Урок обобщающего повторения в 11 классе по теме: "Таблица производных"
план-конспект урока по алгебре (11 класс) на тему

Склярова Галина Владимировна

ЦЕЛЬ:

- обобщить и систематизировать материал по теме: повторить понятия производная, дифференцирование, сложная функция, алгоритм нахождения производной, правила дифференцирования;

- развивать логическое мышление, монологическую речь в ходе объяснений, обоснований выполняемых действий, навыки самостоятельной и исследовательской работы.

Оборудование:

 Мультимедийная установка. На уроке используется презентация: «Производная»

-  при повторении теоретического материала на экране высвечиваются повторяемые формулы, примеры, иллюстрирующие основные определения и алгоритмы решения задач

- при самопроверки самостоятельной работы на экране появляются эталонные ответы на соответствующие задания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_tablitsa_proizvodnyh.docx25.91 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования России

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №19

Урок обобщающего повторения по теме:

«Таблица производных»

11 класс

                                                                                    Разработала учитель математики                                                                                    Склярова Г.В.

г.Армавир

2015

Обобщающий урок по теме: «Таблица производных»

ЦЕЛЬ:

- обобщить и систематизировать материал по теме: повторить понятия производная, дифференцирование, сложная функция, алгоритм нахождения производной, правила дифференцирования;

- развивать логическое мышление, монологическую речь в ходе объяснений, обоснований выполняемых действий, навыки самостоятельной и исследовательской работы.

ПЛАН УРОКА:

1.Определение цели урока.

2.Что такое производная? Историческая справка.

3.Проверка домашнего задания (вычисление производных элементарных функций с помощью определения производной, правил дифференцирования, методов математической индукции – исследовательская работа).

4.Устный математический диктант.

5. Производная сложной функции (фронтальная работа).

6.Письменная работа (тест – задания ЕГЭ)

7.Подведение итогов работы – составление опорного конспекта.

8.Домашнее задание.

На уроке используется мультимедийная установка, презентация «Производная»

ХОД УРОКА:

1.Прочитайте тему урока.

Какому слову вы бы отвели главное место?

А как вы думаете чем мы будем заниматься на уроке?

Кто попробует сформулировать тему и цель урока:

- попробуем составить таблицу производных элементарных функций,

- закрепить навыки в технике вычисления производной.

2. Составим план нашей работы. Давайте вспомним, какие мы с вами понятия изучали, рассматривая тему «Производная» (опорный конспект):

         - определение;

         - алгоритм нахождения производной;

         - правила дифференцирования;

         - таблица производных.

Итак, мы начинаем нашу работу, в ходе которой вы должны заполнить опорную схему.

3. Что же такое производная?

О происхождении терминов и обозначений производной и предела. Свое исследование по этому вопросу представляет ……(сведения из истории).

Производная – одно из фундаментальных понятий математики. Оно возникло в 17 веке в связи с необходимостью решения ряда задач из физики, механики и математики. Независимо друг от друга И.Ньютон и Г.Лейбниц разработали аппарат, которым пользуемся ив настоящее время. И.Ньютон в основном опирался на физическое представление производной, а Г.Лейбниц использовал понятие бесконечно малой. Исчисление, созданное Ньютоном и Лейбницом, получило название дифференциального исчисления. С его помощью был решен целый ряд задач теоретической механики, физики и астрономии. В частности,  с помощью методов дифференциального исчисления, ученые предсказали возвращение каметы Галлея, что было большим триумфом науки 18 века.

Основные понятия дифференциального исчисления долгое время не были должным образом обоснованы. Однако в начале 19 века французский математик О.Коши дал строгое построение  дифференциального исчисления на основе понятия предела.

Применяемая сейчас система обозначений для производной восходит к Лейбницу  и  Лангранжу.

В настоящее время понятие производной находит  бльшое применение в различных областях науки и техники.

Часто можно слышать, что математики и физики – это лирики. Софья Ковалевская говорила: «Математик должен быть поэтом в душе»

Приведу слова из учительского фольклора «Алгоритм нахождения производной» (заполняем графу опорного конспекта).

В данной функции от Х, нареченной игреком

Вы фиксируете Х, отмечая индексом

Придаете ему тот час приращение

Те у функции самой, вызвав изменение.

Приращений тех теперь, взявши отношение

Пробуждаете к нулю у Х стремление

Предел такого отношения вычисляете

Он производною в науке называется.

Проверим выполнение домашнего задания.

Вычислить производные с помощью определения.

