Путешествие по Древнему миру
методическая разработка (5 класс)

Чулкова Наталия Юрьевна

Методическая разработка для внеклассного мероприятия по истории для учащихся 5 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_drevnemu_miru.docx428.28 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ ст. ДРЯЗГИ

ИСТОРИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА

«Путешествие по Древнему миру»

Подготовила

учитель истории

Чулкова Н.Ю.

2018г.

Историческая викторина

«Путешествие по Древнему миру»

Цели викторины: в игровой форме повторить и закрепить в памяти учащихся основные факты, имена, даты изученного курса; способствовать развитию у школьников интереса к предмету; развивать память, внимание, мышление, создавать ситуации для проявления индивидуального творчества, приобретения опыта в нестандартных условиях.

        Задачи: Добиться полноценного, высокого уровня усвоения учащимися учебного материала через игровой вид деятельности; развивать умение логически мыслить, навыки коллективной работы и чувство товарищества: активизировать деятельность ребят, предлагая интересные и познавательные задания.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, раздаточный материал.

Ход мероприятия.

Вступительное слово учителя.

Приветствие команд. Представление жюри.

1 конкурс.  Заплутавший путешественник

Кто из нас не мечтает о путешествиях! Новые страны, Острова, земли, города! Но путешествия - это не только открытия, это и трудности, необходимость быстро решать многие вопросы, опасности, подстерегающие в пути. Не каждого возьмут в путешествие. А возьмут ли вас? Это вы узнаете, если правильно подскажите путнику географические названия. За каждый правильный ответ вы заработаете для своей команды 1 балл.

1. Река в Египте

а) Нил

2. Полуостров, на котором находится Индия

з) Индостан

3. Горы на севере Индии

в) Гималаи

4. Главные реки Китая

е) Хуанхэ и Янцзы

5. Древнейшая столица Египта

и) Мемфис

6. Реки, образующие Междуречье

г) Тигр, Евфрат

7. Море, омывающее восточное побережье Греции

ж) Эгейское

8. Южная часть Греции

б) Пелопоннес

9. Город, расположенный на берегах реки Тибр

к) Рим

10. Столица державы Александра Македонского.

д) Вавилон

Географические названия: а) Нил, б) Пелопоннес, в) Гималаи, г) Тигр, Евфрат, д) Вавилон, е) Хуанхэ и Янцзы, ж) Эгейское, з) Индостан, и) Мемфис, к) Рим.

2. Конкурс. Географический

Помогите начинающему путешественнику найти интересующие его страны. Обведите на контурной карте цветными карандашами    четырёхугольник, образованный градусной сеткой (параллелями и меридианами), в котором полностью или частично располагалась страна, указанная в предложенной теме. За каждый правильный ответ вы заработаете для своей команды 1 балл.

 

 

3 Конкурс. Крылатые выражения.

С историей стран древнего мира связано немало крылатых выражений. Появившиеся много веков назад, они употребляются и по сей день. В этом конкурсе вам необходимо выбрать для команды крылатое выражение, объяснить его смысл и назвать страну, где оно возникло. За полный правильный ответ команда получит 2 балла.

1. Ахиллесова пята.

Крылатое выражение «Ахиллесова пята» обозначает слабую сторону, уязвимое место кого-либо или чего-либо. Эта слабая сторона может быть, как физической, так и моральной.

Знаменитому греческому герою Ахиллу было предсказано ещё в детстве, что он может либо прожить долгую, но бесславную жизнь, либо героически погибнуть у стен Трои. Его мать богиня Фетида не хотела, чтобы так рано умер её сын, и она решила сделать его неуязвимым. Для этого Фетида новорожденного сына окунула в священные воды подземной реки Стикс. Теперь Ахилла не могло поразить никакое оружие. Но богиня при этом держала Ахилла за пятку, и её не коснулись волшебные воды Стикса, поэтому пятка осталась уязвимой.

Когда Ахилл стал взрослым, он отправился вместе с греками в поход против Трои. Во всём был неуязвим Ахилл. Но бог Аполлон, которого герой оскорбил ранее, знал его единственное уязвимое место. Во время одной из битв Аполлон направил стрелу Париса прямо в пятку Ахилла. Несмотря на то, что рана была небольшой, она оказалась смертельной.

2. Нить Ариадны.

Сегодня нитью Ариадны называют способ, помогающий решить какой-либо тяжелый, запутанный вопрос или выйти из затруднительного положения.

Значение фразеологизма «нить Ариадны» тесно связано с легендой про Тесея и Минотавра. Однажды великий древнегреческий мастер Дедал по просьбе царя Миноса создал на острове Крите дворец Лабиринт. Туда заключили Минотавра, человека-быка.

3. Троянский конь.

Троянский конь - подарок с тайным злым умыслом.

По преданию, после десяти лет осады Трои грекам (ахейцам) так и не удалось захватить хорошо укрепленный город. Поэтому авантюрное предложение хитроумного Одиссея с трудом, но было принято. А предложил он внушительную военную хитрость – захватить город при помощи огромного деревянного коня.

Деревянный конь был построен под руководством Эпея. Конь со спрятанной внутри него группой воинов во главе с Одиссеем был оставлен в лагере греков, а греческое войско сняло осаду и уплыло. Троянцы втащили трофей в город, а ночью отряд греков выбрался из коня и открыл городские ворота вернувшемуся на кораблях греческому войску

4. Яблоко раздора.

Фразеологизм яблоко раздора означает предмет вражды или причину спора. Поэтому не вносите и никому не давайте вносить в вашем окружении яблок раздора, и не будет у вас вражды между собой и споров.

Дело в том, что причиной появления данного фразеологизма в русском языке послужило действие в древнегреческой мифологии. А действие это заключалось в том, что существовавшую в древнегреческой мифологии богиню раздора Эриду не пригласили на свадьбу Пелея и Фетиды, которые позже стали родителями легендарного Ахиллеса. И она, обидевшись в свою очередь, бросила на этой свадьбе золотое яблоко с надписью «прекраснейшей». Вследствие чего данное яблоко послужило причиной ссоры между тремя богинями – Геры, Афродиты и Афины. Ссора произошла из-за того, что кто-то должен определиться с правом на это яблоко. В качестве судьи богини пригласили юного Париса, который являлся сыном троянского царя Приама. Парис в свою очередь присудил яблоко богине любви Афродите, несмотря на то, что остальные богини обещали и предлагали различные блага, а она за это помогла Парису похитить у Менелая его жену – Елену. Это похищение и послужило началом Троянской войны.

5. Соломоново решение.

Соломоново решение — мудрое решение, поступок, в более широком смысле — мудрость.

Соломон — царь Израиля в 965-928 годах до нашей эры. В историю не только евреев, но всего мира Соломон вошел в качестве эталона мудрого правителя.

Однажды на суд царю пришли две женщины, оспаривающие одна у другой ребёнка. Они жили в одном доме, и у каждой было по младенцу. Ночью одна из них своего младенца задавила и подложила его к другой женщине, а живого у той взяла себе. Соломон приказал: «принесите меч и рассеките живого ребенка пополам и отдайте половину одной и половину другой». Одна из женщин воскликнула: «Отдайте лучше ей младенца, но не убивайте его!», а другая сказала: «Рубите, пусть не достанется ни ей ни мне». По этой реакции Соломон понял, кто настоящая мать ребенка и отдал его первой женщине.

6. Со щитом или на щите.

И сегодня это выражение не потеряло своего первоначального смысла. Мы говорим: «вернуться со щитом», и это означает одержать победу, а «вернуться на щите» — погибнуть в сражении, потерпеть неудачу.

В древнегреческой Спарте, небольшой, но славившейся мужественными, закаленными воинами стране, родилась легенда, давшая жизнь фразеологизму «со щитом или на щите». Жительница Спарты Горго, провожая на войну сына, дала ему щит и напутствовала его такими словами: «С ним или на нем!» Это краткое и лаконичное (а спартанцев называли лаконцами) выражение означало: вернись домой, как победитель со щитом или пусть тебя принесут товарищи на щите, как в те времена было принято: павших в сражении спартанцев приносили домой на щитах.

4. Конкурс капитанов.

Капитаны выходят в центр класса. В руках они держат таблички со словами «да» и «нет». Ведущий читает исторические утверждения. Капитаны быстро, не раздумывая должны поднять табличку со словом «да», если утверждение верно. Если утверждение неверно, то поднимается табличка со словом «нет». Каждый правильный ответ приносит команде 1 балл.

1. Марафонская битва произошла в 490 г. до н.э. между греками и персами.

да

2. В долине Нила, севернее порогов, жили эллины.

нет

3. Население Китая делилось на множество варн.

нет

4. Вавилонское государство достигло своего могущества при царе Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.

да

5. Главным занятием жителей Спарты было земледелие.

нет

6. На время Олимпийских игр запрещались войны между враждующими городами Греции.

да

7.Солон – знаменитый римский законодатель.

нет

8. Древний город Вавилон стоял на берегах реки Тигр.

нет

9. Родиной театра был древний Рим.

нет

10. Китайцы разводили шелковичных червей.

да

11.Первые олимпийские игры состоялись в 776г. до н.э.

да

12.Чтобы прославить правителя Китая Цинь Шихуанди, началось строительство Великой китайской стены.

нет

5. конкурс.  Что я видел…

Каждая из иллюстраций, приведённых на слайде относится к одной из указанных в перечне тем. Установите соответствие между темами и иллюстрациями: к каждой теме подберите по одной иллюстрации. За каждый правильны         ответ – 1 балл.

5. конкурс.  Что я видел…

Подведение итогов викторины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математическая игра для 6 класса: "Историческое путешествие По Древнему миру"

Математическая игра : "Историческое путешествие в страну Математика" разработана для проведения на предметной неделе или на уроке занимательной математики". Цели игры:Познакомиться с   некоторыми...

Математическая игра: "Историческое путешествие по Древнему миру" - разработка.

Разработка игры для учащихся 6 классов: "Историческое путешествие по Древнему миру" . К разработке приложена презентация....

Разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Путешествие по страничкам истории Древнего Египта,Междуречья, Финикии"

Повторительно- обощающий урок по истории Древнего мира. Урок проходит в игровой форме.Целью урока является обобщение полученных знаний по истории Египта, Междуречья,Финикии.Класс заранее делится на тр...

«Математическое путешествие по Древнему миру»

Игра по станциям.6 классЦель мероприятия:Дидактическая - Некоторое углубление материала по предмету, привитие интереса к предметуРазвивающая – Расширить кругозор учащихся. Развитие логики мышления, см...

Путешествие по Древнему миру викторина 2015

Викторина состоит из трёх частей: "Древний Египет" - 1 часть;   "Древняя Греция" - 2 часть Легенды и мифы, "Древняя Греция - 3 часть  По страницам ист...

Разработка урока для 5 класса "Путешествие по Древнему миру"

Урок "Путешествие по древнему миру" поможет повторить учебный материал в игровой соревновательной форме...