Применение ИКТ-технологий в преподавании математике
статья по алгебре на тему

Куликова Ирина Александровна

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет учителя задуматься на тем, как вызвать у учеников интерес к предмету и поддерживать их активность на протяжении всего урока. Решением данной проблемы может послужить применение ИКТ-технологий в преподавании математике. В данной работе кратко изложен опыт по применению компьютерных технологий на разных эпатах урока. Использование компьютера при обучении позволяет создавать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_ikt-teh.docx24.98 КБ

Предварительный просмотр:

Применение ИКТ-технологий в преподавании математике

Куликова И.А., учитель математики

     Учитель должен стремиться к обновлению системы преподавания. Поэтому ведущую роль в современном образовательном процессе занимает информатизация, дающая колоссальные возможности, поскольку может очень эффективно применяться не только в передаче знаний, но и способствовать саморазвитию ученика. Целью применения компьютера на уроках математики является создание дидактически активной среды, способствующей продуктивной познавательной деятельности в ходе усвоения нового материала и развитию мышления учащихся.

    В процессе преподавания математики я использую цифровые образовательные ресурсы  в следующих  формах:

  • мультимедийные сценарии уроков (презентации);
  • готовые учебные и демонстрационные программы;
  • проектная деятельность;
  • исследовательская деятельность;
  • внеурочная деятельность.

Компьютерные технологии могут применяться на уроках математики различных типов, а также на различных этапах урока, хотя невозможно каждый урок математики проводить с использованием ИТ. 
   На этапе подготовки учащихся к активному  усвоению нового материала в качестве одного из способов повышения познавательного интереса у учащихся я использую Интернет-ресурсы. 
  
При изучении новой темы я провожу  урок-лекцию с применением мультимедийной презентации. На таких уроках реализуются принципы доступности, наглядности. Такие уроки обеспечивают получение большего объема информации и заданий за короткий период, а также эффективны своей эстетической привлекательностью.  Всегда можно вернуться к предыдущему слайду (обычная школьная доска не может вместить тот объем, который можно поставить на слайд).  Использование таких презентаций дает хороший результат. Так, например, использование презентации «Простые и составные числа»  позволило решить больше задач, что дало возможность сэкономить время на уроке и вызвало больший интерес у ребят, а презентация к уроку «Десятичные дроби» позволила разнообразить устную работу, сделать ее более наглядной, яркой, интересной.

В результате работы накоплен следующий материал с использованием ИТ: уроки по темам: «Шкалы и координаты», «Меньше или больше», «Уравнения»,  «Делимость чисел», «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями», «Положительные и отрицательные числа». «Отношения и пропорции», «Системы линейных уравнений с двумя переменными»,     «Решение задач с применением теоремы Пифагора», «Одночлены и многочлены» и другое.

При изучении нового материала ребятам можно предложить исследовательскую работу. Например, при прохождении темы "график квадратичной функции ” учащиеся выдвигают гипотезы о виде графика, а затем проводят вычислительный эксперимент, результаты которого подтверждают или опровергают выдвинутые гипотезы. 
   Можно использовать
презентацию для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса. При проверке домашнего задания обычно очень много времени уходит на воспроизведение чертежей на доске, объяснение тех фрагментов, которые вызвали затруднения.  
   Я использую презентацию
для устных упражнений. Работа по готовому чертежу способствует развитию конструктивных способностей, отработке навыков культуры речи, логике и последовательности рассуждений, учит составлению устных планов решения задач различной сложности. Особенно хорошо это применять в старших классах на уроках геометрии. Можно предложить учащимся образцы оформления решений, записи условия задачи, повторить демонстрацию некоторых фрагментов построений, организовать устное решение сложных по содержанию и формулировке задач.  При проверке фронтальных самостоятельных работ. Обеспечивает наряду с устным, визуальный контроль результатов.
   Презентации удобно  использовать и
во внеклассной работе при проведении различных конкурсов, игр.  Это и демонстрация портретов математиков, и рассказ об их открытиях, и иллюстрация практического применения теорем в жизни

    В отличие от обычного мультимедийного проектора интерактивная доска позволяет не только демонстрировать слайды и видео, но и рисовать, чертить, вносить любые изменения. Заранее подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка,  а также гиперссылки к мультимедийным файлам,  задают занятию бодрый темп: не нужно тратить время на то, чтобы написать текст на обычной доске или перейти от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране, используя инструмент «Перо», и сохранять созданные записи для будущих уроков. Средства ПО  Smart  Notebook  позволяют в достаточной мере реализовать идею игровой ситуации на уроке и разнообразить формы предъявления заданий учащимся. Например, в качестве тренажера для развития вычислительных навыков, навыков сравнения чисел требуется, выполнив задания, расположить результаты по заданному признаку и получится «Картинка». Прием «Собери ключевое слово», расставив числа в заданном порядке, выбрав из предложенных вариантов ответов верные ответы, способствует созданию занимательной ситуации и развитию внимательности, памяти.