  1. у=х.
  2. у=кх+в. Следствие: производная постоянной величины.

Решение:

у=х

у=кх+в

  1. х0, f(х0)=х0

1)х0, f(х0)=кх0

  1. х0+, f(х0+)= х0+

2) х0+, f(х0+)= к(х0+)+в

  1. у=f(х0+)- f(х0)= х0+- х0=

у=f(х0+)- f(х0)= кх0+- кх0-в=

5)

Ответ: (х)1=1

Ответ: ( кх0+в)1

Следствие: к=0, в=с, то (0+с)1=0

(Заполняем соответствующую графу конспекта: (с)1=0, (кх+в)1=к.

4.Следующий этап нашей работы.

Что такое дифференцирование?

Вспомним правила дифференцирования. Основные формулы и следствия их них (ответы учеников с места).

Устный математический диктант.

Какие правила дифференцирования можно применить?

Вариант1

Вариант2

  1. Х2+3х4 (ДА)

1)-х3+7х5 (АД)

  1. -х3+ (АДЕ)

2) -х4+ (АДЕ)

  1.  (В)

3)х2 (Б)

  1. 2+tgх  (БД)

4)  (ВД)

  1. Х5-2х2+ (АГДВ)

5) –Х6+3х2+ (АДВ)

Правила дифференцирования

Основные формулы

Следствия

А. (u+v)1=u1+v1

Г.(u-v)1=u1-v1

Б.(u1=u1v+uv1

Д.(сu)1=сu1

B.)1=

Е.()1=u1

5.Продолжаем заполнять таблицу производных элементарных функций. Со своими исследованиями знакомит нас ….

Вычислить производную степенной функции у=х3:

А) с помошью определения производной;

Б) с помощью правил дифференцирования;

В) метод математической индукции.

Метод математической индукции (Б. Паскаль, Я.Бернулли)

Индукция – это переход от частного утверждения к общему.

Алгоритм:

  1. Утверждение верно при n=1; (х)1=1
  2. Допустим, что утверждение верно при n=к: ((х)к)1=кхк-1
  3. Докажем, что утверждение верно при n=к+1: (хк+1)1= (хкх)1=(хк)1х+хк(х)1=кхк-1х+хкк(к+1).

Заполняем опорную схему: производная степенной функции.

Вычилить производну тригонометрической функции: у=sinх ( с помощью определения производной).

6. Следующий этап нашей работы. Поговорим о производной сложной функции.

Сложная функция – это функция вида у=f(u(х)).

У1=f1(u(х))=f1(u(х))u1(х)

7. Последний этап нашей работы. Проверим технику  вашего дифференцирования. Письменная работа.

Вариант1

Вариант2

1.у=х5-х4+х3-х+5, х0=1

1.у=х6-х3+х2-х+7, х0=1

2.у=(5х-4)4

2.у=(3х-7)5

3.у=tgх+х2

3.у=cos3х+х3

8.Подведение итогов работы (озвучивание опорной схемы учениками у доски).

9.Домашнее задание: составить и решить карточку «Прверь себя»- задание: найти производные функций по определению, с помощью таблицы производных и правил дифференцирования.

Опорный конспект

Определение производной:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Алгоритм нахождения производной

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Правила дифференцирования

Основные формулы                                                    Следствия

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Таблица производных

Элементарные функции                                      Сложная функция

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка в 6 классе Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)

Урок - путешествие по зимнему лесу. Урок обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное"....

Открытый урок русского языка в 6 классе Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)

Урок - путешествие по зимнему лесу. Урок обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное"....

Урок обобщающего повторения в 7 классе. Урок-игра "Счастливый случай"

На уроке в игровой форме повторяются все разделы русского языка. Материал урока можно использовать и для внеклассного мероприятия...

Урок обобщающего повторения по теме «Атмосфера» 6 класс. (Урок-игра «Приключение Незнайки»)

Урок обобщающего повторения, проводится в форме игры. Используется презентация и опережающее задание для учащихся....

Урок обобщающего повторения на тему: «Хозяйство России» ( Урок-аукцион) 9 класс

Урок обобщающего повторения на тему: «Хозяйство России»( Урок-аукцион)  9 класс...

Урок обобщающего повторения в 7 классе ТЕМА УРОКА. Обобщающее повторение по изученным материкам Земли: Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка.

Урок проводится в форме игры «Что? Где? Когда?» с элементами КВН и деловой игры.Задачи урока.Образовательные. Повторить изученный за год материал (общие географические закономерности, рель...