Система оценивания в соответствии с ФГОС основного общего образования.
презентация к уроку по английскому языку по теме

Духовская Марина Борисовна

Основные особенности стандартов второго поколения — подход к стандарту как к общественному договору. Нацеленность учебного процесса на достижение результата требует внесения изменений во все компоненты учебного процесса. Соответственно изменяется и система оценивания. Данная презентация знакомит учителей с изменениями ее роли и функций в образовательном процессе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_otsenki.rar2.61 МБ

Предварительный просмотр:

1слайд                                                                                                                                                               Основные особенности стандартов второго поколения — подход к стандарту как к общественному договору. Нацеленность учебного процесса на достижение результата требует внесения изменений во все компоненты учебного процесса. Соответственно изменяется и система оценивания.

Прежде всего, меняется ее роль и функции в образовательном процессе. Система оценивания выступает не только как средство обучения, регулятор образовательного процесса, но и как:

  • самостоятельный и самоценный элемент содержания;
  • средство повышения эффективности преподавания и учения;
  • фактор, обеспечивающий единство вариативной системы образования;
  • регулятор программы обучения.

2 слайд

В соответствии с ФГОС ООО основным объектом системы оценки результатов образования, её содержательной и критериальной базой выступают требования Стандарта, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

Личностных результатах, которые можно выделить в три блока:

самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося

смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла                         морально этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости;

Метапредметные результаты можно представить как регулятивные, коммуникативные и познавательные учебные действия в программе формирования универсальных учебных действий у обучающихся. Достижение метапредметных результатов обеспечивается благодаря компонентам образовательного процесса — учебным предметам.

Основным результатом является способность к универсальным действиям, которые направлены на управление своей познавательной деятельностью

Предметные результаты –это результаты по отдельным предметам. Их достижение обеспечивается благодаря учебным предметам, представленным в обязательной части учебного плана.

В соответствии с пониманием сущности образовательных результатов, заложенном в Стандарте, предметные результаты содержат в себе систему предметных знаний, которая выражается через учебный материал различных курсов, и систему предметных действий, которые направлены на применение этих знаний, их преобразование и получение нового знания.                                                                                                                                               Итогом обучения должна будет стать совокупность результатов: - личностных,                - метапредметных,  - предметных

3 слайд

Основными функциями системы оценивания:

- ориентация образовательного процесса на духовно-нравственное развитие и воспитание школьников,  на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;

- обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом, позволяющей осуществлять регулирование (управление) системы образования

Система оценивания дает возможность определить, насколько успешно ученик освоил учебный материал или сформировал практический навык, должна показать динамику успехов учащихся в различных сферах деятельности

Система оценивания предусматривает связи учитель-ученик, родитель – классный руководитель, администрация – педагогический коллектив. Это обеспечивает системный подход к формированию учебного процесса, его целостность.

4 слайд

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования являются:

- оценка результатов деятельности общероссийской, региональной и муниципальной систем образования с целью получения, обработки и предоставления информации о состоянии и тенденциях развития системы образования;

- оценка результатов деятельности образовательных организаций и работников образования с целью получения, обработки и предоставления информации о качестве образовательных услуг и эффективности деятельности образовательных организаций и работников образования;

- оценка образовательных достижений учащихся с целью осуществления итоговой оценки. Планируемые результаты образования формулируются на основании требований к результатам освоения основных общеобразовательных программ.

5 слайд

Оценивание является постоянным процессомГлавный принцип оценивания – оно должно быть критериальным.

  • Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
  • Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
  • Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования предусматривают комплексный подход к оценке  позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования:

  личностных, метапредметных и предметных»,  и использование разнообразных методов и форм оценивания.