    Кроме презентаций использую УМК “Живая математика”, как на уроках алгебры и начала анализа, например, при изучении темы “Преобразования графиков функций”, так и на уроках геометрии, например при изучении темы “Параллельность в пространстве”.  Известно, как трудно даются первые уроки стереометрии в 10 классе, так как у большинства учащихся не сформировано пространственное воображение, они  «не видят» свойства геометрических пространственных фигур. На данном этапе,  именно на первых уроках оказывает неоценимую помощь, обучающая программа по геометрии: «Стереометрия. Открытая математика» (Физикон).  Эта программа способствует визуализации пространственных фигур, по которым можно определить свойства фигуры. Даёт видение фигур как геометрических объектов, служит некоторой моделью, которую можно перемещать в пространстве, наблюдая взаимосвязь всех элементов, из которых состоит данное геометрическое тело.

     Если при традиционном обучении учитель имеет возможность судить о правильности работы каждого из учеников в классе главным образом по конечному результату. То при использовании компьютерных технологий учитель имеет возможность проконтролировать каждый шаг работы каждого из учеников в классе. Например, при работе с   программой  «Репетитор по математике» (Кирилл и Мефодий), можно в режиме «Тренинга» и «Задачи» создавать «закладки», разбив все имеющиеся вопросы и задачи на темы, необходимые учителю на данном уроке, на данном этапе изучения темы и для каждого ученика в отдельности, что является большим преимуществом этой программы.

     Таким образом, применение ИКТ-технологий на уроках математики, дает возможность у учащихся развивать пространственное воображение, логическое мышление, овладеть практическими приемами геометрических измерений и построений, использование компьютера на уроках математики способствует активной деятельности учащихся, а также позволяет делать уроки, не похожими друг на друга. Основным результатом своей деятельности я считаю не только повышение уровня качества знаний учеников, но и формирование у них личностных качеств и способов поведения, развитие творческого мышления, необходимого образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе. 

Список используемой литературы

  1. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 208 с. (Серия "Энциклопедия образовательных технологий".).
  2. Смирнова И.М., Смирнов В.А.  Компьютер помогает геометрии: Дрофа- М., 2003г.
  3. Чашук И.В. Компьютерные технологии на уроках математики:http://ito. bitpro.ru/1998-1999/c.html.
  4. Шафрин Ю. Информационные технологии: Москва. Бином. Лаборатория знаний, 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

применение компьтерных технологий в преподавании истории

дна анализ актуальности данной темы, методические аспекты применения компьтерных технологий...

Применение элементов информационных технологий в преподавании математики (доклад)

Рассматриваются способы и методы включения в преподавание математики информационных технологий...

план самообразование учителя математики "Применение инновационных образовательных технологий в преподавании математики в условиях перехода на ФГОС»

Тема ориентирована на ФГОС второго поколения. Для школы нужен учитель, способный овладеть новыми образовательными технологиями в обучении и воспитании. Совершенствование качества обучения и воспитания...

«Применение общеобразовательных технологий в преподавании математики»

Основная задача обучения математике: обеспечить прочное и сознательное овладение обучающимися знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни и трудовой деятельности, достаточными для изучения ...

Реферат по методической теме Применение компьютерных технологий в преподавании математики, физики, информатики.

За последние несколько лет персональные компьютеры прочно стали входить в нашу повседневную жизнь. В нашей стране, как и во всём мире, идёт вытеснение «ручного» умственного труда компьютер...

Программа самообразования по теме: «Применение инновационных образовательных технологий в преподавании математики в соответствии с требованиями ФГОС СПО нового поколения»

Общество всегда предъявляло и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования, поэтому самообразование - это необходимое условие профессиональной деятельности. Совершенствование качества обучени...