Главные вкладки

    План-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме:
    Конспект урока "Решение задач по теме обыкновенные дроби"- 5 класс

    Косый Наталья Николаевна

    Данный урок  проводится в 5  классе в соответствии с тематическим планированием по теме «Обыкновенные дроби».

    Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt.sokolova_nn.doc168 КБ

    Предварительный просмотр:

    Соколова Н.Н., МБОУ СОШ №31

    Соколова Наталья Николаевна

    Учитель математики

    МБОУ СОШ №31

     г. Мурманск

    5 класс.

    Тема урока: «Решение задач по теме обыкновенные дроби».

    Цели урока:

    Образовательная: решать задачи на дроби; оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, отработать умения  решать задачи  на дроби арифметическим способом.

    Развивающая: научить учащихся решать нестандартные задачи в самых обычных жизненных  ситуациях; обучить приемам и методам рассуждения, развивать логическое мышление учащихся, математическую речь (устную и письменную), внимание; анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию.

    Воспитательная: моделировать условие задачи, используя рисунки; применять новые способы рассуждения к решению задач, отражающих жизненные ситуации; научить использовать полученные знания в повседневной жизни; развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, познавательную активность, интерес к математике, воспитывать умение к совместной деятельности;

    Оборудование:  проектор, компьютер, интерактивная доска (ИД).

    Форма проведения урока:  урок с применением  группового  способа  обучения.

    Этапы урока

    Цели и задачи этапа

    На уровне формирования учебных действий

    1. Организационный момент (3 мин.)

    Целеполагание,  саморегуляция.

    2. Актуализация знаний.

    Решение устных упражнений на повторение

    (6 мин.)

    Построение речевых конструкций, рационализация, умение  анализировать и реагировать на поступающие ответы.

    3. Коллективное решение задач по теме обыкновенные дроби.

    (12 мин.)

    Наблюдение, осознание практического применения данного типа задач, анализирование, осмысливание, переформулировка текста, извлечение  информации из различных источников.

    4. Физкультминутка (1 мин)

     Эстетическое восприятие, здоровьесбережение, саморегуляция.

    5. Работа в группах (6 мин)

    Работа по составленному плану, решение задач практической направленности, оценивание ответа, самоконтроль.

    6. Отчет командира группы о проделанном исследовании.

    (6 мин)

    Изложение способа решения задачи.

    7. Подведение итогов урока. Домашнее задание (6 мин.)

    Предметная рефлексия, применение способов рассуждения  к решению задач, отражающих жизненные ситуации.

    План проведения урока.

    Ход урока.

    Этапы

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    1.

    Здравствуйте, ребята! Проверяем, все ли готовы к уроку! Рады приветствовать группы и их командиров в нашем походе!

    Сегодня у нас урок решения задач и мы совершим необыкновенное путешествие с обыкновенными дробями, решая задачи по этой теме.

    Это путешествие будет по Кольскому полуострову.

    Складываем в рюкзак наши знания, а компасом в этом путешествии будут наши умения решать задачи по этой теме.

    Приветствуют учителя, контролируют собственную готовность (на партах – тетради, учебники, ручки, карандаши, линейки, дневники)

    2.

    Чтобы узнать девиз нашего путешествия, нам предстоит решить несколько несложных арифметических примеров.

    А чтобы было легче в пути, давайте  мы вспомним, основные правила решения задач по теме обыкновенные дроби.

    Используя ответы, прочитайте девиз. Для этого запишите в таблицы буквы, соответствующие найденным ответам.

    Чтобы найти дробь от  числа надо:

    1.  Разделить число на знаменатель этой дроби;

    2. Полученный результат умножить на числитель.

     Чтобы найти число по значению его дроби надо:

    1.  Разделить число на числитель этой дроби;

    2. Полученный результат умножить на знаменатель.

    Чтобы найти, какую часть составляет одно число от другого, надо первое число разделить на второе.

    от 6  (Р)

       от 9 (П)

    от 16 (А)

    от 64 (Й)

    составляет 14 (К)

    составляет 64 (Й)

    составляет 55 (О)

    8) 11 от 27 (З)

    9) 2 от 9 (А)

    10 7 от 19 (Н)

    3

    88

    10

    48

    21

    2

    10

    48

    (Познай край)

    3

    Коллективное решение задач по теме  обыкновенные дроби

    Начинаем наше путешествие. У вас на столах лежат маршрутные листы, в которых и указан наш маршрут.

    Берем курс в южном направлении. Первым нашим остановочным пунктом будет Лапландский заповедник.

     Главная ценность заповедника — нетронутая природа, находящаяся в своём естественном первозданном состоянии.

    Задача первого типа:

    Площадь Мурманской области 147 тысяч квадратных километров. Лапландский заповедник занимает сорок девятую часть площади. Сколько квадратных километров занимает заповедник?

    Далее двигаемся к озерам Имандра и Умбозеро. Озеро Имандра самое большое озеро по площади на Кольском полуострове. А решив задачу мы узнаем какое озеро самое глубокое.

    Задача второго типа.

    Глубина озера Имандра  составляет 67 м. Это составляет     глубины озера Умбозеро. Найди, на сколько Умбозеро глубже озера Имандра?

    Умбозеро - самое глубокое озеро на Кольском полуострове.

    Держим путь в Хибины. Мы с вами подошли к озеру Сейдозеро. Около него мы сделаем привал. С этим озером связано много легенд. Кстати вблизи озера находятся пирамиды, которые в два раза древнее знаменитых Египетских пирамид.

     Задача третьего типа.

    Высота Кольских пирамид примерно 50 метров, а высота пирамиды Хеопса примерно 139 метров. Какую часть высота наших северных пирамид составляет от высоты пирамиды Хеопса?

