Урок алгебры «Ограниченность тригонометрических функций в уравнениях и неравенствах с параметром» 10 класс
план-конспект урока по алгебре (10 класс) на тему

Трушова Инна Ивановна

Цели урока:

-сформировать понятие об ограниченности синуса и косинуса как о свойстве, дающем возможность перехода к исследованию новой функции на отрезке;

-актуализировать знания о методах решения задач с параметром, основанных на наглядно-геометрических интерпретациях;

-выработать умения самостоятельно применять знания в комплексе в новых условиях.

Урок спланирован в контексте систематического и обстоятельного изучения школьной алгебры по углубленному курсу. На уроке арссматриваются методы решения уравнений и неравенств с параметром, предполагающие использование ограниченности синуса и косинуса.

Для диагностики предметных и метапредметных результатов на уроке использовались следующие формы и методы:

 -проведение теста в начале урока, результаты теста – источник данных об уровне готовности к восприятию учебного материала повышенной сложности;

-при подготовке к уроку учащимися были рассмотрены решения задач с параметром на сайте http://reshuege.ru/, а также выполнены презентации по решению задач с параметром. Демонстрация одной из них на уроке – подтверждение способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

-самообразование с помощью сети Интернет при подготовке к уроку как самостоятельное пополнение знаний;

-сопровождение учителем  подготовки к уроку консультантов (по плану) по вопросам решения задач с параметром как руководство исследовательской деятельностью учащихся;

-доброжелательность при обсуждении решений и старательная работа консультантов  демонстрируют способности учащихся к сотрудничеству и коммуникации;

- самооценка по алгоритму (см. 3.2), сравнение результатов своей деятельности с ответами одноклассников в ходе урока, самоанализ успехов и неудач как способность к саморегуляции и рефлексии;

-отметки (оценки предметных и метапредметных результатов) получают все консультанты за подготовку к уроку и тьюторскую работу, а также некоторые учащиеся за задачу №3.

Диагностика знаний всех учащихся о методах решений задач с параметром и умений решать такие задачи предполагается в виде проверочной работы после серии (3-4) уроков по теме.

Учащиеся нацелены на высокие результаты ЕГЭ по математике, планируют продолжение образования в вузах,  поэтому понимают необходимость овладения методами решения сложных задач, в частности, задач с параметром. В этом выражается их готовность к решению личностно  значимых проблем и воплощению найденных решений в практику. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_algebry_v_10_klasse.docx209.72 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей № 366 Московского района Санкт-Петербурга

«Физико-математический лицей»

Автор разработки Трушова Инна Ивановна, учитель математики

Урок алгебры

«Ограниченность тригонометрических функций

в уравнениях и неравенствах с параметром»

10 класс

2.1 Цели и задачи урока.

Цели урока: 

- сформировать понятие об ограниченности синуса и косинуса как о свойстве, дающем возможность  перехода к исследованию новой функции на отрезке;

- актуализировать знания о методах решения задач с параметром, основанных на наглядно-геометрических интерпретациях;

- выработать умения самостоятельно применять знания в комплексе в новых условиях.

Задачи:

Образовательные: углубленное изучение темы на основе имеющихся знаний, закрепление практических умений и навыков  решений задач повышенной сложности в результате самостоятельной работы учащихся и лекционно-консультативной деятельности наиболее подготовленных из них.

Развивающие: развитие познавательного интереса, самостоятельности мышления, памяти, инициативы учащихся через использование коммуникативно-деятельностной  методики  и элементов проблемного обучения.

Воспитательные: формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

2.2 Содержание учебного материала урока и этапы урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся.

Содержание учебного материала

В учебном плане данный урок находится после изучения тем «Тригонометрические функции», «Преобразование тригонометрических выражений» и «Дифференцирование тригонометрических функций» ([1], глава VI §§1,2,3,4) перед изучением методов решения тригонометрических уравнений.

Урок спланирован в контексте систематического и обстоятельного изучения школьной алгебры по углубленному курсу. На уроке рассматриваются методы решения уравнений и неравенств с параметром, предполагающие использование ограниченности синуса и косинуса. Основанные на наглядно-геометрических интерпретациях, эти методы имеют ярко выраженный развивающий характер.

Технология: развивающее обучение

Этапы урока

  1. Вступление. (1.1, 1.2, 1.3)
  2. Основная часть. (2.1, 2.2, 2.3, 2.4)
  3. Заключение (1.1, 1.2)

Этап урока

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Деятельность учеников-консультантов

Деятельность учеников

Познаватель-

ная

Коммуника-

тивная

Регулятивная

Познаватель-

ная

Коммуника-

тивная

Регулятивная

Фронтальная беседа с целью повторения необходимого учебного материала. Актуализация опорных знаний.

(3 мин)

Сообщает цели урока. С помощью наводящих вопросов подводит учащихся к перечислению необходимых математических понятий и методов решения задач для достижения  целей урока.

Фиксируют необходимые свойства функций, известные методы решения задач.

Отвечают на вопросы, учатся выражать свои мысли.

Дополняют ответы одноклассни-ков, анализируют полноту их ответов.

Фиксируют необходимые свойства функций, известные методы решения задач.

Отвечают на вопросы, учатся выражать свои мысли.

Принимают учебную цель.

1.2

Тестирование

с целью определения уровня готовности класса к усвоению задач повышенной сложности по теме урока.

(7 мин)

Организует тестирование. Объясняет требования к выполнению теста, проверяет ответы у консультантов Максима и Вениамина и выдает им критерии отметок.

Выполняют свой вариант теста, сдают ответы на проверку учителю.

Рефлексия своих действий

Самодиагностика умения сосредотачиваться и организовывать свою работу, укладываться в отведенное для работы время.

Выполняют задания теста, ответы записывают в таблицы, которые сдают консультантам

Рефлексия своих действий

Самодиагностика умения сосредотачиваться и организовывать свою работу, укладываться в отведенное для работы время.

1.3

Проверка теста как элемент семинарского занятия с целью ликвидации пробелов в пройденном материале

 (3 мин)

Следит за последовательностью рассуждений, грамотностью математической речи выступающих. Организует работу консультантов, деятельность учащихся по обработке полученной информации.

Сообщают ответы и анализируют краткие решения. При этом закрепляют полученные знания.

Адекватно используют речевые средства для сообщения результатов одноклассникам.

Проверяют ответы одноклассников. Максим-1,

Вениамин – 2 вариант.

Объявляют итоги проверки и раздают одноклассникам таблицы с отметками.

Сообщают ответы и анализируют краткие решения. При этом закрепляют полученные знания.

Участвуют в обсуждении содержания материала

Любые два ученика (по желанию) у доски записывают свои ответы.

Соотнесение самооценки с оценкой, выставлен-ной консультантами.

2.1

Мини-лекция с целью повторения учебного материала прошлого урока

(5 мин)

При подготовке к уроку руководил исследовательской деятельностью Вадима по плану.

Наблюдает за деятельностью учащихся, просматривает конспекты 5-6 учащихся, дает рекомендации по ведению конспектов.

Консультант Вадим с помощью презентации, выполненной самостоятельно, объясняет решение задачи. Акцентирует внимание учащихся на графо-аналитическом методе решения, напоминая тем самым идеи предыдущего урока.

Слушают объяснение, напоминающее метод, изученный ранее.

Сосредотачи-вают внимание  на указанном методе решения задачи, проверяют и анализируют соответствующие записи в своих конспектах.

Фиксируют проблему, формируют понятия.

Слушают объяснение, напоминающее метод, изученный ранее.

Сосредотачи-вают внимание  на указанном методе решения задачи, проверяют и анализируют соответствующие записи в своих конспектах

2.2 Самостоятельное решение задачи № 1 с целью закрепления полученного опыта

(7 мин)

Помогает в решении, проверяет решения у каждого ученика, выдает индивидуальные карточки- задания слабоуспевающим по углубленному курсу ученикам Владимиру и Сергею.     

 Кирилл консультирует Владимира и Сергея (при необходимости).

Консультант Алексей приступает к решению задачи № 2 урока (опережающее решение с целью последующего оформления на доске и объяснения).

Рефлексия своих действий

Исследуют условие учебной задачи, сохраняют учебную цель.

Самостоятельно решают задачу № 1.

Эта задача -  аналог предыдущей демонстраци-онной задачи, предполагается, что с ней справятся все ученики, закрепив тем самым полученный опыт.

Рефлексия своих действий

Исследуют условие учебной задачи, сохраняют учебную цель.

2.3

Мини-лекция. Решение задачи № 2.

(7 мин)

Координирует работу класса во время выступления Алексея, помогает Кириллу в проверке и оценивании решений Владимира и Сергея.

Консультант Алексей рассказывает решение задачи № 2. Консультант Кирилл проверяет решение индивидуаль-ного задания у Владимира и Сергея, предлагает отметки за их решения.

Воспринимают объяснение.

