Педагогическая поддержка на уроках математики
статья по алгебре на тему

Ефимова Галина Леонидовна

В статье рассказывается о практических методах поддержки на уроках математики в коррекционной школе 8вида.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 Педагогическая поддержка на уроках математики

   Одно из центральных мест в обучении математике принадлежит проблеме поиска эффективных путей развития личности учащихся. Предпочтение в процессе поиска новых путей, средств, методов и приёмов организации учебного процесса отдаётся тем, которые способствуют самореализации личности, интересны учащимся, помогают более эффективно усваивать учебный материал. Но  математика  является  одним  из  предметов, который вызывает значительные затруднения у большого количества учащихся специальной коррекционной школы. У наших учеников  неодинаковый уровень психофизического здоровья, интеллектуального развития и эмоционального благополучия, и успехи у них будут неодинаковы. Особенно в математике. Многие ученики равнодушны к этому предмету. Для учащихся специальных коррекционных школ характерно неумение организовать свою умственную деятельность, отсутствуют навыки самоконтроля. Они не могут сконцентрировать внимание на поставленной задаче, часто отвлекаются,   имеют плохую память. Отличительной чертой многих учеников является нестабильность психических реакций.

  Значит, нужна целенаправленная, планомерная систематическая работа по развитию умений и навыков решения любых задач. При этом педагог зачастую сталкивается с необходимостью использовать индивидуальные формы и методы педагогической поддержки ученика. Речь идёт о том, чтобы выявить и устранить препятствия, мешающие успешному продвижению ребёнка в образовании. О том, чтобы совместно с ребёнком выстроить процесс преодоления этих препятствий – и о приобретении учеником опыта осознанного действия в подобных ситуациях.

   В  «Толковом словаре» С.И. Ожегова читаем: «Поддержка – помощь, содействие,  происходит от глагола  «поддержать», имеющего несколько значений: придержав, не дать упасть; оказать помощь, содействие; выразив согласие, одобрив, выступить в защиту кого-нибудь; не дать прекратиться, нарушиться чему-нибудь».  

   Педагогическая поддержка – это особая технология образования, отличающаяся от традиционных методов обучения и воспитания тем, что осуществляется именно в процессе диалога и взаимодействия ребёнка и взрослого и предполагает самоопределение ребёнка в ситуации выбора и последующее самостоятельное решение им своей проблемы. Особая деятельность педагога, возможная только при наличии у него гуманистической позиции и полного доверия к ребёнку.

  Это такая организация воспитания, которая полностью основывается на обращении к внутренним силам и способностям ребёнка. Педагогическая поддержка предполагает полный отказ от авторитарной педагогики воздействия с опорой на назидание, наказание, понуждение, прямое принуждение, нетерпимость к недостаткам и ошибкам, внушение, публичная проработка, вызов родителей, манипулирование  мнением друзей ребёнка, требование  беспрекословного повиновения, разные ухищрения выведать о поступках ребёнка (ябедничество, доносы, чтение записок и дневников).     Перечисленные воздействия приводят к отчуждению детей, замыканию их  в своих проблемах, «смысловому барьеру», «аффекту неадекватности»; у них возникают негативные эмоции к школе и дому, вообще ко всему окружающему, вплоть до ненависти и желания навредить. 

   Под педагогической поддержкой О.С. Газман понимал превентивную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением). Исследователь под термином  «педагогическая поддержка» понимал «процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, здоровом образе жизни». Основной смысл этого понятия  вкладывался им в ключевые слова педагогической поддержки: - «проблема ребенка».

   Педагогическая поддержка возможна тогда, когда ученик постепенно включается в процесс сотрудничества и взаимодействия со своим учителем. Важно получить согласие ребёнка на помощь и поддержку. В отдельных случаях согласие должно быть явным, а иногда может быть и скрытым от ученика, проявляться на уровне его ощущений, мотивов.

   Приемы педагогической поддержки и сотрудничества: поощрение, похвала, одобрение; просьба, стимулирование к деятельности; доверие, авансирование личности; поощрение, неупоминание об ошибках; проявление сопереживания, сочувствия, огорчения; ожидание лучших результатов; вовлечение в интересующую деятельность.

   А также приемы скрытой педагогической поддержки: безадресное упоминание об ошибках; мнимое, деланное безразличие, переключение внимания; выполнение какого-либо дела вместо воспитанника; намек, предположение, высказанное без адреса; изменение задания, поручения; обсуждение (анализ) жизненных ситуаций; стимулирование состязательности.

   Приемы-антиподы педагогической поддержки: проявление обсуждения в форме возмущения; изоляция от части или от всего коллектива; нетактичное выявление виновного; необдуманная характеристика поступка, упрек; жалобы родителям, администрации; приказание выполнения задания; несправедливое наказание. Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины. Ребенок растет во вражде, он учится агрессивности.

    Процесс совместного с ребёнком преодоления препятствий, мешающих ему самостоятельно достигать успеха, имеет свою специфику и предполагает особые средства деятельности учителя.

   По формулировке Т.В.Анохиной, с организационной точки зрения педагогическая поддержка учителя в целях помощи ученикам в решении проблем может быть представлена такими этапами деятельности учителя:  диагностический, поисковый, договорной, деятельностный, рефлексивный.

Диагностический этап.

   На данном этапе главное - выявить проблему ребёнка, проговорить её с самим учеником и дать совместную оценку проблеме с точки зрения значимости её для ребёнка. Для учителя – это этап исследований, размышлений и проектирования педагогической поддержки. Достаточно эффективными остаются беседы – индивидуальные, групповые и коллективные. Но главное, всё-таки, увидеть реальные настроения, ощущения и оценки ребёнком своего урока. Я в своей практике использую следующие методы исследования ситуации.

   «Зеркало». Перед уроком или в конце урока раздаю карточки с нарисованными человечками (весёлым и грустным). Дети отмечают своё настроение.

   «Светофор». Это элементарный анализ ребёнком своей работы на уроке. И если ребёнку все понятно на уроке, он оценивает свою работу, например, красным цветом, если у него появились вопросы, то зеленым, а если многое непонятно и настроение его тревожное, то жёлтым.

   Большую ценность представляют и результаты выборочного общения с учениками в момент заполнения светофора, когда выясняются причины того или иного состояния ребёнка. Сопоставление данных светофора, наблюдения и общения дают достаточно надежный материал об эмоциональном состоянии ребёнка, класса.

   Следующий приём – это метод незаконченного предложения. На доске пишется предложение: «Я хочу вам сказать…». Используя эту методику, можно узнать  проблемы ребёнка, помогает ли ему учитель и в чём, видят ли ученики помощь учителя. Некоторые ученики вдруг понимают, что им может помочь учитель и что к нему можно обратиться хотя бы только для того, чтобы проговорить с ним проблемную ситуацию, поделиться радостными моментами; сообщить что-то очень важное для ребёнка, да и просто поговорить с учителем.

   Поисковый этап.

   Начинается  совместный с ребёнком поиск проблемы (или трудности), причин её возникновения, выясняется взгляд на эту проблему глазами ребёнка.

   На поисковом этапе очень важно проявлять внимание к любым способам, предложениям, которые называет подросток, стараться не высказывать оценочных суждений. Задача педагога: поддержать ребёнка, высказать свою готовность помочь ему – и по возможности сразу же обозначить первые шаги в этом направлении.

  Договорной этап.

  Проектирование действий педагога и ребёнка, налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме.

   Начну с нашего «Договора». В начале четверти на листе бумаги ученик пишет или в устной форме сообщает, какую оценку он хотел бы получить за четверть по предмету. А дальше он рассуждает о том, что для этого нужно лично от него, а что могу сделать я, как учитель, чем помочь.

   Обычно туда входят: консультации по предмету – коррекционные занятия, подготовка индивидуальных заданий ученикам с учётом индивидуальных  особенностей, способностей и возможностей.

   Сразу хочу сказать, что коррекционные занятия, индивидуальные задания – это не средство давления на ученика, а наша совместная попытка освоить математические знания и умения. Ребёнок получает всестороннюю помощь учителя. Постепенно ученика увлекает сам процесс познания, и у него появляется желание учиться решать задачи, примеры.

  Деятельностный этап.

 Действует сам ребенок, и педагог (одобрение действий ребенка, стимулирование его инициативы, координация деятельности специалистов в школе и за ее пределами, безотлагательная помощь школьнику).

   Ученики  обязаны усвоить курс математики. Ответственность за решение такой задачи неизбежно ставит учителя в положение  пропагандиста математических знаний. Однако,  моральная проповедь бессильна, если она не согласуется с реальными интересами ребёнка. Задача учителя постараться включить математику в сферу интересов ученика. Для этого необходимо использовать каждую возможность привлечь внимание учеников к любой особенности, чёрточке, штриху, ко всему тому, что способно расположить к математике. Для достижения успешности в овладении учебными умениями принято давать множество тренировочных заданий по каждой теме. В результате такой работы ученики могут решать типовые задачи и запоминают теоретические сведения.