    Итак привал закончен, поднимаемся в горы.

    Хиби́ны - крупнейший горный массив на  Кольском полуострове. А как называются самые известные горы в Хибинах? Не знаете? Я вам подскажу. Они называются Юдычвумчорр и Путеличорр. А какой же они высоты?

    Задача на определение типа.

    Высота горы Путеличорр 1111 м над уровнем моря. Какова высота горы Юдычвумчорр, если она составляет       высоты горы Путеличорр? На сколько гора высота горы  Юдычвумчорр выше Путеличорр?

    Кстати гора Юдычвумчорр самая высокая гора Хибин. А с перевода саамского языка – гудящая гора.

    Путеличорр с перевода саамского языка  - гора пришельцев. Так саамы называли экспедицию ученых под руководством знаменитого ученого Ферсмана. Он основывал в этом месте свои базы.

    Решение.

    Ответ: .

    Решение:

    глубина озера Умбозеро;

    Ответ: на 48 м.

    Решение:

    Ответ:  

    Решение:

    Высота горы Юдычвумчорр;

    Ответ:1200м, на 89 м.

    4

    Отдохнем на физкультминутке.

    На зарядку становись!

    И немного разомнись.

    Головой кивает слон,

    Пять раз делаем как он.

    Руку вверх и руку вниз,

    и три раза повернись

    Головой все повращаем

     И урок наш продолжаем.

    5.

    Дальше наш отряд разделится на группы. Сейчас мы с вами поработаем в группах, и решая задачи побываем на наших знаменитых реках - Поной и Варзуга, посчитаем какую часть года река Умба находится подо льдом, опустимся в батискафе в глубины Белого моря и из города Кандалакша вернемся домой.

    Итак, капитаны представьте ваши группы и девиз.

    Далее решают каждая группа свою задачу. И делают отчет по группам.

    Задача группы Костер (первого типа).

    Длина рек: Поной - 425 км, а реки Варзуга -  длины реки Поной. На сколько километров река Поной длиннее Варзуги?

    Задача группы Алые паруса (второго типа). 

    В 1950 году батискаф для наблюдения за жизнью рыб мог опускаться на глубину 200 м, это составляет  глубины погружения батискаф «Север» в настоящее время. На сколько метров глубже погружается сейчас батискаф «Север»?

    Задача группы Верные друзья (третьего типа).

    Река Умба покрыта льдом 210 дней в году. Какую часть года река свободна ото льда? (если считать, что в году 365 дней).

    Задача группы Дружба (второго типа).

    Задача для возвращения от города Кандалакша домой в Мурманск.

    Расстояние от Кандалакши до Мончегорска       120 км.  Расстояние от Мончегорска до Мурманска составляет    расстояния от Кандалакши до Мончегорска. Сколько километров от Кандалакши до Мурманска?

    Решение: 

      длина реки Варзуга

    Ответ: на 163 км.

    Решение:

     погружение батискафа в настоящее время;

    Ответ: на 1800 м.

    Решение:

     ледостав на реке Умба;

    Ответ: .

    Решение:

    расстояние от Мончегорска  до Мурманска;

    Ответ:260км.

    6

    6. Отчет командира группы о проделанном исследовании.

    Отчет по работе группы:

    1. Наша группа побывала _________________

    1. Мы исследовали _______________________

    1. Для этого решили задачу ________________

                         

    1. И сделали вывод______________________________

    7

    Подведение итогов

     Итак, наше путешествие окончено.

    Мы все благополучно вернулись домой в город Мурманск, который является столицей Кольского полуострова и самым крупным  в мире городом, расположенным за Северным Полярным кругом.

    Возьмите свои маршрутные листы и скажите мне:

    1. Какие места Кольского полуострова мы посетили?
    2. Что нового о нашем крае мы узнали?
    3.  Задачи по какой теме помогли нам в путешествии?
    4. Задачи каких типов мы решали?
    5. С какими трудностями вы столкнулись?

     Совершить это путешествие нам помогли знания по теме  обыкновенные дроби и наши умения решать задачи.

    Домашнее задание:

    1. Вес крупной лосихи достигает 300 кг. Это составляет          веса самца. Сколько килограммов весят лось и лосиха вместе?
    2. В Лапландском заповеднике высота молодой сосны 10 м. Какова высота взрослой сосны, если высота молодой составляет  высоты взрослой? На сколько взрослая сосна выше молодой?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщающий урок по теме "Обыкновенные дроби" 5 класс

    Обобщающий урок по теме «Обыкновенные дроби» 5 класс...

    урок по теме "Обыкновенные дроби" 5 класс

    С психологической точки зрения использование компьютерных программ несет в себе огромный мотивационный потенциал. При методически правильном использовании компьютерных технологий компьютер может помоч...

    Конспект урока по теме "Обыкновенные дроби". 5 класс.

    Конспект урока по теме "Обыкновенные дроби" - 5 класс....

    Конспект урока по теме: "Обыкновенные дроби" 5 класс

    Урок с использованием элементов здоровьесберегающей и игровой технологий....

    Урок - игра по теме "Обыкновенные дроби" 5 класс

    Разработка урока в 5 класее. Урок можно использовать перед контрольной работой...

    Урок по теме: "Обыкновенные дроби". 5 класс

    Урок по теме: "Обыкновенные дроби" - 5 класс. Конспект урока + презентация.Содержание урока: действия с обыкновенными дробями с одинаковыми знаменателями....

    Конспект интегрированного урока по теме "Обыкновенные дроби" 6 класс

    Интегрированный урок математики и географии с использование материала об озере "Байкал" ....