«Математическое путешествие по Древнему миру»
материал по алгебре (6 класс) на тему

Штолина Анна Владимировна

Игра по станциям.

6 класс

Цель мероприятия:

Дидактическая - Некоторое углубление материала по предмету, привитие интереса к предмету

Развивающая – Расширить кругозор учащихся. Развитие логики мышления, смекалки, творчества

Воспитательная – Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям. Воспитание дисциплинированности, сплочение коллектива и умение работать в команде.

Условия игры

Игра по станциям проводится для учеников 6 класса, проводят  учащиеся 10 и 11 классов. На момент проведения игры ученики 6 класса должны знать и уметь производить действия с десятичными и обыкновенными дробями, уметь решать задачи на прямую и обратную пропорциональности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по математике

«Математическое путешествие по Древнему миру».

Подготовила учитель математики 1 категории ГОУ Гимназии №248

Штолина Анна Владимировна

Цель мероприятия:

Дидактическая - Некоторое углубление материала по предмету, привитие интереса к предмету

Развивающая – Расширить кругозор учащихся. Развитие логики мышления, смекалки, творчества

Воспитательная – Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям. Воспитание дисциплинированности, сплочение коллектива и умение работать в команде.

Оборудование:

 компьютеры, проекторы, презентация, медали; грамоты; карточки с заданиями, маршрутные листы.

Форма проведения:   Игра  

Условия игры

Игра по станциям проводится для учеников 6 класса, проводят  учащиеся 10 и 11 классов. На момент проведения игры ученики 6 класса должны знать и уметь производить действия с десятичными и обыкновенными дробями, уметь решать задачи на прямую и обратную пропорциональности.

Ход проведения мероприятия.

1.  Участники мероприятия собираются в кабинете №1.

Слова учителя:

 Сегодня  мы с Вами совершим путешествие в страну чисел. Узнаем о происхождении чисел, их записи и роли в жизни  людей.

Сейчас ученики 11 класса познакомят вас с историей появления обозначения чисел в Древнем мире: Греции, Вавилоне, Индии, Китае, Египте и на Руси.

Демонстрация презентации  «Путешествие в мир чисел».

 

Слова учителя:

А теперь, прежде чем отправиться в увлекательное путешествие, где вы познакомитесь с задачами,  которые дошли до нас сквозь века, и сами попробуете их решить, представьте ваши команды.

команды представляются :

1) название,

2) девиз,

3) эмблема.  

Это было их домашнее задание, за это они получают стартовые баллы (по 1 баллу за каждый подготовленный  пункт).  

Учитель вручает капитанам маршрутные листы (см приложение «Маршрутный лист»)

 И команды отправляются в путь.

Каждая команда посещает 6 станций,  где их встречают учащиеся 10 и 11 классов , пребывание на станции ограничено 10 минут.

Станция Древняя Индия.

Слова ведущих:

Приветствуем вас в  Древней Индии.

Команде показывают презентацию (презентация «Индия»)

Слова ведущих:

 Индия издревле славится своей кухней, как и познаниями в области математики. Вот какую задачу мы предлагаем вам решить.

Задача 2 балла.

Повар готовит различные блюда  четырьмя  вкусовыми оттенками:

Острым

Горьким

Кислым

Сладким

Скажите, каково число всех разновидностей блюд? В одно блюдо повар может положить все приправы вместе, любые три из них, любые две или только одну.  Сколько разновидностей одного блюда может приготовить повар, если разный набор приправ придаёт одному и тому же блюду разный вкус?

Ответ

15

Станция Древняя Греция.

Слова ведущих:

Приветствуем вас в  Древней Греции.

Команде показывают презентацию (презентация «Греция»)

И предлагают решить следующие задачи:

В Древней Греции не было дробей, но греки очень хорошо владели пропорциями.

А как вы владеете ими?

Задачи

1.   1 балл

Дана пропорция 4:2=10:5

Составьте пропорции равные данной из этих же чисел.

2. 1 балл

Найдите неизвестный член пропорции

12:х=18:4

3.  1 балл 

Чтобы получить 600г сушёных фиников надо взять 2кг свежих. Сколько сушёных фиников получится из 3,2кг свежих.

4.  3 балла

Тиран острова Самос Поликрат однажды спросил на пиру и Пифагора, сколько у того учеников.

«Охотно скажу тебе, о Поликрат,- отвечал Пифагор.- Половина учеников моих изучает прекрасную математику, четверть исследует тайны вечной природы, седьмая часть молча упражняет силу духа. Добавь ещё к ним трёх юношей. Столько учеников веду я к рождению вечной истины»

Сколько учеников было у Пифагора?

