ПРОГРАММА «Дополнительные главы математики» (Учебный курс подготовки для учащихся 9-ых классов)
учебно-методическое пособие по алгебре (9 класс) на тему
ПРОГРАММА «Дополнительные главы математики» (Учебный курс подготовки для учащихся 9-ых классов)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakult_prog_9.doc | 631.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа составлена для учащихся 9 класса. Для изучения курса достаточен базовый уровень знаний учащихся по предмету.
Первоочередной задачей занятий в группе являются углубление и расширение знаний по основному курсу математики. С целью углубления знаний в программу включены темы «Функции, их свойства и график», «Уравнения и неравенства с параметрами».
Задачи с параметром очень разнообразны, поэтому в первую очередь необходимо научить учащихся решать традиционные задачи с параметром. Задачи с параметрами являются прекрасным материалом для учебно-исследовательской работы учащихся.
Основным результатом освоения содержания курса станет положительный эмоциональный настрой и сформированная мотивация школьников к дальнейшему изучению математики. Полезным будет опыт исследовательской деятельности, приобретенный в результате работы в классе и подготовки домашних и итоговых зачетных работ. Также учащиеся смогут освоить ряд предметных умений: способы и приемы решения задач с параметрами; и общеучебных умений: работа с книгой, работа в библиотеке, работа в коллективе, ведение диалога, защита своих взглядов и др.
В основе курса лежит деятельностный подход в обучении, реализуемый в поисково-исследовательской и творческой работе учащихся.
Цели спецкурса:
- повышение математической культуры учащихся в рамках школьного курса;
- пробуждение и развитие устойчивого интереса к математике;
- расширение и углубление знаний по математике по программному материалу;
- подготовка учащихся к продолжению образования в вузе.
Задачи спецкурса:
- обучение методам и приемам решения математических задач, требующих применения высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое и алгоритмическое мышление;
- создание условий для подготовки к экзаменам по выбору;
- формирование интереса к научной и исследовательской деятельности;
- реализация учеником интереса к предмету.
Формы оценивания и контроля:
- ввести зачетную форму;
- оценивать участие в дискуссиях на каждом занятии;
- засчитывать наличие отчета по решению задач.
- по итогам обучения в портфолио учащихся могут быть помещены:
- Отзыв учителя (с указанием накопительной оценки за курс).
- Отчеты по решению задач.
Для данного курса целесообразно проводить лекции, дискуссионные занятия, консультации. Нет необходимости проводить какие-либо срезы и контрольные работы, так как цель одна – увлечь школьников изучением курса.
На дискуссионном занятии можно заслушать доклады, рефераты и решить задачи, которые учащиеся подготовили в качестве домашнего задания к занятиям по теме.
Зачет следует проводить в виде консультации.
Завершающее занятие по курсу организуется в виде отчетной конференции. Учащиеся представляют все самое лучшее, что они смогли накопить за период прохождения курса. Формируется выставка, где представлены лучшие (или все) доклады и рефераты.
Деятельность учащихся в ходе изучения курса:
- участие в дискуссиях;
- индивидуальная консультация с учителем;
- работа в группе, созданной для решения определенной задачи;
- работа с литературой, рекомендованной учителем;
- составление отчетов по решению задач.
Требования к знаниям и умениям:
- Функции, их свойства и графики. В результате изучения курса учащиеся должны:
- расширить знания о функциях и их свойствах;
- выработать навыки в построении графиков функций, заданных формулами, которые можно преобразовать;
- выработать навыки в построении графиков дробно-линейных функций;
- выработать навыки в построении графиков функций, содержащих модули.
- Уравнения и неравенства с параметром. В результате изучения курса учащиеся должны:
- овладеть методом решения линейных уравнений и неравенств с параметром;
- освоить способы решения квадратных уравнений и неравенств с параметром;
- ознакомиться со способами решения дробно-рациональных уравнений и неравенств с параметром и задач с параметром.
Содержание обучения и планирование учебного материала.
- Функции, их свойства и графики (18 часов).
- Уравнения и неравенства с параметром (18 часов).