Слушают, обсуждают  и записывают решение в конспект, предлагают свои идеи.

Осмысление учениками приобретен-ных навыков решения и умения узнавать ситуацию, в которой возможно применения изученного метода.

Воспринимают объяснение.

Слушают, обсуждают  и записывают решение в конспект, предлагают свои идеи.

2.4 Самостоятельное решение задачи № 3 с целью применения полученного знания в новой ситуации (7 мин)

Консультирует, проверяет готовые решения до получения первых пяти правильных ответов.

Оценивают степень рациональности предложенного решения;

указывают другие способы решения.

Учатся формулировать собственное мнение

Отрабатывают умение вести конспект

Решение задачи № 3 выносится учеником, выполнившим действия наиболее рационально.

Учатся формулировать собственное мнение

Отрабатыва-ют умение вести конспект

3.1

Краткая фронтальная беседа.

Комментарий к домашнему заданию.

 (3 мин)

Сообщает домашнее задание, состоящее из двух частей: обязательной и дополнительной. Задает вопросы по составлению кратких алгоритмов предстоящих решений.

Отвечают на вопросы учителя, опираясь на полученный опыт.

Раздают небольшие листочки с вопросами для оценки личностных результатов.

Учатся грамотно высказывать свои мысли.

Обобщают результаты обсуждений.

Отвечают на вопросы учителя по заданию, перечисляя знания и умения, необходимые для его выполнения.  

Учатся грамотно высказывать свои мысли.

Выявляют в ходе диалогов существу-ющие проблемы при выстраива-нии цепи логических рассуждений.

3.2 Синтезирующая беседа с целью обобщения опыта, полученного  на уроке.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

(3 мин)

Задает вопросы по плану пройденного урока; обращает внимание на возможность стандартизации методов решения некоторых нестандартных задач,  объявляет отметки за урок, помогает подвести итоги коллективной и индивидуальной деятельности, предлагает форму самооценки.

Опираясь на полученный опыт решения задач урока, оценивают сложность заданий; отмечают полезность наглядно-геометрических интерпретаций в решениях задач с параметром, содержащих тригонометрические функции

Высказывают своё  мнение о результативности своей деятельности и своем настроении по окончании урока.

Учатся осознавать причины, приведшие к успеху или неуспеху. Самооценка степени включенности в работу на уроке.

Сверяют решение задачи №3. Оценивают уровень сложности учебного материала урока,

 качества помощи учеников –консультан-тов. Осознание уровня и качества усвоения.

Благодарят консультантов за помощь, корректно отзываясь о качестве этой помощи.

Учатся оценивать учебные действия. Высказывают своё  мнение о результатив-ности своей деятельности и своем настроении

По окончании урока все учащиеся сдают неподписанные листочки с оценкой личностных результатов. Учитель подводит итоги в процентах по классу в целом.


  1. Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов учащихся на уроке.

Для диагностики предметных и метапредметных результатов на уроке использовались следующие формы и методы :

-проведение теста в начале урока, результаты теста – источник данных об уровне готовности к восприятию учебного материала повышенной сложности;

-при подготовке к уроку учащимися были рассмотрены решения задач с параметром на сайте http://reshuege.ru/, а также выполнены презентации по решению задач с параметром. Демонстрация одной из них на уроке – подтверждение способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

-самообразование с помощью сети Интернет при подготовке к уроку как самостоятельное пополнение знаний;

-сопровождение учителем  подготовки к уроку консультантов (по плану) по вопросам решения задач с параметром как руководство исследовательской деятельностью учащихся;

-доброжелательность при обсуждении решений и старательная работа консультантов  демонстрируют способности учащихся к сотрудничеству и коммуникации;

- самооценка по алгоритму (см. 3.2), сравнение результатов своей деятельности с ответами одноклассников в ходе урока, самоанализ успехов и неудач как способность к саморегуляции и рефлексии;

-отметки (оценки предметных и метапредметных результатов) получают все консультанты за подготовку к уроку и тьюторскую работу, а также некоторые учащиеся за задачу №3.

Диагностика знаний всех учащихся о методах решений задач с параметром и умений решать такие задачи предполагается в виде проверочной работы после серии (3-4) уроков по теме.

Учащиеся нацелены на высокие результаты ЕГЭ по математике, планируют продолжение образования в вузах,  поэтому понимают необходимость овладения методами решения сложных задач, в частности, задач с параметром. В этом выражается их готовность к решению личностно  значимых проблем и воплощению найденных решений в практику.