Ответы

1)  4:10=2:5     5:2=10:4       5:10=2:4

2)  х=8/3

3)  960 г

4) 28 человек

Станция Древний Вавилон

Слова ведущих:

В древнем Вавилоне математика зародилась задолго до нашей эры. Вавилонские памятники в виде глиняных плиток (всего около 500 000, из них 150 с текстами математических задач и 200 с числовыми таблицами) с клинописными надписями хранятся в различных музеях мира.

В этих текстах мы находим удобные способы решения ряда практических задач, связанных с земледелием, строительством и торговлей. С помощью пропорций в Древнем Вавилоне рисовали планы городов.

Команде показывают презентацию (презентация «Вавилон»)

Мы предлагаем решить вам задачи, пришедшие к нам из Вавилона.

1.  2 балла

 Площадь фигуры А составлена из суммы площадей двух квадратов. Площадь первого квадрата 900ед2, Сторона второго квадрата составляет уменьшенные на 10 две трети стороны другого квадрата. Каковы стороны квадратов?

2.  2 балла

Вычислите протяжённость канала, окружающего ВАВИЛОН.

1см : 333м. Ответ дайте в целых  километрах.

Ответы

1. 30 – сторона первого квадрата. 10- сторона второго квадрата

2. 10 км

Станция Древний Египет

Слова ведущих:

В жарком засушливом Египте успешно вести земледелие можно было только на землях, расположенных вблизи Нила. Весной, во время паводка, Нил широко разливался и покрывал поля своим плодородным илом. И лишь на удобренных этим илом полях могли получать египтяне урожаи ячменя, полбы и других возделываемых культур.

Поэтому расположенные вблизи Нила земли очень высоко ценились. Население Египта было уже достаточно велико, и вся эта земля была поделена между крестьянами. Но вот  в чем незадача: поля отделялись друг от друга межами, а разлив Нила смывал каждую весну эти межи, и приходилось проводить их снова. Этим занимались землемеры.

Вам придётся побыть в роли землемеров.   После очередного разлива Нила, надо провести деление земель между крестьянами.

1.  3 балла

При делении земель на участки, трое крестьян не поверили, что их участки имеют равные площади. И землемерам пришлось потрудиться, чтобы разделить их на равные части.

 Перед вами модель участка. Разделите участок земли на три равные части так, чтобы линия разреза шла по сторонам квадрата.

2. 2 балла

 Найдите площадь земельного участка

Ответы:

1)

2)

Станция Древний Китай

Слова ведущих:

Три пути ведут к знанию:

Путь размышления - самый благородный,

Путь подражания- самый лёгкий

И путь опыта – это путь самый горький…

Конфуций

В древнем Китае  4 тыс. лет назад возникла игра « Танграм». Китайцы делили квадрат на семь частей и составляли из них различные фигуры. Называли свою игру «чи-чао-тю» - «хитроумный узор из семи частей».

Мы предлагаем вам поиграть в эту игру.

Из предложенных частей квадрата, необходимо собрать данные фигуры.

1 фигура – 2 балла.

Ответ

Станция Древняя Русь

Слова ведущих:

Мы рады видеть вас в Древней Руси.

Демонстрация презентации ( презентация «Русь»)

Предлагаем вам решить задачи,  которые решали задолго до наших дней…

1) 2 балла

Шли семь старцев

У каждого старца по семь костылей,

На каждом костыле по семь сучков,

На каждом сучке по  7 кошелей,

В каждом кошеле по 7 пирогов,

В каждом пироге по  7 воробьёв.

Сколько всего старцев, костылей, сучков, кошелей, пирогов, воробьёв?

2)  3 балла

ПУТНИК

Путник, догнав другого, спросил его: «Далеко ли до деревни, которая впереди?» Другой путник ответил: « Расстояние от деревни, из которой ты идёшь, равно трети всего расстояния между деревнями. А если пройдёшь ещё две версты, будешь ровно посередине между деревнями. Сколько вёрст осталось идти первому путнику?

3) 2 балла

В жаркий день

   В жаркий день 6 косцов выпили бочонок кваса за 8 часов. Нужно узнать, сколько косцов за 3 часа выпьют такой те бочонок кваса.    

Ответ

1) 137256

2) ОСТАЛОСЬ ИДТИ 8 ВЁРСТ, ВЕСЬ ПУТЬ-12 ВЁРСТ.

3) 16 человек

Подведение итогов

Команды со своими маршрутными листами, в которых указано полученное количество баллов на каждой станции, возвращаются в кабинет №1, где учитель подводит итоги, вручает грамоты и  награждает призами победившие команды.

Используемая литература.

1) М.А Екимова, Г.П. Кукин, Задачи на разрезание, М.- МЦНМО, 20002

2) И.И. Баврин, Е.А Фрибус, Старинные задачи, М.-Просвещение, 1994

3) Электронные ресурсы сети интернет


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

История чисел

Слайд 2

Подсчитывать числа люди научились еще в каменном веке – палеолите, десятки тысяч лет назад. Сначала люди лишь на глаз сравнивали разные количества одинаковых предметов. Они могли определить, в какой из двух куч больше плодов, в каком стаде больше животных и т.п.

Слайд 3

Запись чисел при помощи цифр возникла не сразу. В течение многих веков люди писали все числа словами. Это занимало много времени и места, было не наглядно и затрудняло действия. Постепенно слова стали сокращать или писать только начальные буквы слов, выделяя их из среды других букв особыми знаками Вот ,например, так обозначали числа математики, которые жили пять тысяч лет назад в Месопотамии.

Слайд 4

Некоторые народы от записи слов перешли к записи специально придуманными знаками. Знаки у этих народов были различными, да и у одного народа встречались неодинаковые знаки для обозначения одних и тех же чисел. Возникали недоразумения, люди перестали понимать друг друга. Потребовались сотни лет, чтобы выработать единые(хотя бы для одного народа) знаки и систему записи чисел. Такие ,например, знаки использовались в Древнем Египте А такие – в Древнем Китае

Слайд 5

Вавилонская система счисления очень похожа на современную. Писали в древнем Вавилоне на мягких глиняных табличках острыми палочками, а потом таблички обжигали, и они становились твердыми и прочными. При раскопках были найдены целые библиотеки и архивы из таких табличек. Палочкой на глине трудно изображать сложные фигуры, поэтому вавилонская письменность состояла, в основном, из различных комбинаций клинышков (ее так и называют - клинопись). Вот так обозначали цифры в Вавилоне в 300 –ых -400 –ых годах до нашей эры. Вавилон

Слайд 6

Цифры Вавилона.

Слайд 7

Египтяне имели нумерацию с десятичной основой. Начертание цифр у египтян с нашим ничего общего не имеет. Вот цифры, которыми пользовались египтяне 4000 лет назад. Древний Египет

Слайд 8

Также в Египте числа обозначали иероглифами. Вот как это выглядело: Это было совсем неудобно и, в конце концов, от этого отказались.

Слайд 9

В древней Греции первые 9 букв алфавита с черточками над ними обозначали числа от 1 до 9, следующие 9 букв обозначали десятки, последние – сотни Древняя Греция Для обозначения тысяч применялись те же буквы, что и для первого десятка, но они отделялись от сотен запятой.

Слайд 10

Единицы α β γ δ ε ϝ ζ η θ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Десятки ι κ λ μ ν ξ ο π ϙ 10 20 30 40 50 60 70 80 90 Сотни ρ σ τ υ φ χ ψ ω ϡ 100 200 300 400 500 600 700 800 900 В Греции использовали алфавитную запись чисел.

Слайд 11

В IX веке славянские просветители – монахи братья Кирилл и Мефодий составили церковнославянскую нумерацию на подобие греческой. Каждая буква независимо от ее положения обозначало одно и то же число. Древняя Русь

Слайд 12

Древний Китай У китайцев в ходу было несколько систем цифр. Вот цифры ученых трактатов : А это цифры коммерческие, употреблявшиеся купцами и торговцами :

Слайд 13

Индейцы майя ухитрялись писать любое число, используя только точку, линию и кружочек. Индейцы Майя

Слайд 14

Самые удобные цифры – те, к которым мы привыкли – придумали в глубокой древности индийцы. Они же изобрели удивительную цифру – 0. Потом индийские цифры немного видоизменили арабы. И с тех пор этими цифрами пользуется весь мир. Древняя Индия

Слайд 15

Распространил эти цифры римский монах Сильвестр II , который одним из первых среди европейцев познакомился с арабскими цифрами, понял удобство их употребления по сравнению с римскими и начал всячески пропагандировать их внедрение в европейскую науку. Название «арабские цифры» образовалось исторически, из-за того что именно арабы распространяли десятичную позиционную систему счисления. Цифры, которые используют в арабских странах, по начертанию сильно отличаются от «арабских».

