Система подговки к ОГЭ по математике
статья по алгебре (9 класс) на тему

Захарова Людмила Владимировна

 В данной работе представлен опыт учителя и некоторые рекомендации по подготовке к ОГЭ по математике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_podgotovki_k_oge_2015.doc139 КБ

Предварительный просмотр:

Захарова Людмила Владимировна

МБОУ СОШ № 59, г.Барнаул

Учитель математики

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 59» г. Барнаула

Система подготовки к ОГЭ по математике.

Подготовила

учитель математики

Захарова Л.В.

г. Барнаул

2015 год

С 2006 года в регионах Российской Федерации в рамках создания  Общероссийской системы оценки качества образования проводится государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме ГИА, с 2014 года ОГЭ. Основное назначение новой системы итоговой аттестации - введение открытой, объективной, независимой процедуры оценивания учебных достижений учащихся.  

Не секрет, что успешнее сдает экзамен тот, кто в полном объеме владеет материалом, хорошо знаком с процедурой проведения экзамена, психологически готов к экзамену и адекватно реагирует на нестандартные ситуации.

Задача учителя помочь ученику как можно лучше решить первые две проблемы, и уменьшить третью. Экзамен в новой форме не похож на обычные школьные контрольные, к которым привыкли и ученики, и учителя, и родители. Именно поэтому к нему надо начинать специально готовить даже тех, кто неплохо пишет обычные контрольные работы, а уж тем более тех, кто испытывает затруднения в математике.

Мне  как учителю математики довелось трижды готовить учащихся к ГИА. Первый раз в 2009 году,  второй в 2011, и к ОГЭ в 2015 году.

 Результаты экзаменов:

Год выпуска

Класс/кол. Учеников

успеваемость

качество

Высший бал

2009

9А,       20чел.

100%

59%

27

2011

9А,9Б,  38чел.

100%

67%

34(мах)

2015

9А,       20чел.

100%

90%

38 (мах)

В своей работе я остановлюсь на подготовке учащихся к экзамену непосредственно в девятом классе. Хотя начинается она задолго до этого момента.

В ходе подготовки учащихся к итоговой аттестации у меня  сложилась следующая система работы:

  1. Составление плана подготовки к ОГЭ;
  2. Изучение нормативных документов;
  3. Коррекция календарно-тематического плана в соответствии с демоверсией  по предмету;
  4. Накопление раздаточного материала;
  5. Повышение эффективности урока;
  6. Внеклассные мероприятия, консультации;
  7. Мониторинг успешности выполнения работ учащимися;
  8. Оформление кабинета.

Работу по подготовке к ОГЭ по математике в девятом классе я начинаю с изучения документов регламентирующих проведение экзамена.

  • «Кодификатор требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по математике»
  • «Кодификатор элементов содержания для проведения  основного государственного экзамена по математике»;
  • «Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения  в 2015 году основного государственного экзамена по математике»;
  • «Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2015 году основного государственного экзамена по математике»;
  • Литературу для подготовки  к  ОГЭ. ( Приложение № 1).

Далее, соотношу своё календарно - тематическое планирование  в разделе повторение в соответствии с  темами, используемыми в КИМах для проведения экзамена.  

Ещё одной важнейшей составляющей моей работы по подготовке к экзаменам, считаю условное разбиение учащихся на группы. Делаю  это для того, чтобы строить работу дифференцированно, не забывая об учащихся с повышенной мотивацией и слабоуспевающих. Выделяю три основные группы: высокий уровень подготовки, средний уровень подготовки и группа «риска».

На консультациях знакомлю учащихся с  документами, регламентирующими проведение экзамена по математике, Демо-версией, литературой для подготовки к экзамену, интернет-ресурсами. Знакомлю учащихся с планом подготовки к экзамену в течение года, примерным расписанием «пробных»  контрольных работ в форме ОГЭ. Обычно в течение года я провожу их три. В ноябре, феврале и апреле. Работы тщательно анализируются. Результаты доводятся до сведения учащихся и их родителей. По итогам пробного тестирования  корректируются работа по подготовке к экзамену и группы «риска». Проводятся индивидуальные беседы и консультации с  данными учащимися. Кроме этого в течение года в домашнее задание включаются задачи из открытого – банка заданий ГИА по математике.  В течение сентября – февраля учащиеся один раз в месяц выполняют  первую часть теста.        Для более детального анализа знаний учащихся и их «продвижения» при подготовке к экзамену заполняем с ребятами  следующие таблички.  Они позволяют  учащимся и родителям, и мне как учителю увидеть пробелы в знаниях учащихся и правильно скорректировать работу по их ликвидации.

Ф.И. ученика

Номер теста

                                                      Номер задания

1

2

3

…..

19

20

21

Всего баллов

Иванов А.

1

+

+

-

_

_

1балл

15

2

+

+

+

_

+

1балл

17

3

+

+

+

+

+

2 балла

22

Петров М.

1

-

-

+

-

-

-

5

2

-

+

-

+

-

-

7

3

+

+

+

+

-

-

10

На уроках и консультациях постепенно ввожу небольшие самостоятельные работы по материалам экзаменационной контрольной работы минут на 7-15.

Для повышения эффективности урока и дополнительных занятий применяю ИКТ. Презентации к урокам создаю и сама,  и использую готовые, созданные учителями математики и расположенные на различных педагогических сайтах. За которые хочется сказать большое спасибо коллегам, так как  очень часто у учителя нет времени на их составление.

 Итоговое повторение учебного материала провожу, используя блочно-модульное структурирование учебного материала, укрупнение учебных единиц.

Выстраиваю повторение, соблюдая «правило спирали» - от простых заданий до заданий со звездочками, от комплексных типовых заданий до заданий II части.

Все тренировочные тесты провожу в режиме «теста скорости»,  т.е. с жестким ограничением времени.

Темп проведения теста  задаю сразу и поддерживаю его на протяжении всего времени.

 Домашние задания подбираю для  групп учащихся различного уровня сложности.

Таким образом, в своей работе применяю следующие принципы подготовки к ОГЭ.

Первый принцип – тематический. Эффективнее выстраивать такую подготовку, соблюдая принцип от простых типовых заданий к сложным.

При подготовке не стараюсь решить как можно больше вариантов заданий предыдущих лет. Такой путь неперспективен, так как  варианты  работ не повторяются, и у школьника не формируется устойчивый общий способ деятельности с заданиями соответствующих  видов. Ученик через несколько недель не сможет вспомнить, как  он решал это задание. Причём он будет  пытаться именно вспомнить решение, а не применять общий подход к заданиям такого типа. Запомнить  же  решения всех заданий невозможно. Учащихся учу общим универсальным приёмам и подходам к решению задач соответствующих типов.  

Второй принцип – логический (или спиралевидный). На этапе освоения знаний подбираю материал в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного следует другое. На следующих занятиях полученные знания способствуют пониманию нового материала.

Третий принцип – тренировочный. Учащимся на консультациях, в домашнем задании предлагаю тренировочные тесты, выполняя которые  учащиеся могут оценить степень подготовленности к экзамену.

Четвёртый принцип – индивидуальный. На консультациях ученик может не только выполнить тест, но и получить ответы на вопросы, которые вызвали у него затруднение.

Пятый принцип – временной. Все тренировочные тесты провожу в режиме «теста скорости»,  т.е. с жестким ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя - за какое время сколько заданий они успевают решить.

Шестой принцип – контролирующий.

При подготовке осуществляю одинаковую нагрузку, как по содержанию, так и по времени,  для всех школьников  (сильных и слабых)   в равной мере. Содержание КИМов  ставит всех учеников в равные условия и предполагает объективный контроль результатов,  т.е.  слабый ученик не получит скидку на то, что он слабый.

 Следуя этим принципам, формирую у учеников навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля. Развиваю способность мыслить свободно, и творчески. Стараюсь создать условия каждому школьнику расти настолько, насколько он способен. Моя цель как учителя состоит в том, чтобы помочь каждому школьнику научиться быстро решать задачи, оформлять их чётко и компактно.

  

Особенности работы с заданиями первой части

 

Подготовку учащихся к экзамену начинаю с разбора заданий первой части работы и включения их в устную работу на уроках, которую очень люблю и использую практически на каждом уроке и на всех параллелях. Считаю, что устные упражнения активизируют мыслительную деятельность учащихся, требуют осознанного усвоения учебного материала. При их выполнении развивается память, речь, внимание, быстрота реакции. Устные упражнения  позволяют корректировать знания, умения и навыки учащихся. А также автоматизировать навыки простейших вычислений и преобразований. В ходе подготовки  обращаю внимание учащихся на время выполнения каждого задания первой части. (Примерное время выполнения в минутах  указано в «Спецификации»). Указываю на  типичные ошибки при выполнении  заданий первой части:

1. Невнимательное чтение условия (учащиеся путают выбор правильного ответа при решении неравенств методом интервалов или квадратичных неравенств,  наибольшее и наименьшее значения,   часто не знают,  что вынести в ответ и т. п.).

2. Арифметические ошибки (при работе  с отрицательными числами и дробями).

3.  Невнимательно переносят ответ  в бланк.

Особенности выполнения заданий 2 части

Вторая часть работы направлена на   дифференцированную проверку владения материалом на повышенном уровне. Эта часть содержит 3 задания по алгебре и 3 задания по геометрии. Требования к выполнению заданий с развернутым ответом заключаются в следующем: решение должно быть математически грамотным и полным, из него должен быть понятен ход рассуждений учащегося.

 Задания части 2 расположены по нарастанию сложности, при этом фактически они представляют три разных уровня сложности.  Первое задание № 21 и 24, самые простые,  и направлены на проверку владения формально- оперативными навыками- преобразование выражения, решение уравнения, неравенства, знание основных свойств геометрических фигур. По уровню сложности это задания лишь немногим превышает обязательный уровень, поэтому решение этих задач предлагаю всем учащимся без исключения.

Для отработки навыков решения этих задач составляю тематические карточки для учащихся ( Приложение №2), используя различную литературу для подготовки к ОГЭ по математике и интернет-ресурсы.Следующие  два задания (№ 22 и 25) более высокого уровня, они сложнее первого и в техническом и в логическом отношении. При выполнении данных заданий учащиеся должны продемонстрировать знания из различных разделов курса. 25 задание предполагает умение логически правильно излагать свои мысли, используя знания геометрического материала при доказательстве утверждения.  При хорошем выполнении первой части работы, правильное решение этих заданий обеспечивает получение «пятерки».  Обычно с решением этих задач без труда справляются учащиеся, занимающиеся на «4» и «5». Для тренировки предлагаю ребятам тематическое решение задач данного уровня.

Последние два задания (№ 23, 26) - наиболее сложные. Они требуют свободного владения материалом и довольно высокого уровня математических знаний.  Мои учащиеся сами определяют, будут ли они приступать к решению данных заданий. Чаще всего ученики выбирают алгебраическое задание № 23. Подготовку по решению задания 23 и 26 провожу на индивидуальных консультациях.

Работа с бланками

Неотъемлемым элементом подготовки к ЕГЭ является обучение  учащихся заполнению бланков. Для учащихся в кабинете оформляю стенд «Подготовка к ОГЭ-2015». На стенде располагаю памятки по заполнению бланков ОГЭ по математике и образцы заполненных бланков. Несколько  диагностических контрольных работ провожу на бланках ГИА (ОГЭ). При выполнении первой диагностической работы с заполнением бланков провожу индивидуальный анализ не только допущенных ошибок в контрольной работе учащимися, но и ошибок при заполнении бланков.

Психологическая подготовка учащихся к экзамену.

1. Во – первых в беседах с учащимися и их родителями, ставим задачу, чтобы каждый ученик  определил для себя планируемый результат обучения, на какую оценку он должен сдать экзамен. Это не значит, что «потолок» должен занижаться,  или оставаться неизменным,  но на него нужно ориентироваться как ученику, так и учителю. Поэтому я как учитель для некоторой категории учащихся  ставлю опережающую цель: дать «на выходе» результат выше, чем планировалось.

2.  При выполнении упражнений  по подготовке к ОГЭ уровень  сложности заданий в некоторых случаях объявляю заранее, а в некоторых – только после его выполнения. Такой подход при спланированном подборе заданий приводит к значительному сдвигу как в самооценке школьника,  в его чувстве уверенности в себе, так и  в его умении  без ошибок  выполнять тест.

3. Учу школьника «технике сдачи теста».

«Техника»  включает в себя следующие моменты: Обучение постоянному жёсткому контролю времени.  На консультациях,  пробных и репетиционных тестированиях обращаю внимание учащихся на то, сколько времени необходимо затратить  на выполнение  одного задания первой части (3-5минут)

Интеллект, как и мышцы нужно постоянно тренировать - от этого он только сильнее становится. Поэтому на уроках и в домашнем задании постепенно повышаю нагрузки и скорость выполнения  тестовых заданий.  Но делать это необходимо постепенно в течение учебного года, так чтобы у учащихся не было перегрузки.

4.  В ходе подготовки учащихся к экзамену учу учащихся оценке объективной и субъективной трудности заданий. Ученики обычно сами знают,  какие  задания для них являются наиболее  сложными. Таких «слабых» мест следует избегать при выполнении теста. Рекомендую учащемуся выполнять в первую очередь  те задания, в которых он ориентируется хорошо. Задача учителя  состоит в том, чтобы школьник самостоятельно сумел набрать максимально возможное для него количество баллов,  поэтому изречение «лучше меньше, да лучше» здесь  оказывается  вполне справедливым.

5. Считаю очень важным научить учащихся «читать» условие задачи до начала решения и после ее решения для того, чтобы верно ответить на поставленный вопрос (что нужно было найти?). Учу технике выбора ответа  методом «исключения»  явно неверного ответа.  

 В  заключении хотелось бы отметить, что существует много различных методик по подготовке к ЕГЭ помогающих педагогу в работе. Но очень важны не просто теоретические основы, а опыт самих учителей, накопленный на практике! 

            Математика – наука интересная и сложная, поэтому нельзя упускать ни одной возможности, чтобы сделать ее более доступной.

Список использованной литературы

  1. «Кодификатор требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по математике»
  2. «Кодификатор элементов содержания для проведения  основного государственного экзамена по математике»;
  3. «Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения  в 2015 году основного государственного экзамена по математике»;
  4. «Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2015 году основного государственного экзамена по математике» [электронный ресурс]. URL:http://www.fipi.ru/view/sections/214/docs/481/html
  5. Государственный образовательный стандарт основного общего образования по математике  [электронный ресурс]. URL:http://www.scool.edu.ru/dok_edu.asp?ob_no=19811
  6. Государственная итоговая аттестация учащихся основной общей школы по математике (ГИА-9 в новой форме): материалы для экспертов территориальных комиссий: учебно - методическое пособие/ сост. И.В. Кисельников, Г.В. Терновая, О.А. Тыщенко.- Барнаул: АлтГПА, 2010.
  7. Методические рекомендации по подготовке к ГИА-9 по математике. [электронныйресурс] http://www.alted.ru/oo83/html_fragments/EGE.files/metod1.htm
  8. Подготовка учащихся к ЕГЭ и ГИА по математике». Калитвянская Н.В.
  9. Образовательный портал «СДАМ ГИА» (http://математика.сдамгиа.рф)

Приложение 1.

Литература  интернет-ресурсы для подготовки ОГЭ.