Учебно-тематический план
№ | Содержание учебного материала | Лекция | Практическое занятие | Консультация | Кол-во часов |
Функции, их свойства и графики | |||||
1 | Область определения и область значений функций. | 1 | 1 | 2 | |
2 | Четные и нечетные функции. Монотонные функции. | 1 | 1 | ||
3 | Исследование функций элементарными способами. | 2 | 2 | ||
4 | Построение графиков элементарных функций. | 1 | 1 | ||
5 | Преобразования графиков функций. | 1 | 2 | 3 | |
6 | Дробно-линейные функции и их графики. | 1 | 2 | 3 | |
7 | Графики функций, содержащих модуль. | 1 | 2 | 3 | |
8 | Обобщающие уроки | 2 | 2 | ||
9 | Зачет 1. | 1 | 1 | ||
Задачи с параметрами | |||||
1 | Линейные уравнения с параметром. | 1 | 2 | 3 | |
2 | Уравнения с параметром, сводящиеся к линейным. | 2 | 2 | ||
3 | Линейные и дробно-линейные неравенства, содержащие параметр. | 2 | 2 | ||
4 | Квадратные уравнения, содержащие параметр. | 1 | 2 | 3 | |
5 | О расположении корней квадратного трехчлена, коэффициенты которого зависят от параметра. | 2 | 2 | ||
6 | График квадратного трехчлена, содержащего параметр. | 1 | 1 | 2 | |
7 | Функционально-графические методы решения задач с параметрами. | 1 | 2 | 3 | |
8 | Зачет 2. | 1 | 1 |
Литература
- Галицкий М. А. и др. «Сборник задач и упражнений по алгебре 8,9». Москва, Просвещение 1997.
- Зильберберг Н. И. «Алгебра 8» Для углубленного изучения математики. Псков, 1999
- Климин С. В. «Тестовые задания Е Г Э по математике». Москва, Просвещение, 2004
- Рязановский А. Р. «500 способов и методов решения задач по математике» Москва, Дрофа, 2001.
- А.Х. Шахмейстер «Уравнения и неравенства с параметрами» Москва, 2004.
Приложение.
Зачет 1.
1. Найти область определения функции:
а) б)
2. Является ли четной или нечетной функция:
3. Докажите, что функция является убывающей:
4. Найдите область значений функции:
5. Постройте графики функций:
-х/2, если х<-2
у(х)= 1, если -2≤ х <1
3х - 2, если х ≥ 1
Зачет 2.
1. Решить линейное уравнение:
(a - 2) x = 10 - 5x
mx (m-2) + 9 = m(x+m)
2. При каких К уравнение: kx2 + 2(k+2) + 12 + k =0
имеет два различных корня?
3. При каких К квадратный трехчлен: x2 + 2(k + 1)x + 9
можно представить в виде полного квадрата?
4. При каких К корни уравнения: (a-1)x2 + ax + 1
оба отрицательны?
5. При каких К корни уравнения: x2 - (2a - 5)x + a2 -5a - 6
положительны?
6. При каких «а» график функции: y= (a+4)x2 - (2a + 4)x + 1
расположен ниже оси абсцисс?
7. Решить уравнение в целых числах:
- Решить неравенство
a(3x-1)>3x-2
- Исследовать и решить неравенство
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа<<Дополнительные главы математики >>
Актуальность программы состоит в том , что она не только дает учащимся практические умения и навыки при решении задач в системе учебных дисциплин ( в физике , химии , биологии) , но формирует на...
Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов
Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...
Программа спецкурса по математике «Интенсивный курс подготовки к ОГЭ по математике, 9 класс»
Программа рассчитана на 35 часов, основана на материале Открытого банка ОГЭ 2015 (вторая часть), состоит из двух блоков: АЛГЕБРА и ГЕОМЕТРИЯ ...
Рабочие программы по учебному курсу «БИОЛОГИЯ» для учащихся 6 - 9 классов
Рабочие программы по биологии для 6-9 классов составлены в соответствии со следующими нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования и науки РФ:• Федеральный...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «Интенсивный курс подготовки к ОГЭ» для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки
Интенсивный курс подготовки к ОГЭ ориентирован на учащихся 9 класса в рамках предпрофильной подготовки и рассчитан на 34 часа аудиторного времени....
Рабочая программа Дополнительного общего образования учебного предмета "Английский язык” для 1- х классов на 2019-2020 учебный год
В связи с этим актуальность этой программы не вызывает сомнений. Программа кружка «Веселый Английский» направлена на воспитание интереса к овладению иностранным яз...
Рабочая программа учебного курса "Литература" для учащихся 6-9 классов
Рабочая программа по литературе для учащихся 6-9 классов разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного ...