Последовательности
план-конспект урока по алгебре (9 класс) на тему

Мельникова Елена Витальевна

Конспект урока по теме "Последовательности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_algebre.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

           по алгебре.

                 Тема: «Последовательности».

   

  МОУ СОШ № 27

     9 класс

Выполнила:

Мельникова Е. В.

   Воронеж

Тема: «Последовательности».        

Цели:

  • Познакомить учащихся с понятием последовательность.
  • Научить учащихся решать задачи на последовательности.
  • Продолжать развивать интерес к математике.

Тип урока: изучение нового материала.

План урока:

  1. Оргмомент.
  2. Объяснение нового материала.
  3. Закрепление изученного материала.
  4. Итог урока.

ХОД УРОКА.

  1. Оргмомент (2 мин).

Постановка целей и этапов урока, проверка отсутствующих.

  1. Объяснение нового материала (20 мин).

Устно:

1. Найдите значение выражения n / (n + 2) при n = 1, 2, 8

2. Напишите формулу числа, кратного: а) 5; б) 77;

    Назовите три наименьших положительных кратных этих чисел.

Выпишем несколько чисел, кратных 10, в порядке возрастания, получим:  10, 20, 30, 40, …, 10n.

Таким образом, мы получили последовательность чисел. Очевидно,  что на пятом месте будет число 50, на десятом – 100, на сотом – 1000 и т. д. Т. е. для любого n € N можно указать соответствующее ему положительное число, оно будет равно 10n.

Рассмотрим ещё одну последовательность: правильные дроби с числителем = 1: 1/2, 1/3, 1/4, 1/5, …  Для любого n € N → 1/ (n+1).

Таким образом, видим, что каждому натуральному числу поставлено в соответствие определённое действительное число:

1а1,                                   следующий     следующий

2а2                                

3а3                                аn-1;    аn;     аn+1

naт                                предыдущий     предыдущий    

Тогда говорят, что задана числовая последовательность, и пишут:

а1, а2, а3, …, аn, … Иначе, можно записать  (аn).

Числа а1, а2, а3, …, аn, … называются членами числовой последовательности

а1 – первый член;

а2 – второй член;

аn – n – ый член последовательности;

Последовательность может содержать конечное число членов. В таком случае её называют конечной. Например, конечной является последовательность двузначных чисел:

10, 11, 12, …, 99;

последовательность трёхзначных чисел:

100, 101, …, 999; и т. д.

Чтобы задать последовательность нужно указать способ, позволяющий найти член последовательности с любым номером.

Часто последовательность задают с помощью формулы n – го члена последовательности. Например, последовательность чётных чисел: аn = 2n, кратных 10: bn = 10n; последовательность дробей с числителем =1:                  сn = 1/ (n+1).

Рассмотрим другие примеры.

Примеры:

1. Последовательность задана формулой:

yn  = n + n².

Подставляя вместо n натуральные числа 1, 2, 3, 4, …,  получим:

y1 = 1 + 1² = 2;

y2 = 2 + 2² = 6;

y3 = 3 + 3² = 12;

y4 = 4 + 4² = 20;

y5 = 5 + 5² = 30; …

Значит, наша последовательность:

        2, 6, 12, 20, 30, …

2. Пусть последовательность задана формулой  аn = (- 1)ⁿ ∙ 10

а1 = -1∙10 = -10;        

а2 = 1∙10 = 10;

а3 = -1∙10 = -10;

а4 = 1∙10 = 10;

Все члены этой последовательности с нечётными номерами равны – 10, а с чётными равны 10. Получим: -10, 10, -10, 10, …

3.Формулой с1 = 13 задаётся последовательность, все члены которой равны 13:  13, 13, 13, 13, … .

        4. Пусть первый член последовательности (аn)  а1 = 2, а каждый следующий член равен кубу предыдущего, т. е.   а1 = 2, аn+1 = аn³.

С помощью формулы аn+1 = аn³ можно по известному первому члену найти второй, затем по известному второму найти третий и т. д. Получим последовательность:

а1 = 2, а2 = 8, а3 = 512, а4 = 134217728, …,

2, 8, 512, 134217728, …

Способ задания последовательности формулой n – го члена называется аналитическим. (аn = 2n, b1 = 10n, cn = 1/ (n+1), yn  = n + n², …)

Способ задания последовательности формулой, выражающей любой член последовательности, начиная с некоторого через предыдущий (один или несколько) называется рекуррентным. (аn+1 = аn³)

 

  1. Закрепление изученного материала (10мин).

№ 329

аn = 3n

3, 6, 9, 12, 15, …

а1 = 3, а5 = 15, а10  = 30, а100 = 300, аn = 3n.

№ 330

n ) – последовательность.

-1, 0, -1, 0, -1, 0, -1, 0, -1, …

с10 = 0, с25 = -1, с200 = 0, с253 = -1, с= 0, с2к+1 = -1.

№ 332 – устно.

№ 334 (а, в)

а) хn = 2n – 1                                в) хn = n / (n + 1)

        х1  = 2 * 1 – 1 = 1;                            х1  = 1 / (1 + 1) = 1/2;

        х2  = 2 * 2 - 1 = 3;                            х2  = 2 / (2 + 1) = 2/3;

        х3 = 2 * 3 – 1 = 5;                            х3 = 3 / (3 + 1) = 3/4;

        х4 = 2 * 4 – 1 = 7;                            х4 = 4 / (4 + 1) = 4/5;

        х5 = 2 * 5 – 1 = 9;                            х5 = 5 / (5 + 1) = 5/6;

        х6 = 2 * 6 – 1 = 11;                    х6 = 6 / (6 + 1) = 6/7;

        

        Ответ: 1, 3, 5, 7, 9, 11, …            Ответ: 1/2, 2/3, 3/4, 4/5, 5/6, 6/7.

                

4. Итог урока (2 мин).

Оценить работу класса на уроке и назвать учащихся, отличившихся на уроке.

Домашнее задание:

П. 15, № 331, № 333, № 334 (б, г, д, е)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Задачи. Сумма и произведение последовательных натуральных чисел( Qbasic)

Презентации по решению задач в Qbasic на тему "Сумма и прозведение натуральных чисел"...

Презентация. Последовательность заполнения энергетических уровней и подуровней в атомах ХЭ малых периодов

Данная презентация может быть полезна в качестве иллюстрации при изучении строения атома. В презентации показана последовательность заполнения энергетических уровней и подуровней в атомах химических э...

Разработки уроков потеме: "Числовая последовательность"

Разработки уроков с использованием разноуровневых заданий для самостоятельной работы учащихся...

Конспект урока по физике для 8 класса по теме «Последовательное и параллельное соединение. Закономерности последовательного и параллельного соединения проводников»

Конспект урока по физике для 8 класса по теме «Последовательное и параллельное соединение. Закономерности последовательного и параллельного соединения проводников»...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя ТЕМА: «ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ. ПОНЯТИЕ О ПРЕДЕЛЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ»

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей СПО работающих на 1 курсе....

Числовая последовательность, способы ее задания, вычисления членов последовательности. Предел последовательности. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия

Числовая последовательность, способы ее задания, вычисления членов последовательности. Предел последовательности. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия...

Числовые последовательности. Пределы функций и последовательностей.

Числовые последовательности. Пределы функций и последовательностей....