Использование игровых и проектных технологий при организации внеурочной деятельности по математике в соответствии с ФГОС основного общего образования
статья по математике (5 класс)

Колесниченко Алёна Сергеевна

В данной статье описывается значение и роль использования игровых технологий во внеурочной деятельности по математике в соответствии с ФГОС. Предложена программа проведения внеурочных занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ispolzovanie_igrovyh_tehnologiy.docx24.79 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая статья

«Использование игровых и проектных технологий при организации внеурочной деятельности по математике в соответствии с ФГОС

основного общего образования»

Колесниченко Алена Сергеевна,

учитель математики ГБОУ СОШ №588  Колпинского района Санкт – Петербурга

Федеральный государственный образовательный стандарт предлагает создать особые условия для всестороннего развития и воспитания школьников не только в рамках основной программы образования, но и в рамках внеурочной деятельности учащихся, и закрепляет обязательность такой деятельности. Организация такой деятельности предполагает использование различных современных педагогических технологий, одними из них являются игровые и проектные технологии. В настоящее время научно-методическая литератураоб игровых и проектных технологиях достаточно обширна, однако их практическое применение при организации внеурочной деятельности по математике в основной школе недостаточно разработано в плане разнообразия форм проведения. Именно это и послужило причиной разработки данной темы и объясняет ее актуальность и новизну.

В соответствии с этим мной было проведено исследование данной проблемы и сделаны соответствующие выводы.

Цель исследования - определение возможностей использования игровых и проектных технологий при организации внеурочной деятельности по математике в рамках ФГОС основного общего образования для индивидуально-личностного развития учащихся.

В связи с этим были поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть теоретические основы организации внеурочной деятельности.
  2. Выявить особенности организации внеурочной деятельности по математике.
  3.  Изучить возможные результаты внеурочной деятельности.
  4. Рассмотреть способы оценки некоторых результатов внеурочной деятельности.
  5. Изучить особенности игровых и проектных технологий.
  6. Определить целесообразность применения игровых и проектных технологий при организации внеурочной деятельности по математике.
  7. Предложить рекомендации по организации проектной деятельности и использованию игровых технологий с учащимися 5–6 классах.
  8. Разработать программу внеурочной деятельности по математике для учащихся 5 классов в соответствии с ФГОС.

Гипотеза исследования:использование игровых и проектных технологий  при организации внеурочной деятельности по математике будет способствовать достижению более высоких образовательных результатов  в соответствии с ФГОС.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования применялись следующие методы: теоретический анализ, сравнительный анализ, логико-интуитивный метод, метод наблюдения.

Данный диплом состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и трех приложений. Полная структура диплома показана на слайде.

Внеурочная деятельность дополняет учебный процесс и способствует решению тех образовательных задач, которые не всегда удается решить на уроках.Как известно, математика по сравнению с другими учебными предметами, оказывает большое влияние на развитие мышления учащихся. Однако, у многих из них возникают трудности в её изучении. Преодоление этих трудностей  зависит в большей степени от желания самих учащихся учиться. В связи с этим остро встает вопрос как же развить у учащихся это желание или усилить его, если оно уже есть. В процессе поиска ответа на этот вопрос приходим к выводу, что именно организация внеурочной деятельностина основе дифференциального обучения и индивидуального подхода, а так же проведение различных видов внеклассной деятельности: викторин, конкурсов, математических утренников и вечеров, математических недель, является одним из эффективных средств достижения этой цели.

Существует огромное количество различных педагогических игр. Мною рассмотреныдидактические и деловые игры, которые, как известно имеют большой потенциал при организации внеурочной деятельности по математике.В деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации: игра представляет участнику возможность побывать в роли экскурсовода, учителя, судьи, директора и т.п. Использование деловых игр значительно укрепляет связь (ученик – учитель), раскрывает творческий потенциал каждого обучаемого. В свою очередь дидактические игры позволяют в полной мере решать следующие задачи внеурочной деятельности: привитие интереса учащимся к предмету; углубление и расширение знаний учащихся в предметной области; развитие мышления, творческих способностей; создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков; развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества; воспитание настойчивости, инициативы, развитие активности учащихся, включение их в межличностное общение. Мной также разработан и предложен сценарий дидактической игры–соревнования в форме интерактивной сказки для 5 класса. Игра разработана с учетом возрастных особенностей современных пятиклассников и с учетом их окружающей среды, а именно современных мультипликационных героев Фиксиков.