   Перед учителем постоянно стоит ряд задач: достичь успешность в обучении; научить учеников применять свои знания и умения в практической деятельности; учить школьников самостоятельно оценивать свои действия и их результаты.

  Формы  реализации  учебных задач: урок творчества,  дидактическая игра,  урок - игра,  урок - путешествие, игротека, урок – решение познавательных задач, урок – решение практических задач, задания – «завлекалочки», упражнения - подсказки «Скорая помощь» и  т.д.

   Дидактические игры помогают большинству учеников испытать и осознать притягательные стороны математики, её возможности в совершенствовании умственных способностей и преодолении трудностей. Во время игры ученики увлекаются и не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. В игру включаются даже самые пассивные ребята и прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. В процессе игры вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно; развивается внимание, стремление к знаниям.

   Наряду с учебной деятельностью целесообразны уроки творчества. Это своеобразная школа эмоций, где радость совместных открытий и переживаний определяет единение чувства и разума. Именно на таких уроках ребёнок учится смыслу свободной творящей жизни, открывает себя, знакомится с самим собой, тем, которого он раньше не знал. Творчество здесь предполагает самостоятельность, независимость, оригинальность мышления, богатство отношений.

   На этих уроках пишутся математические сказки, задачи - стихи, составляются кроссворды, ребусы, создаются рисунки (рисование по клеточкам), выполняется моделирование на плоскости с помощью геометрических фигур.

   В то же время важно воспитывать у учащихся привычку к терпеливому, упорному, дисциплинированному поиску способа решения задач и примеров, желание и стремление преодолевать трудности на этом пути.

   Только поддержкой со стороны учителя возможно формирование у учащихся мышления, которое создает огромные возможности для более быстрой и продуктивной их работы над сложным учебным материалом.

   Целью изучения математики, конечно, является знание. Но более важно, что математика – это феномен общечеловеческой культуры.

   Математика даёт в этом отношении огромные возможности. Уже простейшие арифметические задачи предоставляют учащимся богатые возможности, только надо дать им право думать самостоятельно, вносить в процесс обучения нечто своё.

  С большим интересом воспринимается учениками взаимопроверка письменных домашних работ по математике, самостоятельных работ, математических диктантов, взаимотестирование.

   В ходе такой работы идёт процесс взаимообучения, взаимоподдержки, происходят изменения в мотивационной сфере учащихся. «Я так учусь, чтобы не только знать самому, но и, если необходимо, помочь своим одноклассникам, поддержать их».

   Одним из важных средств создания благоприятного микроклимата является, на мой взгляд, похвала ученика. Она может быть вербальной: «Молодец!» и невербальной: улыбка, жесты, мимика, аплодисменты и т.д. Если ребенка подбадривают, он учится быть благодарным.  

   Рефлексивный этап.

  Успехи и неудачи обсуждаются совместно с учеником. Особое внимание проявляется к чувствам и эмоциям ребёнка. Важно помочь ученику заметить те изменения, которые происходят в нём самом и вокруг него.

    Педагогическая поддержка должна, на мой взгляд, выражаться не только в рациональных отношениях между учителем и учеником, но и, прежде всего, в вооружении учащегося набором приемов, техник, алгоритмов, дающих возможность преодолеть трудности, развиваться самостоятельно. "Учиться не трудно, если у тебя добросовестные наставники, и ты сам умеешь учиться," - утверждал Цицерон в 55 году до н.э.

Литература

1.  Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема. Новые ценности образования: десять концепций и эссе. - М.: Инноватор, 1995.

2. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Азбуковник, 2002

3. Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования. //Журнал «Классный руководитель» № 3, 2000.

                           

             Ефимова Г.Л., учитель специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (VIII вида) №18 Центрального района  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение различных педагогических технологий на уроках математики

Статья для участия в областной заочной научно-практической конференции «Подготовка специалиста, конкурентоспособного на рынке труда»...

Педагогическая поддержка на уроках математики

У наших учеников неодинаковые способности, и успехи у них будут неодинаковы. Особенно в математике. Многие ученики с обычными математическими способностями равнодушны к ней. Значит, нужна целенаправле...

Применение современных педагогических технологий на уроках математики для реализации деятельностного подхода

Школы России переходят на новые образовательные стандарты. В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в раз...

Педагогический проект«Использование современных педагогических технологий на уроках математики и физики, как средство формирования ключевых компетенций обучающихся».

Разработка модели обучающей среды с применением проектных технологий. Обучающая среда, разработанная с применением проектных технологий, позволит создать систему обучения математики и  физики, ко...