  1. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Алгебра 2010/ ФИПИ авторы- составители: Е.А. Бунимович, Т.В. Колесникова, Л.В. Кузнецова, Л.О. Рослова, С.Б. Суворова- М.:Интеллект-Центр, 2009
  2. Рослова Л.О. и др. Математика. 20 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену в 9 классе.  Москва. АСТ. Астрель.
  3. Лысенко Ф.Ф. Математика. Тематические тесты для подготовки к ГИА-2015. 9 класс. Изд. Легион.
  4. Лысенко Ф.Ф. Математика. Тренажер для подготовки к ГИА-2015. 9 класс. Изд. Легион.
  5. Смирнова И.М., Смирнов В.А. Геометрические задачи с практическим содержанием. Москва. Изд. МЦНМО, 2010г.
  6. ОГЭ3000 задач с ответами. ГИА-9 Математика. 1 часть. Под редакцией И.В. Ященко. Москва. «Экзамен»,2015.
  7. Образовательный портал «СДАМ ГИА» http://математика.сдамгиа.рф

Приложение 2

Карточка «Алгебраические выражения»

           

Образовательный портал «СДАМ ГИА» (http://математика.сдамгиа.рф)

Приложение 3.

Рекомендации ученику для успешной сдачи ГИА-9 по математике.

1. Научитесь выделять и понимать главное в материале, который  изучался на уроке. Его обязательно нужно закрепить при самостоятельной работе с учебником. Помните, что умение решать задачи является  следствием глубоко понятого соответствующего теоретического материала.

  2. Что нужно запомнить? Чем больше запомните информации, тем быстрее будете выполнять как устные задания, так и те, которые требуют значительных умственных усилий. В связи с этим знать основные теоремы и формулы, алгоритмы выполнения заданий — обязательно! Советуем завести личный справочник. Используйте и пополняйте его.

3. На уроке учитель, как правило, предлагает ряд заданий, требующих устного решения. Совершенствуйте свои умения и навыки для решения таких задач! Для этого при самостоятельной подготовке используйте  соответствующие задания из учебников.

4. Используйте тесты из  пособий для подготовки к ГИА по математике не только  к предстоящему контролю, но и для оценки своей готовности к этому контролю (сколько заданий теста Вы правильно решили за установленное инструкцией время, сколько баллов «заработали» и т. д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРименение технологии "Лекционно-семинарская система обучения" в процессе обучения математике

В данной статье приведен опыт работы учителя математики старших классов. Рассматриваются особенности лекционно-семинарской системы обучения в школе, показываются некоторые приемы ее применения для опт...

Проект "Использование Дневника.ру в создании системы подготовки к ЕГЭ по математике в районном методическом объединении"

Проект представлен на конкурс "Инноватика в образовании" Забайкальского образовательного форума-2012....

Программа курса «Система подготовки к ЕГЭ по математике» для учащихся 11 класса

Пояснительная запискаЕГЭ по математике совмещает два экзамена – выпускной школьный и вступительный в ВУЗ. В связи с этим материал, усвоение которого проверяется при сдаче ЕГЭ, значительно шире м...

Система подготовки к ГИА. по математике. ( из опыта работы).

В работе рассказывается о системе подготовки учащихся 9 классов к ГИА по математике...

Система подготовки к ГИА по математике

В статье рассмотрены принципы эффективной подготовки к ГИА, методические приемы для качественной подготовки (приём показа учителем мысленного поиска способа решения задачи, инсценировка "тупика" в реш...

Система подготовки к ЕГЭ по математике

В данной  методической теме показаны этапы работы  и система работы учителя при подготовке ЕГЭ по математике....

Мастер-класс для учителей математики «Технология применения системы дополнительных заданий на уроках математики в 9 классе»

Методические ресурсы:  Трушова И.И. АЛГЕБРА. ГЕОМЕТРИЯ. Сборник задач для учащихся 9 класса / И.И. Трушова. – СПб.: СМИО Пресс, 2014. – 80 с.Цель мастер-класса –  отработка практически...