2.4. Текст методической разработки

Задачи с параметром в элементарной математике традиционно считаются трудными. Необходима отработка каждого метода на протяжении нескольких уроков. В тексте представлено краткое содержание одного из таких уроков.

1.1 Фронтальная беседа с целью повторения необходимого учебного материала (3 мин)

Учитель сообщает цели урока и задает вопросы учащимся, наводящие на повторение:

- свойств ограниченности и формул производных функций синус и косинус;

- способов нахождения наибольшего и наименьшего значения квадратичной функции на отрезке;

- расположения параболы в зависимости от наличия корней квадратного трехчлена.

1.2  Тестирование с целью определения уровня готовности класса к усвоению задач повышенной сложности по теме урока (7 мин).

1 вариант

2 вариант

1.Укажите корни уравнения  на отрезке   

  2.Найдите область значений функции   на отрезке  

3.При каких значениях параметра  уравнение   имеет решения?

1.Укажите корни уравнения  на отрезке  

2.Найдите область значений функции    на отрезке

3.При каких значениях параметра  уравнение   не имеет решений?

1.3  Проверка теста как элемент семинарского занятия с целью ликвидации пробелов в пройденном материале  (3 мин).

Ответы к тесту

1 вариант

2 вариант

1)     2)    3)                                                                                                                                                                                                                                                                                       

1)    2)   3)    

Критерии для выставления отметки за тест

Каждая задача – 2 балла, всего 6 баллов.  За 5-«5», 4-«4», 3-«3»

Критерии для выставления баллов за задачу

2 балла за верный ответ

1 балл:

-в задаче 1 верно указан один из корней;

-в задаче 2 ответ отличается от правильного на конечное число чисел (одно или два);

-в задаче 3 неверно определена «строгость» / «нестрогость» знаков неравенств.

2.1 Мини-лекция с целью повторения учебного материала прошлого урока  (5 мин).

Консультант Вадим с помощью презентации, выполненной самостоятельно к уроку, акцентирует внимание учащихся на графо-аналитическом методе  решения, напоминая тем самым идеи предыдущего урока. Некоторые слайды:

План подготовки консультанта к презентации задачи

1.Отбор материала

2.Проверка решения задачи

3.Синтез. Разбиение решения на составляющие

4.Подготовка к созданию слайдов

5.Проверка грамотности текста презентации

6.Отработка умения устно представить решение

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 8

2.2 Самостоятельное решение задачи № 1 с целью закрепления полученного опыта(7 мин).

Ученики приходят к ответу аналогично решению предыдущей задачи.

Задача №1 (классу). Найдите все значения параметра , при которых неравенство  выполняется при всех.

Ответ: 

Индивидуальные карточки - задания слабоуспевающим по углубленному курсу ученикам Владимиру и Сергею:    При каких значениях параметра   неравенство не имеет решений  на отрезке ?

Эта задача в качестве дополнительной была задана к уроку. (Перед уроком учитель выяснил, что многие ученики с решением справились, консультанты в том числе. Поэтому консультанту Кириллу предложено курировать Владимира и Сергея).

 2.3 Мини-лекция. Решение задачи № 2 (7 мин).

Консультант Алексей рассказывает решение задачи № 2, оформив решение заранее.

Задача №2. Сколько корней имеет уравнение  на отрезке  в зависимости  от?

Ответ: при   нет корней; при   два корня; при один корень; при   четыре корня.

2.4  Самостоятельное решение задачи № 3 с целью применения полученного знания в новой ситуации (7 мин).

Учитель консультирует, проверяет готовые решения до получения первых пяти правильных ответов учащихся. Решение задачи № 3 выносится учеником, выполнившим действия наиболее рационально.

Задача №3. Найдите все значения параметра , при каждом из которых функция  является возрастающей на всей числовой прямой и при этом не имеет критических точек.

Ответ:  

3.1 Краткая фронтальная беседа. Комментарий к домашнему заданию (3 мин).

Обязательная часть домашнего задания:

-повторить приемы решения задач прошедшего урока;

-решить задачу: Найдите все целые значения параметра , при каждом из которых уравнение  имеет решения. Найдите все эти решения.

Дополнительная часть домашнего задания – решить задачу:  При каких значениях  уравнение  имеет решения?

Методический комментарий учителя. Если уравнения и неравенства с параметром, содержащие синус и косинус, после введения новой переменной не сводятся к квадратным, то их можно решать с помощью производной. В доп. задаче необходимо выделить параметр и исследовать кубическую  функцию на отрезке. Полезно построить схематичный график, который поможет получить правильный ответ. Решение доп. задачи – это самоподготовка к следующему уроку, на котором планируется отработка метода использования экстремальных значений функции на отрезке с помощью производной.

