ПРОГРАММА «Дополнительные главы математики» (Учебный курс подготовки для учащихся 9-ых классов)
учебно-методическое пособие по алгебре (9 класс) на тему

Малова Ольга Павловна

ПРОГРАММА «Дополнительные главы математики» (Учебный курс подготовки для учащихся 9-ых классов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fakult_prog_9.doc631.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная  записка

Программа  составлена  для  учащихся  9  класса. Для изучения курса достаточен базовый уровень знаний учащихся по предмету.

Первоочередной  задачей   занятий  в  группе  являются  углубление  и  расширение  знаний  по  основному   курсу  математики.  С  целью  углубления  знаний  в  программу  включены  темы  «Функции,  их  свойства  и график»,  «Уравнения  и  неравенства  с параметрами».        

Задачи с параметром очень разнообразны, поэтому в первую очередь необходимо научить учащихся решать традиционные задачи с параметром. Задачи с параметрами являются прекрасным материалом для  учебно-исследовательской работы учащихся.

Основным результатом освоения содержания курса станет положительный эмоциональный настрой и сформированная мотивация школьников к дальнейшему изучению математики. Полезным будет опыт исследовательской деятельности, приобретенный в результате работы в классе и подготовки домашних и итоговых зачетных работ.  Также учащиеся смогут освоить ряд предметных умений: способы и приемы решения задач с параметрами; и общеучебных умений: работа с книгой, работа в библиотеке, работа в коллективе, ведение диалога, защита своих взглядов и др.

В основе курса лежит деятельностный подход в обучении, реализуемый в поисково-исследовательской и творческой работе учащихся.


Цели спецкурса:

  • повышение математической культуры учащихся в рамках школьного курса;
  • пробуждение и развитие устойчивого интереса к математике;
  • расширение и углубление знаний по математике по программному материалу;
  • подготовка учащихся к продолжению образования в вузе.

Задачи спецкурса:

  • обучение методам и приемам решения математических задач, требующих применения высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое и алгоритмическое мышление;
  • создание условий для подготовки к экзаменам по выбору;
  • формирование интереса к научной и исследовательской деятельности;
  • реализация учеником интереса к предмету.

Формы оценивания и контроля:

  • ввести  зачетную форму;
  • оценивать участие в дискуссиях на каждом занятии;
  • засчитывать наличие отчета по решению задач.
  • по итогам обучения в портфолио учащихся могут быть помещены:
  1. Отзыв учителя (с указанием накопительной оценки за курс).
  2. Отчеты по решению задач.

Для данного курса целесообразно проводить лекции, дискуссионные занятия, консультации. Нет необходимости проводить какие-либо срезы и контрольные работы, так как цель одна – увлечь школьников изучением курса.

На дискуссионном занятии можно заслушать доклады, рефераты и решить задачи, которые учащиеся подготовили в качестве домашнего задания к занятиям по теме.

Зачет следует проводить в виде консультации.

Завершающее занятие по курсу организуется в виде отчетной конференции. Учащиеся представляют все самое лучшее, что они смогли накопить за период прохождения курса. Формируется выставка, где представлены лучшие (или все) доклады и рефераты.    

Деятельность учащихся в ходе изучения курса:

  • участие в дискуссиях;
  • индивидуальная консультация с учителем;
  • работа в группе, созданной для решения определенной задачи;
  • работа с литературой, рекомендованной учителем;
  • составление отчетов по решению задач.

Требования к знаниям и умениям:

  1. Функции, их  свойства  и  графики.   В результате изучения курса учащиеся должны: 

  • расширить  знания  о  функциях  и  их  свойствах;
  • выработать  навыки  в  построении   графиков  функций, заданных  формулами, которые  можно  преобразовать;
  • выработать  навыки  в  построении   графиков  дробно-линейных  функций;
  • выработать  навыки  в  построении  графиков  функций,  содержащих  модули.

  1. Уравнения  и неравенства  с  параметром. В результате изучения курса учащиеся должны: 

  • овладеть  методом  решения  линейных  уравнений и неравенств  с  параметром;
  • освоить  способы  решения  квадратных  уравнений и неравенств   с  параметром;
  • ознакомиться  со  способами  решения  дробно-рациональных   уравнений  и неравенств  с  параметром  и  задач  с  параметром.

 Содержание  обучения  и  планирование  учебного  материала.

  1. Функции, их  свойства  и  графики (18 часов).

  1. Уравнения  и неравенства с  параметром (18 часов).