  • Система критериального оценивания включает в себя критерии выполнения основных видов оцениваемых работ: проектов, письменных работ, тематических проверочных работ, текущего контроля, заданий, выполняемых в рабочей тетради. Кроме того, критерии оценивания направлены на оценивание умений: предметных и метапредметных, исключая личностные.
  • Оценивание производиться в баллах, которые затем переводятся в оценку.
  • Оценивать можно только то, чему учат.
  •  при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности

6 слайд

Принципы оценивания

1) комплексность: оценка содержит комплекс параметров, отражающих учебные достижения учащихся,

2) содержательность и позитивность:  оценка не фиксирует количество ошибок в работе, а характеризует её достоинства, раскрывая содержание и результаты деятельности ученика, в оценочной шкале отсутствуют отрицательные отметки;

3) определённость: оценка характеризует конкретные качества работы учащегося, которые обозначены и согласованы перед её выполнением;

4) открытость: оценка доступна ученику в качестве инструмента самооценки;

5) объективность: оценка объективна в том смысле, что не вызывает субъективных разногласий и столкновений ученика и учителя, так как не может быть истолкована многозначно вследствие её открытости и определённости;

6) диагностичность: оценка несёт информацию о достижениях ученика и о проблемах, которые ему предстоит решить; она позволяет сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, планировать дальнейшую учебную деятельность;

7) технологичность: оценка предполагает соблюдение определённой последовательности действий учителем и учащимся, она связана с планированием учебной деятельности, процессом выполнения учебного задания и этапом анализа её результатов

. 8) принцип доступности: постепенное внедрение всех нововведений по этапам, от простого к сложному.

 9) принцип компьютеризации: внедрять новые формы отчёта только одновременно с компьютеризацией этого процесса, с переводом большей части отчётов на цифровую, автоматизированную основу

7 слайд

Система оценивания выступает как самостоятельный элемент содержания; как средство повышения эффективности преподавания и учения.

Оценка делится на – внутреннею оценку и внешнюю оценку.                                        Если раньше внутреннею оценку ставили только учителя, то теперь оценочной деятельностью будут заниматься совместно ученик, родитель и учитель.                            Внутренняя оценка осуществляется самой школой – обучающимися, педагогами, администрацией и включает в себя: - стартовое; - текущее (формирующее); - промежуточное (итоговое) оценивание предметных и метапредметных результатов.

Внешняя оценка осуществляется внешними по отношению к школе службами и может проводиться: - на старте (в начале 5-го класса) в рамках регионального мониторинга качества образования;

- в ходе аккредитации образовательного учреждения;

 - в рамках государственной итоговой аттестации (9 класс)

ФГОС – это новая система требований к результатам, структуре и условиям основной образовательной программы.

Если раньше такие экзамены, как ГИА, ЕГЭ были настроены только на воспроизведение полученных знаний.

 Теперь при переходе на ФГОС появляются  новые требования к системе оценки.

Сейчас в ГИА, ЕГЭ  задания на воспроизведение информации меняются на задания, применения знаний.

8 слайд

Предметные результаты                                                                                                                 

Пятибалльная система в том виде, в котором она существует сегодня, противоречит требованиям к системе оценки, предъявляемым Стандартом:                                                                         •  отметка выставляется за урок, а не за достигнутый результат;                                                                   •  не оценивается динамика (за четверть выводится средний балл, который  включает и первоначальный, и итоговый уровень освоения предметного содержания);                                                                                                               •  выставляет отметку учитель, отметка часто субъективна, в этих условиях не происходит формирования универсальных учебных действий.

В новой системе оценивания предлагаются следующие уровни достижения планируемых результатов.

Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках выделенных задач.

базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.

 Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).

Выделяют следующие два уровня, превышающие базовый:

• повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);

• высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).

 При наличии устойчивых интересов к учебному предмету и основательной подготовки по нему такие обучающиеся могут быть вовлечены в проектную деятельность по предмету и сориентированы на продолжение обучения в старших классах по данному профилю.

Для описания подготовки обучающихся, уровень достижений которых ниже базового, целесообразно выделить также два уровня:

• пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);

• низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).

Как правило, пониженный уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что обучающимся не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство обучающихся, о том, что имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено.

 Обучающимся, которые демонстрируют низкий уровень достижений, требуется специальная помощь не только по учебному предмету, но и по формированию мотивации к обучению, развитию интереса к изучаемой предметной области, пониманию значимости предмета для жизни и др. Только наличие положительной мотивации может стать основой ликвидации пробелов в обучении для данной группы обучающихся.

9 слайд                                                                                                                                                                        

Совершенно новым для школы является оценка личностных результатов.  Один из самых серьезных вопросов: как оценить то, что невозможно измерить, т.е. личностные результаты, на формирование которых работает данная система. Можно ли оценить, насколько у ребенка сформировано чувство ответственности и долга перед Родиной или доброжелательное отношение к другому человеку? Эти результаты достаточно сложно не только измерить, но подчас и обнаружить, но они исключительно важны для развития и становления личности.

Одним из способов отслеживания и оценивания личностных результатов является рефлексивный портфолио, который, прежде всего, отражает процесс формирования личностных качеств, а уже потом результат. В нем отражены все значимые события для учащегося: учебные достижения, участие во внеурочной деятельности (кружки, факультативы, экскурсии), волонтерство, общественно-полезный труд. Портфолио имеет рефлексивный характер, что также способствует формированию личностных результатов. Это - любые творческие работы ученика, фото, видео его самых разных выступлений, поделок и т. п.;

Жестких требований к портфолио (государственного образца) на данный момент не существует. Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное.

Портфель достижений — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, таких как:                          

поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;

поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;

формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

10 слайд                                                                                                              Оценка метапредметных результатов – это оценка регулятивных учебных действий, познавательных учебных действий, коммуникативных учебных действий. Она предусматривает выявление индивидуальной динамики учебных достижений обучающихся.

Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов.                                         Результаты их оценивания фиксируются в рабочем журнале учителя по оценке УУД и журнале оценивания УУД.

Классный журнал является главным документом учителя.

Классный журнал заполняется соответственно программе и тематическому планированию. Текущие оценки в виде отметок могут фиксироваться в тетради, в дневнике, в классном журнале.

С целью отслеживания динамики образовательных достижений каждого обучающегося текущее оценивание универсальных учебных действий учитель вносит поурочно в свой рабочий журнал оценивания УУД.

Оценка универсальных учебных действий по итогам стартовой диагностики, по итогам комплексной контрольной работы фиксируется в специальном журнале оценивания УУД классным руководителем, по итогам четвертей и учебного года - каждым учителем-предметником на отведенной ему странице.

Сводная ведомость в журнале оценивания УУД заполняется по окончании каждой четверти классным руководителем совместно с учителями-предметниками. Проводится анализ таблицы по вертикали по классу в целом, по горизонтали (результаты каждого ученика), делается вывод о динамике развития – улучшении или ухудшении результатов класса или отдельных учеников.

11 слайд

Процедура  оценки.

Что контролировать и оценивать?                                                                

Оценивается любое, особенно успешное, действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи.

 Кто оценивает?

Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка + самооценка). Ученик имеет право аргументированно оспорить выставленную оценку.

 Сколько ставить отметок? «За каждую учебную задачу или группу заданий-задач, показывающих овладение отдельным умением, ставится своя отдельная отметка»

ПРИМЕР 1: На уроке ученик дважды предъявлял решение двух разных задач – за урок он получает две разные отметки (они могут быть выставлены в журнал на один день, на два дня в рамках общей темы)

ПРИМЕР 2: В проверочной работе – 5 заданий. Значит в контрольной работе ученик видит 5 отметок, которые если необходимо усредняются по правилу среднего арифметического. (Выставить в журнал одну отметку) Все должно быть видно и понятно ученику.

Где фиксировать результаты?                                                                                                        Отметки выставляются в таблицу требований (рабочий журнал учителя, дневник школьника). В таблицах результатов образования (предметных, метапредметных и личностных)  (+ в портфеле достижений)!  

Когда ставить отметку?

За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он еще овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.

За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями темы. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз) не устраивающую его отметку

Как определить итоговые отметки и оценки? 

Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифм.баллов),

Итоговая оценка за образовательную ступень – на основе всех результатов:

  • накопленных учеником в портфеле достижений
  • итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов
  • на основе защиты индивидуального итогового проекта (метапредметного или предметного)

12 слайд

Обучение может быть результативным только тогда, когда учебная работа систематически и глубоко контролируется, когда сами учащиеся постоянно видят результат своей работы Этому способствует использование рейтинговой системы оценки успеваемости школьников по английскому языку.                                                                                              Каковы преимущества, связанные с использованием рейтинговой системы как средства успешного усвоения иностранного языка:

  • Во-первых, стимулируется максимально возможный в данной ситуации интерес учащихся к конкретной теме урока, а, следовательно, и к иностранному языку в целом.
  • Во-вторых, процесс обучения охватывает всех учащихся, их поведение при этом контролируется преподавателем и одноклассниками.
  • В-третьих, дух соревнования и соперничества находит оптимальный выход в добровольной игровой форме, которая не вызывает негативной отталкивающей и, самое главное, болезненной стрессовой реакции.
  • В-четвертых, развиваются элементы творчества и самоанализа, включаются дополнительные резервы личности, обусловленные повышенной мотивацией учащихся.
  • В-пятых, учащиеся более свободно общаются на иностранном языке, не боясь получить отрицательную отметку. Оценка знаний в баллах не вызывает стресса, не оскорбляет.

Основа рейтинговая системы — деятельностный подход к организации учебной работы учащихся. Для того чтобы объективно оценить знания учащегося по иностранному языку, необходимо сначала оценить то, как ученик читает по-английски, пишет, говорит, знает грамматику языка, а затем вывести средний балл.                                                                              В рейтинговую оценочную шкалу могут быть включены такие критерии, как посещение уроков, опоздание на урок, поведение на уроке, готовность к уроку, активность учащихся на уроке, полнота ответа, домашние работы, контрольные работы, наличие записей в тетради, своевременная сдача работы, отказ от ответа.                                                                     При этой системе оценивается любой ответ учащихся, даже самый незначительный, в течение всего урока. На последнем уроке все баллы, полученные в течение работы над темой, суммируются и выводится отметка по пятибалльной шкале, которая выставляется в журнал. Каждый ученик узнает свое место в рейтинге по данной теме. Задача учителя - прокомментировать успехи учащихся и указать на недостатки, повлиявшие на снижение рейтинга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование рабочих программ по технологии в соответствии с ФГОС основного общего образования

Представленная презентация окажет методическую помощь учителям технологии при проектировании рабочих программ в соответствии с требованиями ФГОС...

Примерная рабочая программа по физике для 7-9 классов, составленная в соответствии с ФГОС основного (общего) образования и ориентированная на работу по линии учебников А.В. Перышкина, Е.М. Гутник.

Рабочая программа по предмету «Физике 7-9» составлена в соответствии с:1. требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ООО, М.: «Просвещение», 2011 го...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ. 5-6 КЛАССЫ. Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, Л. Е. Савельева. Москва. « Дрофа» 2017 г .В соответствии с ФГОС основного общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА ЕНА ОСНОВЕ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ  ПО ГЕОГРАФИИ 5 - 9 КЛАССЫ.  АВТОРЫ И.И.БАРИНОВА, В.П.ДРОНОВ, И.В.ДУШИНА, Л.Е.САВЕЛЬЕВА. МОСКВА ...

Использование игровых и проектных технологий при организации внеурочной деятельности по математике в соответствии с ФГОС основного общего образования

В данной статье описывается значение и роль использования игровых технологий во внеурочной деятельности по математике в соответствии с ФГОС. Предложена программа проведения внеурочных занятий....

Статья «Система критериального оценивания предметных результатов в соответствии с ФГОС основного общего образования в предмете «английский язык»

Принципы построения учебного предмета в системе развивающего обучения для всех предметов одинаковы, тогда как формы, методы и приемы организации контроля могут отличаться. Таким образом возникла необх...

«Система критериального оценивания предметных результатов в соответствии с ФГОС основного общего образования в предмете «английский язык»

Наша школа имеет многолетний опыт внедрения технологии развивающего обучения. На начальных этапах становления системы в школе приоритетным направлением выделялась контрольно-оценочная деятельность на ...