программа по курсу по внеурочной деятельности "Занимательная математика"
рабочая программа по алгебре (5 класс) на тему

Марчишина Светлана Терентьевна

Программа по курсу по внеурочной деятельности "Занимательная математика" рассчитана на обучающихся 5-6 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_vneurochke_zanimatelnaya_matematika.docx29.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №20»

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Занимательная математика»

                                                                                 Составитель: Марчишина

                                                                               Светлана Терентьевна,                                          

                                                                                учитель математики

2014год

        Пояснительная записка.

 Программа по внеурочной деятельности  «Занимательная математика» для обучающихся 5-6 классов относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Актуальность программы определена тем, что обучающиеся данного возраста должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

 Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о математике.  Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является,  и стремление развить у учащихся умения самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Занятия помогут  содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому

использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

 Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы занятий, основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.

 Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности занятий   работа будет проводиться  в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

 Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки.

        Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

 Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья.

 

        Отличительными особенностями являются:

1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных

на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и

воспитательные результаты.

3. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки педагогом.

Цель программы:

  • Показать применение математики в жизни, развивать математический образ мышления.

Задачи:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
  • расширять математические знания в области чисел; содействовать умелому использованию символики;
  • учить правильно применять математическую терминологию;
  • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы

        Программа  по внеурочной деятельности «Занимательная математика» рассчитана на 8  учебных часов.

Принципы программы:

1. Актуальность.

Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.

2. Практическая направленность.

Содержание занятий  по внеурочной деятельности направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в олимпиадах,  математических играх и конкурсах.

3. Обеспечение мотивации.

Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

4. Реалистичность.

С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – планируется усвоение за 8 часов.

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение занимательных задач;
  • оформление математических газет;
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
  • проектная деятельность
  • самостоятельная работа;
  • работа в парах, в группах;
  • творческие работы.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Личностными результатами изучения курса является формирование

следующих умений:

  • определять и высказывать под руководством педагога правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Для оценки формирования и развития личностных характеристик обучающихся (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний,  положение ребенка в объединении, деловые качества учащегося) используется:

  • наблюдение,
  • проведение математических игр,
  • опросники,
  • анкетирование и другие.

        Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Для отслеживания уровня усвоения программы курса и своевременного внесения

коррекции используются  следующие формы контроля:

  • занятия-конкурсы на повторение практических умений,
  • занятия на повторение и обобщение,
  • самопрезентации  (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком).

Кроме того, проводится  систематическое наблюдение за учащимися  в течение

полугодия, включающее:

  • результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
  • активность,
  • аккуратность,
  • творческий подход к знаниям,
  • степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.

Предметными результатами изучения данного курса является формирование следующих умений:

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам,
  • выделять существенные признаки предметов,
  • сравнивать между собой предметы, явления,
  • обобщать, делать несложные выводы,
  • классифицировать явления, предметы,
  • определять последовательность событий,
  • судить о противоположных явлениях,
  • давать определения тем или иным понятиям,
  • выявлять функциональные отношения между понятиями,
  • выявлять закономерности и проводить аналогии,
  • создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
  • осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.

Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это практические занятия. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка.

        Итоговый контроль осуществляется в формах:

  • тестирование;
  • практические работы;
  • творческие работы учащихся.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

 Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.

 Содержание программы.

1. Математика – царица наук.

Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.

2. Решение занимательных задач.

3. Правила отгадывания  ребусов и кроссвордов.

Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.

4. Решение математических ребусов и кроссвордов.

5. Создание стенгазеты «Занимательная математика».

Самостоятельный поиск информации для газеты.

6. Выпуск брошюры «Занимательная математика».

Самостоятельный поиск информации для газеты

Тематический план.

Занятия

Наименование темы

Виды деятельности

1

Решение занимательных задач.

работа в группах: инсценирование загадок, решение задач

2

Правила отгадывания ребусов и кроссвордов. Решение математических ребусов и кроссвордов

составление математических

ребусов и кроссвордов

3

Проектная деятельность «Великие математики»

Работа со словарями, энциклопедиями

4 и 5

Газета любознательных. Выпуск стенгазеты «Занимательная математика»

самостоятельный поиск информации для газеты, проектная деятельность

6 и 7

Создание брошюры «Занимательная математика»

самостоятельный поиск информации для брошюры, проектная деятельность

8

 «Подведем итоги»

Коллективная работа по

составлению отчета о проделанной работе

Список литературы.

  1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 5 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007.
  2. Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
  3. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002.
  4. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.:

Академкнига/Учебник, 2002.

  1. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004.
  2. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004.
  3. Григорьева Г.И. «Подготовка школьников к олимпиадам по математике», 5-6 классы.М.: «Глобус» 2009.
  4. Кордина Н.Е. «Виват, математика!», 5 класс, Волгоград, 2010.
  5. Шейнина О.С. «Занятия школьного кружка», 5-6 классы, Москва,

«Издательство НЦ Энас», 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса во внеурочное время «Сладкие букеты »

Элективный курс во внеурочное время  “ Сладкие букеты ” разработан для учеников 8-9-х классов и рассчитан на 24часов, из них теории - 4часов, практических работ – 12часов...

Программа факультативного курса по внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС 5 класс «Занимательная химия»

Актуальность Внеурочная деятельность с пятиклассниками в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта необходимо организовать  для обеспечения досуга, кото...

Программы элективных курсов и внеурочной деятельности

Факультативный  курс по русскому языку в 9 классе...

Программы элективных курсов и внеурочной деятельности

Занимаюсь внеурочной деятельностью на протяжении нескольких учебных лет. Разработала и реализую программу для 5 классов "Тайны выцветших строк" и "Дом в котором я живу" для учащихс...

Рабочая программа учебного курса по внеурочной деятельности интеллектуально-познавательной направленности «Изучаемый английский язык» для 5 классов

Рабочая программа является составной частью образовательной программы основного общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5» (Ф...

Рабочая программа учебного курса по внеурочной деятельности интеллектуально-познавательной направленности «Добро пожаловать в Великобританию» для 7 классов

Рабочая программа является составной частью образовательной программы основного общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5» (Ф...