приобрела бы на эту сумму на 20 акций меньше, так как цена одной акции данного вида выросла за этот год на 50 рублей. Сколько акций приобрела компания?

Решение:

Стоимость одной акции

Количество акций

Общая сумма

(в рублях)

Фактически

110000/х

х

110000

Через год

110000/(х-20)

х-20

110000

110000/(х-20)-110000/х=50

50х2-1000х-2200000=0

х2-20х-44000=0

х=220; х=-200- не удовлетворят условию задачи.

Ответ: компания приобрела 220 акций.

Задача диспетчерской службы: Ваша организация получает заказ на 5400 перевозок. Фактически она производила ежедневно на 30 перевозок больше, чем предполагалось, и выполнила заказ на 9 дней раньше срока. За сколько дней был выполнен заказ?

Решение:

Количество перевозок в день

Количество дней

Всего перевозок

По плану

х

5400/х

5400

Фактически

х+30

5400/(х+30)

5400

5400/х-5400/(х+30)=9

5400(х+30)-5400х=9х(х+30)

х2+30х-18000=0

Д=2702

Х=120; х=-150 – не удовлетворяет условию задачи.

Ответ: заказ был выполнен за 120 дней.

Задача службы рекламы: Для оформления офиса необходимо изготовить настенное панно, где бы разместилась фотография размером 12см на 18 см и вокруг получилась рамка одинаковой ширины. Определите ширину рамки, если всё панно имеет площадь 280 см2.

Решение:

х – ширина рамки

(2х+12)(2х+18)=280

2+60х-64=0

х2+15х-16=0

х=1; х=-16 –не удовлетворяет условию задачи.

Ответ: ширина рамки равна 1-у сантиметру.

Задача для водителей: Чтобы ликвидировать опоздание рейса на 1 час, водитель маршрутного такси на перегоне в 720 километров, увеличил скорость, с которой шёл по расписанию, на 10 км/ч. Какова скорость такси по расписанию?

Решение:

скорость

время

Расстояние

По расписанию

Х

720/х

720

Фактически

Х+10

720/х+10

720

720/х-720/(х+10)=1

720(х+10)-720х=х(х+10)

Х2+10х-7200=0

Д=7225

Х=80; х=-90 – не удовлетворяет условию задачи

Ответ: скорость такси по расписанию 80 км/ч.

Задача для экономистов: В связи с повышением стоимости топлива в «Транс-класс» возникла необходимость повысить стоимость проезда. На данный момент она составляет 3500 рублей. Какой из способов повышения более выгоден для компании?

1 способ: Повысить стоимость в два этапа: сначала  на 15%, затем ещё на 10%.

2 способ: Повысить стоимость проезда сразу на 25%.

Решение:

1 способ: 1) 3500*1,15=4025 (руб.)- стоит билет после 1-ого повышения

                2) 4025*1,1= 4427,5 (руб.) – стоит билет после 2-ого повышения

2 способ: 3500*1,25=4375 (руб.)

Ответ: Компании выгоднее повышать стоимость проезда в два этапа. Выгода составляет 52,5 рубля.

3. Представление решённых задач сопровождается презентацией. Руководитель группы набирает штат сотрудников. Учитель подводит итог урока, учащиеся в группах выставляют оценки, каждому члену своей группы.

4. Вывод: Сформулировать алгоритм решения задач на составление уравнений:

  • Составить краткую запись (таблицу).
  • Составить уравнение
  • Решить полученное уравнение
  • Отбросить посторонние  корни
  • Записать ответ.

5. Задание на дом: п. 26 №626, №623

Приложение 1

Администраторы

 Ваша компания приобрела акции одинаковой стоимости на сумму 110000 рублей. Если бы она отложила покупку акций на год, то приобрела бы на эту сумму на 20 акций меньше, так как цена одной акции данного вида выросла за этот год на 50 рублей. Сколько акций приобрела компания?

Решение:

Стоимость одной акции

Количество акций

Общая сумма

(в рублях)

Фактически

х

Через год

Ответ: компания приобрела                акций.

Ф.И. участника

Оценка в группе

Оценка консультанта

Оценка учителя

Диспетчерская служба

Ваша организация получает заказ на 5400 перевозок. Фактически она производила ежедневно на 30 перевозок больше, чем предполагалось, и выполнила заказ на 9 дней раньше срока. За сколько дней был выполнен заказ?

Решение:

Количество перевозок в день

Количество дней

Всего перевозок

По плану

х

Фактически

Ответ:

Ф.И. участника

Оценка в группе

Оценка консультанта

Оценка учителя

Служба рекламы

 Для оформления офиса необходимо изготовить настенное панно, где бы разместилась фотография размером 12см на 18 см и вокруг получилась рамка одинаковой ширины. Определите ширину рамки, если всё панно имеет площадь 280 см2.

Решение:

Х – ширина рамки

Ответ:

Ф.И. участника

Оценка в группе

Оценка консультанта

Оценка учителя

Водители

Чтобы ликвидировать опоздание рейса на 1 час, водитель маршрутного такси на перегоне в 720 километров, увеличил скорость, с которой шёл по расписанию, на 10 км/ч. Какова скорость такси по расписанию?

Решение:

скорость

время

расстояние

По расписанию

х

Фактически

Ответ:

Ф.И. участника

Оценка в группе

Оценка консультанта

Оценка учителя

Экономисты

 В связи с повышением стоимости топлива в «Транс-класс» возникла необходимость повысить стоимость проезда. На данный момент она составляет 3500 рублей. Какой из способов повышения более выгоден для компании?

1 способ: Повысить стоимость в два этапа: сначала  на 15%, затем ещё на 10%.

2 способ: Повысить стоимость проезда сразу на 25%.

Решение:

1 способ:

2 способ:

Ответ:

Ф.И. участника

Оценка в группе

Оценка консультанта

Оценка учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеурочной деятельности по математике

Статья об организации внеурочной деятельности по математике...

Программа организации внеурочной деятельности по математике

Организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Вн...

Рабочая программа по организации внеурочной деятельности курса «Наглядная геометрия» для 5 класса

Рабочая программа по организации внеурочной деятельности составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, требований к результатам освоения о...

Методическая разработка: «Как организовать курс внеурочной деятельности ГБОУ СОШ на примере курса внеурочной деятельности по математике в 5-х классах ГБОУ СОШ №4 Кусто»

В настоящей методической разработке я представлю методы организации внеурочной деятельности по математике в пятых классах....

Использование игровых и проектных технологий при организации внеурочной деятельности по математике в соответствии с ФГОС основного общего образования

В данной статье описывается значение и роль использования игровых технологий во внеурочной деятельности по математике в соответствии с ФГОС. Предложена программа проведения внеурочных занятий....

29.04.20 Организация внеурочной деятельности по математике

Внеурочная деятельность по  математике с 5-9 классы...

Организация внеурочной деятельности по математике в соответствий с требованиями ФГОС.

Нормативные и методические основы ВД.Основные задачи ВД.Формы ВД.Общие правила разработкипрограммы ВД,...