3.2 Синтезирующая беседа с целью обобщения опыта, полученного  на уроке.

Подведение итогов урока. Рефлексия (3 мин).

Учащимся предлагается сверить свое решение задачи №3 с решением, оформленным на доске. В это время подводятся итоги.

Отметки (оценки предметных и метапредметных результатов) получают:

-все консультанты за подготовку к уроку и его сопровождение;

-некоторые учащиеся на этапе 2.3 за решение задачи №3.

Самооценка. В конце урока учащимся предлагается оценить свою деятельность при решении задач №1 и №3 по следующему алгоритму:

1. Понятны ли были вопросы в задачах?

2. Удалось ли получить правильный ответ хотя бы в одной задаче?        3. Потребовалась ли помощь?

Напротив вопроса следовало поставить или «+», или «0», или «-»

Личностные результаты учащихся в среднем по классу - 70%.

Самоанализ урока.  Автор урока придерживается разумного сочетания принципов традиционного и современного российского образования. Осуществляя преподавание углубленного курса математики в 10 классе, учитель старается использовать и системно-деятельностный, и знаниевый подходы.

Имеющиеся у лицеистов математические знания позволили на уроке провести исследования в достаточно трудных задачах - задачах с параметром.

Для достижения целей урока использовалась технология развивающего обучения.

Активизация познавательной деятельности на уроке обеспечивалась видоизменением свойств учебного материала в процессе решения задач, использовались наглядные средства обучения. Идея перехода к исследованию новой функции на отрезке опиралась на ограниченность синуса и косинуса, повторение которого на этапе 1.1 обозначило начало продвижения к заявленным целям урока. На последующих этапах (1.2, 1.3, 2.1) в ходе разнообразной деятельности учащихся (решение, проверка, анализ результатов, прослушивание объяснения, заполнение конспекта) происходила постепенная ликвидация пробелов в вопросах исследования квадратичной функции на отрезке и тем самым была обеспечена возможность выработки умения самостоятельно применять знания в комплексе в новых условиях. Этапы 2.2-2.4 способствовали закреплению полученного опыта и применению его в новых ситуациях. Проверка и самопроверка решений позволили каждому ученику выявить свои учебные проблемы и своевременно их ликвидировать. Лекционно-консультативная деятельность помогала решению не только развивающих задач урока, но и воспитательных. Сотрудничество и диалоговое общение благоприятно влияли на рабочую атмосферу во время урока, снимали эмоциональное напряжение, вызванное сложностью задач. Благодаря серьезной предварительной подготовке к уроку и высокой степени включенности учеников в проблему урока, удалось на последних его этапах актуализировать знания о методах решения задач с параметром, провести самооценку учебной деятельности и тем самым достичь всех поставленных целей урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Решение уравнений и неравенств с параметром"

9-й класс. Урок по теме "Решение уравнений и неравенств с параметром"Чехолкова Алла ВладимировнаЦель: Выработка навыка решения уравнений и неравенств с параметром различными способами. Разв...

Открытый урок по алгебре и началам в 10 классе « ЕГЭ на «5»!» (Интерактивные технологии с применением ИКТ, обобщающий урок повторения по теме «Тригонометрические преобразования, уравнения и неравенства»)

Задача урока: Развивая, обучать и воспитывать.Обучающая цель: Привести в систему знания, полученные по данной теме, тем самым подготовить учащихся к сдаче выпускного и вступительного экзамена по матем...

урок в 9 классе "Уравнения и неравенства с параметрами"

Урок в 9 классе "уравнения и неравенства с параметрами"...

Урок рефлексии по теме: "Логарифмические уравнения и неравенства" Алгебра 10 класс

На данном уроке поставленна цель повторения основных приёмов и методов решений логарфмических уравнений и неравенств.  На уроке представленна презентация учащихся " Из истории возникновения логар...

Урок по теме: «Решение уравнений и неравенств с параметрами».Элективный курс.

Урок обобщения и повторения.  Основная цель:  Повторить и обобщить знания учащихся методов решения уравнений и неравенств с параметрами;закрепить умения применять знания при решении конкретн...

Урок-семинар по теме "Решение уравнений и неравенств с параметрами", 11 класс

Представлена разработка урока-семинара по теме "Решение уравнений и неравенств с параметрами" , 11 класс, подготовка к ЕГЭ...