Если рассматривать применение проектной технологии на занятиях по математике, то можно сказать, что она позволяет реализовать деятельностный подход к учебному процессу, использовать и систематизировать знания и навыки, полученные учащимися при изучении других школьных предметов на разных этапах обучения.В настоящее время, в условиях реализации ФГОС ООО, особое значение имеет организация проектной деятельности учащихся 5-6 классов при проведении внеурочных занятий. Кроме того процесс ее применения при обучении учащихся данной возрастной категории недостаточно разработан в методической литературе. Поэтому мной предложено более детальное описание технологии использования метода проектов при работе с учащимися 5-6 классов.

Предложенная программа внеурочной деятельности ориентирована на учеников 5 класса и нацелена на индивидуальное развитие личности, раскрытие творческих способностей, формирование универсальных учебных действий учащихся, проявляющих интерес к предмету и мотивированных на развитие способностей в области математики. Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). На каждую тему отводится два занятия, которые проводятся в двух формах: комбинированное занятие и математическая игра.

Комбинированное занятие имеет следующую структуру:

1-ый этап: Разминка.

2-ой этап: Диагностический тренинг.

3-ий этап: Решение логико-поисковых заданий.

4-ый этап: Решение задач занимательного характера.

5-ый этап: Подведение итогов.

На втором занятии предлагается использование следующих математических игр:

  1. Интерактивная сказка
  2. Лото
  3. Морской бой
  4. Крестики-нолики
  5. Как стать миллионером
  6. Поле чудес
  7. Умники и умницы
  8. Что? Где? Когда?
  9. Практическая геометрическая игра. «Ателье мод»
  10. Математическая спираль
  11.  Города
  12.  Своя игра

На последних занятиях учащимся предложено выбрать одну из наиболее понравившихся игр, рассмотренных в данном курсе. После выбора игры учащиеся выбирают тему курса и начинаются разработку своей собственной игры на эту тему. В создание данного проекта входит полная разработка той или иной игры, самостоятельный подбор заданий для проведения игры, полная подготовка всех материалов, получение консультации преподавателя. Затем учащиеся защищают свои проекты и проводятся наиболее интересные разработанные игры.

Данная программа призвана обеспечить формирование представленияо математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, формирование познавательных интересов, повышение мотивации, профессиональное, жизненное самоопределение. Так же развить логические и творческие приемы мышления, характерных для математики, а именно определенных универсальных учебных действий.

Важным является то, что использование предложенных в данной работе рекомендаций по осуществлению внеурочной деятельности по математике позволяет раскрыть творческий потенциал всех обучающихся. При этом каждый обучающийся будет иметь возможность расширить математический кругозор, приобрести определенные компетенции и научиться публично демонстрировать достигнутые результаты.

Продолжение работы по заданной теме имеет определенные перспективы. Это и необходимость разработки методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности с применением игровой и проектной технологий для учащихся других возрастных групп; рассмотрение педагогических результатов внеурочной деятельности, которые могут быть обоснованы и выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью, а так же способов их оценки.

Проделанная работа позволяет сделать вывод, что использование игровых и проектных технологий является наиболее эффективным способом организации внеурочной деятельности по математике и позволяет достичь более высоких результатов учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование рабочих программ по технологии в соответствии с ФГОС основного общего образования

Представленная презентация окажет методическую помощь учителям технологии при проектировании рабочих программ в соответствии с требованиями ФГОС...

Примерная рабочая программа по физике для 7-9 классов, составленная в соответствии с ФГОС основного (общего) образования и ориентированная на работу по линии учебников А.В. Перышкина, Е.М. Гутник.

Рабочая программа по предмету «Физике 7-9» составлена в соответствии с:1. требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ООО, М.: «Просвещение», 2011 го...

Программа внеурочной деятельности «В мире иностранных языков» (реализация ФГОС основного общего образования)

   Разработанная программа внеурочной деятельности «В мире иностранных языков» является актуальной, так как направлена на развитие коммуникативной компетенции   школьников, ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ. 5-6 КЛАССЫ. Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, Л. Е. Савельева. Москва. « Дрофа» 2017 г .В соответствии с ФГОС основного общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА ЕНА ОСНОВЕ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ  ПО ГЕОГРАФИИ 5 - 9 КЛАССЫ.  АВТОРЫ И.И.БАРИНОВА, В.П.ДРОНОВ, И.В.ДУШИНА, Л.Е.САВЕЛЬЕВА. МОСКВА ...

Система оценивания в соответствии с ФГОС основного общего образования.

Основные особенности стандартов второго поколения — подход к стандарту как к общественному договору. Нацеленность учебного процесса на достижение результата требует внесения изменений во все компонент...

Организация внеурочной деятельности по математике в соответствий с требованиями ФГОС.

Нормативные и методические основы ВД.Основные задачи ВД.Формы ВД.Общие правила разработкипрограммы ВД,...