Слайд 16

Также, кроме арабских в наше время используются и римские цифры. Они используются в истории, литературе, инструкциях по сборке и т.п. Еще римские цифры используются в наше время в интерьере, например, в часах. Например : В IV в. Римская империя распалась на Западную и Восточную Византию.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Древний Вавилон

Слайд 2

Древний Вавилон В древнем Вавилоне математика зародилась задолго до нашей эры. Вавилонские памятники в виде глиняных плиток (всего около 500 000, из них 150 с текстами математических задач и 200 с числовыми таблицами) с клинописными надписями хранятся в различных музеях мира. В этих текстах мы находим удобные способы решения ряда практических задач, связанных с земледелием, строительством и торговлей. С помощью пропорций в Древнем Вавилоне рисовали планы городов.

Слайд 3

Древний Вавилон


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Древняя Греция

Слайд 2

Древняя Греция Древнеегипетскую и вавилонскую культуру в области математики продолжали греки. Они выдвинули тезис «Числа правят миром» . Или, как сформулировали эту же мысль два тысячелетия спустя: «Природа разговаривает с нами на языке математики» . Пифагор

Слайд 3

Задачи № 1 1 балл Дана пропорция 4:2=10:5 Составьте друге пропорции из этих же чисел.

Слайд 4

Задачи № 2 1 балл Найдите неизвестный член пропорции 12:х=18:4

Слайд 5

Задачи № 3 1 балл Чтобы получить 600г сушёных фиников надо взять 2кг свежих. Сколько сушёных фиников получится из 3,2кг свежих.

Слайд 6

Задачи № 4 3 балла Тиран острова Самос Поликрат однажды спросил на пиру и Пифагора, сколько у того учеников. «Охотно скажу тебе, о Поликрат,- отвечал Пифагор.- Половина учеников моих изучает прекрасную математику, четверть исследует тайны вечной природы, седьмая часть молча упражняет силу духа. Добавь ещё к ним трёх юношей. Столько учеников веду я к рождению вечной истины» Сколько учеников было у Пифагора?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Древняя Индия

Слайд 2

Древняя Индия Индийцам принадлежат две основные заслуги. Первой из них является введение в широкое употребление современной десятичной системы счисления и систематическое употребление нуля для обозначения отсутствия единиц данного разряда. Второй, ещё более важной заслугой индийских математиков является создание алгебры, свободно оперирующей не только с дробями, но и с иррациональными и отрицательными числами.

Слайд 3

Древняя Индия Повар готовит различные блюда четырьмя вкусовыми оттенками: Острым Горьким Кислым Сладким Скажите, каково число всех разновидностей блюд? В одно блюдо повар может положить все приправы вместе, любые три из них, любые две или только одну. Сколько разновидностей одного блюда может приготовить повар, если разный набор приправ придаёт одному и тому же блюду разный вкус? Индия издревле славится своей кухней, как и познаниями в области математики. Вот какую задачу мы предлагаем вам решить.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Древняя Русь

Слайд 2

Древняя Русь Первые сведения о развитии математики на Руси относятся к IX-XII вв. (древнерусская нумерация, метрология, первые системы дробей и др.). В Древней Руси времен Ярослава Мудрого (978-1054) уже существовали общеобразовательные школы древнерусского права “Русская правда” и в памятниках духовного содержания: “Книга святых тайн Еноха”, “Шестоднев”, “Толковая палея” и др.

Слайд 3

Древняя Русь Феодальная раздробленность и иноземное нашествие сыграли роковую роль в исторической судьбе, и надолго задержали культурное и научное развитие Киевской и Новгородской Руси. Поэтому вновь математика начинает развиваться на Руси только в XVI в. после освобождения от татарского ига.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математическая игра для 6 класса: "Историческое путешествие По Древнему миру"

Математическая игра : "Историческое путешествие в страну Математика" разработана для проведения на предметной неделе или на уроке занимательной математики". Цели игры:Познакомиться с   некоторыми...

Математическая игра: "Историческое путешествие по Древнему миру" - разработка.

Разработка игры для учащихся 6 классов: "Историческое путешествие по Древнему миру" . К разработке приложена презентация....

Разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Путешествие по страничкам истории Древнего Египта,Междуречья, Финикии"

Повторительно- обощающий урок по истории Древнего мира. Урок проходит в игровой форме.Целью урока является обобщение полученных знаний по истории Египта, Междуречья,Финикии.Класс заранее делится на тр...

Путешествие по Древнему миру викторина 2015

Викторина состоит из трёх частей: "Древний Египет" - 1 часть;   "Древняя Греция" - 2 часть Легенды и мифы, "Древняя Греция - 3 часть  По страницам ист...

Путешествие по Древнему миру

Методическая разработка для внеклассного мероприятия по истории для учащихся 5 класса....

Разработка урока для 5 класса "Путешествие по Древнему миру"

Урок "Путешествие по древнему миру" поможет повторить учебный материал в игровой соревновательной форме...