Учебно-тематический план

Содержание учебного материала

Лекция

Практическое занятие

Консультация

Кол-во часов

Функции, их свойства и графики

1

Область определения и область значений функций.                              

1

1

2

2

Четные и нечетные функции.  Монотонные функции.

1

1

3

Исследование функций элементарными способами.

2

2

4

Построение графиков элементарных функций.

1

1

5

Преобразования графиков функций.

1

2

3

6

Дробно-линейные функции и их графики.

1

2

3

7

Графики функций, содержащих модуль.

1

2

3

8

Обобщающие уроки

2

2

9

Зачет 1.

1

1

Задачи с параметрами

1

Линейные уравнения с параметром.

1

2

3

2

Уравнения с параметром, сводящиеся к линейным.

2

2

3

Линейные и дробно-линейные неравенства, содержащие параметр.

2

2

4

Квадратные уравнения, содержащие параметр.

1

2

3

5

О расположении корней квадратного трехчлена, коэффициенты которого зависят от параметра.

2

2

6

График квадратного трехчлена, содержащего параметр.

1

1

2

7

Функционально-графические методы решения задач с параметрами.

1

2

3

8

Зачет 2.

1

1

 


Литература

  1. Галицкий  М. А. и  др. «Сборник  задач  и  упражнений  по  алгебре 8,9». Москва, Просвещение  1997.
  2. Зильберберг Н. И.  «Алгебра 8» Для  углубленного  изучения  математики.  Псков, 1999
  3. Климин С. В. «Тестовые  задания  Е Г Э  по  математике». Москва, Просвещение, 2004
  4. Рязановский А. Р. «500 способов  и  методов  решения  задач  по  математике»  Москва,  Дрофа,  2001.
  5. А.Х. Шахмейстер «Уравнения и неравенства с параметрами» Москва, 2004.


Приложение.

Зачет  1.

1. Найти  область  определения  функции:

 а)      б)

2. Является  ли  четной  или  нечетной  функция: 

             

3. Докажите, что  функция  является  убывающей:

             

4. Найдите  область значений  функции:

             

5. Постройте  графики  функций:

 

   

             -х/2, если х<-2

    у(х)=    1, если -2≤ х <1

                 3х - 2, если х ≥ 1

Зачет 2. 

1. Решить  линейное  уравнение:

      (a - 2) x = 10 - 5x

      mx (m-2) + 9 = m(x+m)

2. При  каких К  уравнение: kx2 + 2(k+2) + 12 + k =0

имеет  два  различных  корня?

3. При каких  К  квадратный  трехчлен: x2 + 2(k + 1)x + 9

можно  представить в  виде  полного  квадрата?

4. При  каких  К  корни  уравнения: (a-1)x2 + ax + 1

оба   отрицательны?

5. При каких  К  корни   уравнения: x2 - (2a - 5)x + a2 -5a - 6

положительны?

6. При  каких  «а» график  функции: y= (a+4)x2 - (2a + 4)x + 1

расположен  ниже  оси  абсцисс?

7. Решить  уравнение  в  целых  числах:

       

  1. Решить  неравенство

a(3x-1)>3x-2

  1. Исследовать и решить  неравенство

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа<<Дополнительные главы математики >>

Актуальность программы состоит в том , что она не только дает учащимся практические умения и навыки при решении задач в системе учебных  дисциплин ( в физике , химии , биологии) , но формирует на...

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

Программа спецкурса по математике «Интенсивный курс подготовки к ОГЭ по математике, 9 класс»

Программа рассчитана на 35 часов, основана на материале Открытого банка ОГЭ 2015 (вторая часть), состоит из двух блоков: АЛГЕБРА и ГЕОМЕТРИЯ ...

Рабочие программы по учебному курсу «БИОЛОГИЯ» для учащихся 6 - 9 классов

Рабочие программы по биологии для 6-9 классов составлены в соответствии со следующими нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования и науки РФ:• Федеральный...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «Интенсивный курс подготовки к ОГЭ» для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки

Интенсивный курс подготовки к ОГЭ ориентирован на учащихся 9 класса в рамках предпрофильной подготовки и рассчитан на 34 часа аудиторного времени....

Рабочая программа Дополнительного общего образования учебного предмета "Английский язык” для 1- х классов на 2019-2020 учебный год

В связи с этим актуальность этой программы не вызывает сомнений. Программа кружка «Веселый Английский» направлена на воспитание интереса к овладению иностранным яз...

Рабочая программа учебного курса "Литература" для учащихся 6-9 классов

Рабочая программа по литературе для учащихся 6-9 классов разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного ...